конспект урока по русскому языку 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Класс: 1
Время: 35 мин.
Предмет: русский язык
УМК: Школа России
Тема: « Сочетания ча - ща, чу-щу, жи- ши»
Тип урока: Урок систематизации знаний
Цель урока: создать условия формирования умения писать слова с сочетаниями ча– ща, чу-щу, жи-ши;
Задачи:
Образовательные:
- обобщать знания о правописании сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши;
- отработать навык правильного написания слов с этими орфограммами;
- расширять словарный запас;
Развивающие:
- развивать словесно - логическое мышление, умение анализировать свою деятельность;
- развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь учащихся;
- развивать интерес детей к предмету;
- развивать умение высказывать свои мысли и понимать позицию собеседника;
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, ответственность, уважение к собеседнику;
- способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества;
Планируемые результаты:
Предметные:
- научатся объяснять, почему в сочетаниях ча – ща, чу – щу, жи-ши надо запомнить написание гласных а, у. и;
- писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу, жи-ши, применяя правила правописания.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- ставить и проблему, использовать знаково-символические формулировать средства.
Регулятивные УУД:
- принимать учебную задачу урока, формулировать тему и цели урока, отвечать на итоговые вопросы, осознавать качество уровня усвоения.
Коммуникативные УУД:
- развивать умение работать в парах и группах, умение выражать свои мысли, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой.
Личностные УУД:
- формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка;
- развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.
Методы обучения: Технология системно-деятельностного подхода
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.
Средства обучения: карточки с заданиями для индивидуальной работы, наглядный материал, карточки с гласными буквами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1
Конспект урока разработан по программе «Школа России»
Автор: Тушнолобова Светлана Владимировна
Класс: 1
Время: 35 мин.
Предмет: русский язык
УМК: Школа России
Тема: « Сочетания ча - ща, чу-щу, жи- ши»
Тип урока: Урок систематизации знаний
Цель урока: создать условия формирования умения писать слова с сочетаниями ча– ща, чу-щу, жи-ши;
Задачи:
Образовательные:
- обобщать знания о правописании сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши;
- отработать навык правильного написания слов с этими орфограммами;
- расширять словарный запас;
Развивающие:
- развивать словесно - логическое мышление, умение анализировать свою деятельность;
- развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь учащихся;
- развивать интерес детей к предмету;
- развивать умение высказывать свои мысли и понимать позицию собеседника;
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, ответственность, уважение к собеседнику;
- способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества;
Планируемые результаты:
Предметные:
- научатся объяснять, почему в сочетаниях ча – ща, чу – щу, жи-ши надо запомнить написание гласных а, у. и;
- писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу, жи-ши, применяя правила правописания.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- ставить и проблему, использовать знаково-символические формулировать средства.
Регулятивные УУД:
- принимать учебную задачу урока, формулировать тему и цели урока, отвечать на итоговые вопросы, осознавать качество уровня усвоения.
Коммуникативные УУД:
- развивать умение работать в парах и группах, умение выражать свои мысли, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой.
Личностные УУД:
- формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка;
- развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.
Методы обучения: Технология системно-деятельностного подхода
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.
Средства обучения: карточки с заданиями для индивидуальной работы, наглядный материал, карточки с гласными буквами.
Ход урока
СЛАЙД 2
- Орг. Момент
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
СЛАЙД 3
- Актуализация знаний.
- Ребята, давайте вспомним, что вы знаете о звуках [ш][ч´][щ´][ж]? (на доске появляются эти звуки на листке) – (это согласные шипящие звуки)
- Что можно сказать о звуках [ш]и[ж]?
( это не парные твёрдые шипящие согласные звуки)
- Что можно сказать о звуках [ч´]и[щ´]?
(это непарные мягкие шипящие согласные звуки)
- Ребята, давайте вспомним, что такое опасное место в слове? (это место, в котором мы можем допустить ошибку (орфограмма)
- Молодцы!
СЛАЙД 4
- Самоопределение к деятельности
А теперь мы с вами поиграем, я буду читать вам загадки, а вы называть отгадки (на экране будут появляться картинки со словами)
- Белая звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла –и пропала. (снежинка)
- Стоит Антошка
На деревянной ножке,
Руки из палки,
В руках мочалки. (чучело)
- Мы – проворные сестрицы –
Быстро бегать мастерицы.
В дождь – лежим,
В снег – бежим,
Уж такой у нас режим. (лыжи)
- Идут, бегут.
С места не сойдут (часы)
5. Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает (щука)
- Рябята, посмотрите внимательно на слова, которые появились у нас на доске. Какие орфограммы вы нашли? Назовите их?
(БУКВОСОЧЕТАНИЯ жи-ши, ча-ща, чу-щу)
- Почему в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу написание гласных надо запомнить? (дети предполагают)
- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.)
- Какие цели мы перед собой поставим?
- научимся определять опасные места в словах
- научимся правильно писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу
- узнаем, почему в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу написание гласных надо запомнить.
- Работа по теме урока
- Ребята, давным-давно в древнерусском языке все шипящие согласные звуки [ж´], [ш´] и [ч´] были только мягкими. И конечно, в сочетаниях жи и ши употреблялась буква И.
Прошло много лет. Звуки [ж] и [ш] отвердели и стали произноситься в словах как твёрдые согласные. Но буквосочетания жи и ши сохранились до наших дней такими, какими ты видишь их на страницах учебника. Запомни их написание.
- Работа в тетрадях
19 декабря
МИНУТА ЧИСТОПИСАНИЯ
УЧЕБНИК с. 26
- Открываем учебник на с. 26. Прочитайте текст (дети читают)
-О чем говорится в тексте?
-О снежинках.
-Откуда берутся снежинки?
-Запишите слово снежинки в тетради, разделите на слоги, поставьте ударение и составьте схему
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА «СНЕЖИНКИ»
КАРТОЧКИ «СНЕЖИНКА» (работа в парах) Приложение 1
- Читаем задание: Прочитай буквосочетания.
-Какую «работу» выполняют буквы и, а, у в каждом из этих буквосочетаний, а какую не выполняют? (ответы детей)
- Правильный ответ: жи-ши, ча-ща, чу-щу – буквы И, А, У – обозначают звуки [и][а][у], но буква И не обозначает мягкость предшествующего согласного. [ж] и [ш] - остаются твёрдыми.
А буквы А, У не обозначают твёрдость предшествующих согласных. [ч´] и [щ´] – остаются мягкими.
- Почему же надо запомнить написание гласных в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу?
(Нужно запоминать написание гласных в буквосочетаниях потому, что не смотря на твёрдость звуков [ж] и [ш], после них пишется буква И, а также не смотря на мягкость звуков [ч´] и [щ´], после них пишутся буквы обозначающие твёрдость А, У.)
Так мы сохраняем традиции в написании слов русского языка.
- Давайте прочитаем и запомним то, на что нас просят обратить внимание (хором)
ЖИ – ШИ пиши с буквой И |
ЧА-ЩА пиши с буквой А |
ЧУ-ЩУ пиши с буквой У |
- Физминутка
Пальчиковая гимнастика. Нужно рассмотреть снежинку на ладошке и ответить на вопрос: «Какая она?» (загибать пальцы с большого по одному): чистая, лёгкая, пушистая, холодная, воздушная, ветерку послушная (встряхивание кистей рук).
- Работа по теме урока
-Составьте предложение со словом СНЕЖИНКА
-Запишите его в тетрадь.
- Закрепление (работа в группах) Приложение 2
- Разбейте слова на 3 группы
- Рефлексия
Волшебная сказка о Снежинке и Дедушке Морозе
История дружбы Снежинки и Деда Мороза началась задолго до этого дня. Когда-то давно, в самом начале зимы, маленькая Снежинка только начинала свой путь. Она была ещё совсем неопытной и неуверенной, но уже тогда мечтала о приключениях. Однажды, пролетая над лесом, она увидела странного человека, который шёл по снегу и оставлял за собой следы. Это был Дед Мороз, который готовился к празднованию Нового года.
Снежинке стало интересно, чем занимается этот человек, и она решила проследить за ним. Оказалось, что Дед Мороз готовит подарки для детей и взрослых, украшает ёлки и дома, создаёт праздничное настроение. Снежинке так понравилась эта идея, что она решила стать помощницей Деда Мороза. С тех пор они стали неразлучными друзьями.
Каждый год перед Новым годом Снежинка помогала Деду Морозу готовить подарки и украшать всё вокруг. А Дед Мороз учил её быть уверенной в себе и не бояться трудностей. Их дружба стала примером того, как разные существа могут объединиться ради общей цели и создать настоящую магию.
- Кто уже научился писать такие слова без ошибок?
- Оцените себя с помощью новогодней игрушки.
- Кто считает, что поработал на уроке отлично, всё запомнил, научился применять правило о правописании гласных после шипящих, напишите эти буквосочетания на красных и оранжевых шарах и повесьте их на елку.
- Кто считает, что поработал хорошо, но сомневается, что научился применять правило о правописании гласных после шипящих, напишите эти буквосочетания на синих шарах и повесьте их на елку.
- Кто не усвоил правило о правописании гласных после шипящих, напишите эти буквосочетания на жёлтых шарах и повесьте их на елку.
- Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали?
- Что понравилось на уроке?
Молодцы! Наш урок окончен.
Приложение 1
Припиши слева или справа сочетания
"жи-ши, ча-ща, чу-щу", чтобы получились слова.
Зада____
_____лок
_____повник
лы_____
и_____
ро____
Приложение 2
чашка |
чайник |
свеча |
чаща |
зайчата |
часы |
часовой |
початок |
туча |
чайка |
чай |
перчатки |
выручай |
чаща |
гуща |
роща |
площадь |
щавель |
ручища |
пища |
жилища |
щука |
чудо |
чугунная |
щуки |
машина |
жираф |
жила |
жил |
шина |
широко |
мыши |
лыжи |
шило |
шире |
жить |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
Конспект урока по русскому языку . Класс -3. УМК «Школа России» Тема урока: «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.
А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2
Конспект урокаПредмет: Русский язык Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...
