Урок русского языка 4 класс по программе "Школа России" по теме "Глагол. Роль глаголов в языке"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Кирьякова Лариса Валентиновна

Урок разработан по теме  «Глагол. Роль глаголов в языке» для обучающихся 4 класса по программе "Школа России" К уроку подготовлен наглядный материал в презентации на слайдах, индивидуальные карточки с разноуровневыми заданиями; листы самооценки (бортовой журнал) индивидуальной деятельности на уроке; карточки с дифференцированным  заданием.

Цель урока: расширение и уточнение представлений о синтаксической роли глагола в речи на основе практической деятельности; углубление знаний учащихся о глаголе, как о части речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект урока «Глагол. Роль глаголов в языке»

Тема: «Глагол. Роль глаголов в языке»

Оборудование:

  1. Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, наглядный материал в презентации на слайдах.
  2. Индивидуальные карточки с разноуровневыми заданиями; листы самооценки индивидуальной деятельности на уроке; карточки с дифференцированным домашним заданием.

Цель урока: расширение и уточнение представлений о синтаксической роли глагола в речи на основе практической деятельности; углубление знаний учащихся о глаголе, как о части речи

Задачи урока:

Образовательные – уметь отличать глаголы от других частей речи и точно употреблять их в речи; провести наблюдение за ролью глаголов в речи.

Развивающие – продолжить развитие умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы, развивать умение сравнивать слова, совершенствовать правильную речь через обогащение словарного запаса.

Воспитательные – прививать принципы коммуникативных отношений и в дальнейшем применять их в совместной (групповой) работе.

 

Ход урока.

  1. Организация класса. Эмоциональный настрой. 

- Наступила долгожданная весна. Март – начало пробуждения природы. Все больше радует нас ласковое солнышко. Сегодня оно засияло и у нас в классе. Улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь мне и друг другу. Ведь добрая улыбка поднимает настроение, укрепляет здоровье, располагает к плодотворному общению. А у нас сегодня не простой урок, а урок-исследование.

Ребята, на партах у вас лежат листы, которые называются бортовые журналы. Положите их перед собой. Изобразите своё настроение в начале урока.

  1. Самоопределение к деятельности.

- Предметом нашего исследования станет часть речи, которая сказала о себе так: «Больше всего я люблю действовать, не люблю предлоги и всем известную частицу»

- Какая это часть речи? (Глагол)

- Тема нашего урока:  Глагол. Роль глаголов в языке.

-Сформулируйте цель урока (обобщить знания о глаголе как части речи,

узнать, какую роль играет глагол  в предложении и речи)

Поставьте плюсик в графе да,  если вы  отгадали тему урока

                                 В графе нет -  если не отгадали

  1. Развитие каллиграфического навыка.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа

Сочетание заглавной и строчной букв л

На доске: Лена видела в лесу настоящую лису.

Почему выделены гласные е, и?

Как проверить написание этих букв в слове?

Что это за правило?

Поставьте плюсик в графе да,  если вы  написали красиво                                 В графе нет -  если написали плохо

  1. Работа по теме урока

1. Работа со словарем

- Итак, что обозначает слово «глагол»? Где найти ответ на этот вопрос? (в словарях) .  Обратимся к словарям.

Из словаря  Владимира Ивановича Даля:

Глагол -  1. Слово, речь, выражение.
               2. Словесная речь человека, разумный говор, язык. 

   

 Из словаря Сергея Ивановича Ожегова:

Глагол - часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст.вр.), рода (в прош. вр.)

Из этимологического словаря:

Глагол – греческого происхождения, означает «речь»

Это интересно:

- Прочитайте текст и ответьте на вопрос : что означает слово «глагол» на старославянском языке?

Глагол - необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием.

     Слово «глагол» заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», «глаголить» значило говорить…

     Федор Иванович Буслаев, известный русский ученый-лингвист, так объясняет этот термин: «Глагол есть старинное речение и значит тоже, что слово: стало быть глагол есть все то, что говорит, что сказывает о предмете; потому - то глагол и бывает сказуемым»

   Слово «глагол» постепенно утратило старое значение. Теперь это название одной из частей  речи.

Поставьте плюсик в графе да,  если вам было интересно работать со словарями

                                 В графе нет,  если не было интересно

-Из представленных вашему вниманию слов выберите те, которые относятся к теме нашего урока: предмет, часть речи, какой? действие предмета, что делать? кто? что сделать? признак предмета и дайте определение глагола. (Глагол – это самостоятельная часть  речи, которая отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? и обозначает действие или состояние предмета)

2. Работа в группах

-А теперь я предлагаю вам поработать в исследовательских группах. Вспомним правила.

 У каждой группы есть задание. Выполните его и сделайте вывод.

Задание 1 группе.

Разделите слова на три группы и сделайте вывод.

Пришла, идет, подойдет, цветет, засвищут, потекли  (имеют форму времени)

Задание 2 группе.

Разделите глаголы на 2 группы. Сделайте вывод.

Идет, смотрят, поют, идут, смотрит, поет (изменяются по числам)

Задание 3 группе.

Раздели слова на 3 группы, Сделайте вывод.

Играл, бежала,  играло,  бежал, играла, бежало (изменяются по родам в ед.числе прошедшего времени)

Задание 4 группе.

Раскрой скобки .Сделай вывод.

(не)взял, (не)съел,( не)принес, (не) умел, (не) расцвел (НЕ с глаголами пишется раздельно)

Задание 5 группе.

Выделите в предложении грамматическую основу, укажите, какими частями речи она выражена. Сделайте вывод.

По дорогам весело журчат весенние ручьи. Весело зачирикали проворные воробьи. (в предложении является сказуемым)

Поставьте плюсик в графе да,  если вы  принесли пользу при работе в группе

                                 В графе нет,  если не было от вас пользы

- А теперь сделаем общий вывод: что же такое глагол?

Слайд с выводом 5

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глагол имеет форму времени, изменяется по числам, в прошедшем времени единственного числа изменяется по родам.

В предложении является сказуемым.

  1. Физкультминутка       слайд 6

- Сейчас мы немного отдохнем и проведем зрительную гимнастику.

3.Роль глаголов в речи

- По частоте употребления глагол занимает второе место после существительных.

- Послушайте стихотворение Сергея Есенина  «С добрым утром!»   слайд 7

- С помощью каких частей речи автор рисует картину летнего утра?

Задремали звезды золотые,        

     Задрожало зеркало затона.

    Брезжит свет на заводи речные

     И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

     Растрепали шелковые косы.

    Шелестят зеленые сережки,

    И горят серебряные косы.

У плетня заросшая крапива

     Обрядилась ярким перламутром

     И, качаясь, шепчет

     шаловливо:

  «С добрым утром!»

- Как вы думаете, это повествование или описание?

- С помощью каких слов поэт рисует  картину утра? (глаголов)

- В каком значении употреблены эти глаголы? (в переносном)

- Как они характеризуют неодушевленные предметы? (как живые существа)

Слайд        

- Выполним это задание по рядам: 1ряд – 1 строфа, 2 ряд – 2 строфа, 3 ряд – 3 строфа. Спишите, подчеркните грамматическую основу.

- Какими членами предложения являются глаголы? (сказуемым)

(сверьте свою работу с эталоном)

Слайд 8

Поставьте плюсик в графе да,  если вы  правильно выделили грамматическую основу

                                 В графе нет,  если не верно сделали задание

4.«Идеальное задание»

- На парте у каждого лежит по 3 карточки. В каждой карточке задания  3-х уровней . Выберите для себя одно «идеальное задание», которое соответствует вашим знаниям и выполните его. (проверить, если успеем)

1 уровень: От данных словарных слов образуйте глаголы:

Беседа - _____________________          Завтрак - ____________________

Работа - _____________________          Рассказ - ____________________

Чувство - ____________________          Путешествие - ________________

2 уровень: У глаголов определить время, число, род (где это возможно)

Все ярче пригревает мартовское солнце. Под его лучами тает снег. Зазвенела под окнами на разные голоса хрустальная капель. Скоро по дорогам побегут ручьи.

3 уровень: Вставьте подходящие по смыслу глаголы:

Не стыдно не _______________ - стыдно не ______________.  Цыплят по осени _______________. Труд _____________, а лень ____________ . Одна пчела много меду не __________. Расстояние дружбе не ________________________.                                 

Поставьте плюсик в графе 1,2, 3 в зависимости от того какое задание вы выбрали.

  1. Итог

- Что нового узнали на уроке?

- Что особенно запомнилось?

- Чему научились?

- Что повторили?

  1. Рефлексия

- А теперь дорисуйте смайлик , у которого такое же настроение, как у вас в конце урока.

Закончить наш урок мне хочется строками И. С. Тургенева:

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. 

  1. Домашнее задание карточки на интерактивной образовательной онлайн-платформе Учи.ру


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 4 класс Подготовила: Кирьякова Л.В. Учитель начальных классов МАОУ «Кулагинская СОШ»

Слайд 2

Бортовой журнал Бортовой журнал ученика 4 класса МОАУ «Кулагинская СОШ» Фамилия, имя исследователя ______ Настроение в начале урока Отгадал я тему исследования? Красиво я написал? Интересно работать со словарями? Я принёс пользу в работе группы? Правильно выделил грамматическую основу? «Идеальное задание» Какой уровень ты выбрал? Настроение в конце урока

Слайд 4

«Больше всего я люблю действовать, не люблю предлоги и всем известную частицу» - Какая это часть речи?

Слайд 5

Тема: Глагол. Роль глаголов в языке. Цель: ?

Слайд 6

30 марта. Классная работа. Лл Лена видела в л е су настоящую л и су.

Слайд 7

Работа со словарём Из словаря Владимира Ивановича Даля: Глагол - 1. Слово, речь, выражение. 2. Словесная речь человека, разумный говор, язык.

Слайд 8

Работа со словарём Из словаря Сергея Ивановича Ожегова: Глагол - часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст.вр.), рода (в прош. вр.)

Слайд 9

Работа со словарём Из этимологического словаря: Глагол – греческого происхождения, означает «речь»

Слайд 10

Это интересно!!! - Прочитайте текст и ответьте на вопрос : что означает слово «глагол» на старославянском языке? Глагол - необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием. Слово «глагол» заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», «глаголить» значило говорить… Федор Иванович Буслаев, известный русский ученый-лингвист, так объясняет этот термин: «Глагол есть старинное речение и значит тоже, что слово: стало быть глагол есть все то, что говорит, что сказывает о предмете; потому - то глагол и бывает сказуемым» Слово «глагол» постепенно утратило старое значение. Теперь это название одной из частей речи.

Слайд 11

Выберите слова, которые относятся к теме нашего урока предмет часть речи какой? действие предмета что делать? кто? что сделать? признак предмета

Слайд 12

Правила работы в группах . Вместе не трудно, Вместе не тесно, Вместе легко И всегда интересно.

Слайд 13

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глагол имеет форму времени, изменяется по числам, в прошедшем времени единственного числа изменяется по родам. В предложении является сказуемым.

Слайд 16

Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона. Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»

Слайд 17

Самопроверка. Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона. Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки , Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки , И горят серебряные росы . У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»

Слайд 18

Итог урока - Что нового узнали на уроке? - Что особенно запомнилось? - Чему научились? - Что повторили?

Слайд 19

Иван Сергеевич Тургенев Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

Слайд 20

Домашнее задание

Слайд 22

Источники : http://i004.radikal.ru/1103/d6/6c9527db1fac.png рамочка http://i070.radikal.ru/1005/25/c106eb1c9e19.png сова среди книг http://web-workspace.ru/uploads/posts/2011-04/1302382775_5tu9lsencqknrmo.jpeg маркер http://forum.materinstvo.ru/uploads/1254137775/post-35249-1254217825_thumb.png цветы, глобус и пр. (рабочий слайд)



Предварительный просмотр:

Бортовой  журнал  ученика 4 класса  МОАУ «  _______________СОШ»

Фамилия, имя исследователя ______________________________________________

Настроение в начале урока

Отгадал я тему исследования?

Красиво я написал?

Интересно работать со словарями?

Я принёс пользу в работе группы?

Правильно выделил грамматическую основу?

«Идеальное задание» Какой уровень ты выбрал?

Настроение в конце урока

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

1

2

3

Если отличное настроение

Безразличие к уроку

Если плохое настроение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы 8 вида Роль глагола в предложении

Данный материал разработан для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида....

Конспект урока по русскому языку "Роль глаголов в языке и речи"

Конспект урока по русскому языку "Роль глаголов в языке и речи"...

Конспект урока по русскому языку "Роль глаголов в языке и речи"

Конспект урока по русскому языку "Роль глаголов в языке и речи"...

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Роль глаголов в языке"

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Роль глаголов в языке"...

Конспект урока по русскому языку по теме «Роль глаголов в языке». (УМК "Школа России"), 4 класс.

Цели деятельности учителя: актуализация знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в языке; развивитие умения распознавать глаголы, объяснять их значение.Планируемые результаты:Предме...

Урок русского языка «Роль глаголов в языке.»

Русский язык 4 классШкола России...