Конспект урока русского языка во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
план-конспект урока (2 класс)

Насибуллина Ирина Владиславовна

Конспект урока русского языка во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok_rus_yaz.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Цель: формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто это?, от слов, отвечающих на вопрос что это?; учить находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно, классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые в группы.

Познавательные УУД:

Узнают, как определять неодушевлённые имена существительные в тексте; научатся самостоятельно находить, подбирать имена существительные, классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, подбирать синонимы, пользуясь словарём; получат возможность вырабатывать навыки грамотности.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; рассуждать по заданной теме.

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, принимать участие в работе группы.

Личностные УУД: проявлять интерес к учебной деятельности.

Тип урока: «открытие» нового знания.

      Формы работы:

- фронтальная работа;

- работа в группах.

Используемые учебники и учебные пособия.

Русский язык: 2 класс: Учебник, в 2 частях под ред. В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого

Рабочая тетрадь под ред. В.П. Канакиной

      Используемое оборудование:

Компьютер, проектор, экран, фигуры - человечков «Смешарики».

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Орг. момент.

   Проверь, дружок

   Готов ли ты начать урок?

   Все на месте, все в порядке,

         Книжки, ручки и тетрадки!

(На партах карточки – подписать)

Проверяют готовность к уроку

-Работу по карточкам ученики выполняют в течение всего урока, если есть свободная минутка)

II.Минутка чистописания

-Ребята, на улице очень холодно

И к нам в класс залетели погреться птички. Узнали их?

-Они сегодня будут помогать вам в вашей работе на уроке.

-Какой согласный звук есть в названиях данных птиц:

Ворона, сорока, воробей.

Дайте характеристику звуку.

1)-Прописываем букву Р, р, слоги с данными буквами. (презентация – Слайд 1)

-В каждом слове звук [р].

-Согласный, звонкий, бывает мягкий и твёрдый.

- Прописывают буквы ( один ученик у доски) и слоги.

-Потеряла, прокараулила, упустила.

-Ученик работает у доски и объясняет написание слов. Определяет грамматическую основу и находит им. Существительное.

-Это однокоренные слова, т.к. имеют близкое значение и общий корень ворон.

III.Актуализация знаний:

1).Словарная работа.

2).Комментированное письмо.

-Ребята, посмотрите какая грустная ворона. Она проворонила своего воронёнка.

Объясните, что значит проворонила?

Запись предложения под диктовку:

Проворонила ворона воронёнка.

-Посмотрите внимательно на слова. Как можно назвать данные слова? Почему?

Давайте проверим выполненную работу и оценим. (Презентация Слайд № 1)

-Потеряла, прокараулила, упустила.

-Ученик работает у доски и объясняет написание слов. Определяет грамматическую основу и находит им. Существительные.

-Это однокоренные слова, т.к. имеют близкое значение и общий корень ворон.

-Оценивают смайликами. Комментируют.

IV.Работа над новым материалом.

1).Определение темы.

2).Выводы:

3)Закрепление:

Физминутка:

Для  выполнения работы к вам на помощь прилетела целая стайка птиц: У кого воробышки, те летят к главному воробышку и собираются в стаи; у кого сороки – к сороке; у кого вороны – к вороне.

Класс разделился на 3 группы. Задания каждой группе:

1 группа:       Разделите данные имена существительные на две группы.

Грибник, лось, белка, муравей, сова, черника, медведь, бабочка, ёлка.

2 группа       Разделите данные имена существительные на две группы.

Щука,  жук, кувшинка, пловец, вода, лодка, капитан, чайка.

3 группа          Разделите данные имена существительные на две группы.    

Яблоня, яблоко, груша, пчела, бабочка,  воробей, садовник, гусеница.

Ребята распределяют слова на две группы.

-Почему именно так вы распределили слова?

(На доске открываются вопросы Кто? Что? Ребята выставляют карточки с записями под необходимые  вопросы.

-Как называется часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?( Открывается запись на доске имя существительное.)

-Какие предметы обозначают имена существительные, отвечающие на вопрос кто?

- Какие предметы обозначают имена существительные, отвечающие на вопрос что?

-Как можем назвать живые предметы?

Неживые предметы?

(Появляется запись на доске: Одушевлённые, неодушевлённые)

Презентация Слайд № 2

1.У-е в определении одуш. И неодуш. Им.сущ. Игра: «Рассади пассажиров». Работа в парах по вариантам: 1в – выписывает одуш. Им. Сущ., 2в. – неодуш им. Сущ. (Презентация Слайд №3)

-Взаимопроверка и сверка с интерактивной доской.

2.Физминутка:

Одушевлённые – руки вверх,

Неодушевлённые – присесть.

Дверь, лиса, врач, мост, рыба, жук, пожарный, стул.

3)Игра «Лишнее слово» -  работа по вариантам 1-2 строка – 1вариант, 3-4 строка – 2 вариант.

Проверка с комментированием.

Проверка (Презентация Слайд № 4)

4). Комментированное письмо. «Слова - превращалки» Презентация Слайд № 5

-Посмотрите на образец. Что заметили? Выполняем задание по образцу с комментированием.Одновременно идёт проверка по слайду. Как можем назвать слова? Выделите корень.

Сверка с доской.(Слайд № 6) Задайте вопросы к каждой

группе слов.

Сделайте вывод. (Слайд № 7)

5)Работа с учебником: стр.49 упр. 81. Читают, выполняют самостоятельно, проверка.

-Выполняют задания.

Один ученик выходит к доске и «защищает» работу групп. (Если есть время, работа по карточкам)

-Одни слова отвечают на вопрос кто? Другие на вопрос что?

-Имя существительное.

-Живые предметы: обозначающие людей и животных.

-Неживые предметы: не обозначающие людей и животных.

-Одушевлённые.

-Неодушевлённые.

-Делают вывод.

-Одна пара у доски. Проверка.

-Выписывают  

1 . – кто? Бабочка, ёж, мальчик, свинья.

2  – что? Светофор, расчёска, арбуз, ножницы.

Взаимопроверка.

Выполняют упражнения.

-Изменили слово так, что получилось другое слово.

Выполняют работу в парах.

-Однокоренными, т.к. близки по значению и один корень.

Кто? Одушевлённые.

Что? Неодушевлённые.

Работают по учебнику:

Стр. 49 упр. 81.

V.Итог.

Вывод по слайду № 8

Птички говорят спасибо. Отогрелись и полетели. А мы должны помнить, что….(Закончить фразу)

Имена существительные, отвечающие на вопрос кто? обозначают одушевлённые предметы. Имена существительные, отвечающие на вопрос что? Обозначают неодушевлённые предметы.

VI.Рефлексия

Слайд № 9

1)Я всё понял и у меня всё получилось.

2)Я  всё понял, но у меня были ошибки.

3)Я считаю, что было трудно, но я буду стараться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Русский язык" Тема:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

На этом уроке мною была поставлена цель: Расширить знания учащихся об имени существительном1.            Формирование понятия «одушевленные...

конспект по русскому языку 2 класс "Одушевленные, неодушевленные имена существительные"

Тема: "Одушевленные, неодушевленные имена существительные"...

Конспект урока русского языка Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные."

Цели: • развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос: кто? и слова, отвечающие на вопрос: что?;• умение составлять предложения;• развитие орфографической зоркости;• пополнение с...

Урок русского языка в 3 классе Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Урок русского языка в 3 классе Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые УМК Начальная школа XI века...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Несклоняемые имена существительные"

Данная презентация является фрагментом к  уроку  руского языка  "Несклоняемые имена существительные". В конце урока использую  музыкальную композицию из коллекции Уроки Р...

Урок русского языка -Путешествие в Простоквашино. Собственные имена существительные

Урок  русского  языка -Путешествие в  Простоквашино.  Собственные  имена  существительные...