Статья "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ"
статья по русскому языку

Кечина Марина Анатольевна

В статье рассматривается актуальность и технология формирования познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста, обосновывается методическая ценность внеурочных занятиях по русскому языку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st.kechina.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

М. А. Кечина,

учитель начальных классах»,

e-mail: kechinam@list.ru 

г. Саранск, Российская Федерация

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация: в статье рассматривается актуальность и технология формирования познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста, обосновывается методическая ценность внеурочных занятиях по русскому языку.

Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия, младший школьный возраст, внеурочная деятельность.

Универсальные учебные действия представляют основной элемент умения учиться, систему способов действий обучающегося и его навыков учебной работы, которые обеспечивают младшего школьника возможностью самостоятельно развиваться и повышать свой багаж знаний в любом приоритетном для обучающегося направлении.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию, а также к самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Особый интерес как в учебной, так и во внеучебной деятельности представляют познавательные универсальные учебные действия, отражающие наиболее важные элементы организации обучения. Познавательные универсальные учебные действия представлены тремя группами: общеучебные действия (работа с информацией); логические операции; постановка и решение проблем.

Понятие «познавательные универсальные учебные действия» появилось относительно недавно.

Г. Н. Мусс считает, что познавательные универсальные учебные действия – система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. [2, с. 74]

Асмолов А. Г. в своем учебнике пишет следующее: «Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий» [1, с. 36]

Работу для формирования и развития познавательных универсальных учебных действий необходимо осуществлять не только на уроках, но и на внеурочных занятиях для того, чтобы каждая группа данных универсальных учебных действий была сформирована в полной мере.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта Начального общего образования (ФГОС НОО) следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Одним из важных вопросов организации внеурочной работы по русскому языку в начальной школе является определение ее содержания. Согласно принципу связи внеурочной работы с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого по программе.

Содержание внеурочной работы по русскому языку составляют два круга вопросов:

1)        вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний обучающихся по русскому языку и способствующие привитию практических навыков;

2)        вопросы, не связанные с учебным материалом, способствующие расширению общего кругозора учащихся, включающие дополнительный материал для речевой тренировки.

Отбирая материал для внеурочных занятий по русскому языку, учитель исходит из общих целей и задач обучения русскому языку, указанных в учебной программе, а также из целей и задач внеклассной работы по данной дисциплине. По этой причине для внеклассной работы по русскому языку нет универсальной программы, предлагающей определенное содержание и регламентирующей работу по возрастным группам учащихся.

Предметом внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе могут стать вопросы культуры общения, культуры речи, речевого этикета, истории жизни слов, происхождение русских имен и фамилий [3, с. 339].

Экспериментальные данные показали, что эффективность работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на внеурочных занятиях по русскому языку достаточно высока. Для проведения данного вида работы используются различные методы и приемы, например: создание проблемной ситуации, проектная деятельность, различного рода упражнения на составление слов из букв, восстановление деформированного текста, анаграммы, таблицы, какография. В результате выполнения подобных заданий, обучающиеся осознают, что они способны к самостоятельной деятельности, учатся рассуждать, анализировать, сравнивать и обобщать необходимую информацию.

Одним из простых заданий является составление слов из заданных букв. Так, в 1 классе, учитель может предложить следующее сочетание букв: кос; убд; отк; тор; ыср.

Во 2 классе дети знакомятся с понятиями «предложение», «словосочетание», «текст», поэтому для углубления знаний в данной теме обучающимся предлагается восстановить деформированный текст, например: Земля, голая, промерзла. Вечеру, потеплело, к. Закружились, крупные, воздухе, снежинки, в.

С 1 класса дети знакомятся с частями речи. Более подробно их изучение происходит в 3-4 классах. На основании это, обучающимся следует предложить подготовить информационный проект, целью которого может быть углубление знаний и расширение представлений о той или иной части речи или сравнение одной части речи с другой. В качестве продукта подобного проекта могут выступать сравнительные таблицы, памятки, лэпбуки.

Начиная с 1 класса, мы проводим внеурочные занятия по русскому языку, направленные на развитие познавательных УУД. Это способствовало не только участию обучающихся в предметных, межпредметных олимпиадах, научно-практических конференциях и других конкурсах, но и занятию призовых и победных мест.

Мои ученики становились призёрами муниципального этапа ОВИО «Наше наследие» в 2022-2023 гг. и 2024-2025 гг., неоднократно занимали победные места в научно практических конференциях таких, как: «XI Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ с международным участием «Юный исследователь-2023»; Межшкольная научно-практическая конференция «С наукой в будущее»; VII Республиканская научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» (г. Инсар); XII Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ с международным участием «Юный исследователь-2024»

Таким образом, при систематическом использование подобных приемов и методов, заданий и упражнений познавательных универсальных учебных действий младших школьников будут постоянно совершенствоваться.

Список использованных источников и литературы:

[1] Асмолов, А. Г. Ребенок в культуре взрослых : книга / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 150 с. – URL: https://urait.ru/bcode/454928/p.36 (дата обращения: 03.11.2021). – ISBN 978-5-534-09629-3. – Текст : электронный.

[2] Мусс, Г. Н. Некоторые вопросы педагогики начального образование : учебное пособие / Г. Н. Мусс. – Оренбург : ОГПУ, 2020. – 83 с. – Текст : непосредственный.

[3] Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы / пособие для учителей общеобразовательных организаций / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина [и др.]. – Москва : Просвещение, 2014. – 340 с. – ISBN 978-5-09-031535-7. – Текст : непосредственный.

© М. А. Кечина, 2025


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа на тему "Технологии проблемного обучения как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников"

За последние десятилетия чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей начального образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивает...

Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Формирование познавательных УУД для успешного обучения в начальной школе...

Выпускная квалификационная работа«Проектная деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка и литературы»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ СЛОВАРЯ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Цель исследования: изучить и научно обосновать формирование познавательных УУД в процессе создания словаря иностранных слов на уроках русского языка.Объектом исследования является образовательный...

Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе создания проблемных ситуаций на уроках русского языка в контексте ФГОС НОО. Актуальный педагогический опыт.

Цель данного опыта заключается в создании необходимых условий на уроках русского языка для успешного развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе создания пробл...

Педагогические условия развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников в ходе организации работы с творческими проектами во внеурочной деятельности

Мы выдвинули гипотезу о том, что использование творческих проектов во внеурочной деятельности обучающихся начальных классов будет способствовать развитию познавательных УУД, если в процессе работы буд...