урок русского языка во 2 классе по программе школа России по теме:Признаки которые обозначают имена прилагательные
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Урок начинается с психологического настроя. Первый урок по данной теме. Расписани этапы и цели. Содержит упражнения для развития мелкой моторики.  Учащиеся составляют кластер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  МБОУ Хор – Тагнинская СОШ

Русский язык

2 класс

«Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные»

                                                    Выполнила:

                                                                             учитель начальных классов

Тоцкая Светлана Николаевна

2012 - 2013 г.

Тема: Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные.

Цели: 1. изучить признаки  имен прилагательных;

2.  научить различать имена прилагательные по признакам, самостоятельно применять полученные знания при выполнении упражнений;

 3.развивать речь, мышление, моторику рук, самостоятельность,

4. воспитывать интерес к предмету, ЗОЖ,

Планируемые результаты:

Предметные УУД: обучающиеся научатся различать имена прилагательные,

Метапредметные УУД:

Познавательные: соотношение изученных понятий с примерами, выдвижение гипотез.

Коммуникативные: формулирование собственного мнение, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные: овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять, оценивание свои достижения на уроке.

Личностные УУД: формирование  у обучающихся мотивации к обучению, адекватное оценивание себя и своей деятельности.

Тип урока: изучение нового материала. Урок – исследование.

Оборудование: проектор, магнитно – маркерная доска, стилус, дидактический материал.

I.Организационный  момент.

Психологический настрой.

- Мы пришли сюда учиться,

 Не лениться, а трудиться.

 Будем мы с тобой стараться.

 Будем знаний набираться.

-Ребята, сегодня  предлагаю вам следовать народной мудрости. Прочитайте её. (Слайд 2)

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

- Чему учит эта поговорка?

- Кто согласен с этим, хлопните в ладоши.

- Ребята, какое у вас настроение?

Сегодня я предлагаю вам побыть в роли исследователей, и надеюсь, ваше настроение от плодотворной работы к концу урока не ухудшится.

Цель: настрой на учебную деятельность, создание благоприятной атмосферы сотрудничества, психологический метод, здоровьесберегающая технология

II. Минутка чистописания          

- Начнем урок с минутки чистописания. Но сначала подготовим руки к письму.

1. Упражнение «Пальчики здороваются»

Поставьте локти на стол. Каждым пальчиком  правой руки коснитесь пальчиков левой руки.

2. Упражнение «Согреем руки»

Погладьте кисти рук правой и левой руки. Погрейте пальчики.

-  Молодцы. А теперь откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Прочитайте  слова.      (Слайд 3).

 Весна, вода, вешнее.

-  Какой звук встречается во всех этих словах? Дайте характеристику этому звуку (Согласный, парный, звонкий).

- Какую буквы будем сегодня писать?

- Пропишите в соединении буквы Вв на одной строчке, а данные слова на другой. Найдите в словах опасные места, поставьте ударение.

Цель: повторить написание букв, формировать каллиграфические навыки, развивать моторику рук

Фронтальная работа, самостоятельная работа в тетради

III. Самоопределение к деятельности.

- Какое из этих слов лишнее? Почему?

- Как вы его понимаете?

Составьте предложение с этим словом.

(Ярко светит вешнее солнце. Весело журчат вешние воды.)

- Придумайте прилагательные на букву в.

- Кто догадался, о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке.

(О имени прилагательном).

- А что вы о нем уже знаете?

-Для чего служат прилагательные в речи? (Делают речь точной, красивой).

- С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении?

- Ребята вы сказали, что имя прилагательное  обозначает признаки предмета. А разные или одинаковые, как вы думаете?

- Хотите это узнать?

- Какова тема нашего урока?

- А как вы думаете, какова цель работы сегодня на уроке. Что узнаем, чему научимся?

(Узнаем, какие признаки обозначают имена прилагательные, научимся их различать).

Цель: развитие речи, мышления, продолжение работы на восприятие нового материала через фронтальную работу.

IV. Изучение нового материала.      Слайд 4

- Ребята, что у меня в руках? (Лимон)

- Что вы о нем можете сказать?

(Лимон (какой?) кислый, желтый, овальный). 

-У вас на партах одна карточка на двоих. Рассмотрите внимательно рисунки. Посовещайтесь, опишите предмет в тетради (Признаки).

- А Никита выполнит задание у доски.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Так, какие же признаки обозначают прилагательные? (Вкус, цвет, форма).

- А может еще какие - нибудь признаки знаете? (Размер, запах, материал).

   Если дети затрудняются, привести примеры:

- Сравните дерево с кустом.

         Дерево какое? высокое. (размер)

        Мяч какой? резиновый (материал)

        Ландыш какой? душистый. (запах)

        Лиса какая? хитрая - (внутреннее качество)

            Девочка какая? красивая, опрятная (внешние качество) 

- Итак, мои маленькие исследователи, какой вывод сделаем?

(Имена прилагательные могут обозначать различные признаки предметов: цвет, вкус, запах, форма, размер, материал, внутренние и внешние качества людей и животных). 

- Молодцы. Запишем эти признаки в кластер.

- Будем дружить с прилагательным?

- Света прочтет нам стихотворение

    Имя прилагательное

    Мы с тобой дружны.

    Признаки предметов

    Называешь ты.

    Солнечное лето,

    Праздничная ель,

    Вкусные конфеты,

   Машенькин портфель.

- Какие имена прилагательные услышали? Какие признаки они обозначают?

Цель: выявить признаки имен прилагательных, развивать мышление.

Самостоятельная парная работа с последующей проверкой, индивидуальная работа у доски. проблемный метод.

V. Музыкальная физминутка.

Цель: снятие напряжения и усталости у обучающихся.

Здоровьесберегающие технологии

VI. Закрепление изученного.      Слайд 5

1. Самостоятельная работа.

- Прочитайте слова. Распределите имена прилагательные в два столбика по признакам.

(Слабым обучающимся карточки  с подсказкой)

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Были ли ошибки?

- Проверьте себя по эталону и оцените. Слайд 6

Цель: проверить понимание учащимися изученного материала, самостоятельное распределение имен прилагательных по признакам.

Самостоятельная работа с последующей проверкой по слайду

2. Работа по учебнику.

- Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 89, найдите  упр. 153. Прочитайте задание.

- Прочитайте загадки и постарайтесь их отгадать.

- Итак, что это? Кто догадался? (Ромашка)

- Какая загадка вам понравилась? Чем?

- Если б не было  имен прилагательных, вы смогли бы отгадать загадки?

- Какие слова автор употребил в переносном значении?

- Выпишите из понравившейся вам загадки  имена прилагательные с данным именем существительным. Определите, какой признак обозначают имена прилагательные.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте своего товарища.

Цель: развитие мышления, выявление роли имен прилагательных в речи, осуществление взаимопроверки

Фронтальный опрос, самостоятельная работа со взаимопроверкой

VII. Итог. Рефлексия.

- Ребята, какое открытие мы сделали на уроке?

- Что было трудным?

- Что понравилось?

- Прочитайте слова. Слайд 7

(Успешный, хороший, неудачный)

 Что можете о них сказать? (Имена прилагательные, обозначают качества).

- Прикрепите магнитик возле того слова, каким был для вас урок.

- Отметки за урок.

Цель: обобщение полученных знаний, оценка и самооценка своей деятельности на уроке

Фронтальный опрос

VII. Домашнее задание. Дифференцированно.

Домашнее задание выберите для себя каждый сам.

Красная карточка – задание легкое.

Желтая карточка – задание сложнее.

Зеленая карточка – задание  еще чуть – чуть сложнее.

Инструктаж.

Всем спасибо за урок.

Цель: контроль качества знаний

Словесный

Самоанализ урока

Предмет: русский язык.

Тема: Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные.

Тип урока: изучение нового материала. Урок – исследование.

Данный урок разработан по программе «Школа России», авторы учебника Валентина Павловна Канакина, Всеволод Гаврилович Горецкий.

Данный урок находится в разделе «Части речи. Имя прилагательное». Это 132 урок по плану и 1 -  й урок по данной теме.

Цели: 

Предметные: Изучить признаки  имен прилагательных

Метапредметные: Научить различать имена прилагательные по признакам, самостоятельно применять полученные знания при выполнении упражнений;

Личностные: Развивать речь, мышление, моторику рук, самостоятельность,

 воспитывать интерес к предмету, ЗОЖ.

Планируемые результаты:

При реализации поставленных целей решались:

предметных УУД: обучающиеся познакомились с признаками имен прилагательных.

При выполнении метапредметных УУД обучающиеся научились соотносить изученные понятия с примерами, выдвигать гипотезы.

Коммуникативные: формулирование собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные: овладение  способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять, оценивание свои достижения на уроке.

Личностные УУД: формировалась  у обучающихся мотивация к обучению, адекватное оценивание себя и своей деятельности, развивалась речь, мышление, моторика рук, самостоятельность, воспитывался интерес к предмету, ЗОЖ.

.

Оборудование: проектор, магнитно – маркерная доска, стилус, дидактический материал.

Класс: 2, средний.

В классе 14 обучающихся: 8 мальчиков и 6 девочек, из них 9 обучающихся сельские дети и 5 воспитанников детского дома. На «5» обучаются 3 человека, на «4» и «5» обучаются 4 человека. Отношение к учебе положительное, дети на уроке активны,

Психологическая ситуация в классе комфортная, доброжелательная.

Уровень развития учеников соответствует  возрасту.

Структура урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Самоопределение к деятельности.
  4. Открытие нового. Постановка проблемы.
  5. Закрепление изученного.
  6. Итог. Рефлексия.
  7. Домашнее задание.

Одной их основных форм работы на  уроке являлось проблемное обучение. Задания подобраны с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и способствовали развитию внимания, интересу к предмету, связи с окружающим миром.

На данном уроке использовала словесный, наглядный, метод проблемного, дифференцированного обучения, метод стимулирования (поощрение, похвала, отметочное оценивание), фронтальную и самостоятельную работу, работу в парах с проверкой по эталону и взаимопроверкой, здоровьесберегающие технологии.

Урок начался с организационного момента, с приветствия класса и гостей, психологического дружеского настроя с целью настрой на учебную деятельность, создание благоприятной атмосферы сотрудничества. Использовала психологический метод, здоровьесберегающую технологию.

Актуализация знаний прошла с использованием минутки чистописания, где дети самостоятельно должны были найти общий звук в словах, дать ему характеристику. На данном этапе урока проведена разминка для рук. Цель данного этапа: повторить написание букв, формировать каллиграфические навыки, развивать моторику рук. Формы работы: фронтальная работа, самостоятельная работа в тетради.

Следующий этап «Самоопределение к деятельности» связан с минуткой чистописания. Дети находят лишнее слово, объясняют его лексическое значение, выводят тему и цели урока. Использую стихотворение о имени прилагательном. Поставленные цели: развитие речи, мышления, продолжение работы на восприятие нового материала через фронтальную работу.

В основном этапе «Изучение нового материала. Постановка проблемы» перед детьми поставлена проблема, использовалась компьютерная презентация.  самостоятельная работа и фронтальный опрос. Цель: выявить признаки имен прилагательных,

Присутствовала самостоятельная парная работа с последующей проверкой, индивидуальная работа у доски. Использовался проблемный метод обучения, самостоятельная работа и фронтальный опрос.

 Дети были в роли исследователей. По окончании работы   высказывали свои предположения, слушали друг друга. Совместно с детьми выявили признаки и сделали вывод по данной теме.  Использовалась ТКМЧП. Продолжили заполнение кластера. Использовалась упражнение «Распредели на группы». По подобному принципу проведена работа в парах, где дети самостоятельно распределяли слова на группы   по признакам имен прилагательных. Во время самостоятельной работы дети находили имена прилагательные и определяли его признак.

         Проведена физминутка с целью снятия напряжения и усталости у обучающихся. Здоровьесберегающая технология.

На этапе «Закрепление изученного материала» преследовались следующие цели, такие как  проверка понимания учащимися изученного материала, самостоятельное распределение имен прилагательных по признакам.

Самостоятельная форма работы с последующей проверкой по слайду. На этапе закрепления убедилась в том, что материал детьми изучен, усвоен.

При работе с учебником присутствовал фронтальный опрос, самостоятельная работа со взаимопроверкой, работа запланирована с целью развития мышления, выявление роли имен прилагательных в речи, осуществления взаимопроверки.

На этапе «Рефлексия» обучающиеся оценили себя и свои успехи на уроке с помощью магнитов и слов «успешный», «хороший», «неудачный».

Цель: обобщение полученных знаний, оценка и самооценка своей деятельности на уроке. Фронтальный опрос.

 Домашнее задание дано дифференцированно.

Время на уроке использовалось рационально. Дети работали слаженно, конфликтных ситуаций и утомляемости детей не наблюдалось. На протяжении всего урока перед детьми ставились проблемы, которые они удачно разрешали, доказывая свое мнение. Использовались разные виды работ (работа в парах, фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа с учебником), здоровьесберегающие технологии, присутствовал словесный метод, метод самопроверки, взаимопроверки.  Применение информационно – коммуникационных технологий (мультимедиа, проектор, стилус, магнитно – маркерная доска) способствовали повышению эффективности урока и  обогащению  учебного  процесса, при этом растет познавательный интерес к предмету. Цели урока достигнуты. Этапы выдержаны. Дети на уроке активны, заинтересованы.

Учитель начальных классов:  _______/С.Н. Тоцкая/  

                     

                      Кластер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе "ШКОЛА РОССИИ"

Программа разработана на основе:- примерной образовательной программы Учебно – методического комплекса «Школа России» 2010 года,         -  авторской...

Разработка урока по русскому языку 1 класс по программе "Школа России" "Гласные звуки"

Разработка урока по русскому языку 1 класс по программе "Школа России" "Гласные звуки"...

План -конспект урока по русскому языку (1 класс) по программе " Школа России"

Тема урока: Перенос слов с буквами «й, ь» в середине слов....

Конспект урока русского языка 3 класс по программе "Школа России" Тема: "Восстановление деформированного текста"

Урок развития речи способствует совершенствованию умения находить признаки текста, определять вид текста, составлять текст из предложений....

Урок русского языка 4 класс по программе "Школа России" по теме "Глагол. Роль глаголов в языке"

Урок разработан по теме  «Глагол. Роль глаголов в языке» для обучающихся 4 класса по программе "Школа России" К уроку подготовлен наглядный материал в презентации на слайдах...