урок русского языка во 2 классе "Школа России" - "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Урок был дан в МБОУ СОШ №1 г. Льгова на муниципальном уровне

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odushevlyonnye_i_neodushevlyonnye_imena_sushchestvitelnye.docx509.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка:

Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

Цель: предметные:

Обобщение знаний учащихся об имени существительном, формирование умения классифицировать имена существительные на одушевленные/неодушевленные,

Ознакомление с существительными, которые могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными и в зависимости от предложения меняют своё лексическое значение;

   Метопредметные:

Регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; планировать свои действия; строить логическое рассуждение на основе причинно-следственных связей.  

Коммуникативные:

вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, осознавать,  высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

высказывать предположения, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, осуществлять анализ, синтез, классификацию языкового материала по заданным критериям.

Личностные:

осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.

                                       Ход урока.

  1. Организационный этап

2.Мотивация учебной деятельности учащихся

 Прежде чем нам перейти к новой теме, я прошу вас по иллюстрациям узнать пословицу.

 

Почему на уроке вспомнили эту пословицу?

Объясните значение этой пословицу (Всякое дело требует усилий).

Как это относится к вам? (Для того, чтобы достичь хороших результатов, необходимы терпение и усилия. Тогда,  все получится).

3.Минутка чистописания

Сегодня мы напишем элементы, которые похожи на удочку и крючок.

4.Актуализация опорных знаний

На прошлом уроке мы выяснили, что наша речь состоит из слов. Мы заметили, что многие слова можно объединить по обобщённому лексическому значению, и по вопросам, на которые они отвечают. Таким образом, слова, из которых состоит наша речь, разбилась на части, части речи.

5.Постановка цели и задач урока.

  Ой, посмотрите, одна часть речи пропала. А я как раз хотела с вами поговорить о ней.  Кто помнит, какая часть речи пропала? Что мы о ней уже знаем?

-Мы знаем, что обозначает эта часть речи

-Мы знаем, на какие вопросы она отвечает

Так как вы думаете, какая же тема сегодняшнего урока

6. Открытие новых знаний 

Словарная работа,

Лягушка, капуста ученик ноябрь снегирь деревня молоко собака сорока

К какой части речи относятся все эти слова?

Что обозначают все эти слова?

- Они обозначают предметы

Правильно, они обозначают предметы, которые существуют вокруг нас.

 Разделите  эти слова на две группы.

По какому признаку вы разделили эти слова.

-К первой группе мы отнесли слова, которые отвечают на вопрос  ЧТО?

-Ко второй группе мы отнесли слова, которые отвечают на вопрос  КТО?

Ребята, а почему к существительным  мы задаём разные вопросы?

Давайте с вами выясним, к каким словам мы задаём вопрос  КТО?, а к каким -вопрос ЧТО?

   Прочитайте слова   и скажите, какое слово лишнее? Почему?

Ребёнок  дерево  кошка  попугай

А почему вы решили, что дерево неживое? Оно же растёт, дышит.

Может быть,  мы с вами ошиблись?  

 Ваше мнение.

А может ли дерево испытывать любовь, злость или ненависть?

У него есть душа?

А у людей и животных?

Вот что самое главное- душа.

Давайте подумаем,  как мы можем назвать имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО? и имеют душу. (одушевлённые)

У всех остальных предметов нет души, поэтому мы их называем ……. (неодушевлённые) Они отвечают на вопрос ЧТО?

Посмотрим в учебнике, правы ли мы    (Читают правило)

Посмотрите на доску, что мы знали об имени существительном?

А что мы узнали на сегодняшнем уроке нового?

Значит тема нашего сегодняшнего урока не просто имена существительные , а имена существительные: одушевлённые и неодушевлённые.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 7.Первичное закрепление

1. А теперь, давайте ещё раз посмотрим на иллюстрации, с которых мы начали урок.

D:\Desktop\Безымянный.png D:\Desktop\Безымянный2.png

 

Какие предметы мы увидели на этих иллюстрациях? Назовите одушевлённые имена существительные,  к которым мы задаём вопрос КТО? а теперь неодушевлённые имена существительные, к которым мы задаём вопрос ЧТО?

Возьмите карточку №1

Рыба, окунь, водоросли, лягушка, камыш, лилия, головастик, песок, рак, удочка.

Возьмите карандаш и соедините каждое существительное  с названием той группы, к которой оно относится

( Проверка по слайду)

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

2.- Это задание на внимание .

Внутри слов спрятались ещё слова, найдите их и распределите на две группы: одушевлённые и неодушевлённые.

Ш
утка Удочка Тюлень( Бабочка  Рыбак)

3. Работа в паре. Возьмите карточку№2
Найди 6 слов и обведи их в овал. Над словами напишите вопросы, на которые отвечают эти существительные.


Ь
РАДУГАРДЬАРБЕЛКАМРОЛ
АСЦ
РОЗАТЦЪЬРЫБКАРРПР
ЧВ
ГУСЕНИЦАРНКОНФЕТАТЭ

Проверяем.

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с одушевлёнными и неодушевлёнными именами  существительными. Я хочу у вас спросить, а этот признак имён существительных он постоянный или нет? Может ли одушевлённое существительное стать неодушевлённым и наоборот.

Тогда посмотрите на доску.

По дереву ползёт гусеница.

У танка  сломалась гусеница.

Какое существительное повторяется дважды. На какой вопрос отвечает существительное из первого предложения? Значит оно одушевлённое.

На какой вопрос отвечает существительное из второго предложения? Значит оно неодушевлённое.

Так как же, одно существительное  может быть и одушевлённое и неодушевлённое.

Давайте разбираться, что вы себе представили, когда прочитали слово «гусеница» в первом предложении, а во втором?

Как называются слова, которые  произносятся одинаково , но имеют разные лексические значения?

Значит, прежде чем определить, одушевлённое или  неодушевлённое многозначное слово надо определить его лексическое значение.(мышка, зебра, конь, норка)

Ребята, выделите, пожалуйста, подлежащее и сказуемое в этих двух предложениях.

(Если успею)

4. Установите связь между словами слева. Составьте  такую же пару справа, выбрав одно из пяти слов, написанных в скобках. К каждому слову поставьте вопрос и определите одушевлённое оно или нет .

Собака-шерсть                щука- (река, рыба, вода, удочка, чешуя)

Школа-ученик            транспорт- ( сын, читатель, дочка, пассажир, ребёнок)

Дерево – сук               рука – (топор, перчатка, работа, палец, нога)

 

9. Рефлексия учебной деятельности


Сегодня на уроке я узнал(а), что существительные делятся на …………..

Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос ……………
Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос ……………

Больше всех мне понравилось задание ……..

Самое трудное было задание ………

10. Домашнее задание

1.Заполните таблицу.

Одушевлённые имена сущ.

Неодушевлённые имена сущ.

2. Составьте два предложения с многозначным словом, так чтобы в одном предложении оно было одушевлённым, а в другом неодушевлённым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 2 класс Тема «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных c презентацией...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные.Цели урока: формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходств...

урок русского языка во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" с презентацией

Разработка урока русского языка для 2 класса с презентацией "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...

Урок русского языка во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные". УМК "Школа России"

Урок русского языка во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные". УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Конспект урока русского языка во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"...