Технологическая карта урока русского языка «Фразеологизмы («Начальная школа XXI века») 2 класс»
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представления о фразеологизмах.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Знать, что такое фразеологизмы.
2. Уметь распознавать фразеологизмы в речи и объяснять их значение.
Личностные:
1. Планирование действий по решению учебной задачи для получения результата.
2. Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 23.04.2024 Школа: МАОУ «АЛ №95 г. Челябинска» Класс: 2-9 Урок: 3 | Студент: Эндриш Юлиана Эдуардовна Группа: 33 Учитель: Курочкина Мария Николаевна Методист: Ткаченко Екатерина Александровна | |
Время: 09:50-10:30 | Кабинет: 314 | |
Тема урока: «Фразеологизмы»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся представления о фразеологизмах.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Познакомить обучающихся с фразеологизмами. 2. Научить находить фразеологизмы в речи и понимать их значение. | Предметные: 1. Знать, что такое фразеологизмы. 2. Уметь распознавать фразеологизмы в речи и объяснять их значение. |
Развивающие: 1. Развивать устную речь учащихся, посредством выполнения упражнений. 2. Развивать познавательный интерес у обучающихся. | Личностные: 1. Планирование действий по решению учебной задачи для получения результата. 2. Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. |
Воспитательные: 1. Воспитывать ценностное отношение к родному языку. 2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности. |
УМК: «Начальная школа XXI века», учебник «Русский язык» С. В. Иванов: 2 кл., 2 ч.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф М: слово учителя П: эмоциональный настрой | Приветствует обучающихся. Устанавливает эмоциональный контакт. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлиана Эдуардовна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Посмотрите на слайд и выберите ту картинку, которая соответствует вашему настроению сейчас. Я надеюсь, что к концу нашего урока у вас всех будет отличное настроение! | Приветствуют учителя. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (5 минут) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | И М: решение грамматико-орфографических задач П: словарная работа Внешний контроль Ф М: Эвристический П: составление плана Взаимоконтроль Ф М: Беседа П: Ответы на вопросы Внешний контроль М: эвристический П: ребус | Организует словарную работу. - Ребята, возьмите на партах рабочие листы, сегодня на уроке мы будем работать в них. Напишите, пожалуйста, свою фамилию и имя сверху. Сейчас на экране будут появляться слова. Ваша задача – записать их в рабочий лист, начиная с большой буквы, через запятую, вставляя пропущенные буквы. Л…пата, лес(?)ница, вч…ра, кин…фильм, косм…с, к…мп…ютер. - А теперь зелёной ручкой подчеркните орфограммы в словах. - Давайте проверим. - Можем ли мы подобрать проверочные слова? - Ребята, а для чего мы пишем словарную работу на уроках русского языка? Актуализирует знания обучающихся по пройденным темам. - Давайте вспомним, с помощью чего мы можем передать последовательность абзацев текста? - Верно! А что такое план? - Найдите задание №2 в рабочих листах. Ваша задача прочитать данный текст, выделить в нём абзацы и среди предложенных вариантов, подобрать к каждому абзацу подходящий пункт плана. На дереве лежит пушистая рыжая кошка. У кошки зеленые глаза и кисточки на ушах. Сильные лапы впились в ствол. Она сторожит свою добычу. Это хищница рысь. Берегитесь, зайцы и тетерева! 1) Котёнок жалобно мяукал. 2) Хищная рысь. 3) Мамина новость. 4) Берегитесь! 5) Кот забирается на дерево. 6) Рыжая кошка на дереве. - Обменяйтесь своими рабочими листами с соседом по парте и проверьте план с предложенным на доске. Если план вашего соседа совпадает или похож, поставьте 5 баллов в поле для отметки. Если план совсем не похож, то поставьте 0 баллов. - Прочитайте выразительно это шуточное стихотворение. Глеб у доски повесил нос, краснеет до корней волос, Он в этот час как говорится, готов сквозь землю провалиться, О чём же думал он вчера, когда баклуши бил с утра? - Какие необычные словосочетания вы услышали в данном стихотворении? - Вы поняли о чём это стихотворение? - Подумайте, что может означать выражение «бил баклуши»? - Спасибо за ваши предположения. Хотите ли вы узнать, как называются эти выражения, какие ещё необычные словосочетания есть в русском языке и что они обозначают? - Чтобы определить тему урока, разгадайте ребус. | Выполняют словарную работу. - Лопата – непроверяемая безударная гласная О в корне слова. - Лестница – непроизносимый согласный Т в корне слова. - Вчера – непроверяемая безударная гласная Е в корне слова. - Кинофильм – соединительная гласная О. - Космос - непроверяемая безударная гласная О в корне слова. - Компьютер - непроверяемая безударная гласная О в корне слова, разделительный Ь. - Нет. Эти слова непроверяемые, нам нужно запомнить их написание. - Чтобы запомнить написание слов и не ошибаться. - С помощью плана. - Это главные предложения или ключевые слова каждого абзаца текста, расположенные по порядку. 1) Рыжая кошка на дереве. 2) Хищная рысь. 3) Берегитесь! Читают стихотворение. - Повесил нос, краснеет до корней волос, сквозь землю провалиться, бил баклуши. - О том, что Глебу стыдно. Предположения детей. - Да. - Фразеологизмы | П: анализировать и создавать текстовую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; Р: проявлять готовность выполнять указанные действия. К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Р: находить ошибку, допущенную при работе с языковым Материалом. Р: проявлять готовность выполнять указанные действия. К: проявлять уважительное отношение к собеседнику. П: устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. К: слушать и понимать речь других. К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого исследования над языковым материалом; | Рабочие листы Презентация Рабочий лист Презентация Презентация |
Постановка учебной задачи (5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф М: беседа П: формулирование темы, целей и плана урока | Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока обучающимися. - Тогда как будет звучать тема нашего урока? - Как вы думаете, а что мы узнаем на уроке, посвященном фразеологизмам? Составьте цели на урок по опорным словам: 1. Узнать … 2. Научиться … - Составим план работы на урок, расставьте пункты в правильной последовательности: 1. Узнаем, что такое фразеологизмы. 2. Научимся объяснять значение фразеологизмов в тексте. 3. Закрепим знания. 4. Выполним самостоятельную работу. 5. Подведём итоги. - Также у каждого из вас в рабочих листах после каждого задания есть поле для отметки. После выполнения каждого задания на уроке, вы должны оценить свою работу. Поставьте 3 балла, если у вас не было ошибок. 2 балла, если была 1 или 2 ошибки, 1 балл, если было 3-4 ошибки и 0 баллов, если ошибок было больше четырёх. Такой способ поможет вам оценивать себя на протяжении урока. | - Фразеологизмы. - Узнать, что такое фразеологизмы. Научиться объяснять смысл фразеологизмов и употреблять их в своей речи. 4. Выполним самостоятельную работу. 2. Научимся объяснять значение фразеологизмов в тексте. 5. Подведём итоги. 1. Узнаем, что такое фразеологизмы. 3. Закрепим знания. | П: формулировать с помощью учителя цель К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата | Презентация Презентация Рабочий лист |
«Открытие» детьми нового знания (7 мин) | Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений | М: языковой анализ П: Лексический анализ М: работа с книгой П: правило М: языковой анализ П: лексический анализ М: Работа с книгой П: Правило М: слово учителя П: рассказ | Организовывает работу обучающихся, подводит к «открытию» нового знания. - Ребята, обратите внимание на все эти фразеологизмы, какие вы употребляете в своей речи или слышали от членов своей семьи? - А знали ли вы значение этих фразеологизмов, употребляя их? - А теперь попробуйте составить определение понятия «фразеологизмы», выбирая подходящие слова: Фразеологизмы – это устойчивые/неустойчивые выражения с прямым/переносным значением. - Давайте сравним ваши ответы с правилом на странице 103 в учебнике. - Закройте учебники и расскажите своему соседу, что такое фразеологизмы так, как вы это понимаете. - Найдите упражнение № 1 на странице 103. Прочитайте задание. - Знаете ли вы значение данных фразеологизмов? Попробуйте объяснить их значение одним словом. - А теперь прочитаем предложения, заменяя нужные слова на подходящие фразеологизмы. - Ребята, а можем ли мы истолковать значение фразеологизмов в прямом значении? - Например, бежал, только пятки сверкали, можем ли мы сказать, что пятки и правда сверкали? - А теперь прочитайте правило на странице 104. - Какой вывод мы можем сделать? В каком значении употребляются фразеологизмы? - А почему фразеологизмы называются устойчивыми выражениями? Могу ли я, например, в фразеологизме «уши развесил», слово «уши» заменить на «глаза»? «Глаза развесил» - это выражение тоже содержит в себе переносное значение? - Значит какой вывод мы можем сделать? Почему фразеологизмы являются устойчивыми выражениями? - Ребята, хотите ли вы узнать, как появились выражения «спустя рукава» и «зарубить на носу»? - Выражения спустя рукава и засучив рукава зародились в те далёкие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами, у мужчин они достигали 95 см. Попробуйте поработать с такими рукавами! Будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава. Выражение «зарубить на носу». На Руси "носом" называлась памятная дощечка или бирка для записей. Неграмотные люди носили с собой такие дощечки и острые палочки, с помощью которых на дощечке делались зарубки на память. Со временем выражение "зарубить на носу" стали употреблять в значении "как следует, на всю жизнь запомнить". | Мнения детей. Фразеологизмы – это устойчивые выражения с переносным значением. Рассказывают правило. Читают задание. - Зарубить на носу – запомнить; Только пятки засверкали – очень быстро; Как снег на голову – внезапно. Заруби на носу: обязательно мой перед едой руки. Коля испугался и побежал, только пятки сверкали. Бабушка обрадовалась моему приезду, но сказала, что я приехал, как снег на голову. - Нет. - В переносном значении. - Нет. - Их нельзя изменить. Слушают учителя. | Р: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания. К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом | Презентация Учебник Учебник Презентация Учебник Презентация |
Динамическая пауза (1 мин) | Организует динамическую паузу. Игра «Покажи у себя». -Я загадываю загадки, а вы, ребята, не называете слово, а показываете у себя. - Его вешают в унынии, Его задирают, зазнаваясь, Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (нос) Не цветы, а вянут, Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают, Не бельё, а их развешивают. (уши) - Они могут разбегаться в разные стороны, В них пускают пыль, если хотят обмануть, Их можно сделать большими от удивления. (глаза) | Выполняют упражнения по заданию. | ||||
Первичное закрепление (5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | И М: Языковой анализ П: Лексический анализ Самоконтроль | - Найдите задание №3 в своих рабочих листах. В левом столбике написаны фразеологизмы, а в правом столбике их значение, но всё написано не по порядку. Вам нужно найти значение каждого фразеологизма и соединить их линией. - Соотнесите свои ответы с правильными, значение каких фразеологизмов вы определили неправильно? - Поставьте себе баллы за выполненное задание. | Выполняют упражнение. Ни свет ни заря – рано; Язык без костей – болтливый; Пускать пыль в глаза – обманывать; Гонять лодыря – бездельничать; Держать язык за зубами – молчать; Рукой подать – близко; Ломать голову – думать. | Р: осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, про- являть способность предвидеть их в предстоящей работе П: сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц. К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Р: сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. | Рабочий лист, презентация |
Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин) | Повторение и закрепление ранее изученного | Ф слово учителя П: инструктаж И М: языковой анализ П: лексический анализ Самоконтроль | Организует самостоятельную работу. - Выполним самостоятельно упражнение №4 в учебнике на странице 105. Прочитайте задание. - Запишите по порядку, выбранные вами фразеологизмы, в задание №5. 1. 2. 3. 4. 5. - Сверьте свои ответы с правильными на экране. Если у вас нет ошибок или вы определили неправильно один фразеологизм, то поставьте себе отметку 5, если у вас две неточности, то поставьте себе отметку 4, если у вас больше двух ошибок, то поставьте себе отметку 3. | Читают задание. 1. не путайтесь под ногами. 2. как две капли воды. 3. с первого взгляда. 4. с минуты на минуту. 5. со всех концов страны. Оценивают свою работу. | К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей Р: сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников Р: корректировать свои учебные действия П: объединять объекты определённому признаку; проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; | Учебник, рабочий лист Презентация |
Включение в систему знаний, повторение (5 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф М: продуктивный П: составление предложений Внешний контроль | Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке. - Ребята, на экране представлены 3 фразеологизма, один на ряд. Вам необходимо определить значение этого фразеологизма, затем придумать предложение с ним. Работаем самостоятельно, потом я спрошу несколько человек с каждого ряда. 1)У него денег куры не клюют. 2) У него семь пятниц на неделе. 3) Он водит всех за нос. | Составляют предложения. | К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; П: анализировать и создавать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; | Презентация |
Рефлексия деятельности (по продукту) (3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф М: беседа П: ответы на вопросы, рефлексия | Организует самооценивание всех обучающихся. - Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, о каких необычных выражениях мы говорили? - А что такое фразеологизмы? - Они употребляются в переносном или в прямом значении? - Какие цели мы поставили на урок? - Оцените свою деятельность на уроке, используя фразеологизмы: 1) Работал, засучив рукава; 2) Спустя рукава; 3) Бил баклуши; 4) Работал в поте лица; Спасибо за работу, я желаю вам в дальнейшей работе ни пуха, ни пера! | Отвечают на вопросы. - О фразеологизмах. - Устойчивые сочетания слов. - В переносном значении. - Узнать, что такое фразеологизмы. Научиться объяснять смысл фразеологизмов и употреблять их в своей речи. Оценивают свою работу. | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение Р: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности. | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка УМК "Начальная школа 21 века" тема "Имя существительное"
Технологическая карта урока русского языка для 3 классае "Имя существительное" создают условия для получения обучающимся новых знаний по теме, для формирования УУД обучающихся, для формирования интере...

Технологическая карта урока русского языка «Фразеологизмы» ( УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: формирование первоначальных представлений об устойчивых сочетаниях слов (фразеологизмах); развитие умений замечать в речи фразеологизмы, объяснять их значение; обогащение речи учащихся фра...

Технологическая карта урока русского языка УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс 1 часть Тема: "Слово. Имя существительное"
Цель урока: умения определять имена существительные, их признакиДидактические:1. Познакомить обучающихся с понятиями слово и имя существительное.2. Формирование умения определять имена существительные...
Технологическая карта урока русского языка, УМК "Начальная Школа XXI", 2 класс, тема: "Слово в толковом словаре и тексте"
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о способах толкования слов в толковых словарях, умение работать со словарной статьёй в толковом словаре.Задачи урока:Дидактические: 1)дать представ...

Технологическая карта урока русского языка УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс. Тема: «Повторяем фонетику и состав слова»
Цель урока: обобщение и систематизация знаний по фонетике и морфемике, умения проводить морфемный разбор и фонетический анализ.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. обобщить знания о рабо...

Технологическая карта урока русского языка УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс. Тема: «Склонение имен существительных»
Цель урока: формирование понятия о склонении имени существительного, умения склонять имена существительные. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) дать представл...

Технологическая карта урока Русского языка «Фразеологизмы»,УМК «Школа России», 2 класс
Цель урока: формирование общего представления о понятии «фразеологизм».Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1.Формировать представление о понятии «фразеологизм» у об...







