Урок русского языка "3-е склонение имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

 Вологжина Надежда Константиновна

Цель и поставленные учебные задачи соответствовали теме урока и были направлены на сотворчество с учащимися, на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx28.33 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «3-е склонение имён существительных»

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

Учебно-познавательные: Познакомить с признаками имён существительных 3-го склонения; учить распознавать имена существительные 3-го склонения.

Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету, обогащать словарный запас детей.

Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность, воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость.

Планируемые результаты (предметные): уметь распознавать имена существительные 3-го склонения.

Формируемые УУД

Личностные результаты :

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи;
  • сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • оценивание качества и уровня усвоения материала.

Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • анализ объектов с целью выделения их признаков;
  • подведение под понятие, выведение следствий.

Коммуникативные УУД:

  • умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • формирование умения слаженно работать.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Учебно- методическое обеспечение: учебник «Русский язык» (авт.  В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).

Оборудование: мультимедиа, презентация, дерево успеха.

Методы: словесный, частично-поисковый, проблемный.

Образовательные технологии обучения: личностно – деятельностная, технология создания учебной ситуации, икт-технология.

Ход урока

I. Организационный момент  

- Здравствуйте, дети. Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы. Я желаю вам успехов. Присаживаемся.

II. Подготовка к основному этапу урока (Целеполагание и мотивация)

 Словарная работа 

- Откройте тетради, запишите число и классная работа. (Слайд 1)

- Внимание на экран. (Слайд 2) На слайде записаны слова. А что это за слова? Верно, словарные.

- Вам нужно будет вставить пропущенные буквы и определить склонение имен существительных. Это задание вы выполняете самостоятельно.

-Справились с работой? Тогда приступаем к проверке. Зачитываем по цепочке словарное слово и называем склонение. (Слайд 3)

Вокзал (безударная гласная в корне О непроверяемая ударением, парный по глухости-звонкости, 2), газета (безударная гласная в корне А непроверяемая ударением, 1,) багаж (безударная гласная в корне А непроверяемая ударением, 2), пейзаж (безударная гласная в корне Е непроверяемая ударением, 2), пассажир (безударная гласная в корне А непроверяемая ударением, удвоенная согласная  СС, 2), погода (безударная гласная в корне О непроверяемая ударением,  1).

- Все верно, молодцы.

III. Актуализация знаний

- А сейчас мы с вами немного поиграем. Игра называется «Узнай падеж». Внимание на слайд.
1. Игра «Узнай падеж»  
  (Слайд 4)

Форма какого падежа является начальной?            И.п.

Без предлога не употребляется какой падеж?       П.п.

Вопрос кому?                                                             Д.п.

Предлоги   без, для, до, из, у, от.                              Р.п.                    

Вспомогательное слово нет                                      Р.п.

Предлоги  к, по                                                           Д.п.

Сущ. – подлежащее всегда стоит в …                     И.п.

Вопрос кого?                                                              Р.п. В.п.

Вопрос что?                                                                И.п. В.п.

Предлоги о, об                                                           П.п.

- Все верно, молодцы!

IV.Самоопределение   к деятельности (Слайд 5)

- Ребята, прочитайте про себя группы слов.

 Конь                ночь        

Огонь               храбрость

Портфель         ладонь

Шампунь          полынь

-В чем сходство этих групп? (Это существительные с мягким знаком на конце)

- Чем отличаются слова в столбиках? (1 столбик - сущ. м.р., 2 столбик- сущ. ж.р.)

- К какому склонению относятся слова первого столбика? Докажите (ко 2-му – они м.р., в начальной форме имеют нулевое окончание)

-Какие окончания у слов второго столбика (У них нулевое окончание)

- Определите род существительных, записанных во втором столбике? (ж.р.)

-Как вы думаете, к какому склонению они относятся? (к 3 склонению)

- Сформулируйте тему и учебную задачу урока (Тема: 3-е склонение имен существительных. Учебная задача: Познакомиться с особенностями имен существительных 3-го склонения, научиться распознавать такие существительные)

Проверьте свои предположения. Для этого откроем учебник на с.96 и прочитаем тему урока. Подтвердились наши предположения? (Слайд 6)

V. Усвоение новых знаний

   Работа по учебнику.  

- Поработаем по учебнику. Выполним упр.169, с.96. Кристина читает задание.

 Коллективное выполнение. Учащиеся по цепочке выходят к доске, произносят и записывают слова.

Ель, пыль, ночь, мышь, дверь

- Какие части речи вы записали? (Существительные)

- Что общего у этих имён существительных? (У них нулевое окончание, оканчиваются на мягкий знак, ж.р.)

Учитель зачитывает: «Вы записали имена существительные 3-го склонения»

- Прочитайте правило на с.97 (Саша)

- Сделаем вывод.

- Назовите признаки имён существительных 3-го склонения в начальной форме ( ж.р., нулевое окончание)

- Верно, молодцы!

ФИЗМИНУТКА (Слайд 7)

БЕЛКА 1 (присесть), ГОРОХ 2 (руки вверх), ЕЖ 2 (руки вверх), рысь 3 (прыжок), черепаха 1 (присесть), тетрадь 3 (прыжок).

- А сейчас немного отдохнем и поиграем в игру «Доскажи словечко»

Игра «Доскажи словечко»:

Ребята, вам нужно будет досказать словечко. Если вы произнесёте имя существительное 1 склонения – присесть; если имя существительное 2 склонения – руки вверх; если имя существительное 3 склонения – прыжок. (Учащиеся выполняют задание стоя у парты). Встаем из-за парт

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это … (белка)          1скл     (присесть)

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков … (горох)      2 скл (руки вверх)

3. Шубка – иголки,

Свернётся он – колкий.

Рукой не возьмёшь.

Кто это? … (ёж)                 2 скл  (руки вверх)

4. Лесники её котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,

Потому что это … (рысь)                   3 скл (прыжок)

5. Кто же это ходит

 В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходит … (черепаха)                              1 скл  (присесть)

6. Чтобы было, где писать,

В школе нам нужна … (тетрадь)            3 скл(прыжок)

- Немного отдохнули, а теперь продолжаем работать.

Работа по учебнику

 Упр.170 с.97

- Прочитайте слова про себя.

- К какой части речи они относятся? (сущ.)

- Что они обозначают? (Чувства человека, черты характера)

- На какие 2 группы можно разделить эти слова? (Положительные и отрицательные черты характера. Существительные 2 и 3 склонения)

- Ребята, а что такое СОВЕСТЬ? (Слайд 8) В толковом словаре Ожегова написано, что совесть – это чувство нравственной ответственности перед обществом.

- Найдите имена существительные 3 склонения. Выпишите их. Выписывают в тетрадь и озвучивают по цепочке.

- Какие слова не выписали и почему? (Достоинство, благородство – 2 скл.)

VII. Закрепление изученного материала.

Разноуровневая самостоятельная работа. (Слайд 9)

 – Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите одну карточку, с заданием которой вы справитесь.

Уровень 1.

Спиши существительные. Укажи склонение.

Дупло, ночь, море, метель, родник, погода.

Уровень 2.

Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, дочь, картофель, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь.

Уровень 3.

Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.

Отец, деревня, мощь.

Выполняют самостоятельно. Проверка по слайду простым карандашом. Если ошибок нет, оценка 5. Если одна ошибка, то 4, две ошибки 3, три и более –двойка. Выставление оценок учениками. Эти оценки я выставлю в журнал. (Слайд 10).

- Молодцы!

IX. Подведение итогов урока

- Признаки каких имён существительных вы узнали сегодня на уроке? (имен существительных 3-го склонения)

- Какие имена существительные относятся к 3 склонению? Имена существительные  ж.р. с нулевым окончанием в И.п. ед.ч.)  

X. Рефлексия  (Слайд 11)

-Оцените свою работу на уроке при помощи дерева успеха.

XI.Домашнее задание: (Слайд 12)  правило с.97, упр.172, тпо с.56 упр.131


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Восемнадцатое но я бря. Кла сс ная р а бота.

Слайд 2

В .. зал, г . зета, б . гаж, п . йзаж, п … ажир, п . года.

Слайд 3

В ок зал, г а зета, б а гаж, п е йзаж, п асс ажир, п о года.

Слайд 4

Форма какого падежа является начальной? И.п. Без предлога не употребляются какой падеж? П.п. Вопрос кому? Д.п. Предлоги без, для, до, из, у, от. Р.п. Вспомогательное слово нет Р.п. Предлоги к, по Д.п. Сущ. – подлежащее всегда стоит в … И.п. Вопрос кого? В.п., Р.п. Вопрос что? И.п. В.п. Предлоги о, об П.п. Игра «Узнай падеж»

Слайд 5

конь огонь портфель шампунь ночь храбрость ладонь полынь

Слайд 6

3- е склонение имен существительных Познакомиться с особенностями имен существительных 3-го склонения, научиться распознавать такие существительные

Слайд 7

Будь внимателен! 1 склонение приседания 2 склонение руки вверх 3 склонение прыжки на месте

Слайд 8

СОВЕСТЬ - чувство нравственной ответственности перед обществом.

Слайд 9

Разноуровневая самостоятельная работа. Уровень 1. Спиши существительные. Укажи склонение. Дупло, ночь, море, метель, родник, погода. Уровень 2. Выпиши существительные 3 склонения . Жизнь, дочь, картофель, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь. Уровень 3. Подбери и запиши к словам синонимы. Определи склонение всех имён существительных. Отец, деревня, мощь.

Слайд 10

Уровень 1. Дупло (2 скл.), ночь (3скл.), море (2 скл.), метель (3 скл.), родник (2скл.), погода (1 скл.). Уровень 2. Жизнь, дочь, морковь, тетрадь, лошадь. Уровень 3. Отец (2скл.) –папа (1 скл.), деревня (1скл) – село (2скл.), мощь (3скл.) – сила (1скл).

Слайд 11

«5» – нет ошибо

Слайд 12

Домашнее задание Правило с.97, упр.172, тпо с.56 упр.131 Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс "Склонение имен существительных"

Урок русского языка по теме: "Склонение имен существительных", автор Т. Рамзаева....

Конспект урока русского языка по теме "Склонение имен существительных".

Конспект урока русского языка "Склонение имен существительных"....

Урок русского языка. Тема "2 склонение имен существительных"

Урок изучения нового материала. Цель познакомить с признаками имен существительных 2 склонения. В начале  урока  актуализация знаний. ( работа по карточкам), создается проблемная ситуация дл...

Конспект открытого урока русского языка "3-е склонение имен существительных"

Урок русского языка по УМК "Школа России". Конспект данного урока можно использовать при изучении раздела "Имя существительное"...