Урок русского языка "Склонение личных местоимений" 4 класс Школа России
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Поддубная Татьяна Владимировна

ОС "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sklonenie_lichnykh_mestoimeniy_4_klass_shkola_rossii.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Склонение личных местоимений  

Класс: 4 («Школа России»)

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Вид урока: урок-диалог.

Цели:

Образовательная: ознакомление с изменением местоимений по падежам, выработка умения употреблять нужную форму местоимений, умения понимать учебную задачу через выполнение самостоятельных задач;

Развивающая: обучение анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать; развитие качества личности (активность, коммуникабельность) и навыки культуры труда (организация, планирование), формирование навыков самоконтроля и самооценки деятельности;

Воспитательная: привитие интереса к предмету.

Предметные результаты обучения: умение склонять личные местоимения и правильно употреблять их в речи; умение работать в группе.

Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей, предвосхищают результат, осуществляют пошаговый контроль по результату, совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса.  

Коммуникативные: слушают и понимают речь других, вступают в речевое общение, строят монологическое высказывание,  оказывают в сотрудничестве взаимопомощь, умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, управляют поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.  

Познавательные:  устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; доказывают.

Личностные УУД:  положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке своих действий, поступков.

Оборудование:  тетради, тетради по чистописанию, таблица «Личные местоимения», запись на доске, карточки для самостоятельной работы, фишки красного, жёлтого и зелёного цветов.

Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге.

Формы работы: общеклассная дискуссия, индивидуальная работа внутри группы, групповая работа, самостоятельная работа.

Приёмы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися (побуждение, обращение, похвала)

Технологии: ЗОТ, игровые технологии, технология деятельностного подхода.

МПС: литературное чтение, ОЗОМ, физическая культура, связь с жизнью.

 

Содержание урока:

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение к деятельности.

Создание ситуации успеха

1 мин

Посмотрю - ка я, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все  внимательно глядят?

Самопроверка

Записывают число, классная работа

Чистописание

Формирование каллиграфии

5 мин

Тетрадь по чистописанию

с. 24

Что можете сказать об этих буквах (Ф, Я)?

Письмо в тетради

Я - местоимение

Актуализация знаний

Мотивация

2-3 мин

С чем мы знакомились на прошлых уроках?

Назовите местоимения ед. числа…. Мн. Числа.

1. В каком местоимении два звука, одна буква?  

2.Сколько личных местоимений в слове семья?  

3.Какие два личных местоимения мешают движению на дорогах?  

 

4. Первый слог – личное местоимение 2-го лица. Второй - звук, который издает лягушка.  

С личными местоимениями

Отгадывают слова

Я, ты, он, она, оно

Мы, вы, они

Я

7 я

Я-мы

Ты-ква

 

Постановка учебной задачи и решение проблемы.

Создание  проблемной ситуации

4 мин

«Мозговой штурм»

Вставьте в предложения подходящие по смыслу местоимения.

1) Ветер, ветер!____  могуч!              ___ гоняешь стаи туч. (А.С.Пушкин)

2)  Взял____  вилы и топор и отправился в дозор. (П.П.Ершов)

3) Злой тоской удручена к муравью ползёт ____  (И.А.Крылов)

4) Всех  ___ вас люблю сердечно,

Но другому ___ навечно отдана. (А.С.Пушкин)

5) «Ах ____, мерзкое стекло!

Это врёшь  ___  ___ назло».

(А.С. Пушкин)

6)Не оставь___, кум милый.      

Дай___   ____собраться с силой.  (И.А.Крылов)

Что заметили? Зачем это нужно? Где пригодится?

Приведите примеры.

Какая учебная задача на уроке?

Работа в группах

 

Изменяются местоимения

Изменять местоимения по падежам

«Открытие» нового знания

Исследование

6-7 мин

 Стихотворение

Я талантлив от рождения!

Не дурак и не простак!

И мое местоимение

Все вокруг склоняют так,

Перво-наперво решительно

Скажет вам семья моя,

Что, конечно,

Именительный –

Это Я и только Я!

Мать склонилась умилительно,

А за ней и вся родня.

И не зря. Падеж

Родительный

Для кого? А для Меня;

Все заботятся старательно

И заслуженно вполне

И дают подарки.

Дательный –

Это значит – только Мне!

Не смотрите подозрительно,

У меня родня – броня!

И запомните:

Винительный

Не касается Меня!

Жизнь легка и упоительна

За родительской спиной!..

Нет, друзья, падеж

Творительный

Сотворен совсем не Мной!

Ждете, видимо,

Предложного?

Новых данных обо Мне?

Не просите невозможного,

Хватит с вас и так вполне.

(М. Раскатов.)

1 группа – ты

2 группа – он

3 группа – оно

4 группа – она

Что изменяется у местоимения?

Вставляют местоимения

Отвечают хором

Работа в группах

Склоняют по падежам

Вывод: изменяется вся основа

Физминутка

1 мин

Я иду и ты идёшь – 1,2,3.  

Я пою и ты поёшь -1, 2,3.

Мы идём и мы поём – 1, 2, 3.

Очень дружно мы живём-

1. 2, 3.

Шагают

Хлопают

Прыгают

Шагают

Хлопают

 

Применение нового знания и первичное закрепление

Применение открытого знания в практической деятельности.

7-8 мин

Работа по учебнику

С. 37, упр.19, письм. 

 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Применение нового способа действия, рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.  

4-5 мин

Написать местоимение в нужном падеже. (таблица в учебнике с. 36)

Я – Д.п.

Ты – Т.п.

У (ОН) Р.п.

НАД (ОНА) Т.п.

К (ОН) Д.п.        

ЗА (ТЫ) Т.п.

О (ОНА) П.п.

Ты – Р.п.          

Выставление оценок

Работа по карточкам

Таблица с.36

Самопроверка, самооценка

 с доски

Мне

Тобой

У него

Над ней

К нему

За тобой

О ней

Тебя

«5» - нет ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3 ошибки

Включение
в систему
знаний
и повторение

Применение нового знания

3 мин

На доске устно

(фронтальная работа)

Местоимения, данные в скобках, употребите в нужной форме.

 

1) Приплыла к (он) рыбка, спросила:

«Чего (ты) надобно старче?»

2) Воротился старик ко старухе,

Рассказал (она) великое чудо.

3) Не посмел я взять с (она) выкуп,

Так пустил (она) в синее море.

4) Не сумел ты взять выкупа с рыбки,

Хоть бы взял ты с (она) корыто.

5) На (он) прикрикнула старуха,

На конюшню служить (он) послала.

Что заметили, изменяя местоимения по падежам?

 

к нему

тебе

ей

с неё

её

с неё

на него

его

Вывод: у местоимений 3 лица с предлогом появляется впереди н-

Домашнее задание

1 мин

С.37, упр. 20  или

составить 5-6 предложений с местоимениями.

Рефлексия

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

2 мин

-С какой конкретной задачей столкнулись?

- Решили ли учебную задачу?

 

Как вы думаете, осталось ли что-то, что нужно выяснить на следующих уроках?

Понравился вам урок?

Возьмите карточки настроений, определите свое настроение в конце урока.

- Поднимите зелёные фишки, кто доволен своей работой на уроке.

- Жёлтые фишки, кто не совсем доволен и мог бы работать лучше.

- Красные фишки, кто не доволен.    

      

Определять падеж местоимений

Оценка своего настроения