Урок русского языка. Тема "2 склонение имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Айсуева Надежда Алексеевна

Урок изучения нового материала. Цель познакомить с признаками имен существительных 2 склонения. В начале  урока  актуализация знаний. ( работа по карточкам), создается проблемная ситуация для определения цели и задач урока, открытие новых знаний. Используется материал о многообразии и великолепии снежинок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 4

Тема урока: 2-е склонение имён существительных

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели: познакомить с признаками имён существительных 2-го склонения.

Задачи урока:

Обучающие – обеспечить усвоение правил о склонении имён существительных; уяснение важности распознавания склонения имён существительных; применение полученных знаний при выполнении заданий.

Развивающие – способствовать формированию учебного интереса к предмету, развитию умения участвовать в коллективной работе, формированию умения самоконтроля, развитию умений самостоятельно проверять правильность выполнения задания.

Воспитательные – создать условия для воспитания культуры общения, прилежности, дисциплинированности, активности на уроке.

Планируемые  УУД:

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез, подведение под понятие, выведение следствий;

регулятивные: умение планировать,  контролировать и оценивать свои действия. Формируем умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом; познавательные - умение различать склонения имён существительных;  развиваем мыслительную деятельность;

коммуникативные: умение работать в парах, умение высказывать свои суждения, формируем умение слушать и понимать других;

личностные:  выражать свои эмоции, формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Межпредметные связи:  литературное чтение

Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Ресурсы урока:  доска, мл. ноутбук, проектор, презентация, учебник для 4 класса "Русский язык" I ч.  В.П.Канакина,  рабочие тетради; толковый словарь, раздаточный материал.

Ход урока

1.Организационный этап.

1.Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).

- Мы будем на уроке думать? (да)

- Мы будем рассуждать? (да)

- А может, будем спать? (нет)

- И в облаках летать? (нет)

- Друг другу будем помогать?

- И трудности преодолевать? (да)

- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением.

- У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите ее, покажите.  

2. Актуализация знаний и постановка задачи урока

- Откройте тетрадь и запишите число, классная работа.

(карточка № 1)

Вопросы

+   -

  1. Знаете ли вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? что?

  1. Знаете ли вы, что имена существительные могут стоят в форме единственного и множественного числа?

  1. Знаете ли вы, что имена существительные бывают разного рода?

  1. Знаете ли вы, падежи имен существительных?5

  1. Знаете ли вы, падежи имен существительных?5

  1. Знаете ли вы, что такое склонения?

  1. Знаете ли вы, что в русском языке есть три типа склонения?

Прием «Знаю, не знаю»
- У вас на столах лежит карточка № 1. Я вам задаю вопросы, если вы знаете ответ на вопрос, то ставите «+», если не знаете «-».

- Есть ли такие вопросы, где вы поставили минус?

3. Выявление места и причины затруднения. (Создать проблемную ситуацию для определения цели и задач урока.)

Рассмотрите таблицу.

И. п.

снежинка,  семья

снег, великолепие

Р. п.

снежинки, семьи

снега, великолепия

Д. п.

снежинке, семье

снегу, великолепию

В. п.

снежинку, семью

снег, великолепие

Т. п.

снежинкой, семьёй

снегом, великолепием

П. п.

о снежинке, о семье

о снеге, о великолепии

Определите, по какому признаку имена существительные распределены по двум группам. (У них разные падежные окончания.)

Назовите начальную форму имён существительных в первом столбце. (снежинка, семья.)

К какому склонению они относятся? (К 1-му.)

Как вы определили? (Это существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я.)

Назовите грамматические признаки второй группы слов. (Это имена существительные среднего и мужского рода в единственном числе.)

Назовите их окончания в начальной форме. (В мужском роде окончание нулевое, в среднем роде окончание -о.)

К какому склонению относятся эти существительные? Как вы думаете? (Ответы детей.)

4.Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели.

Сформулируйте тему урока?

Тема урока: Второе склонение имён существительных

Назовите цели урока? Чему должны научиться?

Цель урока: Узнать, какие признаки имеют имена существительные 2-го склонения, научиться их распознавать.

3. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

- Прочитайте предложение, записанное на доске.

Обычная снежинка при изучении её под микроскопом представляет восхитительное зрелище и поражает правильностью и сложностью форм.

- Назовите имена существительные (Снежинка, микроскоп, зрелище, форма, правильность, сложность)

 - Давайте просклоняем первое существительное?

- В какой форме стоит это существительное?

- Ребята, слова помощники и вопросы можно проговорить устно, не записывая их (склоняют).

-Проверьте свою работу. (Слайд № 3)

(Самооценка) (Слайд 4)

5. Первичное закрепление материала.

Познакомить с существительными 2 склонения.

Работа по учебнику

Упр. 162 (с. 93).

Прочитайте пары слов.

Чем похожи слова каждой пары? (Это однокоренные слова.) Чем они отличаются? (Они разного рода.) Выполните письменные задания к упражнению. (Комментированное письмо.)

У каких существительных нулевое окончание? (У существительных мужского рода.)

Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!». Какие существительные мы записали при выполнении упражнения? (Существительные 2-го склонения.) Какие существительные относятся ко 2 склонению? Сравните с выводом учебника.

6. Физминутка. 

Снятия мышечного напряжения; повышение продуктивности работыC:\Users\user\Downloads\fizkultminutka-sneginka.gif

Упр. 163 (с. 93).

Рассмотрите образец.

Назовите грамматические признаки первого слова в паре. Это имя существительное среднего рода, в единственном числе, 2-го склонения.)

Докажите, что это существительное относится ко 2-му склонению. (Оно среднего рода, в начальной форме имеет окончание -о.)

Что вы можете сказать о втором слове? (Это однокоренное слово.)

Назовите грамматические признаки этого имени существительного. (Это имя существительное среднего рода, в единственном числе, 2-го склонения.)

Докажите, что это существительное относится ко 2-му склонению. (Оно среднего рода, в начальной форме имеет окончание -е.)

(Комментированное письмо.)

Какие слова проиллюстрированы? (Горох, телефон.) Что вы можете сказать об этих словах? (Это слова из словаря.)

Подчеркните в них непроверяемые орфограммы. Разберите по составу слово горох.

Что происходит с согласным звуком при образовании однокоренных слов?

(Чередуются согласные ж//ш.)

7. Первичное закрепление материала с проговариванием во внешней речи. 

Установить правильность составленного алгоритма и осознанность изученного Игра «Доскажи словечко»:

Учитель. Если вы произнесёте имя существительное 1 склонения – хлопок в ладоши; если имя существительное 2 склонения – два притопа. (Учащиеся выполняют задание стоя у стола)

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это … (белка) хлопок

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков … (горох) два притопа

3. Шубка – иголки,

Свернётся он – колкий.

Рукой не возьмёшь.

Кто это? … (ёж) два притопа

4. Кто же это ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходит … (черепаха) хлопок

8. Контроль и самопроверка знаний.

Выявить качество усвоения материала

Выпишите имена существительные второго склонения.

I вариант

Страна, конь, Москва, железо, парта, огород, тень, пень, озимь, лошадь, крот, клён, вратарь, трамвай.

II вариант

Костёр, книга, болото, офицер, степь, мотор, самолёт, базар, молодёжь, кирпич, экипаж, бумага, деревня.

Включение в систему знаний и повторений

Работа по учебнику

Упр. 164 (с. 94).

Прочитайте стихотворение.

Рассмотрите иллюстрацию к нему. Как называется этот жанр живописи? (Натюрморт.)

Какие ещё слова выделены в стихотворении?

Найдите в толковом словаре значение этих слов. (Сервиз - полный набор столовой или чайной посуды на определённое количество человек. Бутерброд — ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой и т. п.)

Выполните письменные задания к упражнению. (Самопроверка, самооценка. Далее несколько учеников зачитывают предложения с однородными членами, класс оценивает. На данном этапе урока  используется школьный толково- этимологический словарик.)

10Домашнее задание

Обеспечить понимание содержания домашнего задания

По выбору: упр.165, с.94 выучить правило.

Или просклонять любые 3 существительных 2 склонения

11.Рефлексия

Дать оценку работы класса

Над какой темой работали на уроке? Какие существительные относятся ко 2 склонению?

Что такое склонение? Как определить склонение имен существительных? ( по начальной форме) Какую цель поставили перед собой? Достигли поставленной цели?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- Что вам понравилось?

– Где возникли затруднения?

А теперь приготовьте смайлики и оценили свою работу:

-У меня отличное настроение, я хорошо поработал на уроке, могу оказать помощь одноклассникам. C:\Users\user\Downloads\смайлик хлорошо.jpg

-У меня хорошее настроение. Я хорошо работал, но мне нужна ещё помощь.C:\Users\user\Downloads\смайлик буду думать.jpg

-Я расстроен, потому что мне было трудно, я не понял. 

-C:\Users\user\Downloads\смайлик плохо.jpg

 Спасибо за внимание! Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 3 склонения имен существительных.

Материал предназначен для учащихся 3 класса, позволяет хорошо усвоить новый  материал  по теме: «Склонение имен существительных.».Цели урока:-установить отличительные признаки имён сущ...

Урок русского языка "Три склонения имени существительного"

Урок по системе Занкова ,автор  Полякова А.В."Русский язык ",3 класс...

Урок русского языка "Третье склонение имен существительных"

Урок русского языка "Третье склонение имен существительных"Цели: 1. Обобщить знания о склонении имен существительных, совершенствовать умения учащихся определять тип склонения; 2. Развивать ...

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

Конспект урока русского языка "3 склонения имени существительного"

Конспект урока русского языка "3 склонения имени существительного"...

Урок русского языка " 2 склонение имен существительных"

Урок изучения нового материала, направленный на знакомство учащихся со 2 склонением имен существительных....