Классный час Всероссийский День Словаря
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

 Кулакова Ирина Александровна

Тема: День словаря

Цели:

- познакомить  учащихся с личностью   В.И.Даля;

- рассказать о его вкладе в изучении и развитии русского языка;

- прививать любовь к родному языку, стремление к т его изучению;

- формировать представления о грамотной, правильной, выразительной, богатой речи;

- учить объяснять смысл фразеологических выражений

Задачи:

-закрепление знаний, умений навыков по русскому языку;

-воспитывать любознательность, самостоятельность, внимательность, целеустремленность, повышать мотивацию учащихся к чтению дополнительной литературы;

-развивать познавательный интерес учащихся.

Оборудование: проектор и экран, карточки с заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_vserossiyskiy_den_slovarya.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Государственное  казенное

общеобразовательное учреждение  Краснодарского края специальная (коррекционная)  школа - интернат  

ст-цы Костромской

     

ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕНЬ СЛОВАРЯ

Классный час

«День словаря»

   

Подготовила: учитель нач.классов

Кулакова И.А.

Ноябрь, 2020

Тема: День словаря

Цели:

- познакомить  учащихся с личностью   В.И.Даля;

- рассказать о его вкладе в изучении и развитии русского языка;

- прививать любовь к родному языку, стремление к т его изучению;

- формировать представления о грамотной, правильной, выразительной, богатой речи;

- учить объяснять смысл фразеологических выражений

Задачи:

-закрепление знаний, умений навыков по русскому языку;

-воспитывать любознательность, самостоятельность, внимательность, целеустремленность, повышать мотивацию учащихся к чтению дополнительной литературы;

-развивать познавательный интерес учащихся.

Оборудование: проектор и экран, карточки с заданиями.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Игра «Рукопожатие»

  1. Сообщение темы занятия

- Послушайте загадку. Кто знает отгадку?

Я очень даже много знаю
И на вопросы отвечаю –
Что есть, что было встарь.
Ну а зовут меня …
            (Словарь).

-Догадались какая тема нашего занятия сегодня? (Слайд). Мы познакомимся ближе с интересными и нужными словами и фразами, узнаем о них как можно больше.

  1. Основная часть

- Русский язык - один из богатейших языков в мире.  На этом языке написаны гениальные произведения русских классиков, создана богатейшая художественная литература. Без знания русского языка нигде не обойтись. Русский язык учит вас писать толково и грамотно.

А помогает нам в этом словари.

- Что же такое словарь?  Словарь – это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснением или переводом значения слов с одного языка на другой.

-Какие можно встретить Словари

- словарь антонимов

- словарь синонимов

- словарь иностранных слов

- орфографический словарь

- толковый словарь

- профессиональные словари

-этимологический словарь

-Кто  создает словари?  (Ответы детей).

-Первый толковый словарь создал В.И. Даль (портрет Даля В.И.). Знаток русского слова Владимир Иванович был чутким ценителем и страстным собирателем русской речи. 53 года Даль собирал слова, выражения, пословицы, поговорки, сказки, загадки. Итогом его работы стал четырехтомный словарь «Толковый словарь живого великорусского языка». В словаре Даля 200 000 слов письменной и разговорной речи. Это самый объемный языковой словарь, представляющий до сих пор огромный интерес.

В.И. Даль родился 22 ноября 1801 года в Луганске. Учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге. Именно здесь проявился у него интерес к русскому языку, он составил первый словарь. Потом Даль меняет профессию и поступает в медицинский институт. Досрочно завершив образование, двадцатилетний хирург отправляется на русско-турецкую войну. К этому времени у Владимира Ивановича накопилось столько записей, что чемодан стал тесен, и командование выделило Далю вьючного верблюда для перевозки груза. Однажды верблюд попал в плен к неприятелю. Но, к счастью, через неделю казаки отбили верблюда и привели его в лагерь. С тех пор он не расставался с записями, постоянно пополняя их новыми словами.

Для нас издан «Школьный толковый словарь русского языка». Но самыми известными являются словари С. И. Ожегова и В. И. Даля (показ  словарей)

Устное объяснение слов

- Попробуйте объяснить (истолковать) некоторые слова из словаря В.И. Даля (слайд).

  • Нюни – губы
  • Желдак – солдат, воин, ратник, служилый
  • Морось, бус – мельчайший дождь.
  • Косохлёт, подстега – косой дождь
  • Дряпня, лепень – снег с дождем.
  • Ситничек – самый мелкий дождь.
  • Дождевик – поганый гриб.

-Эти слова сейчас мы не употребляем или используем в другом смысле, но если они вам где-то встретятся в разговоре или литературе, то вы можете узнать их значение ... (в словаре). Да, это уникальный – толковый (толковать – объяснять) словарь Владимира Ивановича Даля.

Работа с Универсальным словарём.

-Как вы думаете, для чего ещё нужны словари? (Ответы детей).

Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.                            В. Шефнер

-Это стихотворение – настоящее правило общения со словарём. Запомните его.

-Прежде всего человек из словаря должен взять в свою речь слова – добрые, нежные, душевные, важные, хорошие, как говорит эта пословица: «Хорошим словом мир освещается». Это потому, что хорошие слова делают и нас, и наш мир добрее. 

Физминутка.

- Чтобы создавать словари надо быть очень внимательным к окружающей речи, обстановке, природе, людям. И многое надо запоминать. Проверим вашу память и внимание. Вспомните кто был рядом с вами и встаньте в круг как в начале занятия. Поиграем в игру «Невидящие». Узнаем, кто самый внимательный из вас.

(У всех учеников глаза открыты, они смотрят на того, кто в центре круга и слушают, что он просит делать. Но участники игры должны помнить, что «не видят» ни одного движения того, показывает их.

Ведущий проделывает разные движения со словесными командами. Играющие выполняют только то, что слышат. Ведущий может обмануть игроков: сказать одно, а показать другое. Игроки выполняют только словесную команду. )

Объяснение фразеологизмов.

- Вы, наверное, ни раз слышали, когда кто-нибудь говорил: куда глаза глядят, заварить кашу, на вес золота, пропустить мимо ушей? Это меткие и образные выражения. Узнать значение этих фразеологизмов нам поможет «Школьный фразеологический словарь русского языка» или «Фразеологический словарь. Почему мы так говорим?»

  • Взять в толк – 
  • Взять верх над кем или чем – 
  • Взять на буксир – 
  • Взять себя в руки –     
  • Собаку съел –
  •  Быть в ударе –
  •  Мурашки бегают –
  •  Зуб на зуб не попадает –

Написание слов из словаря

-С какими трудностями мы встречаемся чаще всего? Конечно же, правописание. Правописание или орфография – один из самых трудных разделов языка. Умение правильно писать слова является свидетельством грамотности и общей культуры человека. В первую очередь, учите правила, а   во всех сомнительных и трудных случаях обращайтесь к «Орфографическому словарю».   Орфографические словари дисциплинируют в единообразном и правильном написании слов.

Написание слов из словаря (на доске): погода, неделя, суббота, вдруг, спасибо

Игра «Синонимы и антонимы»

-Для нас создан словарь  антонимов и синонимов. Если нам нужно найти слово с противоположным лексическим значением, мы можем обратиться к «Школьному словарю антонимов русского языка».   А если нам нужно подобрать синонимы, нам может помочь «Словарь синонимов русского языка».

-Давайте поиграем. Я называю слово, а вы называете его противоположное значение.

Высокий – низкий, правый – левый  , бесценный – …, красавица – …. , подниматься – опускаться, толстый – худой,  уехать – остаться, зажигать – тушить.

-  А теперь другая игра. Я называю слово, а вы заменяете его  другим словом, не изменяя значения.

Больной - хворый, бежать –мчаться, прыгать – скакать, ворошить – шевелить, родина - Отечество

Иностранные слова

-Хотите узнать значение иноязычного слова – поможет «Словарь иностранных слов». Безграничны возможности словарей.

Фортепиано происходит от итал. forte — громко, piano — тихо.

Словарь диалектных слов.

 Я- Ребята, что у меня в руках? Правильно, это свёкла. А слово бурак—это диалектное слово.

- Предлагаю поиграть еще в одну игру. Игра «Сравнить»

Голоден как………. (волк)

Труслив как……….(заяц)

Колючий как ………(ёж)

Надут как …………..(индюк)

Болтлив как………...(сорока)

Хитер как…………..(лиса)

Здоров как………….(бык)

Изворотлив как……..(уж)

Нем как……………….(рыба)

Упрям как…………….(осел)

  1. Заключение

-Словари – наши помощники. Чем раньше мы с ними заведем дружбу, научимся ими пользоваться, тем шире будет наш кругозор, основательнее будут наши знания. Все они ждут нас на полках нашей школьной библиотеки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Всероссийский День Матери"

Сценарий для проведения праздника в начальной школе...

Классный час "Всероссийский День правовой помощи детям".

Классный час "Всероссийский День правовой помощи детям"....

Всероссийский урок "Словари"

Цели:·Познакомить учащихся со словарями русского языка; показать их назначение и область применения; формировать потребность в обращении к словарям и навыки работы с ними, способность извлекать...

Классный час в 3 классе "Всероссийский День лицеиста"

Классный час посвящён Всероссийскому Дню лицеиста, который празднуется 19 октября. Материал содержит разработку классного часа и презентацию....

Классный час. Всероссийский День правовой помощи детям.

Всемирный день ребенка задумывался не просто как праздник, но и как день, который по-мог бы обратить внимание общественности на проблемы детей во всем мире, а также на взаимопонимание между миром дете...

Классный час. Всероссийский день заповедников и национальных парков. Заповедники и парки Самарской области.

Цель:показать значимость природы в нашей жизни;привлечь внимание учащихся к проблемам экологии;способствовать оздоровлению и физической активизации детей; приобщить к соблюдению ЗОЖ....