Технологическая карта урока русского языка «Фразеологизмы («Начальная школа XXI века») 2 класс»
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Эндриш Юлиана Эдуардовна

Цель урока: формирование у обучающихся представления о фразеологизмах.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Знать, что такое фразеологизмы.

2. Уметь распознавать фразеологизмы в речи и объяснять их значение.

Личностные:

1. Планирование действий по решению учебной задачи для получения результата.

2. Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 23.04.2024

Школа: МАОУ «АЛ №95 г. Челябинска»

Класс: 2-9

Урок: 3

Студент: Эндриш Юлиана Эдуардовна

Группа: 33

Учитель: Курочкина Мария Николаевна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Время: 09:50-10:30

Кабинет: 314

Тема урока: «Фразеологизмы»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представления о фразеологизмах.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с фразеологизмами.

2. Научить находить фразеологизмы в речи и понимать их значение.

Предметные:

1. Знать, что такое фразеологизмы.

2. Уметь распознавать фразеологизмы в речи и объяснять их значение.

Развивающие:

1. Развивать устную речь учащихся, посредством выполнения упражнений.

2. Развивать познавательный интерес у обучающихся.

Личностные:

1. Планирование действий по решению учебной задачи для получения результата.

2. Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Воспитательные:

1. Воспитывать ценностное отношение к родному языку.

2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

УМК: «Начальная школа XXI века», учебник «Русский язык» С. В. Иванов: 2 кл., 2 ч.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

М:

слово учителя

П: эмоциональный настрой

Приветствует обучающихся. Устанавливает эмоциональный контакт.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлиана Эдуардовна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Посмотрите на слайд и выберите ту картинку, которая соответствует вашему настроению сейчас. Я надеюсь, что к концу нашего урока у вас всех будет отличное настроение!

Приветствуют учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(5 минут)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

И

М:

решение грамматико-орфографических задач

П:

словарная работа 

Внешний контроль

Ф

М:

Эвристический

П: составление плана

Взаимоконтроль

Ф

М:

Беседа

П:

Ответы на вопросы

Внешний контроль

М: эвристический

П: ребус

Организует словарную работу.

- Ребята, возьмите на партах рабочие листы, сегодня на уроке мы будем работать в них. Напишите, пожалуйста, свою фамилию и имя сверху. Сейчас на экране будут появляться слова. Ваша задача – записать их в рабочий лист, начиная с большой буквы, через запятую, вставляя пропущенные буквы.

Л…пата, лес(?)ница, вч…ра, кин…фильм, косм…с, к…мп…ютер.

- А теперь зелёной ручкой подчеркните орфограммы в словах.

- Давайте проверим.

- Можем ли мы подобрать проверочные слова?

- Ребята, а для чего мы пишем словарную работу на уроках русского языка?

Актуализирует знания обучающихся по пройденным темам.

- Давайте вспомним, с помощью чего мы можем передать последовательность абзацев текста?

- Верно! А что такое план?

- Найдите задание №2 в рабочих листах. Ваша задача прочитать данный текст, выделить в нём абзацы и среди предложенных вариантов, подобрать к каждому абзацу подходящий пункт плана.

    На дереве лежит пушистая рыжая кошка.

    У кошки зеленые глаза и кисточки на ушах. Сильные лапы впились в ствол. Она сторожит свою добычу. Это хищница рысь.

    Берегитесь, зайцы и тетерева!

1) Котёнок жалобно мяукал.

2) Хищная рысь.

3) Мамина новость.

4) Берегитесь!

5) Кот забирается на дерево.

6) Рыжая кошка на дереве.

- Обменяйтесь своими рабочими листами с соседом по парте и проверьте план с предложенным на доске. Если план вашего соседа совпадает или похож, поставьте 5 баллов в поле для отметки. Если план совсем не похож, то поставьте 0 баллов.

- Прочитайте выразительно это шуточное стихотворение.

Глеб у доски повесил носкраснеет до корней волос

Он в этот час как говорится, готов сквозь землю провалиться,

О чём же думал он вчера, когда баклуши бил с утра?

- Какие необычные словосочетания вы услышали в данном стихотворении?

- Вы поняли о чём это стихотворение?

- Подумайте, что может означать выражение «бил баклуши»?

- Спасибо за ваши предположения. Хотите ли вы узнать, как называются эти выражения, какие ещё необычные словосочетания есть в русском языке и что они обозначают?

- Чтобы определить тему урока, разгадайте ребус.

Выполняют словарную работу.

- Лопата – непроверяемая безударная гласная О в корне слова.  

- Лестница – непроизносимый согласный Т в корне слова.

- Вчера – непроверяемая безударная гласная Е в корне слова.

- Кинофильм – соединительная гласная О.

- Космос - непроверяемая безударная гласная О в корне слова.

- Компьютер - непроверяемая безударная гласная О в корне слова, разделительный Ь.

 - Нет. Эти слова непроверяемые, нам нужно запомнить их написание.

- Чтобы запомнить написание слов и не ошибаться.

- С помощью плана.

- Это главные предложения или ключевые слова каждого абзаца текста, расположенные по порядку.

1) Рыжая кошка на дереве.

2) Хищная рысь.

3) Берегитесь!

Читают стихотворение.

- Повесил нос, краснеет до корней волос, сквозь землю провалиться, бил баклуши.

- О том, что Глебу стыдно.

Предположения детей.

- Да.

- Фразеологизмы

П: анализировать и создавать текстовую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

Р: проявлять готовность выполнять указанные действия.

К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Р: находить ошибку, допущенную при работе с языковым

Материалом.

Р: проявлять готовность выполнять указанные действия.

К: проявлять уважительное отношение к собеседнику.

П: устанавливать причинноследственные связи в ситуациях

наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

К: слушать и понимать речь других.

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами

на

основе результатов проведённого исследования над

языковым материалом;

Рабочие листы

Презентация

Рабочий лист

Презентация

Презентация

Постановка учебной задачи

(5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

М:

беседа

П: формулирование темы, целей и плана урока

Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока обучающимися.

- Тогда как будет звучать тема нашего урока?

- Как вы думаете, а что мы узнаем на уроке, посвященном фразеологизмам? Составьте цели на урок по опорным словам:

1. Узнать …

2. Научиться …

- Составим план работы на урок, расставьте пункты в правильной последовательности:

1. Узнаем, что такое фразеологизмы.

2. Научимся объяснять значение фразеологизмов в тексте.

3. Закрепим знания.

4. Выполним самостоятельную работу.

5. Подведём итоги.

- Также у каждого из вас в рабочих листах после каждого задания есть поле для отметки. После выполнения каждого задания на уроке, вы должны оценить свою работу. Поставьте 3 балла, если у вас не было ошибок. 2 балла, если была 1 или 2 ошибки, 1 балл, если было 3-4 ошибки и 0 баллов, если ошибок было больше четырёх. Такой способ поможет вам оценивать себя на протяжении урока.

- Фразеологизмы.

- Узнать, что такое фразеологизмы. Научиться объяснять смысл фразеологизмов и употреблять их в своей речи.

4. Выполним самостоятельную работу.

2.  Научимся объяснять значение фразеологизмов в тексте.

5. Подведём итоги.

1. Узнаем, что такое фразеологизмы.

3. Закрепим знания.

П: формулировать с помощью учителя цель

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

Презентация

Презентация

Рабочий лист

«Открытие» детьми нового знания

(7 мин)

Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений

М: языковой анализ

П:

Лексический анализ

М: работа с книгой

П:

правило

М: языковой анализ

П: лексический анализ

М:

Работа с книгой

П:

Правило

М: слово учителя

П: рассказ

Организовывает работу обучающихся, подводит к «открытию» нового знания. 

- Ребята, обратите внимание на все эти фразеологизмы, какие вы употребляете в своей речи или слышали от членов своей семьи?

- А знали ли вы значение этих фразеологизмов, употребляя их?

- А теперь попробуйте составить определение понятия «фразеологизмы», выбирая подходящие слова:

Фразеологизмы – это устойчивые/неустойчивые выражения с прямым/переносным значением.

- Давайте сравним ваши ответы с правилом на странице 103 в учебнике.

- Закройте учебники и расскажите своему соседу, что такое фразеологизмы так, как вы это понимаете.

- Найдите упражнение № 1 на странице 103. Прочитайте задание.

- Знаете ли вы значение данных фразеологизмов? Попробуйте объяснить их значение одним словом.

- А теперь прочитаем предложения, заменяя нужные слова на подходящие фразеологизмы.

- Ребята, а можем ли мы истолковать значение фразеологизмов в прямом значении?

- Например, бежал, только пятки сверкали, можем ли мы сказать, что пятки и правда сверкали?

- А теперь прочитайте правило на странице 104.

- Какой вывод мы можем сделать? В каком значении употребляются фразеологизмы?

- А почему фразеологизмы называются устойчивыми выражениями? Могу ли я, например, в фразеологизме «уши развесил», слово «уши» заменить на «глаза»? «Глаза развесил» - это выражение тоже содержит в себе переносное значение?

- Значит какой вывод мы можем сделать? Почему фразеологизмы являются устойчивыми выражениями?

- Ребята, хотите ли вы узнать, как появились выражения «спустя рукава» и «зарубить на носу»?

- Выражения спустя рукава и засучив рукава зародились в те далёкие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами, у мужчин они достигали 95 см. Попробуйте поработать с такими рукавами! Будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава.

О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава.

Выражение «зарубить на носу». На Руси "носом" называлась памятная дощечка или бирка для записей. Неграмотные люди носили с собой такие дощечки и острые палочки, с помощью которых на дощечке делались зарубки на память. Со временем выражение "зарубить на носу" стали употреблять в значении "как следует, на всю жизнь запомнить".

Мнения детей.

Фразеологизмы – это устойчивые выражения с переносным значением.

Рассказывают правило.

Читают задание.

- Зарубить на носу – запомнить; Только пятки засверкали – очень быстро; Как снег на голову – внезапно.

Заруби на носу: обязательно мой перед едой руки. Коля испугался и побежал, только пятки сверкали. Бабушка обрадовалась моему приезду, но сказала, что я приехал, как снег на голову.

- Нет.

- В переносном значении.

- Нет.

- Их нельзя изменить.

Слушают учителя.

Р: соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания.

К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом

Презентация

Учебник

Учебник

Презентация

Учебник

Презентация

Динамическая пауза

(1 мин)

Организует динамическую паузу.

Игра «Покажи у себя».

-Я загадываю загадки, а вы, ребята, не называете слово, а показываете у себя.

- Его вешают в унынии,

Его задирают, зазнаваясь,

Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (нос)

Не цветы, а вянут,

Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают,

Не бельё, а их развешивают. (уши)

- Они могут разбегаться в разные стороны,

В них пускают пыль, если хотят обмануть,

Их можно сделать большими от удивления. (глаза)

Выполняют упражнения по заданию.

Первичное закрепление

(5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

М: 

Языковой анализ

П: 

Лексический анализ

Самоконтроль

- Найдите задание №3 в своих рабочих листах. В левом столбике написаны фразеологизмы, а в правом столбике их значение, но всё написано не по порядку. Вам нужно найти значение каждого фразеологизма и соединить их линией.

- Соотнесите свои ответы с правильными, значение каких фразеологизмов вы определили неправильно?

- Поставьте себе баллы за выполненное задание.

Выполняют упражнение.

Ни свет ни заря – рано; Язык без костей – болтливый; Пускать пыль в глаза – обманывать; Гонять лодыря – бездельничать; Держать язык за зубами – молчать; Рукой подать – близко; Ломать голову – думать.

Р: осуществлять контроль процесса и результата деятельности,

устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, про-

являть способность предвидеть их в предстоящей работе

П: сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова,

предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения

языковых единиц.

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Р: сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

Рабочий лист, презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Ф
М: 

слово учителя

П:

инструктаж

И

М: языковой анализ

П: лексический анализ

Самоконтроль

Организует самостоятельную работу.

- Выполним самостоятельно упражнение №4 в учебнике на странице 105. Прочитайте задание.

- Запишите по порядку, выбранные вами фразеологизмы, в задание №5.

1.

2.

3.

4.

5.

- Сверьте свои ответы с правильными на экране. Если у вас нет ошибок или вы определили неправильно один фразеологизм, то поставьте себе отметку 5, если у вас две неточности, то поставьте себе отметку 4, если у вас больше двух ошибок, то поставьте себе отметку 3.

Читают задание.

1. не путайтесь под ногами.

2. как две капли воды.

3. с первого взгляда.

4. с минуты на минуту.

5. со всех концов страны.

Оценивают свою работу.

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Р: сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников

Р: корректировать свои учебные действия

П: объединять

объекты

определённому признаку; проводить

по

предложенному

плану

несложное

лингвистическое

мини исследование,

выполнять

по

предложенному плану проектное задание;

Учебник, рабочий лист

Презентация

Включение в систему знаний, повторение (5 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

М: продуктивный

П:  составление предложений

Внешний контроль

Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

- Ребята, на экране представлены 3 фразеологизма, один на ряд. Вам необходимо определить значение этого фразеологизма, затем придумать предложение с ним. Работаем самостоятельно, потом я спрошу несколько человек с каждого ряда.

1)У него денег куры не клюют.

2) У него семь пятниц на неделе.

3) Он водит всех за нос.

Составляют предложения.

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

П: анализировать и создавать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей;

Презентация

Рефлексия деятельности (по продукту)

(3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

М: 

беседа

П: 

ответы на вопросы, рефлексия

Организует самооценивание всех обучающихся.

- Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, о каких необычных выражениях мы говорили?

- А что такое фразеологизмы?

- Они употребляются в переносном или в прямом значении?

- Какие цели мы поставили на урок?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя фразеологизмы:

1) Работал, засучив рукава;

2) Спустя рукава;

3) Бил баклуши;

4) Работал в поте лица;

Спасибо за работу, я желаю вам в дальнейшей работе ни пуха, ни пера!

Отвечают на вопросы.

- О фразеологизмах.

- Устойчивые сочетания слов.

- В переносном значении.

- Узнать, что такое фразеологизмы. Научиться объяснять смысл фразеологизмов и употреблять их в своей речи.

Оценивают свою работу.

К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение

Р: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка УМК "Начальная школа 21 века" тема "Имя существительное"

Технологическая карта урока русского языка для 3 классае "Имя существительное" создают условия для получения обучающимся новых знаний по теме, для формирования УУД обучающихся, для формирования интере...

Технологическая карта урока русского языка «Фразеологизмы» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: формирование первоначальных представлений об устойчивых сочетаниях слов (фразеологизмах); развитие умений замечать в речи фразеологизмы, объяснять их значение; обогащение речи учащихся фра...

Технологическая карта урока русского языка УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс 1 часть Тема: "Слово. Имя существительное"

Цель урока: умения определять имена существительные, их признакиДидактические:1. Познакомить обучающихся с понятиями слово и имя существительное.2. Формирование умения определять имена существительные...

Технологическая карта урока русского языка, УМК "Начальная Школа XXI", 2 класс, тема: "Слово в толковом словаре и тексте"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о способах толкования слов в толковых словарях, умение работать со словарной статьёй в толковом словаре.Задачи урока:Дидактические: 1)дать представ...

Технологическая карта урока русского языка УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс. Тема: «Повторяем фонетику и состав слова»

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по фонетике и морфемике, умения проводить морфемный разбор и фонетический анализ.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. обобщить знания о рабо...

Технологическая карта урока русского языка УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс. Тема: «Склонение имен существительных»

Цель урока: формирование  понятия о склонении имени существительного, умения склонять имена существительные. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) дать представл...

Технологическая карта урока Русского языка «Фразеологизмы»,УМК «Школа России», 2 класс

Цель урока: формирование общего представления о понятии «фразеологизм».Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1.Формировать представление о понятии «фразеологизм» у об...