Урок русского языка во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные". УМК "Школа России"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Чупилко Светлана Петровна

Урок русского языка во 2 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные". УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

2018

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Заветинская НШ-ДС»

Чупилко Светлана Петровна

"ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ"

 Открытый  урок русского языка во 2 классе в рамках  районного методического объединения учителей начальных классов МО «Нестеровский район».


Цели:

Формирование предметных умений:

- определять грамматические признаки имени существительного;

- систематизировать признаки имени существительного как части речи;

- формировать у учащихся умения ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

- ознакомить с существительными, которые могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными в зависимости от предложения меняют своё лексическое значение;

- развивать внимание, связную речь.

Формирование УУД:

   личностные умения:      

- принимать и осваивать социальную роль ученика;

- устанавливать связь между целью деятельности и её мотивом (зачем?);

- устанавливать связь между целью деятельности и  её результатом;

- осознавать роль языка и речи  в жизни людей;

    регулятивные умения:      

- готовить рабочее место, всё необходимое для включения в учебную деятельность;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- высказывать своё предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;

     познавательные умения:     _        

- ориентироваться в раздаточном материале;- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;

    коммуникативные умения:

-  донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других.

Оборудование: проектор, компьютер, толковые словари, учебники, тетради,  карточки, презентация.                                          

Ход урока

I. Организация класса.

- Давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Я думаю, что сегодняшний день принесёт нам и нашим гостям радость, радость общения друг с другом. Скажите, пожалуйста, каким вы хотите видеть наш урок? А хотите узнать что-то новое? Успехов вам и удач!

Прочтите девиз, который я предлагаю взять для урока: «С малой удачи начинается большой успех». СЛАЙД 2.

Как вы понимаете это выражение? Я желаю вам много маленьких удач на нашем уроке.

II.  Актуализация знаний.

Словарная работа.

- Разгадайте ребусы, запишите в тетрадь, подчеркните орфограммы. (Народ, солдат, столица, Москва, Россия, родина, патриот)  СЛАЙДЫ 3- 9.

- Кто может объяснить значение последнего слова? Обратимся к толковому словарю. (Дети читают толкование из словарей).

(Патриот -  патриотичный человек, тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины.)

- К какой части речи относятся эти слова? Почему?

 - Что вы знаете об имени существительном? Поделитесь, пожалуйста, своими знаниями.

Орфографическая минутка

- Разгадайте ещё один ребус. СЛАЙД 10. Запишите предложение.  Подчеркните орфограммы. (Столица России – город Москва.)

III. Самоопределение к деятельности.

- Посмотрите на пары слов, записанных на доске. СЛАЙД 11.

     Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник, коньки – фигурист, шахматы – шахматист.

- Что вы можете о них сказать? (Это имена существительные, одушевлённые и неодушевлённые, однокоренные, кроме коньки – фигурист, объединены темой «Спорт»…).

- Прочитайте одушевлённые имена существительные.  На какой  вопрос они отвечают?

- Прочитайте неодушевлённые имена существительные.  На какой  вопрос они отвечают?

- Все ли слова вам было легко распределить по группам? (слово коньки может отвечать на вопрос что? и на вопрос кто?).

- В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются.

I - вариант составьте предложение со словом коньки, которое отвечает на вопрос кто? Морские коньки всегда ходят парами.

II - вариант составьте предложение со словом коньки, которое отвечает на вопрос что? Мне купили коньки. 

- Мы сегодня продолжим изучать имена существительные.

- Какие слова мы называем именами существительными? (Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? или что? называются именами существительными).

- Приведите пример.

- На какие две группы можем разделить все слова имени существительного? (Одушевлённые и неодушевлённые. Например: кто? – медведь, что?- книга)

- Сегодня на уроке мы будем учиться классифицировать слова по этому признаку.

- Вспомните правила  тётушки Совы. (Дети рассказывают правила про одушевлённые  и неодушевлённые имена существительные)

СЛАЙД 12.

IV. Работа по теме урока.

  1. Работа по учебнику.

С.50 у.85 (1 ученик  работает у доски). Подберите к каждой группе неодушевлённых имён существительных ещё по два слова. Запишите их. Обозначьте в словах ударение. Составьте предложение с одним из слов и запишите его.

2. Самостоятельная работа в карточках.

Разноуровневые задания с дифференцированным подходом. Каждая карточка содержит в себе задание разного уровня сложности. Выберете себе карточку и выполните соответствующее задание.

1 карточка (красного цвета).

Прочитайте. Соедините линиями имена существительные и вопрос, на который они отвечают. Подчеркните одушевлённые имена существительные.

     

Солдат, космонавт, солнце, пустыня,  песок, верблюд.

                ЧТО?                             КТО?

2 карточка (жёлтого цвета).

Прочитайте. Подчеркните неодушевлённые имена существительные. Обведите имена существительные – названия людей по роду профессий.

Дрожит мостовая и воет мотор –

Это к нам едет папа – шофёр.

Пишет в газеты, статьи и записки

Мама – писатель журналистка.

3 карточка (зелёного цвета).

 Прочитайте. Укажите, в каком ряду одушевлённые имена существительные.

Паук, комар, стрекоза, паутина.

Мальчик, девочка, коньки, снежки.

Карась, окунь, щука, рыбак.

V. Физкультминутка

Игра «Кто или что?»

Если услышите одушевлённые имена существительные, похлопайте в ладоши над головой. Если услышите неодушевлённые имена существительные, похлопайте за спиной.

Комар, одежда, снег, картина, художник, пилот, друг, скромность, хитрец, девочка.

VI.Закрепление изученного материала

Работа в паре.

Найди 6 слов и обведи их в овал.

ЬРАДУГАРДЬАРБЕЛКАМРОЛКВЫЧ

АСКОМПЬЮТЕРТЦЪЬРЫБКАРРПР

ЧВГУСЕНИЦАРНТРАВАТЭМОУ

- Какие слова нашли?

Фронтальная работа по вариантам.

I в – выпишет одушевлённые имена существительные.

II в – неодушевлённые имена существительные.

- Какие слова выписал I вариант? Почему? (Белка, рыбка, гусеница).

- Какие слова выписал II вариант? Почему? (Радуга, компьютер, трава).

- Вам встретилось слово гусеница.

- Что вы себе представили?

- К каким существительным относится это слово? Почему? Это одушевлённое имя существительное, потому что отвечает на вопрос кто?

- А я представляю гусеницу от трактора. А теперь к каким существительным относится слово гусеница? Это неодушевлённое имя существительное, так как отвечает на вопрос что?

- Составьте предложение со словом гусеница, которое отвечает на вопрос кто? и предложение со словом гусеница, которое отвечает на вопрос что? (Устно) У трактора сильные гусеницы и сильный двигатель. Гусеницы питаются листьями.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

- Я  предлагаю выполнить небольшую проверочную работу, посмотреть чему вы научились.

Карточка

Имя существительное.

•Имя существительное обозначает ________________

•Имена существительные отвечают на вопросы ________ и _________

•Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос __________

•Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос _________

- Оцените свою работу на протяжении всего урока. Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы послушайте и выберите то утверждение, с которым вы будете согласны

"!" - Урок полезен, всё понятно.

"!" - Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

"-" - Ещё придётся потрудиться.

Да, трудно всё - таки учиться!

VIII. Домашнее задание

С.51 у.86, повторить правила.

! Если останется время.

Составить СИНКВЕЙН к слову патриот.

  1. Патриот
  2. ____________________, __________________.
  3. ___________________, ___________________, ____________________.
  4. ____________________________________________________________________.
  5. _____________________.

1.Патриот.

2.Преданный, любящий.

3.Защищает, любит, гордится.

4. Патриотом быть – Родину любить.

5. Защитник.

Интернетресурсы:

http://открытыйурок.рф/ 

https://nsportal.ru/ 

http://kladraz.ru/blogs/blog20960/ 

https://yandex.ru/ 

1 карточка (красного цвета).

Прочитайте. Соедините линиями имена существительные и вопрос, на который они отвечают. Подчеркните одушевлённые имена существительные.

     

Солдат, космонавт, солнце, пустыня,  песок, верблюд.

                ЧТО?                             КТО?

1 карточка (красного цвета).

Прочитайте. Соедините линиями имена существительные и вопрос, на который они отвечают. Подчеркните одушевлённые имена существительные.

     

Солдат, космонавт, солнце, пустыня,  песок, верблюд.

                ЧТО?                             КТО?

1 карточка (красного цвета).

Прочитайте. Соедините линиями имена существительные и вопрос, на который они отвечают. Подчеркните одушевлённые имена существительные.

     

Солдат, космонавт, солнце, пустыня,  песок, верблюд.

                ЧТО?                             КТО?

1 карточка (красного цвета).

Прочитайте. Соедините линиями имена существительные и вопрос, на который они отвечают. Подчеркните одушевлённые имена существительные.

     

Солдат, космонавт, солнце, пустыня,  песок, верблюд.

                ЧТО?                             КТО?

1 карточка (красного цвета).

Прочитайте. Соедините линиями имена существительные и вопрос, на который они отвечают. Подчеркните одушевлённые имена существительные.

     

Солдат, космонавт, солнце, пустыня,  песок, верблюд.

                ЧТО?                             КТО?

1 карточка (красного цвета).

Прочитайте. Соедините линиями имена существительные и вопрос, на который они отвечают. Подчеркните одушевлённые имена существительные.

     

Солдат, космонавт, солнце, пустыня,  песок, верблюд.

                ЧТО?                             КТО?

2 карточка (жёлтого цвета).

Прочитайте. Подчеркните неодушевлённые имена существительные. Обведите имена существительные – названия людей по роду профессий.

Дрожит мостовая и воет мотор –

Это к нам едет папа – шофёр.

Пишет в газеты, статьи и записки

Мама – писатель журналистка.

2 карточка (жёлтого цвета).

Прочитайте. Подчеркните неодушевлённые имена существительные. Обведите имена существительные – названия людей по роду профессий.

Дрожит мостовая и воет мотор –

Это к нам едет папа – шофёр.

Пишет в газеты, статьи и записки

Мама – писатель журналистка.

2 карточка (жёлтого цвета).

Прочитайте. Подчеркните неодушевлённые имена существительные. Обведите имена существительные – названия людей по роду профессий.

Дрожит мостовая и воет мотор –

Это к нам едет папа – шофёр.

Пишет в газеты, статьи и записки

Мама – писатель журналистка.

2 карточка (жёлтого цвета).

Прочитайте. Подчеркните неодушевлённые имена существительные. Обведите имена существительные – названия людей по роду профессий.

Дрожит мостовая и воет мотор –

Это к нам едет папа – шофёр.

Пишет в газеты, статьи и записки

Мама – писатель журналистка.

2 карточка (жёлтого цвета).

Прочитайте. Подчеркните неодушевлённые имена существительные. Обведите имена существительные – названия людей по роду профессий.

Дрожит мостовая и воет мотор –

Это к нам едет папа – шофёр.

Пишет в газеты, статьи и записки

Мама – писатель журналистка.

2 карточка (жёлтого цвета).

Прочитайте. Подчеркните неодушевлённые имена существительные. Обведите имена существительные – названия людей по роду профессий.

Дрожит мостовая и воет мотор –

Это к нам едет папа – шофёр.

Пишет в газеты, статьи и записки

Мама – писатель журналистка.

3 карточка (зелёного цвета).

 

Прочитайте. Укажите, в каком ряду одушевлённые имена существительные.

Паук, комар, стрекоза, паутина.

Мальчик, девочка, коньки, снежки.

Карась, окунь, щука, рыбак.

3 карточка (зелёного цвета).

 

Прочитайте. Укажите, в каком ряду одушевлённые имена существительные.

Паук, комар, стрекоза, паутина.

Мальчик, девочка, коньки, снежки.

Карась, окунь, щука, рыбак.

3 карточка (зелёного цвета).

 

Прочитайте. Укажите, в каком ряду одушевлённые имена существительные.

Паук, комар, стрекоза, паутина.

Мальчик, девочка, коньки, снежки.

Карась, окунь, щука, рыбак.

3 карточка (зелёного цвета).

 

Прочитайте. Укажите, в каком ряду одушевлённые имена существительные.

Паук, комар, стрекоза, паутина.

Мальчик, девочка, коньки, снежки.

Карась, окунь, щука, рыбак.

3 карточка (зелёного цвета).

 

Прочитайте. Укажите, в каком ряду одушевлённые имена существительные.

Паук, комар, стрекоза, паутина.

Мальчик, девочка, коньки, снежки.

Карась, окунь, щука, рыбак.

3 карточка (зелёного цвета).

 

Прочитайте. Укажите, в каком ряду одушевлённые имена существительные.

Паук, комар, стрекоза, паутина.

Мальчик, девочка, коньки, снежки.

Карась, окунь, щука, рыбак.

Имя существительное

•Имя существительное обозначает ________________

•Имена существительные отвечают на вопросы ________ и _________

•Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос __________

•Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос _________

Имя существительное

•Имя существительное обозначает ________________

•Имена существительные отвечают на вопросы ________ и _________

•Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос __________

•Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос _________

Имя существительное

•Имя существительное обозначает ________________

•Имена существительные отвечают на вопросы ________ и _________

•Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос __________

•Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос _________

Имя существительное

•Имя существительное обозначает ________________

•Имена существительные отвечают на вопросы ________ и _________

•Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос __________

•Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос _________

Имя существительное

•Имя существительное обозначает ________________

•Имена существительные отвечают на вопросы ________ и _________

•Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос __________

•Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос _________

Имя существительное

•Имя существительное обозначает ________________

•Имена существительные отвечают на вопросы ________ и _________

•Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос __________

•Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос _________

Найди 6 слов и обведи их в овал.

ЬРАДУГАРДЬАРБЕЛКАМРОЛКВЫЧ

АСКОМПЬЮТЕРТЦЪЬРЫБКАРРПР

ЧВГУСЕНИЦАРНТРАВАТЭМОУ

Найди 6 слов и обведи их в овал.

ЬРАДУГАРДЬАРБЕЛКАМРОЛКВЫЧ

АСКОМПЬЮТЕРТЦЪЬРЫБКАРРПР

ЧВГУСЕНИЦАРНТРАВАТЭМОУ

Найди 6 слов и обведи их в овал.

ЬРАДУГАРДЬАРБЕЛКАМРОЛКВЫЧ

АСКОМПЬЮТЕРТЦЪЬРЫБКАРРПР

ЧВГУСЕНИЦАРНТРАВАТЭМОУ

  1. Патриот
  2. ____________________, __________________.
  3. ___________________, ___________________, ____________________.
  4. ____________________________________________________________________.
  5. _____________________.

  1. Патриот
  2. ____________________, __________________.
  3. ___________________, ___________________, ____________________.
  4. ____________________________________________________________________.
  5. _____________________.

  1. Патриот
  2. ____________________, __________________.
  3. ___________________, ___________________, ____________________.
  4. ____________________________________________________________________.
  5. _____________________.

  1. Патриот
  2. ____________________, __________________.
  3. ___________________, ___________________, ____________________.
  4. ____________________________________________________________________.
  5. _____________________.

  1. Патриот
  2. ____________________, __________________.
  3. ___________________, ___________________, ____________________.
  4. ____________________________________________________________________.
  5. _____________________.

  1. Патриот
  2. ____________________, __________________.
  3. ___________________, ___________________, ____________________.
  4. ____________________________________________________________________.
  5. _____________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Русский язык" Тема:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

На этом уроке мною была поставлена цель: Расширить знания учащихся об имени существительном1.            Формирование понятия «одушевленные...

Конспект урока русского языка Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные."

Цели: • развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос: кто? и слова, отвечающие на вопрос: что?;• умение составлять предложения;• развитие орфографической зоркости;• пополнение с...

Урок русского языка в 3 классе Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Урок русского языка в 3 классе Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые УМК Начальная школа XI века...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Несклоняемые имена существительные"

Данная презентация является фрагментом к  уроку  руского языка  "Несклоняемые имена существительные". В конце урока использую  музыкальную композицию из коллекции Уроки Р...

Урок русского языка -Путешествие в Простоквашино. Собственные имена существительные

Урок  русского  языка -Путешествие в  Простоквашино.  Собственные  имена  существительные...

Конспект урока русского языка Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Цели деятельности учителя: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных бу...