Формирование читательской грамотности у младших школьников
статья

Андреева Ирина Борисовна

В статье даны  практические советы по формированию читательской грамотности у младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование читательской грамотности у младших школьников

        Понимание текста — это ключевой навык, который начинает развиваться в младшей школе. В современном мире переизбытка информации проблема понимания текстов особенно актуальна. Чтобы научить ребенка воспринимать и анализировать данные, важно обращаться к разным источникам информации, и художественные тексты — лишь один из них. Нужно еще научить ребенка понимать графики и диаграммы, видео и картинки, комиксы и фотографии, рассказы учителя и аудиосообщения — словом, любой источник, который можно осмыслить. Для этого и нужна читательская грамотность.

        Ребенок, испытывающий проблемы в понимании текстов, неизбежно будет сталкиваться со сложностями в обучении: ведь текст, в устном или письменном виде, лежит в основе любой задачи. Поэтому важно отметить, что читательская грамотность — это метапредметное умение, которое важно формировать на всех школьных предметах, используя задания по читательской грамотности.

7 практических советов по формированию читательской грамотности у младших школьников

Совет №1. Начните с простых текстов

Для того, чтобы научить ребенка пониманию информации в тексте, есть множество приемов. Но для начала важно развить механическое чтение, постепенно автоматизировать этот навык. И это совсем не простая задача, учитывая, что ребенку нужно быть достаточно сосредоточенным: следить глазами по строке или не забывать начало предложения, подойдя к его концу.

Поэтому самые первые тексты — это закономерно тексты самые простые, посильные для ребенка. Ведь если ребенку сложно просто прочитать текст, на его обдумывание у него не хватит сил.

Совет №2. Предлагайте картинки вместо длинных текстов

Самым маленьким для начала можно предлагать даже не тексты, а, допустим, комиксы или графические романы. А для «легкого чтения» первоклашек и в школе, и дома вполне подойдет сборник школьных анекдотов: они короткие, их легко читать и, кроме того, они имеют полностью законченный сюжет.

Совет №3. Используйте комментированное чтение

Знакомясь с произведением, можно использовать комментированное чтение. В этом случае при чтении важно думать о том, как ребенок слышит и понимает текст. Учителю не стоит стесняться прерывать ученика и спрашивать о том, как он понял ту или иную фразу, предложение, мысль героя, обсуждать прочитанное. Важно, чтобы ученик делился своими мыслями и знал, что, даже если он не может понять фразу, исходя из контекста, учитель всегда наведет его на правильную мысль. Так развивается фактическое понимание информации в тексте.

Совет №4. Учите читать «между строк» 

Кроме того, по ходу чтения можно спрашивать учеников о смысле того, что происходит с героями. Например, в повести «Тимур и его команда» целые главы состоят из диалогов, и многие мысли остаются неназванными, вроде бы, понятными априори. Однако не лишним тут будет обсудить прочитанное и убедиться, что и ребенку все ясно. Например, спросить, что испытывает герой, какие слова друзей вызвали у него беспокойство и почему? Так дети учатся понимать чувства, мысли героев, их мотивы, а также работать с интерпретацией.

Совет №5. Учите детей прогнозировать сюжетные ходы и поступки героев

Следующим этапом в анализе текста может стать прогнозирование — это один из способов применить новые знания. Сделав паузу в чтении или закончив его, можно спросить у ребенка: «Как ты думаешь, что теперь будет делать герой?» Таким образом легко перевести нетерпение, которое испытывает ребенок, желающий читать дальше и дальше, в обсуждение прочитанного. А при следующем прочтении «проверить» версии. Такой подход позволяет  проговорить, продумать и «прожить» большее количество ситуаций — этому способствует большая часть заданий по читательской грамотности.

Совет №6. Задавайте нестандартные вопросы

Понимает ли ребенок все, что до него пытаются донести? И как это проверить? Единственный вариант — задавать нестандартные, адаптированные под ситуацию вопросы, обсуждать прочитанное и просмотренное. Например, прежде чем показать видео, можно акцентировать внимание учеников на том, что им нужно из этого видео извлечь. Предложить, например, на основе фильма предположить, о чем будет урок, выделить какие-то свойства предметов из фильма или обсудить, какие мотивы есть у героев.

Совет №7. Давайте текст с пропущенными ключевыми словами

Для того, чтобы проверить, насколько вдумчиво дети слушали на прошедшем уроке речь учителя, можно дать им текст по теме уроке с пропущенными ключевыми словами — не только существительными, но и глаголами, союзами. Такие задания «работают» на формирование читательской грамотности ученика и одновременно проверяют текущее положение дел. Они научат ребят концентрировать внимание на самом важном. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности у младших школьников

Читательская грамотность - базовая инструментальная грамотность. Это отправная точка к любой деятельности....

Методические материалы по формированию читательской грамотности у младших школьников.

В материале отражены формы и методы работы по повышению читательской грамотности....

Рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности у младших школьников"

В данных рекомендациях представлены учебно-методические и дидактические материалы по формированию читательской грамотности.   Рекомендации помогут учителям начальных классов в в...

Рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности у младших школьников".

В данных рекомендациях представлены учебно-методические и дидактические материалы по формированию читательской грамотности.   Рекомендации помогут учителям начальных классов в выборе п...

Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения

Читательская грамотность-это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения своих жизненных задач. Те сведения, которые мы , как читатели получаем из ...

Приемы формирования читательской грамотности у младших школьников

Приемы формирования читательской грамотности у младших школьников....

презентация "Формирование читательской грамотности у младших школьников"

Формированиечитательской    грамотности у младших школьнико...