МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Приёмы формирования каллиграфического навыка у младших школьников».
методическая разработка по русскому языку (1 класс)
Методическая разработка станет помощником учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, занимающихся с детьми по формированию каллиграфического почерка, а также молодым специалистам. В методической разработке показаны приёмы работы над формированием каллиграфического почерка в учебное и внеурочное время, а также представлены готовые пособия для детей, которые помогут учителю спроектировать свою деятельность и деятельность учащихся.
Методическая разработка основывается на опыте работы учителя начальных классов с 23-летним стажем работы с детьми младшего школьного возраста.
Проблема некрасивого, неразборчивого почерка является для самих школьников серьезным препятствием при обучении. Это затруднение для ребенка восприятие и воспроизведение письменного текста, ему сложно понять, где он допустил ошибку, а где не дописал букву или добавил лишний элемент, снижение оценочного балла за выполненную работу. Кроме того, плохой почерк придает всей работе неряшливый вид, снижает общее впечатление. Ребенок сам начинает относиться к учебе негативно. Именно поэтому корректировать почерк необходимо уже в начальной школе.
Для выработки каллиграфического навыка автор разработки предлагает следующие приёмы:
- Использование кофейных зерен для развития мелкой моторики, а также для ароматерапии на уроках чистописания.
- Приём китайской каллиграфии «дишу», для развития каллиграфического навыка в начальной школе.
- Работа в тетрадях в частую косую линию.
- Списывание слов, предложений, текстов с письменного образца.
- Марафон «Чистописания»
Также автор предлагает для использования работе собственно-разработанные пособий для учащихся:
- Тетрадь на лето «Чтобы буквы не забыть»
- Сборник текстов для списывания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.2 КБ | |
| 2.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20 г. Вяземского
имени Героя Советского Союза Феодосия Порфирьевича Котляра
Вяземского муниципального района Хабаровского края
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Приёмы формирования каллиграфического навыка у младших школьников».
Рязанова Вероника Александровна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ №20 г. Вяземского имени Героя Советского Союза Феодосия Порфирьевича Котляра Вяземского муниципального района Хабаровского края.
г. Вяземский, 2025 год
Аннотация.
Методическая разработка станет помощником учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, занимающихся с детьми по формированию каллиграфического почерка, а также молодым специалистам. В методической разработке показаны приёмы работы над формированием каллиграфического почерка в учебное и внеурочное время, а также представлены готовые пособия для детей, которые помогут учителю спроектировать свою деятельность и деятельность учащихся.
Методическая разработка основывается на опыте работы учителя начальных классов с 23-летним стажем работы с детьми младшего школьного возраста.
Проблема некрасивого, неразборчивого почерка является для самих школьников серьезным препятствием при обучении. Это затруднение для ребенка восприятие и воспроизведение письменного текста, ему сложно понять, где он допустил ошибку, а где не дописал букву или добавил лишний элемент, снижение оценочного балла за выполненную работу. Кроме того, плохой почерк придает всей работе неряшливый вид, снижает общее впечатление. Ребенок сам начинает относиться к учебе негативно. Именно поэтому корректировать почерк необходимо уже в начальной школе.
Для выработки каллиграфического навыка автор разработки предлагает следующие приёмы:
- Использование кофейных зерен для развития мелкой моторики, а также для ароматерапии на уроках чистописания.
- Приём китайской каллиграфии «дишу», для развития каллиграфического навыка в начальной школе.
- Работа в тетрадях в частую косую линию.
- Списывание слов, предложений, текстов с письменного образца.
- Марафон «Чистописания»
Также автор предлагает для использования работе собственно-разработанные пособий для учащихся:
- Тетрадь на лето «Чтобы буквы не забыть»
- Сборник текстов для списывания.
СОДЕРЖАНИЕ
Основные проблемы формирования каллиграфического почерка младшего школьника…………………………………………………………4
Приёмы формирования каллиграфического почерка в 1 классе на уроке……………………………………………………………………………6
Марафон «Чистописания», как способ мотивации формирования каллиграфического письма во внеурочное время……………………….9
Тетрадь на лето «Чтобы буквы не забыть»……………………………….11
Заключение…………………………………………………………………….14
Литература ……………………………………………………………………15
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Основные проблемы формирования каллиграфического почерка младшего школьника.
Приучая школьников к аккуратному и точному выполнению письменных работ, выправляя их почерк, учитель воспитывает у учащихся уважение к своему труду, ответственное отношение к выполняемому заданию, привычку к чистоте и порядку.
Методическое письмо „Единый школьный режим грамотного письма и культуры речи“
В последние десятилетия проблема правильного каллиграфического почерка стала одной из наиболее актуальных тем в образовательной среде. Все больше педагогов отмечают, что современные школьники сталкиваются с трудностями при формировании красивого правильного письма. Часто их записи превращаются в неразборчивые «каракули», а к четвертому классу лишь единицы могут похвастаться аккуратным почерком. Некрасивый, неразборчивый почерк является серьезным препятствием для правильного восприятия текста. Порой даже самому ребенку сложно понять, где он допустил ошибку, а где не дописал букву или добавил лишний элемент. Неудивительно, что учителя и проверяющие эксперты нередко ошибочно помечают ту или иную букву как недочет. Кроме того, плохой почерк придает всей работе неряшливый вид, снижает общее впечатление. Ребенок сам начинает относиться к учебе негативно. Именно поэтому корректировать почерк необходимо уже в начальной школе.
Причины плохого почерка разнообразны, но многие исследователи связывают проблему с особенностями развития детей, такими как недостаточное формирование пространственного восприятия и слабое развитие мелкой моторики. Также большую роль в формировании каллиграфического почерка в начальной школе оказывает большое количество печатных рабочих тетрадей, где ученику необходимо вставить буквы или слова среди печатного текста, не обращая внимание на правильность написания образа букв.
Анализ современной литературы по нейропсихологии показывает, что у многих детей трудности с письмом связаны именно с этими аспектами. Детские нейропсихологии считают, что чаще всего дети пишут «каракулями» по следующим причинам:
- серьезные неврологические проблемы – ДЦП, эпилепсия и пр.;
- ребенок является левшой, которого переучили писать правой рукой;
- у него плохо развита моторика, а она напрямую связана с развитием речи;
- правильной механике письма мешают мышечные зажимы;
- во время обучения письму, в первом классе малыш пережил сильное потрясение – сложная адаптация к школе, развод родителей, смерть близкого человека и т. д.
Ещё одной причиной в сложности формирования каллиграфического почерка хочу выделить прописи, которые предлагаются авторами образовательных систем. За свой более двадцатилетний стаж работы, мне приходилось сталкиваться с прописями разных авторов: Н.А. Агаркова, Н.С. Кузименки и Н.М. Бетенькова, О.В. Пронина, М.М. Безруких и М.И. Кузнецова, В.Г. Горецкий и Н.А. Федосова. Анализируя эти пособия, я сделала определенные выводы:
- Не всегда учитываются особенности развития ребенка в общеобразовательном классе.
- Отсутствие или недостаточное количество направляющих линий.
- Слишком широкие поля для букв на раннем этапе обучения письму.
Все эти факторы затрудняют освоение письма у младших школьников, на начальном этапе обучения, когда у большинства из них ещё недостаточно сформированы необходимые для обучения письму навыки.
Цель методической разработки – оказать методическую помощь учителям начальных классов, молодым специалистам в вопросе формирования каллиграфического почерка в начальной школе.
Приёмы формирования каллиграфического почерка в 1 классе на уроке.
В начальной школе каллиграфии особое место отводится именно в 1 классе. Это уроки письма, где дети непосредственно и учатся писать правильно буквы, но как показывает практика, этого времени для большинства детей недостаточно. Поэтому в первом классе беру из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, факультатив «Каллиграфия» рассчитанный на 33 часа в год, где у меня есть дополнительная возможность развивать необходимые навыки для обучения обучающихся правильному письму.
На чём я строю свою работу по формированию каллиграфического почерка?
- Работа по развитию мелкой моторики в урочное и внеурочное время.
- Работа в тетрадях в частую косую линию.
- Большое количество списывания слов, предложений, текстов с письменного образца.
- Разработка собственных пособий для учащихся, адаптированных на особенности детей данного класса.
Одним из ярких примеров, которую я взяла за основу, является методика чистописания Н.А. Боголюбова, основанная на таких методиках таких авторов как П.Е. Градобоев, И.Е Евсеев, Ф.В. Греков и др.. Н.А. Боголюбов писал, что «обучая чистописанию, учитель должен постоянно стремиться к тому, чтобы привить учащимся знания и навыки правильного, разборчивого и скорого письма, ибо от их прочности будут зависеть, в известной мере, дальнейшие успехи в обучении каждого школьника». В своей методике он говорит об обучении письму в 1 и частично во 2 классе в тетрадях в частую косую линию, затем тетради с редкой косой линией, а в последний год начальной школы дети пишут в узкую линию без направляющих косых линий и только после этого в широкую линию. Этот подход позволял детям лучше ориентироваться в пространстве листа, контролировать высоту и ширину букв, что существенно облегчало процесс освоения письма. Помимо рекомендаций о видах тетради, автор методического пособия говорит о не менее важных гигиенических особенностях письма, которые прививаются детям на протяжении всего периода обучению чистописанию. Таким образом, программа по чистописанию предусматривала для каждого класса строго определенные задачи.
На уроках письма с 1 класса мы работаем в тетради в частую косую линию параллельно с прописями В.Г. Горецкого и Н.А. Федосовой. Применяя методику, основанную на использовании тетрадей с частыми косыми линиями, результаты показали, что такая практика помогает детям быстрее освоить правильное написание букв (высота, ширина букв) и улучшить общий уровень каллиграфии. Сравнение с результатами учеников, использующих стандартные прописи системы «Школа России», подтверждает эффективность данного подхода.
Формирование красивого почерка требует комплексного подхода. Поэтому, я уделяю особое внимание ежедневным упражнениям на развитие мелкой моторики, контролю над правильной посадкой учащихся и правильному держанию ручки. Физминутки между занятиями также играют важную роль, помогая снять напряжение и повысить концентрацию внимания.
Упражнений по развитию мелкой моторики в литературе описано огромное множество. Но на своих уроках чистописания для развития мелкой моторики я особое место отвожу работе с кофейными зернами (выкладывание изученных букв, картинок по образцу и т.д.). Использование зёрен не ново, но использование именно кофейных зёрен, привели меня к определённым положительным результатам, благодаря своему аромату. Я заметила, что аромат кофе оказывает благотворное влияние на детей. Обратившись к исследованиям в области ароматерапии и влияния запаха кофе на человека, я выяснила, что запах кофе действительно может оказывать положительное воздействие на психоэмоциональное состояние человека благодаря содержащимся в нем химическим соединениям, таким как кофеин и другие летучие вещества, а именно:
- Запах кофе способствует улучшению когнитивных функций, включая повышение уровня бодрости и улучшение концентрации внимания. Это происходит благодаря стимулирующему эффекту кофеина, который влияет на центральную нервную систему, даже если человек не пьет сам напиток.
- Аромат кофе также ассоциируется с улучшением настроения. Запах кофе снижает уровень стресса и тревожности. Это связано с ассоциативными связями между запахом кофе и уютной обстановкой, что создает ощущение безопасности и комфорта.
- Повышение продуктивности. Этот эффект объясняется тем, что запах кофе стимулирует мозговые центры, отвечающие за творчество и решение проблем.
- Воздействие на мелкую моторику. Связь стимуляции нервной системы через запахи с улучшением координации движений.
Мелкая моторика играет ключевую роль в формировании аккуратного почерка. Нейронные связи, управляющие движениями пальцев, требуют постоянной тренировки. Для этого можно использовать различные упражнений с использованием кофейных зёрен. Они могут быть разнообразны, можно использовать приемы Марии Монтессори при работе с мелкими предметами.
Таким образом, использование кофейных зерен на уроках чистописания не только развивает мелкую моторику, но и может положительно влиять на общее эмоциональное состояние детей, улучшать их концентрацию и творческие способности, что благотворно влияет на усидчивость, которые необходимы при обучении письму.
Помимо традиционного списывания с печатных образцов и письма под диктовку, большое внимание уделяется самостоятельной работе с образцами. Дети регулярно прописывают соединения букв, слова и короткие тексты, предварительно анализируя их написание. Эта работа проводится как в школе, так и дома, что позволяет закрепить навыки и добиться устойчивого результата.
Для этого в своей работе ежедневно использую письменные практики с использованием шаблонов изготовленных собственноручно. Шаблоны — это один из эффективных способов отработки правильного написания букв. Они помогают сформировать мышечную память и закрепить правильные движения руки. При работе в тетрадях в частую косую линию, такие шаблоны найти практически не возможно, поэтому, мною был разработан сборник текстов-шаблонов, который постоянно пополняется, а также используется другими педагогами школы (Приложение 1).
Ещё одним из приёмов развития мелкой моторики и формирования навыков каллиграфического письма, в своей работе на занятиях факультатива «Каллиграфия», я использую китайский вид каллиграфии «дишу» (письмо водой на земле). Для этого я использую тканый материал, который может быть использован многократно. На нем пишем кистью, смоченной водой, ― она имитирует свойства туши, через некоторое время, написанное исчезает, высыхая, и полотно можно использовать заново. Конечно, мы пишем не иероглифы, а буквы русского алфавита, соединения букв и слова. Этот процесс очень захватывает детей, каждый ребенок старается написать свою самую красивую букву или слово. Данный приём расслабляем ребенка при письме, позволяет научить правильно держать пишущий инструмент, работа кистью позволяет научить ребенка делать правильный нажим инстументом при написании различных элементов букв.
Такие занятия каллиграфией полезны для здоровья: во время написания, дыхание естественным образом задерживается, а в остальное время оно глубокое и медленное. Так достигается душевное спокойствие, которое ведёт к плодотворной работе. Это очень медитативное занятие, которое помогает сосредоточиться и осознать процесс письма, по мере того, как высыхает вода, буквы постепенно исчезают.
Марафон «Чистописания», как способ мотивации формирования каллиграфического письма во внеурочное время.
Одним из способов для мотивации детей и обучению каллиграфии, мною был разработан «Марафон чистописания» для учащихся 1-2 класса, как одного из видов внеурочной деятельности (Приложение 2).
Цель марафона: развитие навыков чистописания, аккуратности и внимания у учащихся посредством регулярных тренировок.
Помимо основной цели, при участии в марафоне, развиваются навыки функциональной грамотности (читательская, креативная, коммуникативная, информационная грамотность).
Планируемые результаты «Марафона чистописания»
1. Предметные:
- Улучшение аккуратности и правильности написания букв.
- Увеличение скорости письма без потери качества.
- Развитие орфографической зоркости.
2. Личностные:
- Повышенная концентрация на выполнении заданий.
- Способность к самоконтролю и самооценке.
- Рост интереса к обучению и самостоятельному совершенствованию.
- Чувство удовлетворения от достигнутых успехов.
- Воспитание художественно-эстетического вкуса.
3. Метапредметные:
- Освоение способами решения проблем творческого и поискового решения.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью.
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности.
-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
Марафон рассчитан на 10 учебных дней и проводится в 3-4 четвертях 1 класса учебного года или в любое учебное время года во 2 классе.
Каждый участник ежедневно (или по мере выполнения) получает рабочий лист с заданием, на котором есть образец рукописного текста, также есть поле, в котором надо записать предложенный текст. Для выполнения дополнительного задания есть чистое место, где участники могут, например, нарисовать рисунок к тексту, или по-другому проявить своё творчество при оформлении работы.
Оценочные критерии:
- Правильность изображения букв.
- Правильность соединений между буквами.
- Отсутствие орфографических ошибок и пропусков букв.
- Отсутствие исправлений.
- Аккуратность выполнения работы.
Ведется открытый общий рейтинг участников, позволяющий отслеживать прогресс каждого ученика. Выполненные работы находятся в общем доступе для просмотра другими участниками (размещение работ в папке, на стенде, в электронной форме на сайте или канале класса или школы)
По итогам марафона все участники получают грамоты за участие. Призеры и победители награждаются дипломами и ценными подарками. Завершающее торжество с выставкой лучших работ и вручением наград.
Марафон чистописания важный этап в развитии каллиграфических и орфографических навыков школьников и приносит положительные эмоции и пользы.
Тетрадь на лето «Чтобы буквы не забыть».
Для поддержания и развития каллиграфического навыка в период продолжительных летних каникул между 1 и 2 классами, мною была разработана специальная летняя тетрадь «Чтобы буквы не забыть» (Приложение 3). Тетрадь предназначена для поддержания уровня каллиграфической подготовки в период летних каникул. Тетрадь включает 12 занятий, рассчитанных на каждую неделю отдыха. Упражнения направлены на сохранение и улучшение навыков письма, включают нейроупражнения, списывание с образца, задания на внимание и логику. Такой подход позволяет сохранить достигнутый прогресс и подготовить детей к новому учебному году.
Тетрадь «Чтобы буквы не забыть» предназначена для обучающихся, окончивших первый класс, с целью повторения изученных букв и правил их написания, а также соединений букв. Тетрадь рассчитана на двенадцать недель лета таким образом, чтобы дети могли самостоятельно распределять нагрузку: выполнять задания ежедневно небольшими порциями или посвящать им целый день раз в неделю.
Целью тетради является поддержание уровня знаний и умений первоклассников в области правописания и каллиграфии, развитие мелкой моторики руки, закрепление навыка чтения и формирование устойчивого интереса к письму.
Данная тетрадь позволит ребенку:
- Закрепить знания алфавита. Задания направлены на повторение всех букв русского языка, их графических образов и звукового значения.
- Развить каллиграфический почерк. Регулярная практика написания букв и их соединений способствует улучшению техники письма, выработке аккуратного и красивого почерка.
- Формировать орфографическую зоркость. Списывание текстов помогает ребенку тренироваться в правильном написании слов без ошибок.
- Развивать логическое мышление и внимательность. Включённые в каждое занятие упражнения на логику и внимание способствуют всестороннему развитию ребёнка.
- Творчески выражать свои мысли. Творческие задания стимулируют фантазию и воображение, развивают креативность у учащихся.
- Поддержать мотивацию к учёбе. Постепенное выполнение заданий создаёт чувство достижения, поддерживает интерес к обучению даже вне школьных занятий.
При выполнении заданий тетради, у обучающихся будут сформированы:
1. Умение правильно писать буквы и их соединения.
2. Орфографическая грамотность.
3. Логическое мышление.
4. Внимательность и концентрация.
5. Креативность и творческая активность.
6. Самостоятельность и планирование времени.
В тетради представлены разнообразные упражнения, направленные на развитие каллиграфического письма и когнитивных способностей. Вот некоторые примеры таких упражнений:
- Буквенные примеры. В начале каждого занятия ребёнку предлагается решить простой буквенный пример, где нужно соединить буквы в слова или наоборот разделить слово на отдельные буквы. Эти задания развивают знание алфавита и умение оперировать буквами.
- Тренировка каллиграфического письма. Здесь предлагаются упражнения на правильное написание отдельных букв и их соединений. Это могут быть строчки с прописными и заглавными буквами, а также соединениями между ними. Такие задания улучшают почерк и развивают мелкую моторику.
- Задания на логику. Сюда входят различные головоломки, ребусы, кроссворды и другие интеллектуальные игры. Они развивают аналитические способности, умение мыслить абстрактно и решать проблемы.
- Упражнения на внимание. Найти выход из лабиринта. Эти задания помогают улучшать концентрацию и наблюдательность.
- Творческие задания. Могут включать рисование, раскрашивание картинок. Такие упражнения стимулируют воображение и развивают творческие способности.
- Списывание текстов. Каждое занятие завершается упражнением на списывание небольшого текста. Это помогает закрепить навыки правильного написания слов, улучшает зрительную память и развивает грамотность.
Все эти упражнения подобраны таким образом, чтобы поддерживать интерес ребёнка к занятию и одновременно способствовать его развитию в разных направлениях.
В тетради представлены тексты для списывания в рукописном варианте, так как для формирования у обучающихся начальных классов каллиграфического почерка, ребёнку важно видеть перед собой образец, написанный вручную.
Таким образом, тетрадь оказывает комплексное влияние на развитие различных навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Дополнительные варианты использования данного пособия.
Тетрадь подходит для использования на уроках чистописания и на факультативных занятиях по каллиграфии в начальной школе (1–4 классы). Можно брать полностью одно занятие из тетради на весь урок, или использовать частично отдельные задания.
Ещё одним вариантом работы с данной тетрадью может стать «Марафон чистописания» как в первом, так и во втором классе, целью которого является развитие навыков чистописания, аккуратности и внимания у учащихся, посредством регулярных тренировок. В период проведения марафона, участникам ежедневно выдаются листы одного занятия, или можно выдать в первый день марафона все 12 занятий, и обучающиеся будут их выполнять на протяжении установленного учителем времени (например, 12-14 дней).
Заключение
Проблема формирования каллиграфического почерка у школьников требует особого внимания со стороны педагогов. Использование проверенных временем методик в сочетании предложенных мною приёмов, а также комплексный подход к обучению письму, включающий развитие мелкой моторики и контроль над правильной позицией тела, позволяют достичь значительных успехов.
Разработанные мною пособия и марафон, а также предложенные в методической разработке приёмы, были апробированы коллегами, и являются эффективным инструментом для сохранения и улучшения навыков письма в период обучения в начальной школе.
Литература
- Боголюбов Н.Н., Методика чистописания : Учеб. пособие для пед. училищ. - 2-е изд., испр. и доп. - Ленинград : Учпедгиз, 1955
- Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. – М., 2007. – 128 с.
- Илюхина В.А. Новые подходы к формированию графических навыков. Письмо с «секретом» // Начальная школа. – 2000. № 10. – С. 37-42.
- Морозова Л.В. Причины нарушения каллиграфии и методы их устранения // Начальная школа. – 2004, №8. – С.9-12.
- Методическое письмо „Единый школьный режим грамотного письма и культуры ре-чи“. Учпедгиз, 1952, стр. 12.
- https://psycnet.apa.org/record/2018-10010-001
- https://link.springer.com/article/10.1007/s00213-016-4450-x
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование каллиграфических навыков у младших школьников.
Формирование каллиграфических навыков у младших школьников....
формирование каллиграфических навыков у младших школьников
Материал для выработки каллиграфических навыков при помощи росчерков. Весь материал разбит по классам, рисунки-росчерки авторские. При помощи таких работ у учащихся формируется красивый почерк, а урок...
Формирование каллиграфических навыков у младших школьников
Описаны приемы работы по формированию каллиграфических навыков у младших школьников....

Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте по методике В.А.Илюхиной
Данная работа будет интересна учителям, которые хотят при обучении письму младших школьников применить методику В.А.Илюхиной ...

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников
В статье обобщен опыт по формированию каллиграфии в начальных классах....

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников.
В данной статье рассматривается формирование каллиграфического навыка учащихся в начальной школе. Сегодня очень актуальным является вопрос об обучении младших школьников каллиграфии. Ведь современный ...

Статья "Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте"
Статья "Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте"...
