Особенности формирования читательской грамотности у младших школьников с ОВЗ в системе инклюзивного обучения
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Людмила Ивановна Верещагина

Аннотация. В данной методической разработке представлена поэтапная работа над формированием читательской грамотности у младших школьников с ОВЗ. Дети с ОВЗ включены в общий образовательный поток (инклюзия). Представленный материал может быть полезен на уроках литературного чтения, окружающего мира и других уроках,использован на  этапах урока или во внеурочных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx41.64 КБ
Файл bank_didakticheskih_materialov.docx2.26 МБ

Предварительный просмотр:

«Особенности формирования читательской грамотности у младших школьников с ОВЗ в системе инклюзивного обучения»

(Из опыта работы) 

Верещагина Людмила Ивановна

учитель начальных классов

 МБОУ «КарпогорскаяСШ №118»

«Чтение — это один из истоков мышления

 и умственного развития» (В. А. Сухомлинский).

Аннотация. В данной методической разработке представлена поэтапная работа над формированием читательской грамотности у младших школьников с ОВЗ. Дети с ОВЗ включены в общий образовательный поток (инклюзия). Представленный материал может быть полезен на уроках литературного чтения, окружающего мира и других уроках,использован на  этапах урока или во внеурочных занятиях.

Ключевые слова (понятия): ОВЗ (особые возможности здоровья), читательская грамотность, осознанный навык чтения, инклюзия.

Актуальность:В настоящее время наблюдается резкое увеличение обучающихся поступающих в начальные классыс различными интеллектуальными и речевыми нарушениями.Это касается не только детей с нормой развития, но и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми возможностями здоровья в образовательном учреждении является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии со ст. 79  Федерального закона от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ .

        С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов перед педагогами встали новые цели и задачи, а именно образование детей с особыми возможностями здоровья. Конечно, эти цели не новы, ещё в 30-е годы прошлого века выдающийся педагог Л.С. Выготский обосновал идею инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование, с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий, генетических или биологических дефектов развития.

        Главным положительным результатом инклюзивного обучения является взаимодействие с широким кругом людей, в том числе с теми, у кого нет ограничений по состоянию здоровья. Совместное обучение детей здоровых и тех, что имеют особые образовательные потребности, необходимо для того, чтобы обеспечить социальную адаптацию последних.Обучение в благоприятной инклюзивной среде может помочь детям с ОВЗ поверить в свои силы, стать увереннее, повысить самооценку и мотивацию к учебе.

Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребенок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняют познавательную, эстетическую и воспитательную функции.Следовательно, одна из главных задач инклюзивного обучения – научить детей с ОВЗ чтению - осознанному, выразительному, беглому, т.е. читательской грамотности.

Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

У детей с ОВЗ процесс чтения связан с большими трудностями: слияниебукв в слоги, слогов в слова. Обучающимся свойственно побуквенное или послоговое чтение, фрагментарность, недостаточное понимание прочитанного. Детям трудно пересказывать в необходимой логической последовательности, трудно дается понимание рассказов со скрытым смыслом.Из этого следует, что основной целью для учителя, обучающего детей с ОВЗ, будет формирование читательской грамотности, как одно из важнейших умений являющегося фундаментом всего последующего образования.

Основные задачи:

-организация совместного обучения в процессе интеграции детей с ОВЗ и нормотипичных детей

-формирование читательской грамотности (навыка осознанного чтения) у младших школьников с ОВЗ

-создание методической копилки с дидактическим материалом «Помогатор»

-воспитывать любовь и потребность в чтении у младших школьников с ОВЗ

В результате обучения детей с ОВЗ, включенных в общеобразовательный процесс (инклюзия), каждый учитель подбирает особые методы и приёмы работы. Апробирует и накапливает дидактический материал по работе над формированием и развитием читательской грамотности.

С данной категорией детей работаю с 2018 года. В процесс инклюзии с 2018-2022 год были включены дети с ТНР, вар.5.1. и ЗПР вар7.1. На данный момент обучаю детей с ТНР вар. 5.1 и вар.5.2

Для обучения детей с ОВЗ применяются: наглядные материалы, интерактивные игры, специальное оборудование и программы, которые подходят детям с ОВЗ

Образовательные технологии и методики: элементы ТРИЗ – технологии, частичное применение методики профессора И.Т. Федоренко.

Огромную помощь в работе над формированием читательской грамотности у детей с ОВЗ играют занятия с учителем - логопедом и педагогом – психологом. Работаем в тесном сотрудничестве.

Чтение – сложный процесс, требующий умения узнавать буквенный состав слова, устанавливать связь с другими словами, интонационно верно передавать смысл читаемого. В процессе формирования полноценного навыка чтения у учащихся должны быть выработаны такие качества, как правильность, беглость, сознательность и выразительность, иными словами – читательская грамотность.

Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:

а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой),

б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).

Хорошо известно, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга: так, усовершенствование техники чтения облегчает понимание читаемого, а легкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике,  а на последующих - пониманию текста.

Формированию читательской грамотности у школьников с ОВЗ препятствуют такие факторы:

1) Дефекты произношения;

2) Недостаточное развитие мелкой моторики, координации в пространстве, временной ориентировке;

3) Недостаточное развитие способности к переключению;

4) Неустойчивое внимание, снижение слуховой, зрительной памяти, слабо развито словесно-логическое мышление;

5) Понижена познавательная активность, слабо проявляются волевые усилия для преодоления трудностей в учебной деятельности.

Следовательно, дети не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении. Нет понимания смысла текста, значит, ребенок не может взять нужную информацию по тексу (напр. – выделить проблему, главную мысль и т.д.), затруднения выливаются и в кратком пересказе самого текста. Не говоря о низкой скорости чтения. Если рассматривать особенности формирования читательской грамотности у детей с ОВЗ, то компоненты  будут иметь несколько другой порядок:

1) Формирование навыка чтения:

- умение правильно прочитывать слова;

- понимать смысл текста;

- выразительно читать;

2) Овладение техникой чтения.

3) Формирование читательских интересов.

Для формирования читательской грамотности, улучшения навыка чтения, стимуляции к познавательной, учебной активности у детей с ОВЗ могут стать полезными и продуктивными в работе учителей и родителей с детьми, специальные задания и упражнения, способствующие положительной динамике.

Постепенно формировался и накапливался дидактический материал, упражнения были распределены на группы в зависимости от отработки того или иного компонента формирования читательской грамотности у детей с ОВЗ. Также данные упражнения можно и нужно  использовать и для младших школьников с нормотипичным развитием. Дети с ОВЗ включены в общеобразовательный поток, поэтому на уроке работа ведётся параллельно с обычными детьми. Часть упражнений выполняется совместно со всем классом. Частично, при самостоятельной работе основной части класса, дети с ОВЗ занимаются с учителем. Практикуется работа в паре, когда сильный ученик работает  с ребёнком ОВЗ.

Виды упражнений по формированию читательской грамотности у младших школьников с ОВЗ:

1)упражнения, направленные на развитие четкости произношения;

Данные упражнения возможны и применяются для детей и с нормой, которые на определённых этапах урока переходят к самостоятельной работе

а) Упражнения в четком проговаривании скороговорок, чистоговорок.

Задание: Прочитайте скороговорку три раза медленно, быстрее, совсем быстро, но без ошибок, четко выговаривая все звуки. Коля колья колет, Поля поле полет. Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

б) Упражнение на четкое произношение гласных, гласных и согласных, различное сочетание гласных, варьирование голосом, чтение  на вдохе и выдохе

аооа аи иаои

аооиуа ау ыа

уауааыуоуыао

Прочитайте на одном выдохе.а-о-у-э-ы      о-у-ы-а-э     а-ы-о-э-у

Прочитайте слоги на одном выдохе, делая ударение на выделенном. ра-ро-ру-ры-рэря-рё-рю-ри-ре     арь-орь-урь-ырь-ерь

Прочитайте звуки и слоги на одном выдохе, повышая голос к концу строки (понижая голос в конце строки, как в конце предложения).

я-е-ю-и

ле-лё-лю-ля

лы-ли-ны-ни

Прочитайте на одном выдохе. 3 раза: шёпотом, тихо, громко.ла-лэ-лы-лу-ло

в) Звукоподражание

Самолеты взлетают: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

г) чтение шепотом и медленно:

ра-ра-ра – начинается игра,
ры-ры-ры – у нас в руках шары,
ру-ру-ру – бью рукою по шару.

д) чтение тихо и умерено:

арка арцаарсааржа

е) чтение громко и быстро:

гарь - парь – жарь
дверь – зверь – червь

Довольно часто на уроках использую такой вид работы, как чтение трудных слов с доски с последующим объяснением значения этих слов, чтение слов наоборот

2) упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

а) Выработка внимания к окончанию слова. (Чтение слов с общим корнем)

вода, водный, водичка,

белый, белье, белить, белизна

родина, родной, родная

б) Выработка внимания к корню слова. (Чтение слов с общим окончанием).чистота, частота, девушка, дедушка

булка, белка

машина, малина

шишки, шашки

в) Сочетание существительного с прилагательным.

у чистого берега

у дальнего леса

с глубокого дна

г) Виды работы над текстом.

- Нахождение в тексте 2-х, 3-х, 4-х сложных слов.

- Нахождение в тексте и чтение сочетаний:

 а) сущ. + прил. б) сущ. + глагол в) местоимение + глагол (и наоборот)

- Пометка и чтение непонятных слов.

- Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги. Например: про-ис-шест-ви-е   вос-хи-ти-тель-но

- Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны на доске).

печальный - грустный

радостный - весёлый

развеселился - обрадовался

несчастье – беда

- Чтение слов, к которым даны сноски.

- Чтение, нахождение отрывка к иллюстрации.

- Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

- Нахождение предложения (отрывка), отражающего главную мысль рассказа.

- Чтение и установление, что правдиво, и что вымышлено (для сказки).

- Нахождение и чтение предложений, которые стали поговорками, крылатыми выражениями (для басен).

- Чтение с сокращением текста (подготовка к сжатому пересказу).

- Нахождение предложений (отрывка), который мог бы прочитать этот человечек.

- Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой и т.д.

- Нахождение и чтение слов (предложений), которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.

- Нахождение и чтение образных слов и описаний.

г)Чтение текстов с картинками

д)Чтение «марсианских» стихотворений

3) упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;

Упражнение 1. «Кто больше увидит» Не отводя взгляда от точки, перечисли предметы, которые попадают в поле зрения справа, слева, сверху, снизу.

Упражнение 2. «Отгадай букву». Глядя на квадрат, назови буквы (цифры, фигуры) используя боковое зрение. Расстояние от квадрата постепенно увеличиваю.

Упражнение 3. «Фотографирование слова». Машина, магазин ,каникулы. Пишу слово, закрывая его полоской бумаги, оставляя только первый слог, на который и направлен прямой взгляд. Слово открываю на короткое время. Ребенок, используя боковое зрение, должен успеть его назвать.

Упражнение 4 . «Восстанови окончание».Вороб… сидел на ветк…и чирикал.

Таблицы Шульте

4) упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) используется упражнение “Буксир”.

Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читали тот же текст “про себя”, стараясь поспевать за учителем. Таким образом, они приучаются изменять скорость и ритм чтения в связи с содержанием и структурой самого текста. Средняя скорость чтения вслух учителя должна несколько превышать скорость молчаливого чтения слабых учеников, побуждая их тем самым к стремлению не отстать от учителя.

Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществляется путем внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Дети должны остановить на этом месте, указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делает выборочную проверку.

Иной способ проверки состоит в замене какого-либо слова другим, достаточно близким по значению и грамматической форме. Дети должны отметить это искажение текста поднятием рук и внести поправку.

Другой вариант упражнения “Буксир” заключается в чтении в парах. Более сильный ученик читает “про себя” и пальцем следит по книге. А его партнер читает вслух, но по пальцу своего соседа. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

Третий вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении учителя и ученика вслух. Учитель читает в пределах скорости учеников, дети должны подстроиться под его темп. Затем учитель замолкает и продолжает читать “про себя”, дети следуют его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И те дети, которые правильно “уловили” темп чтения, должны “встретиться” с ним на одном слове.

5)упражнения для развития скорости чтения при чтении вслух и молча.

Для развития скорости чтения и умения выделять основную информацию предлагаю упражнение “ФИНИШ”.

Учитель называет текст (по учебнику) или раздает карточки с текстом для чтения молча и указывает слово, до которого дети должны как можно быстрее дочитать текст. Дочитав до заданного слова, дети поднимают руку. Чтобы предупредить скольжение по тексту и стимулировать внимательность чтения, нужно обязательно подготовить и задать контрольные вопросы по содержанию прочитанного.

Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как “игра в прятки” и “мнимое слово”.

Игра в прятки”: ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

Мнимое слово”: учитель в ходе чтения произносит неправильно слово, дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах. Слабо читающему ученику больше помогает такой вид работы, как “Чтение за диктором”. Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения. Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.

В своей работе использую элементы  методики профессора И.Т. Федоренко, которая способствует достижению результативности в обучении чтению. Она гласит, что при работе над книгой (при чтении) важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.

Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитывает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы, слайды: 2 строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий  кадрик – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку. Вполне можно рекомендовать этот прием обучения родителям, дети которых читают неохотно. Хорошо бы просмотр перед сном, так как последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и то время, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Поэтому чтение перед сном дает хорошие результаты.

Наиболее эффективными из системы И. Т. Федоренко оказались упражнения:

-хоровое чтение (жужжащее), когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее, такое чтение позволяет младшим школьникам с ОВЗ «тянуться» за одноклассниками, подстраиваться под темп чтения;

-ежеурочные пятиминутки чтения;

 - многократное чтение;

- чтение в темпе скороговорки;

- выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста;

 и многое другое, такие пятиминутки помогают разработать речевой аппарат, наработать механическую сторону чтения (скорость).

В качестве средства современного обучения можно использовать компьютер. Сейчас разработано много образовательных программ для детей младшего школьного возраста (https://meribo.ru/ ,htths://logozavr.ru ), программное обеспечение «Море словесности».

Перед детьми с ограниченными возможностями здоровья поставлена цель: постепенно достичь чтения 90 слов в минуту. Надо, чтобы ребенок постоянно видел свое приближение к цели. В идеале,  в конце урока отводится несколько минут для самостоятельного замера скорости чтения. Все читают одну минуту и подсчитывают количество прочитанных слов,  записывают в “Таблицу достигнутых результатов”. Дети должны видеть свои достижения. У нас такая таблица вклеена в дневник. Мы фиксируем достижения один раз в конце месяца.

Результаты навыка чтения 3 класс, Маша

месяц

тип чтения

темп чтения

ошибоч-

ность

вырази-

тельность

понимание (ответы на вопросы по тексту)

сентябрь

Плавное слоговое/целые слова

58

2

+

+ -

октябрь

Плавное слоговое/целые слова

58

1

- +

+

ноябрь

Плавное слоговое/целые слова

60

0

+

+

декабрь

Переход на целые слова

64

1

- +

+

январь

Чтение целыми словами

62

0

+

+

февраль

Чтение целыми словами

66

0

+

+

март

апрель

май

Анализируя таблицу,  обучающиеся, учитель и родители могут сделать вывод о совершенствовании навыка осознанного чтения.

Особое место в работе с детьми с ОВЗ занимает подготовка к конкурсам чтецов: «Осень в гости к нам пришла», «Мама, милая мама», «Абрамовский марафон», «Читаем Абрамова вместе», что стимулирует у детей стремление к чтению осознанному, выразительному, самоутверждению и повышению самоценки.

Самым сложным этапом формирования читательской грамотности будет этап формирования читательских интересов, который неразрывно связан с другими этапами. Всех школьников надо научить любить книгу, как источник знаний, как друга. На уроках для детей с ОВЗ специально составляются рабочие листы к произведению и лучшему пониманию прочитанного,  составляются памятки – опоры («Как правильно составить аннотацию к произведению»).

Большая роль в правильном руководстве детским чтением, а особенно обучающихся с ОВЗ начальной школы,  принадлежит семье. Работаем в тесном контакте. Для родителей детей с ОВЗ проводятся как индивидуальные беседы, так и групповые мастер – классы по формированию читательской грамотности у детей.  Выдаются практические советы, памятки, наборы упражнений для работы дома.Памятка для родителей..

1.Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.
2.При выборе книг опирайтесь на желания ребенка.
3.Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками.
4.Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно -фантастическая, рассказы, стихотворения, басни, фольклор.
5.Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка.
6.Надо организовать семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.
7.Для совместного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера.
8.Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко.
9.Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не утомлять детей, не притуплять интереса к чтению.
10. После чтения важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывать ему свои мысли о прочитанном.
11.Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка.
12.И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней.

     Таким образом, можно сделать вывод, что в организации работы по формированию читательской грамотности  младших школьников с ОВЗ, учителю необходимо использовать самые разнообразные способы. Это дает положительный результат:

  • учащиеся  учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
  • увеличивается интеллектуальный потенциал  учащихся, расширяется их словарный запас;
  • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
  • вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
  • обостряется любознательность, наблюдательность;
  • развивает активное слушание;
  • повышается самооценка.

Слова К.Д.Ушинского: «Уметь читать в широком смысле этого слова - значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл» - это изречение говорит о важности формирования читательской грамотности в условиях реализации ФГОС НОО для младших школьников с ОВЗ и обучающихся в целом.

Библиография

1.Бойко Е.А. О развитии читательской грамотности учащихся в условиях современной школы / Е.А. Бойко.- Текст: Непосредственный//Молодой учёный.-2023.-№29 (476).-URL: https://moluch.ru/archivivi/476/101529/

2.Козырева О.А. Рабочая тетрадь по русскому языку, чтению и развитию речи для 2, 3 класса коррекционно-развивающего обучения / О.А. Козырева, К.А. Кутакова. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. — 67 с.

3.Лалаева Р.И., «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников», С-Пб, 2002.

4. Суворова Н.М. Беседы с книгой -Начальная школа. 2005. №2. с. 21.

5.Федоренко, Т. Г. Методика обучения русскому языку и литературному чтению : учебно-методическое пособие / Т. Г. Федоренко. – Южно-Сахалинск :СахГУ, 2018. – 104 с.

6.Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 31.12.2012, - № 53 (ч. 1), - Ст. 7598; Российская газета № 303, - 31.12.2012.

7. https://multiurok.ru/files/doklad-na-temu-formirovanie-chitatelskoi-gramotn-2.html

8. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2019/11/22/formirovanie-chitatelskih-umeniy-u-mladshih-shkolnikov-s

9.https://урок.рф/library/formirovanie_chitatelskoj_gramotnosti__obuchayushihsya_191252.html



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности у младших школьников

Читательская грамотность - базовая инструментальная грамотность. Это отправная точка к любой деятельности....

Методические материалы по формированию читательской грамотности у младших школьников.

В материале отражены формы и методы работы по повышению читательской грамотности....

Рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности у младших школьников"

В данных рекомендациях представлены учебно-методические и дидактические материалы по формированию читательской грамотности.   Рекомендации помогут учителям начальных классов в в...

Рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности у младших школьников".

В данных рекомендациях представлены учебно-методические и дидактические материалы по формированию читательской грамотности.   Рекомендации помогут учителям начальных классов в выборе п...

Формирование читательской грамотности у младших школьников

В статье даны  практические советы по формированию читательской грамотности у младших школьников...

Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения

Читательская грамотность-это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые мы , как читатели получаем из ...

Формирование читательской грамотности у младших школьников: фундамент успешного обучения.

Формирование читательской грамотности у младших школьников – задача первостепенной важности для педагогов, родителей и общества в целом....