конспект урока по русскому языку 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Тушнолобова Светлана Владимировна

Класс: 1

Время: 35 мин.

Предмет: русский язык

УМК: Школа России

Тема: « Сочетания ча - ща, чу-щу, жи- ши»

Тип урока: Урок систематизации знаний

Цель урока: создать условия  формирования умения писать слова    с  сочетаниями ча– ща, чу-щу, жи-ши;

Задачи:

Образовательные:

  • обобщать знания о правописании сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши;
  • отработать навык правильного написания слов с этими орфограммами;
  • расширять словарный запас;

Развивающие:

  • развивать словесно - логическое  мышление, умение анализировать свою деятельность;
  • развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь учащихся;
  •   развивать интерес детей к предмету;
  • развивать умение высказывать свои  мысли и понимать  позицию  собеседника;

 Воспитательные:

  •  воспитывать самостоятельность, ответственность, уважение к собеседнику;
  •  способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества;

Планируемые результаты:

Предметные:

 - научатся объяснять, почему в сочетаниях ча – ща, чу – щу, жи-ши надо запомнить написание гласных а, у. и;  

- писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу, жи-ши, применяя правила правописания.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- ставить и проблему, использовать знаково-символические формулировать средства.

Регулятивные УУД:

принимать учебную задачу урока, формулировать тему и цели урока, отвечать на итоговые вопросы, осознавать качество  уровня усвоения.

Коммуникативные УУД:

- развивать умение работать в парах и группах, умение выражать свои мысли, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой.

Личностные УУД:

- формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка;

- развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Методы обучения: Технология системно-деятельностного подхода

Формы   работы:  фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

Средства обучения: карточки с заданиями для индивидуальной работы,                       наглядный материал, карточки с гласными буквами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

Конспект урока разработан по программе «Школа России»

Автор: Тушнолобова Светлана Владимировна

Класс: 1

Время: 35 мин.

Предмет: русский язык

УМК: Школа России

Тема: « Сочетания ча - ща, чу-щу, жи- ши»

Тип урока: Урок систематизации знаний

Цель урокасоздать условия  формирования умения писать слова    с  сочетаниями ча– ща, чу-щу, жи-ши;

Задачи:

Образовательные:

  • обобщать знания о правописании сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши;
  • отработать навык правильного написания слов с этими орфограммами;
  • расширять словарный запас;

Развивающие:

  • развивать словесно - логическое  мышление, умение анализировать свою деятельность;
  • развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь учащихся;
  •   развивать интерес детей к предмету;
  • развивать умение высказывать свои  мысли и понимать  позицию  собеседника;

 Воспитательные:

  •  воспитывать самостоятельность, ответственность, уважение к собеседнику;
  •  способствовать созданию эмоционально положительной основы для развития коммуникативных способностей и навыков коллективного сотрудничества;

Планируемые результаты:

Предметные:

 - научатся объяснять, почему в сочетаниях ча – ща, чу – щу, жи-ши надо запомнить написание гласных а, у. и;  

- писать слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу, жи-ши, применяя правила правописания.

Метапредметные:

Познавательные УУД: 

- ставить и проблему, использовать знаково-символические формулировать средства.

Регулятивные УУД: 

принимать учебную задачу урока, формулировать тему и цели урока, отвечать на итоговые вопросы, осознавать качество  уровня усвоения.

Коммуникативные УУД:

- развивать умение работать в парах и группах, умение выражать свои мысли, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой.

Личностные УУД:

- формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка;

- развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Методы обучения: Технология системно-деятельностного подхода

Формы   работы:  фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

Средства обучения: карточки с заданиями для индивидуальной работы,                       наглядный материал, карточки с гласными буквами.

Ход урока

СЛАЙД 2

  1. Орг. Момент

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

СЛАЙД 3

  1. Актуализация знаний.

- Ребята, давайте вспомним, что вы знаете о звуках [ш][ч´][щ´][ж]? (на доске появляются эти звуки на листке) – (это согласные шипящие звуки)

- Что можно сказать о звуках [ш]и[ж]?

( это не парные твёрдые шипящие согласные звуки)

- Что можно сказать о звуках [ч´]и[щ´]?

(это непарные мягкие шипящие согласные звуки)

- Ребята, давайте вспомним, что такое опасное место в слове? (это место, в котором мы можем допустить ошибку (орфограмма)

- Молодцы!

СЛАЙД 4

  1. Самоопределение к деятельности

А теперь мы с вами поиграем, я буду читать вам загадки, а вы называть отгадки (на экране будут появляться картинки со словами)

  1. Белая звёздочка с неба упала,

          Мне на ладошку легла –и пропала.  (снежинка)

  1. Стоит Антошка
             На деревянной ножке,
             Руки из палки,
             В руках мочалки.                (чучело)

  1. Мы – проворные сестрицы –

          Быстро бегать мастерицы.

          В дождь – лежим,

         В снег – бежим,

        Уж такой у нас режим.  (лыжи)

  1. Идут, бегут.

         С места не сойдут          (часы)

5.      Хвостиком виляет,
        Зубаста, а не лает           (щука)

- Рябята, посмотрите внимательно на слова, которые появились у нас на доске. Какие орфограммы вы нашли? Назовите их?

(БУКВОСОЧЕТАНИЯ жи-ши, ча-ща, чу-щу)

- Почему в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу написание гласных надо запомнить? (дети предполагают)

- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Буквосочетания жи-ши, ча-ща,  чу-щу.)

- Какие цели мы перед собой поставим?

  • научимся определять опасные места в словах
  • научимся правильно писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу
  • узнаем, почему в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу написание гласных надо запомнить.

  1. Работа по теме урока

- Ребята, давным-давно в древнерусском языке все шипящие согласные звуки [ж´], [ш´] и [ч´] были только мягкими. И конечно, в сочетаниях жи и ши употреблялась буква И.

Прошло много лет. Звуки [ж] и [ш] отвердели и стали произноситься в словах как твёрдые согласные. Но буквосочетания жи и ши сохранились до наших дней такими, какими ты видишь их на страницах учебника. Запомни их написание.

  1. Работа в тетрадях

19 декабря

МИНУТА  ЧИСТОПИСАНИЯ

УЧЕБНИК   с. 26

- Открываем учебник на с. 26. Прочитайте текст (дети читают)

-О чем говорится в тексте?

-О снежинках.

-Откуда берутся снежинки?

-Запишите слово снежинки в тетради, разделите на слоги, поставьте ударение и составьте схему

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗМИНУТКА «СНЕЖИНКИ»

КАРТОЧКИ «СНЕЖИНКА» (работа в парах)  Приложение 1

- Читаем задание: Прочитай буквосочетания.

-Какую «работу» выполняют буквы и, а, у в каждом из этих буквосочетаний, а какую не выполняют? (ответы детей)

- Правильный ответ: жи-ши, ча-ща, чу-щу – буквы И, А, У – обозначают звуки [и][а][у], но буква И не обозначает мягкость предшествующего согласного. [ж] и [ш] - остаются твёрдыми.

А буквы А, У не обозначают твёрдость предшествующих согласных. [ч´] и [щ´] – остаются мягкими.

- Почему же надо запомнить написание гласных в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу?

(Нужно запоминать написание гласных в буквосочетаниях потому, что не смотря на твёрдость звуков [ж] и [ш], после них пишется буква И, а также не смотря на мягкость звуков [ч´] и [щ´], после них пишутся буквы  обозначающие твёрдость А, У.)

Так мы сохраняем традиции в написании слов русского языка.

- Давайте прочитаем и запомним то, на что нас просят обратить внимание (хором)

ЖИ – ШИ пиши с буквой И

ЧА-ЩА пиши с буквой А

ЧУ-ЩУ пиши с буквой У

  1. Физминутка

Пальчиковая гимнастика. Нужно рассмотреть снежинку на ладошке и ответить на вопрос: «Какая она?» (загибать пальцы с большого по одному): чистая, лёгкая, пушистая, холодная, воздушная, ветерку послушная (встряхивание кистей рук).

  1. Работа по теме урока

-Составьте предложение со словом СНЕЖИНКА

-Запишите его в тетрадь.

  1. Закрепление (работа в группах)   Приложение 2

- Разбейте слова на 3 группы

  1. Рефлексия

Волшебная сказка о Снежинке и Дедушке Морозе

История дружбы Снежинки и Деда Мороза началась задолго до этого дня. Когда-то давно, в самом начале зимы, маленькая Снежинка только начинала свой путь. Она была ещё совсем неопытной и неуверенной, но уже тогда мечтала о приключениях. Однажды, пролетая над лесом, она увидела странного человека, который шёл по снегу и оставлял за собой следы. Это был Дед Мороз, который готовился к празднованию Нового года.

Снежинке стало интересно, чем занимается этот человек, и она решила проследить за ним. Оказалось, что Дед Мороз готовит подарки для детей и взрослых, украшает ёлки и дома, создаёт праздничное настроение. Снежинке так понравилась эта идея, что она решила стать помощницей Деда Мороза. С тех пор они стали неразлучными друзьями.

Каждый год перед Новым годом Снежинка помогала Деду Морозу готовить подарки и украшать всё вокруг. А Дед Мороз учил её быть уверенной в себе и не бояться трудностей. Их дружба стала примером того, как разные существа могут объединиться ради общей цели и создать настоящую магию.

- Кто уже научился писать такие слова без ошибок?

- Оцените себя с помощью новогодней игрушки.

- Кто считает, что поработал на уроке отлично, всё запомнил, научился применять правило о правописании гласных после шипящих, напишите эти буквосочетания на красных и оранжевых шарах и повесьте их на елку.

- Кто считает, что поработал хорошо, но сомневается, что научился применять правило о правописании гласных после шипящих, напишите эти буквосочетания на синих шарах и повесьте их на елку.

- Кто не усвоил правило о правописании гласных после шипящих, напишите эти буквосочетания на жёлтых шарах и повесьте их на елку.

  1. Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали?

- Что понравилось на уроке?

Молодцы! Наш урок окончен.

Приложение 1

Припиши слева или справа сочетания

"жи-ши, ча-ща, чу-щу", чтобы получились слова.

Зада____

_____лок

_____повник

лы_____

и_____

ро____

Приложение 2

чашка

чайник

свеча

чаща

зайчата

часы

часовой

початок

туча

чайка

чай

перчатки

выручай

чаща

гуща

роща

площадь

щавель

ручища

пища

жилища

щука

чудо

чугунная

щуки

машина

жираф

жила

жил

шина

широко

мыши

лыжи

шило

шире

жить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.

А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...

Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2

Конспект урокаПредмет: Русский язык       Класс: 2Составитель: Крибель Анна Анатольевна, учитель начальных классовТема: «Парные звонкие и глухие согласные в ко...