Урок русского языка в 3 классе "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" УМК "Школа России"
план-конспект урока (3 класс) на тему

Мойсиевич Елена Михайловна

Урок русского языка в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_odushevlyonnye_i_neodushevlyonnye_im._sushch.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Урок русского языка в   3 классе

МБОУ «Алешковичская СОШ»

Учитель: Мойсиевич Елена Михайловна

Тема: « Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

Тип урока: открытие нового знания

Цель: формирование умений распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Задачи:- активизировать ранее изученную лексику;

             -  тренировать в постановке вопроса к именам существительным;

             - определять грамматические признаки имени существительного;

            - систематизировать знания детей об одушевлённых  и неодушевлённых именах существительных.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  • формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке;
  • формирование осознания смысла своих учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • развитие  умения осознавать и формулировать тему и цели урока;
  • контролировать и оценивать свою деятельность на уроке.

Познавательные УУД:

  • развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение;

Коммуникативные УУД:

  • формирование умения сотрудничать с одноклассниками и учителем в решении учебных задач
  • развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания

Планируемые результаты:

Предметные:

    Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по лексико – грамматическим признакам.

Личностные:
   Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

   Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные:

  Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Коммуникативные УУД:

Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме.

 Познавательные:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте,  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, работать по алгоритму.

                                               

                                                    Ход урока.

1. Организационный момент.   3 мин.

- Здравствуйте, ребята. Улыбнёмся гостям, друг другу. Тихо садимся и проверяем осанку.   Каким бы вы хотели видеть наш урок?

(Интересным, развивающим, познавательным…)

 - Чтобы урок получился таким, недостаточно действий учителя, необходима и ваша помощь. Хочу взять с собой думающих, активных учеников.

- В течение всего урока вы будете оценивать свою работу .

Эпиграфом к уроку предлагаю слова Сабира Абдуллы:  (слайд 2)

Учите русский годы к ряду,                

С душой, с усердием, с умом

Вас ждёт великая награда,

И та награда - в нём самом.

-Как понимаете смысл четверостишия?

-О какой награде говорит автор?

-Почему каждому из нас необходимо знать русский язык?

-Я уверена, что каждый сегодня получит новые знания, а это и будет нашей главной наградой.

-С чего начнём работу?

2. Минутка чистописания.  3 мин. (слайды 3, 4)

- С какой целью её проводим? (тренируемся писать красиво, правильно)

Догадайтесь, какие буквы будем писать:

-буква,которая в 1слоге обозначает согласный, звонкий, непарный, твёрдый звук в словах Россия, Родина

- буква, которая во 2слоге обозначает согласный, звонкий, непарный, твёрдый звук в слове дорогая

-Посмотрите на слайд, догадались? (Мы будем писать заглавную и строчную буквы Р)

Запишите буквы, слова.

-Что предлагаете оценить в нашей работе?

-Оцените свою работу

2. Актуализация опорных знаний. 4 мин.

 Картинный диктант     (слайды 5,6)

- С какой частью речи мы работаем на уроках сейчас?

Что такое имя существительное?

Записываем слова, в два столбика, в какие,  подумайте сами.

Капуста, воробей, огурец, ворона, морковь, сорока.

На какие группы вы их разделили?  (птицы, овощи)

Что нужно запомнить?

- Оцените свою работу. 

4. Формулирование темы урока, постановка цели. 2 мин. (слайд 7)

А по какому признаку можно было определить слова в каждом столбике?

(отвечают на вопросы кто? И что?)

- Сформулируйте тему урока.

(Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые)

Что мы будем делать на уроке?

 (Научимся  различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные,  определять одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по алгоритму)

5. Открытие нового знания . 8 мин.

-Наш родной русский язык полон тайн и загадок! Но с удовольствием раскрывает свои секреты, как только мы начинаем уважать, чувствовать его. Произнесите ещё раз слова: одушевлённые, неодушевлённое, - попытайтесь почувствовать их, поработайте с ними.

-Что подсказали вам слова? Как поняли их смысл? Давайте выделим корень.

А как определить одушевлённое или неодушевлённое существительное?

Нужно составить алгоритм действий, выполняя которые, сможем определить одушевлённое или неодушевлённое имя существительное.

-Поможет нам совершить открытие стихотворение И. Сурикова. (Слайд 8)

Стихотворение выразительно прочитывается, уточнятся тема, настроение учащихся от стихотворения.

- Найдите существительное и определите одушевлённое или неодушевлённое оно.

АЛГОРИТМ.   (слайд 9)

1.Нахожу имя существительное

2. Ставлю в начальную форму

3. Задаю вопрос кто? или что?

4. Определяю, обозначает живой или неживой предмет

- На какие две группы мы можем разделить имена существительные, в зависимости от вопроса?

( Одушевлённые и неодушевлённые)

- Что относится к  одушевлённым именам существительным?

( люди, животные)

- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?

( неживые предметы, растения, явления окружающего мира)

- Сформулируйте правило: что такое имена одушевлённые и неодушевлённые.

- Оцените работу .

6. ФИЗМИНУТКА. 2 мин  (Слайды 10-27) (Динамическая физминутка «Барбарики»)

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 4 мин.

Работа по учебнику на стр. 13   упр. 17   ( Слайд 28)

 Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина,

-Какое настроение вызвало стихотворение?

-Что представили?

Найдём существительные. Можете ли вы определить их одушевлённость? Почему?

-Легко ли будет выполнить задание?

-В чём трудность?

-Когда жил Пушкин?

Уточняем смысл устаревших слов: бразды, кибитка, ямщик, на облучке, в тулупе, в кушаке   (Слайд 29)

«Цепочкой»  определяют одушевлённость – неодушевлённость  имён существительных.

-Оцените свою работу на данном этапе

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 4 мин. (Слайды 30-33)

- Оцените свои силы. Работа по карточкам

- Перед вами на столе карточки . Просмотрите их внимательно, выберите себе задание по силам.

Карточка №1

Подчеркни одной чертой одушевлённые  имена существительные:

Берег, горох, отец, товарищ, помидор, пшеница, ученик, волк, шахматы, шахматист.

Карточка № 2

Подчеркни одной чертой одушевлённые имена существительные:

Девочка смотрит  в окно и любуется  красотой! На солнце сверкает  иней.

 Вот пролетела синичка.

На ветке нахохлился воробышек.

- Проверьте.  

- Оцените свою работу.  (Слайд 33)

9. Включение нового знания в систему знаний и повторение.  6 мин. (Слайд 34)

- Посмотрите на экран. Следите глазками за движущимися снежинками.

Составьте предложение по этому рисунку. ( разбор предложения)

10. Итог урока. 2 мин  (Слайд 35)

- Чему научились на уроке?

- Как можно определить одушевлённость/неодушевлённость имён существительных?

 11. Рефлексия учебной деятельности. 2 мин.

Вернёмся к эпиграфу.  (Слайд 36)

-Мы наградили себя многими новыми знаниями. Чтобы их осмыслить, предлагаю продолжить фразы:  (слайд 37)

Я узнал …

Я вспомнил…

Я научился…

Я горжусь ….

- Оцените свою работу на уроке.

10 Домашнее задание.  (слайд 38)

Стр. 12.Упр. 16.

Урок

русского языка

в 3 классе

«Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

УМК «Школа России»

Подготовила учитель

начальных классов

  МБОУ «Алешковичская СОШ»

Мойсиевич Елена  Михайловна

2014 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Притяжательные имена прилагательные"

Урок русского языка в 3 классе по теме "Притяжательные имена прилагательные разработан с учётом ФГОС....

Урок русского языка в 3 классе "Качественные имена прилагательные"

Данный урок проводится в 3 классе по УМК "начальная школа 21 в." под ред. Н. Ф. Виноградовой. В процессе комплексного анализа текста учащиеся упражняются в определени разрядов имён прилагательных, ...

Урок "Русский язык" Тема:"Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

На этом уроке мною была поставлена цель: Расширить знания учащихся об имени существительном1.            Формирование понятия «одушевленные...

урок русского языка во 2 классе по программе школа России по теме:Признаки которые обозначают имена прилагательные

Урок начинается с психологического настроя. Первый урок по данной теме. Расписани этапы и цели. Содержит упражнения для развития мелкой моторики.  Учащиеся составляют кластер....

Конспект урока русского языка Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные."

Цели: • развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос: кто? и слова, отвечающие на вопрос: что?;• умение составлять предложения;• развитие орфографической зоркости;• пополнение с...

Урок русского языка в 3 классе Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Урок русского языка в 3 классе Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые УМК Начальная школа XI века...

Урок Русского языка в 4 классе по программе "Школа России" по учебнику В.П. Канакина, В.Г. Горецкий на тему: " Предупредительный диктант по теме:"Имена существительные"".

Задачи урокаУзнать, какие признаки имеютимена существительные 2-го склонения. Научиться их распознавать.Научиться писать безударные падежные окончания существительных 2-го склонения....