Технологическая карта урока русского языка "Правописание глагола в прошедшем времени" УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Хуснутдинова Эвелина Даниловна

Цель урока: Формировать понятие о глаголах прошедшего времени; формировать умение образовывать глаголы прошедшего времени, умение грамотно писать родовые окончания глаголов прошедшего времени по правилу.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1)формировать понятие о грамматических признаках глаголов;

2)формировать умение определять род глаголов прошедшего времени;

3)формировать умение писать родовые окончания глаголов прошедшего времени.

Предметные:

1)учиться отличать глаголы прошедшего времени;

2)учиться образовывать и изменять глаголы прошедшего времени.

3)учиться писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени.

Развивающие:

1)развивать умение высказывать собственное мнение при формулировании правил;

2)развивать умения учебного сотрудничества при парной работе.

Личностные:

1)способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;

2)проводить самооценку своих действий;

3)развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные:

1)воспитывать любовь к русскому языку, грамотной письменной речи;

2)воспитывать бережное отношение к своей работе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 16.04.2024

Школа: №152

Класс:

Урок: 2

Время: 14:50-15:30  Кабинет: 214

Студент: Хуснутдинова Эвелина Даниловна

Группа: 35

Учитель: Ходыкина Марина Юрьевна

Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока «Правописание глагола в прошедшем времени»

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Цель урока: Формировать понятие о глаголах прошедшего времени; формировать умение образовывать глаголы прошедшего времени, умение грамотно писать родовые окончания глаголов прошедшего времени по правилу.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1)формировать понятие о грамматических признаках глаголов;

2)формировать умение определять род глаголов прошедшего времени;

3)формировать умение писать родовые окончания глаголов прошедшего времени.

Предметные:

1)учиться отличать глаголы прошедшего времени;

2)учиться образовывать и изменять глаголы прошедшего времени.

3)учиться писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени.

Развивающие:

1)развивать умение высказывать собственное мнение при формулировании правил;

2)развивать умения учебного сотрудничества при парной работе.

Личностные:

1)способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;

2)проводить самооценку своих действий;

3)развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные:

1)воспитывать любовь к русскому языку, грамотной письменной речи;

2)воспитывать бережное отношение к своей работе.

УМК: УМК учебник «Русский язык», 2 часть, 4 кл. (Школа России).

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы  (беседа)

Внешний контроль

- Здравствуйте, меня зовут Эвелина Даниловна, сегодня я проведу у вас урок Русского языка.

- Сейчас сядут те, у кого хорошее настроение. А теперь сядут те, кто готов узнать что-то новое сегодня на уроке.

- На ваших столах лежат карточки, нужно нарисовать смайл, под ваше настроение в начале урока.

Р: взаимодействовать со взрослыми и  сверстниками в учебной деятельности.

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

- Откройте свои тетради и запишите число. Какое сегодня число?

-Записываем, классная работа.

- Прочитайте слова на слайде, чем они похожи?

Думать, видеть, ползти, красила.

- Как вы это определили?

- Шестнадцатое апреля.

- Это глаголы.

- 3 глагола неопределенной формы и один глагол прошедшего времени.

- По вопросам.

 К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы( беседа)

Внешний контроль

- Предположите, о чем мы сегодня будем говорить?

- Верно! Поставим цели нашего урока.

-Молодцы!

- У вас на столах лежат карточки, с планом урока. Перед каждым пунктом у вас круг в котором вы будете отмечать свою деятельность во время урока.

1) Определить тему и цели урока.

2) Познакомиться с новой темой.

3) Выполнить упражнения.

4) Выполнить самостоятельную работу.

- Сразу можете отметить, первый пункт «Определение темы и целей урока»

Тема урока: «Правописание глаголов в прошедшем времени»

Цели урока: Вспомнить информацию о глаголах прошедшего времени и их признаках;

Совершенствование

правописание глаголов в прошедшем времени.

 

Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для  достижения цели

«Открытие детьми нового знания»

(7-8мин)

Построение детьми нового

Построение детьми нового

способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, П

Словесные методы( беседа, рассказ учителя),

Внешний контроль

- Прочитайте слова на слайде, чем они похожи? Докажите.

Красил красила красило красили

Читал читала читало читали

Играл играла играло играли

- Какую одинаковую часть слова имеют глаголы в прошедшем времени?

- Что мы сейчас повторили?

-Итак, откройте, пожалуйста, свои учебники на странице 109. Прочитайте правило внизу страницы.

- Вспомните, как изменяются глаголы в прошедшем времени?

- Проговорите его в парах по очереди. Отлично, молодцы.

-Посмотрите на таблицу окончаний глаголов в форме единственного числа прошедшего времени на странице 110.

- Давайте ответим на вопросы упражнения 231.

- Записываем в тетради, вопрос и примеры из таблицы. Незабываем выделить окончание.

- Что вы нового узнали?

- В плане урока отметьте второй пункт «Знакомство с новой темой»

- Выполним упражнение 232. Прочитайте задание. Отвечаем по поднятой руке.

-Записываем глаголы в прошедшем времени в мужском, женском и среднем роде и во множественном числе.

- Теперь обозначьте везде ударения. Запомните произношения глаголов в этих формах. Молодцы! - Прочитайте правило внизу страницы 110.

- Давайте выполним морфемный разбор глагола «переплыло». Один выходит  к доске, остальные в тетрадях.

- Повторите еще раз правило про суффикс –л- хором. Отлично, молодцы.

- Что узнали о глаголах прошедшего времени

- Это глаголы, глаголы в прошедшем времени. - Отвечают на вопросы: что делал? что сделал? и обозначают действия, которые уже произошли.

- Суффикс –л-

Читают и вспоминают правило.

1. Окончание в вопросе совпадает с окончанием в глаголе.

2. Глаголы изменили свои окончания, потому что в прошедшем времени в единственном числе глаголы изменяются по родам и имеют родовые окончания:
Нулевое — мужской род
-а — женский род
-о — средний род

3. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам в прошедшем времени в единственном числе.

Выполняют задание. Плыть - плыл, плыла, плыло, плыли.

Спать - спал, спала, спало, спали.

Начать – начал, начала, начало, начали.

Понять – понял, поняла, поняло, поняли.

 Выполняют задание.

1. Переплыл(А,И)

2. Основа часть слова без окончания и без суффикса -л.

3. Корень — плыву, плывет.

4. Приставка — доплыл, заплыл.

5. Суффикс -л.

- Изменяются по родам

-Образуются с суффиксом -л

- Суффикс -л не входить в основу.

Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения.

Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

 Ф

Словесные методы( беседа)

Практический метод

(упражнение)

Внешний контроль

- Выполним упражнение 230.

 В плане урока отметьте третий пункт «Выполнение упражнений»

Задело — глагол (солнце что сделало? задело)
За дело — существительное (взялся за что? за дело)
Пила — глагол (трава что делала? пила)
Пила — существительное (зазвенела что? пила)

Солнце ещё облаков не задело,
Трава на лугу ещё росы пила,
А плотник проснулся и взялся за дело.
Слышится, как зазвенела пила.

П : умение работать с моделями объектов,

сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза.

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха

И, П

Словесные методы (инструктаж)

Практические методы (упражнение)

Внешний контроль

-В плане урок отметьте четвертый пункт «Самостоятельная работа»

Р: выполнение контроля и оценки работы.

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

- Сейчас мы с вами выполним еще упражнения.
1. Запишите словосочетания с глаголами прошедшего времени. Выдели окончания и определи род и число глаголов.

1) Лес(шумел), море(шумел), река(шумел).

2) Месяц (светил), лампа (светил), солнце , свет (светил).

2. Определи их число и род глаголов прошедшего времени, выдели у них окончания.

Наступил.. ясное утро.

Со..нце ярко сиял.. в г..лубом небе.

Алмазами св..ркал.. р..са на тр..ве, на листьях д..ревьев.

Кругом ст..ял.. тишина.

 

П: выделение необходимых данных.

К: построение монологической  и диалогических высказываний.

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Какие цели мы ставили? Достигли ли мы поставленных целей?

- В конце ваших карточек с планом урока, есть вопросы ответьте на них. Не забудьте про смайл, это ваше настроение к концу урока.

- Кто хочет может сдать мне карточку.

- Спасибо за урок!

Тема урока: «Правописание глаголов в прошедшем времени»

Цели урока: Вспомнить информацию о глаголах прошедшего времени и их признаках;

Совершенствование

правописание глаголов в прошедшем времени.

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования умений учащихся употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Задачи урокаДидактические:закрепить знания детей о глаголе, как о части реч...

Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления о глаголах-синонимах, глаголах-антонимах.Задачи урокаДидактические:Научить употреблять в речи...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи" (2 класс) УМК "Школа России"

Цель урока: формирование понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.Задачи урока:Дидактические:Познакомить с глаголом как частью речи;Учить находить глаголы ...

Технологическая карта урока русского языка “Глагол. Повторение ” ( УМК “Школа России”, 2 класс)

Цель урока: закрепление знаний о глаголе, умений определять значение глаголов и ставить к ним вопросы.Дидактические:Продолжить закрепление знаний о глаголе.Учить определять значение и ставить вопросы,...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол.Признаки глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: совершенствование умений и способов действий по определению грамматических признаков глаголовЗадачи: Дидактические: 1) совершенствовать умение распознавать глаголы среди других ч...

Технологическая карта урока русского языка "Глаголы близкие и противоположные по значению". УМК "Школа России", 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование умения грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы; расширять словарный запас существительных женского род...