Развёрнутый анализ открытого урока русского языка в 4 классе "Роль местоимений в речи". Программа "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ягодко Любовь Ивановна

Материал для студентов и молодых специалистов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развернутый анализ открытого урока учителя

Разработка урока

Тема урока: Роль местоимений в речи.

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: Урок изучения новых знаний и первичного закрепления.

Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.

Задачи: 

Образовательные: познакомить учащихся с понятием местоимение, ролью местоимений в речи, формировать умение находить местоимения, отличать их от других частей речи, умение употреблять местоимения в речи; формировать навык правильного и каллиграфически грамотного письма;

Развивающие: развивать творческое восприятие, воображение, наблюдательность, фантазию,  образное и логическое мышление, память, внимание, творческие способности, устную связную речь.

Воспитательные: воспитывать умение сотрудничать, устанавливать контакты со сверстниками и учителем; прививать навыки коллективной работы, аккуратности, терпеливости.    

Здоровьесберегающая:

Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, гигиенические условия в кабинете (классе), физкультминутка, гимнастика для глаз и для развития мелкой моторики пальцев рук.

Планируемые результаты:

Предметные:

формирование представлений о местоимении, как части речи;

распознавать местоимения среди других частей речи;

знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;

овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.

Личностные.

развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;

развитие самостоятельности;

развитие интереса к изучению русского языка.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.

Коммуникативные УУД.

учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные УУД.

уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения

Оборудование: Рабочая тетрадь, карточки с заданиями, карандаши красный и синий.

Межпредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир.

Методы обучения:

По виду источника информации:

- словесные (объяснение, беседа с учащимися);

- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

- практические (работа с карточками, работа в рабочих тетрадях).

По виду учебной деятельности:

- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

По виду развития творческого самовыражения учащихся и инициативы учащихся:

- методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа  взаимодействия, свобода творчества)

- активные методы (обсуждение в группах)

- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)

На уроке были использованы следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в паре. 

Виды контроля  на уроке:

- ученик- ученик    (при    работе в парах)

- самоконтроль

- ученик – учитель      (сравнение своей работы с образцом на слайде)

 Компьютерные технологии (мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку).

Структура урока:

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. (1 мин)

2. Мотивация учебной деятельности. (1мин)  

Эпиграф, каким вы хотите видеть наш урок? Число, кл. работа

3. Актуализация опорный знаний. Постановка цели и задач урока. (5 мин)

Стихотворение, происхождение слова, МЧ, тема, задачи урока

 4. Первичное усвоение материала. (8  мин)  

Работа в парах (карточки желтого цвета) Проверка на слайде. Табличка + табличка

5. Первичная проверка понимания. (6 мин)

 Работа в группах (карточки синего цвета) Фронтальная проверка.

6. Первичное закрепление. (13 мин)

Игра «Открой секрет», «Шуточные вопросы» Проверка на слайде,  самост.


Раб с самопроверкой. Проверка на доске. У доски 4 ученика.

7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. (1 мин)

8. Рефлексия. Подведение итогов занятия. (5 мин)  

Графический диктант, взаимопроверка в парах. Тема, задачи урока, самоанализ работы (карточки), ОЦЕНКИ за урок.

Ход урока:

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид работы

1. Организационный момент,  характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. (1 мин)

Цель: сформировать внешнюю и внутреннюю  психологическую готовность у учащихся.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

- Добрый день ребята! У нас урок русского языка. Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположены учебник и письменные принадлежности.

- Эпиграфом к нашему уроку взяты слова древнеримского писателя Петрония: «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя».

- Ребята, вы согласны с ним?  

(Слайд 1)

Учащиеся приветствуют учителя,

проверяют готовность к уроку, устраняют недостатки

Учащиеся высказывают свои предположения

Фронтальная работа

2. Мотивация учебной деятельности. (1 мин)

Цель:  способствовать формированию положительной учебной мотивации.

Регулятивные УУД (целеполагание)

Коммуникативные УУД


- Каким вы хотите видеть наш урок?
(Интересным, веселым, запоминающимся, познавательным).

- Ну, а я желаю вам быть внимательными, активными, любознательными.  Писать правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно.

- Запишите в тетради число, Классная работа.

Учащиеся участвуют в беседе, слушают учителя.

Записывают в тетрадь.

Фронтальная работа

3. Актуализация опорных знаний. Постановка цели и задач урока. (5  мин) 

Цели: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

а) Определение темы и задачи урока. Минутка чистописания. (3 мин)

Регулятивные УУД

(целеполагание)

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

- Послушайте стихотворение.

Заранее,заранее

Все было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придёт

Мой старший брат,

Он мне расскажет

Всё подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

Свой рассказ:

- они ползут,

А он им – раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Они ей – раз!

Она им – раз!

Её он спас,

Он был с ней

Заодно…

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я ещё мала:

Я ничего не поняла.   (А.Барто)

- Почему девочка ничего не поняла? (Брат не называл имени героев, а заменял их местоимениями).

  (Слайд 2)     

На центральную доску прикрепляются карточки:

МЕСТО

     

ИМЕНИ

Е

МЕСТОИМЕНИЕ

-  Послушайте о происхождении этого слова.

- Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й    (е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание.
– Какое открытие для себя сделали?
Местоимение – часть речи, которая заменяет имена.

Оно  о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Оно отдается  делу  сполна:
Местоимение  заменяет  имена!

Подготовленный ученик читает стихотворение А.Барто.

Учащиеся слушают.

Учащиеся участвуют в беседе, слушают учителя.

Учащиеся  читают слово из выделенных букв.

Ученик рассказывает о происхождении слова.

Учащаяся отвечает на вопрос и  читает стихотворение.

Ученица читает стихотворение.

Фронтальная работа

  б) посадка учащихся

Регулятивные УУД (контроль)

Коммуникативные УУД

- Напомнить вам, следим за своей посадкой.

- Скажите,  как мы пишем в тетрадях?

- Мы пишем в тетрадях правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно.

Учащиеся садятся правильно при письме.

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

в) Минутка чистописания.

Личностные УУД

Регулятивный УУД (контроль, саморегуляция)

Коммуникативные УУД Познавательные УУД

- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя?

- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать?

- Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить?

- Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?

- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?
- Если это группа лиц?

- Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?   (Все они указывают на лица)

- Сформулируйте тему урока (Местоимение). 

(Слайд 4)

 - Сформулируем задачи урока

Узнаем … каковы особенности личных местоимений.

Научимся… распознавать личные местоимения.

Повторим… орфографию, разбор предложения.

- Молодцы!

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, прописывают местоимения.

Я мы ты вы он она оно они

Учащиеся  называют тему урока, формулируют задачи урока.

Фронтальная работа и Индивидуальная работа

4. Первичное усвоение нового материала.(8 мин)

Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Личностные УУД

Познавательные УУД

Регулятивный УУД (коррекция, самооценка)

Коммуникативные УУД

- Перечислим еще раз все личные местоимения. (Слайд 5)

Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.

- Спасибо.

- Работа в парах. 

Вспомните правила работы в парах:

У вас на столе карточки. (Слайд 6)

Задание:

1) Задание  к данному тексту.

Заменить повторы слов местоимениями. Вместо какой части речи употребили местоимения? Записать    исправленные предложения. Подчеркнуть основу предложений.

Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная  пища лисы -  лесные мыши.  Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

- Проверка.

- Кто прочитает получившейся текст.

(Слайд 7)

   Лиса - хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная её пища -  лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

- Как подчеркнули местоимения? (Одной чертой, как существительное)

- Почему? (Местоимение употребляется вместо существительного и отвечает на вопрос существительного, играет роль подлежащего в предложении).

-Сделайте вывод: Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова. Местоимение не называет  предмет, а указывают на него. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.

На доске к личным местоимениям добавляется табличка:

указывают на предмет, но не называют его.

- Проверим наши выводы с учебником.

- Открываем с. 52, правило.

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА  

Учащиеся участвуют в беседе, слушают учителя.

Работа в парах.

Записывают получившиеся предложения в тетрадь.

Она поедает мышей, зайцев, диких уток.  Этим  она  приносит  пользу.

 

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся читают правило в учебнике на с. 52.

Учащиеся выполняют физминутку.

Фронтальная

работа

Работа в парах

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Фронтальная работа

5. Первичная проверка понимания нового материала. (6 мин)

Цель: уметь  решать учебно-познавательные задачи с помощью выбора  способа и средств их реализации.

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные  УУД (контроль, саморегуляция)

Давайте убедимся все друзья,

Что без местоимений нам нельзя!

- Ребята, сейчас мы будем практически применять свои новые знания и  употреблять местоимения в речи.

Дифференцированная  работа в группах.

- Предлагаю поработать в группах.

- Вспомним правила работы в группах

 Вы –команда!

Будьте активны!

Слушайте друг друга!

Спорьте честно, искренне!

Сделайте работу интересной!

1 группа: Замени выделенные существительные местоимениями

       По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и сеяли на землю холодный мелкий дождь.

      Угрюмо шумел бор. Ещё угрюмей шумело озеро. Озеро накатывало на отлогий берег волну за волной. Волны  набегали на влажный песок. Волны оставляли после себя грязную пену, щепки и поломанные стебли увядшего камыша.  

2 группа: Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение.

Знаете ли ......., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. ……  очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. …… имеет полезный и приятный на вкус.

3 группа: Замени, где нужно существительные местоимениями.

Мама! Ласковая и добрая. Мама всегда заботится о нас. Маша любит свою маму. Маша хочет быть похожей на неё.

4  группа: Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями

Юра идёт на каток. Юра катается на коньках. Нина любит лыжный спорт. Нина участвует в лыжной эстафете. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце.

 5 группа: Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями

Света сегодня дежурная в классе. Света пришла в школу пораньше. Чуть позже пришёл Дима. Дима будет поливать цветы. Дежурные навели порядок в классе. Дежурные приготовились к уроку.

6 группа:  Подчеркни местоимения

И, низ, но, он, у, ты, при, они, около, она, мы, я.

После выполнения всех заданий, все задания читают вслух

.

Работа в группах (учащиеся объединяются в группы).

Учащиеся читают получившийся текст.

Каждая команда аргументирует  свой выбор.

Фронтальная работа

6. Первичное закрепление.(13 мин)

Цель: Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные  УУД (планирование, саморегуляция)

- Местоимение – часть речи загадочная, попробуйте проявить смекалку.
- Игра «Открой секрет»  (Слайд 8)
Тыква, короны, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.

Задание: Перед вами слова, запишите их в тетрадь.
В каждом слове спряталось местоимение, найдите его и подчеркните.

- Взаимопроверка. (Слайд 9)

 - Игра «Шуточные вопросы» 

- Когда руки бывают местоимениями?

 ( когда они  вы - мы – ты)

- Какие два местоимения портят дорогу? (я – мы)

- Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? (оно)

Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Ребята, посмотрите на карточки. Перед вами текст. Прочитайте этот текст и выпишите предложения с местоимениями.

Ночью выпал снег. Он п..крыл землю пуш..стым к..вром. Налетела вьюга. Она п..дняла в воздух ле..кие сн..ж..нки. Они з..круж..лись в хороводе.

Проверка на оборотной доске.

Он покрыл землю пушистым ковром. Она подняла в воздух легкие снежинки. Они закружились в хороводе.

- Поднимите руки те, кто выполнил задание верно.

Учащиеся пишут в тетрадях слова.

Учащиеся выполняют задания индивидуально, оценивают работу.

3 ученика, объясняя, вставляют пропущенные  буквы, разбирают предложение по членам.

Индивидуальная работа

7. Информация  о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. (1 мин)

Цель: зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;

обсудить и записать домашнее задание.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные  УУД (контроль)

- Найдите в учебнике нас. 53 Упр. № 110. 

- Прочитайте задания к упражнению. Что вам необходимо выполнить? (отгадать загадки, выписать местоимения, записать существительные к местоимениям, сделать разборы по вариантам: 1 в. – глазки. 2 в. - змейка).

Учащиеся читают  задание, определяют план выполнения упражнения.

Фронтальная работа

  8. Рефлексия. (5 мин)

Цель: провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности;

оценить собственную деятельность на уроке;

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Графический диктант (учитель читает утверждение: согласны «+», не согласны  «-»)

Местоимение – часть речи.  (+)

Он – это местоимение. (+)

Местоимения не называют предмет и не указывают на него. (-)

Личные местоимения заменяют имена существительные. (+)

Мы,он,ох,она,я,у – здесь записаны только местоимения (-)

Взаимопроверка в парах.

Вот и кончился урок,

Подвести пора итог.

(Слайд 10)

- Какова была тема нашего урока?

- Справились ли мы с задачами урока?

- Как отличить местоимение от других частей речи?

- Какова роль местоимения в нашей речи?

Заполняют  таблицу:

Самоанализ работы (достижения за урок) (Слайд  11)

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я умею верно использовать местоимения  в речи.

4) Я знаю какие местоимения относятся к личным.

- У кого получилось 4 плюса, кто на зелёном?

- У кого получилось 3 плюса, кто на желтом?

- Кто на зелёном?

- Оценки за урок.

- Урок окончен. 

Учащиеся ставят знаки «+» или «-»

Проверяют работу в парах.

Учащиеся участвуют в беседе.

Учащиеся выполняют самоанализ своей  работы, определяют достижения за урок.  

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Анализ урока:

Раздел 1. Общая информация

Ф.И.О. учителя:

Дата посещения урока: 25.02.2022г

Предмет: русский язык

Тема урока: «Роль местоимений в речи».

Класс: 4 «в»

Обучающихся по списку: 29

Обучающихся по факту: 22

Цель посещения урока: просмотр урока с целью проведения развернутого анализа открытого урока учителя.

Своевременность явки учителя на урок. Учитель на урок явился вовремя.

Готовность учителя к началу урока. Учитель к началу урока готов.

Готовность обучающихся к началу урока. Учебные принадлежности обучающимися к уроку подготовлены.

Организация класса. Со звонком дети проходят на свои места, приветствуют учителя. 

Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика: учебник «Русский язык» 4 кл. 1ч. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Электронное приложение «Русский язык 4 класс» к учебнику, проектор, компьютер, электронная доска., рабочая тетрадь 4 кл. 1ч, карточки с заданиями. 

Санитарное состояние класса (температурный режим, проветривание, освещение) Кабинет проветрен в соответствии с графиком проветривания кабинета. Температурный режим, освещение соответствует норме.

Наличие технологической карты урока. Технологическая карта урока имеется.

Соответствие темы урока календарно-тематическому планированию. Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию.  

Раздел 2. Тип, структура урока, его место в системе уроков по теме, цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные)

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:

Формирование понятие о местоимении как самостоятельной части речи.

Задачи: 

Образовательные: познакомить учащихся с понятием местоимение, ролью местоимений в речи, формировать умение находить местоимения, отличать их от других частей речи, умение употреблять местоимения в речи; формировать навык правильного и каллиграфически грамотного письма;

Развивающие: развивать творческое восприятие, воображение, наблюдательность, фантазию, образное и логическое мышление, память, внимание, творческие способности, устную связную речь.

Воспитательные: воспитывать умение сотрудничать, устанавливать контакты со сверстниками и учителем; прививать навыки коллективной работы, аккуратности, терпеливости.   

 На уроке дети выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Структура урока:

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. (1 мин)

2. Мотивация учебной деятельности. (1мин)  

Эпиграф, каким вы хотите видеть наш урок? Число, кл. работа

3. Актуализация опорный знаний. Постановка цели и задач урока. (5 мин)

Стихотворение, происхождение слова, МЧ, тема, задачи урока

 4. Первичное усвоение материала. (8 мин)  

Работа в парах (карточки желтого цвета) Проверка на слайде. Табличка + табличка

5. Первичная проверка понимания. (6 мин)

 Работа в группах (карточки синего цвета) Фронтальная проверка.

6. Первичное закрепление. (13 мин)

Игра «Открой секрет», «Шуточные вопросы» Проверка на слайде,  самост. раб с самопроверкой. Проверка на доске. У доски 4 ученика.

7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. (1 мин)

8. Рефлексия. Подведение итогов занятия. (5 мин)  

Графический диктант, взаимопроверка в парах. Тема, задачи урока, самоанализ работы (карточки), ОЦЕНКИ за урок.

Место в системе уроков по теме:

первый урок в разделе «Личные местоимения» (9ч)

Организация проверки домашнего задания:

Проверка домашнего задания на уроке не предусматривалась.

Раздел 3. Психологические требования к уроку

Урок спланирован в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся.         

Творческая деятельность обучающихся по объёму превышает воспроизводящую деятельность обучающихся.

Преобладает усвоений знаний в процессе самостоятельного поиска

Оценки за работу на уроке комментируются учителем, осуществляется самоконтроль (сравнить выполненное задание со слайдом), проводится контроль по результату, самоанализ.

Нагрузка на память и мышление обучающихся соответствует норме.

На уроке учитель использует следующие методы для активизации мыслительной работы обучающихся: работа с электронным приложением к учебнику, практические, проблемно-поисковые, методы контроля, самоконтроля, фронтальная, парная, индивидуальная, групповая формы работы.

Осуществляется индивидуальный подход к обучающимся, который сочетается с коллективной работой в классе.

Урок вызывает у обучающихся интерес, воспитывает познавательную потребность. Чередование видов деятельности, своевременное и качественное проведение физминуток на уроке способствует предупреждению утомляемости обучающихся.

 Раздел 4. Организация познавательной деятельности учащихся

Методы обучения (наличие методов проблемного обучения; сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися; самостоятельная работа учащихся).

Ведущий метод на уроке системно- деятельностный. Учитель использует словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, методы контроля, самоконтроля, фронтальную, индивидуальную, групповую формы работы, методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха в обучении, поощрение)

Целесообразность и обоснованность применяемых методов.

Рациональная организация учебной деятельности на уроках предполагает, прежде всего. разнообразие методов, приемов, средств обучения с целью повысить интерес учащихся к предмету. Побуждают ребёнка проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и уважительное отношение к людям посредством языка.

Опишите групповые формы деятельности обучающихся. (Фрагмент урока)

 Ребята, сейчас мы будем практически применять свои новые знания и употреблять местоимения в речи.

Дифференцированная работа в группах.

- Предлагаю поработать в группах.

- Вспомним правила работы в группах

 Вы –команда!

Будьте активны!

Слушайте друг друга!

Спорьте честно, искренне!

Сделайте работу интересной!

1 группа: Замени выделенные существительные местоимениями

       По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и сеяли на землю холодный мелкий дождь.

      Угрюмо шумел бор. Ещё угрюмей шумело озеро. Озеро накатывало на отлогий берег волну за волной. Волны набегали на влажный песок. Волны оставляли после себя грязную пену, щепки и поломанные стебли увядшего камыша.  

2 группа: Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение.

Знаете ли ......., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. ……  очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. …… имеет полезный и приятный на вкус.

3 группа: Замени, где нужно существительные местоимениями.

Мама! Ласковая и добрая. Мама всегда заботится о нас. Маша любит свою маму. Маша хочет быть похожей на неё.

4 группа: Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями

Юра идёт на каток. Юра катается на коньках. Нина любит лыжный спорт. Нина участвует в лыжной эстафете. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце.

 5 группа: Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями

Света сегодня дежурная в классе. Света пришла в школу пораньше. Чуть позже пришёл Дима. Дима будет поливать цветы. Дежурные навели порядок в классе. Дежурные приготовились к уроку.

6 группа: Подчеркни местоимения

И, низ, но, он, у, ты, при, они, около, она, мы, я.

После выполнения всех заданий, все задания читают вслух

Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления обучающихся. Приведите пример.

- Местоимение – часть речи загадочная, попробуйте проявить смекалку.
- Игра «Открой секрет» (Слайд 8)
Тыква, короны, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.

Задание: Перед вами слова, запишите их в тетрадь.
В каждом слове спряталось местоимение, найдите его и подчеркните.

- Взаимопроверка. (Слайд 9)

 - Игра «Шуточные вопросы»  

- Когда руки бывают местоимениями?

 ( когда они  вы - мы – ты)

- Какие два местоимения портят дорогу? (я – мы)

- Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? (оно)

Наличие межпредметных связей и особенностей организации такой работы (формы работы и ресурсы).

На уроке осуществлялись межпредметные связи.

Работа в парах. 

Вспомните правила работы в парах:

У вас на столе карточки. (Слайд 6)

Задание:

1) Задание к данному тексту.

Заменить повторы слов местоимениями. Вместо какой части речи употребили местоимения? Записать    исправленные предложения. Подчеркнуть основу предложений.

Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы -  лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

- Проверка.

- Кто прочитает получившейся текст.

(Слайд 7)

   Лиса - хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная её пища -  лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

- Как подчеркнули местоимения? (Одной чертой, как существительное)

- Почему? (Местоимение употребляется вместо существительного и отвечает на вопрос существительного, играет роль подлежащего в предложении).

-Сделайте вывод: Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова. Местоимение не называет предмет, а указывают на него. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.

 Наблюдается межпредметная связь с предметом «окружающий мир», связь с жизнью.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей). Наличие формулировок: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. Приведите примеры заданий.

Задание:

1) Задание к данному тексту.

Заменить повторы слов местоимениями. Вместо какой части речи употребили местоимения? Записать исправленные предложения. Подчеркнуть основу предложений.

Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы -  лесные мыши.  Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

- Проверка.

- Кто прочитает получившейся текст.

(Слайд 7)

   Лиса - хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная её пища -  лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

- Как подчеркнули местоимения? (Одной чертой, как существительное)

- Почему? (Местоимение употребляется вместо существительного и отвечает на вопрос существительного, играет роль подлежащего в предложении).

-Сделайте вывод: Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова. Местоимение не называет предмет, а указывают на него. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.

На доске к личным местоимениям добавляется табличка:

указывают на предмет, но не называют его.

- Проверим наши выводы с учебником.

- Открываем с. 52, правило.

Практическая направленность учебного процесса: практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения. Приведите примеры заданий.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Ребята, посмотрите на карточки. Перед вами текст. Прочитайте этот текст и выпишите предложения с местоимениями.

Ночью выпал снег. Он п..крыл землю пуш..стым к..вром. Налетела вьюга. Она п..дняла в воздух ле..кие сн..ж..нки. Они з..круж..лись в хороводе.

Проверка на оборотной доске.

Он покрыл землю пушистым ковром. Она подняла в воздух легкие снежинки. Они закружились в хороводе.

- Поднимите руки те, кто выполнил задание верно.

Графический диктант (учитель читает утверждение: согласны «+», не согласны «-»)

Местоимение – часть речи.  (+)

Он – это местоимение. (+)

Местоимения не называют предмет и не указывают на него. (-)

Личные местоимения заменяют имена существительные. (+)

Мы,он,ох,она,я,у – здесь записаны только местоимения (-)

Взаимопроверка в парах.

 Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения.

Включение в содержание урока упражнений творческого характера. Приведите примеры заданий.

Игра «Открой секрет» (Слайд 8)
Тыква, короны, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.

Задание: Перед вами слова, запишите их в тетрадь.
В каждом слове спряталось местоимение, найдите его и подчеркните.

- Взаимопроверка. (Слайд 9)

Игра «Шуточные вопросы»  

- Когда руки бывают местоимениями?

 ( когда они  вы - мы – ты)

- Какие два местоимения портят дорогу? (я – мы)

- Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? (оно)

Найдите в учебнике нас. 53 Упр. № 110. 

- Прочитайте задания к упражнению. Что вам необходимо выполнить? (отгадать загадки, выписать местоимения, записать существительные к местоимениям, сделать разборы по вариантам: 1 в. – глазки. 2 в. - змейка).

Перечислим еще раз все личные местоимения. (Слайд 5)

Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.

Деятельность обучающихся: познавательная, коммуникативная, регулятивная. Перечислите задания, направленные на формирование данных видов деятельности.

Познавательная.  (умение работать с информацией)

На этапе изучения нового материала дети выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

При определении темы урока на основе прослушанного стихотворения отвечают на вопрос «Почему девочка ничего не поняла?»  (Брат не называл имени героев, а заменял их местоимениями).

Объясняется происхождение слова «местоимение».

Местоимения

-  Послушайте о происхождении этого слова.

- Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й    (е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание.
– Какое открытие для себя сделали?
Местоимение – часть речи, которая заменяет имена.

Коммуникативная.  (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников настроить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.)

Организационный момент.

 Эпиграфом к нашему уроку взяты слова древнеримского писателя Петрония: «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя».

- Ребята, вы согласны с ним?  

Обучющиеся высказывают свои предположения

На этапе первичного закрепления знаний даётся задание на карточках. После выполнении которого дети отвечают на вопросы, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение.

Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются и приходят к общему мнению при работе в паре, в группе. Учитывают мнение соседа по парте. На этапе рефлексии обучающиеся  участвуют в беседе.

Регулятивная. На этапе целеполагания.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

 Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя?

- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать?

- Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить?

- Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?

- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?
- Если это группа лиц?

- Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?   (Все они указывают на лица)

- Сформулируйте тему урока (Местоимение). 

(Слайд 4)

 - Сформулируем задачи урока

Узнаем … каковы особенности личных местоимений.

Научимся… распознавать личные местоимения.

Повторим… орфографию, разбор предложения.

 Планирование задания на дом: объем, характер материала, его посильность; наличие и характер инструктажа; дифференцированность заданий; своевременность окончания урока.

Информация  о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. (1 мин)

Цель: зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; обсудить и записать домашнее задание.

 Найдите в учебнике нас. 53 Упр. № 110. 

- Прочитайте задания к упражнению. Что вам необходимо выполнить? (отгадать загадки, выписать местоимения, записать существительные к местоимениям, сделать разборы по вариантам: 1 в. – глазки. 2 в. - змейка).

Учащиеся читают  задание, определяют план выполнения упражнения.

Учитель дает сопутствующие комментарии.

 Урок окончен своевременно.

Раздел 5. Требования к технике проведения урока

Учитель ведёт урок эмоционально.  Темп урока высокий. Вовремя завершает урок, подводятся итоги, выставляются оценки. По отношению к детям учитель доброжелателен, дети вовлечены в активный творческий труд.

Смена видов деятельности обучающихся, сочетание различных методов и приемов обучения обеспечивает активное учение каждого школьника.

Приемы индивидуального воздействия наблюдаются при оказании помощи обучающимся при самостоятельной работе .

На уроке учитель тактичен, взаимоотношения между обучающимися и учителем доверительные. Учитель умеет организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины, речь грамотная, правильная, выразительная.

Рациональное используются на уроке средств обучения (учебники, пособия, технические средств).

Результаты урока: ориентированы на формирование адекватной самооценки; итога урока подведён; намеченный плана урока выполнен; цели урока образовательные, развивающие и воспитательные достигнуты; урок направлен на достижение планируемых результатов (предметных, личностных, метапредметных).

Раздел 6. Выводы и рекомендации

 Цели урока достигнуты. Урок мне понравился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация у уроку русского языка по теме "Местоимение"2 класс Школа России ФГОС

Данный материал содержит словарную работу, подготовительные упражнения к ведению понятия "местоимение", упражнение к запреплению первичного знания и физминутку....

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме "Какую часть речи называют местоимением?

Технологическая карта + презентация к уроку рус.языка в 4 классе. Тема "Какую часть речи называют мемтоимением?"...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Местоимение как часть речи» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование  представления о местоимении как части речи, его роли в предложении; Задачи урокаДидактические:1) способствовать проду...

Открытый урок русского языка. Обобщение по теме "Части речи" (2 класс)

Презентация предназначена для работы на уроке обобщения по русскому языку во 2 классе в конце учебного года....

Конспект открытого урока русского языка. Имя существительное как часть речи. Значение и употребление в речи имени существительного.

Конспект  открытого урока по русскому языку для учащихся 3 класса по теме " Имя существительное как часть речи. Значение и употребление в речи имени существительного."  Данный мате...

Открытый урок русского языка в 4 классе в рамках муниципального конкурса профессионального мастерства «Учитель года России – 2021» «Роль местоимений в речи. Личные местоимения»

Познакомить с личными местоимениями, с ролью местоимений в речи, их грамматическими признаками, формировать умение находить местоимения, отличать их от других частей речи, умение употреблять местоимен...