Технологическая карта урока русского языка «Правописание -тся и -ться в возвратных глаголов», УМК «Школа России» 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ахметова Екатерина Ренардовна

Тип урока: «открытие» нового знания.

 

Цель урока: формирование умения правильного написания –тся и –ться у возвратных глаголов.

 

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать представление о возвратных глаголах;

2. Научить правильно писать возвратные глаголы.

Предметные:

1. Иметь представления об изменениях глагола по временам;

2. Уметь изменять глаголы по временам.

Развивающие:

1. Развивать устную речь учащихся при составлении устного ответа;

2. Развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки.

Личностные:

1. Проявлять уважение к своему языку и культуре;

2. Осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания.

 

Воспитательные:

1. Продолжить воспитание интереса к изучению русского языка;

2. Воспитывать волевые качества: терпение, умение выполнять работу до конца.

 

УМК: «Школа России», Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч. - Канакина В.П., Горецкий В.Г., презентация, раздаточный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 17.05.2023

Школа: МАОУ «МЛ№148 г. Челябинска»

Класс: 4«В»

Урок: 6

Время: 11:40 – 12:20 Кабинет: 212

Студент: Ахметова Екатерина Ренардовна

Группа: 31

Учитель: Кожемякина Ольга Сергеевна

Методист: Курбанова Ольга Файзуллоевна

Тема урока «Правописание -тся и -ться в возвратных глаголов»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование умения правильного написания –тся и –ться у возвратных глаголов.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать представление о возвратных глаголах;

2. Научить правильно писать возвратные глаголы.

Предметные:

1. Иметь представления об изменениях глагола по временам;

2. Уметь изменять глаголы по временам.

Развивающие:

1. Развивать устную речь учащихся при составлении устного ответа;

2. Развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки.

Личностные:

1. Проявлять уважение к своему языку и культуре;

2. Осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания.

Воспитательные:

1. Продолжить воспитание интереса к изучению русского языка;

2. Воспитывать волевые качества: терпение, умение выполнять работу до конца.

УМК: «Школа России», Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 ч. - Канакина В.П., Горецкий В.Г., презентация, раздаточный материал.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный: рассказ.

Приёмы: организация учебного общения.

Внешний контроль

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Ренардовна сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Хотите я предскажу вам будущее?

Выберите один цвет, не произнося вслух.

-Те, кто выбрал красный - вас ждет активная работа на уроке. Те, кто выбрал зеленый - вас ждет успех на уроке. Те, кто выбрал желтый - ваше настроение останется хорошим до конца урока.

- Начнём наш урок!

Показывают свою готовность к уроку. Ответное приветствие учителя.

Выбирают цвет.

УУКД:    выбирать адекватные языковые

средства для выражения эмоций в соответствии с целями и условиями общения

в знакомой среде.

Учебная презентация: слайд №1

Актуализация знаний и мотивация

(4 – 5 мин)

Готовность мышления

и осознание потребности

к построению нового способа действий

Ф

Словесный: беседа.

Наглядный: показ.

Приёмы: минутка чистописания.

Внешний контроль

1. Организует повторение пройденного материала и минутку чистописания.

- Откройте свои тетради и запишите в тетрадях число и классную работу, отступая 2 строчки от прошлой работы.

- А теперь прочитайте слова, которые расположены на экране, и запишите их в тетрадь, вставляя пропущенные буквы:

Добеж…шь, мер...ть, обид..т, сохн..т, щекоч…т, пиш…т, хохоч..т.

- Какая орфограмма их объединяет?

- Верно, а теперь скажите, какие буквы вы вставили.

- Отлично, у кого так, поднимите руку. У кого иначе, исправьте и запомните.

Открывают тетради, записывают число и классную работу.

Читают слова и записывают их, вставляя пропущенные буквы.

- Безударное личное окончание глагола.

- Добежишь, мерить, обидит, сохнет, щекочет, пишет, хохочет.

Поднимают руки.

УУПД: классифицировать предложенные языковые единицы.

УУРД: находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.

Учебная презентация: слайд №2

Учебная презентация: слайд №3

Актуализация знаний и мотивация

(4 – 5 мин)

Готовность мышления

и осознание потребности

к построению нового способа действий

Ф

Словесный: беседа.

Наглядный: показ.

Приёмы: минутка чистописания.

Внешний контроль

2. Ставит проблемную ситуацию.

- Ребята, срочные новости города N! Из секретной лаборатории были выпущены призраки, которые делают подлянки и разыгрвают жителей города! Они подшучивают, портят вещи и смеются, мешая жить привычной жизнью и учиться.

-Но как же такое могло произойти?

-Чтобы плотно закрыть дверь лаборатории нужно правильно ввести пароль и звучит он так:

“Ничего не может случи...я, если кто-то стучи..я! Дверь закрыва...ся, когда призрак мчи...я. Беда приключи..я, если не закры..ся!”

-А вот как ввел этот пароль охранник:

“Ничего не может случиТСЯ, если кто-то стучитТЬСя! Дверь закрываеТЬСя, когда призрак мчиТЬСЯ. Беда приключиТСЯ, если не закрыТСЯ!”

-Кажется, охранник все напутал!

-Ребята, а при написании каких частей речи он допустил ошибки?

-Да, такие глаголы называются возвратными.

-А вы знаете, как правильно писать -ТСЯ или -ТЬСЯ в таких глаголах?

-Тогда мы сегодня с вами будем настоящими охотниками за приведениями! А чтобы помочь поймать призраков, мы научимся правильно писать окончания возратных глаголов.

-Глагол.

-Нет.

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выбирать адекватные языковые

средства для выражения эмоций в соответствии с целями и условиями общения

в знакомой среде.

Учебная презентация: слайд №4

Учебная презентация: слайд №5

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа.

Приёмы: организация учебного общения.

Внешний контроль

1. Формулирует с детьми тему, ставит цель и составляют план.

- Какая будет тема нашего урока?

- Отлично, давайте поставим цель на наш урок, её начало есть на экране: научимся…

- Верно, чтобы достичь этой цели, нам нужен план, восстановите все пункты:

1) Узнаем…

2) Выполним…

3) Напишем…

4) Подведём…

- Отлично, приступим к 1 пункту.

Формулируют тему, ставят цель и составляют план с учителем.

- Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах.

- Научимся правильно писать возвратные глаголы.

- 1) Узнаем, как правильно писать возвратные глаголы.

2) Выполним упражнения.

3) Напишем самостоятельную работу.

4) Подведём итоги.

УУРД:  выстраивать последовательность выбранных действий.

УУКД:  воспринимать и формулировать суждения.

Учебная презентация: слайд №6-7

Учебная презентация: слайд №8-9

"Открытие" детьми нового знания

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф, И

Словесный: рассказ, беседа, работа с книгой.

Наглядный: показ.

Практический: упражнение.

Приёмы: организация учебного общения, заполнение таблицы.

Внешний контроль

1. Открытие для детей новых сведений.

- Ребята, обратите внимание на пароль от лаборатории. По-разному ли пишутся глаголы в этих предложения?

“Ничего не может случиться, если кто-то стучится! Дверь закрывается, когда призрак мчится. Беда приключится, если не закрыться!”

- Дам вам подсказку от чего зависит написание мягкого знака.

Например:

Что делать?    Учиться

Что делает?   Учится

Что сделать?  Научиться

Что сделает? Научится

- От чего же зависит правописание глагола?

- Верно!

-Ребята, нашей с вами супер-силой против призраков будет алгоритм правописания мягкого знака в глаголах. Давайте составим его.

- Что будем делать в начале?

- Потом?

- 3 пункт?

- Отлично, мы уже на пути к победе. Что еще?

-Давайте проверим, все ли верно. Откройте учебник на странице 104 и прочитайте правило.

- Верно мы составили алгоритм?

- Даю вам минуту, чтобы запомнить правило.

- Теперь поработаем в парах.  Расскажите своему соседу то правило.

- Отлично,мы выполнили первый пункт плана. Какой следующий?  

Отвечают на вопрос учителя.

- Да, в каких-то возвратных глаголах пишется мягкий знак пред –ся, в каких-то нет.

- Правописание мягкого знака зависит от вопроса. Если на конце вопроса пишется мягкий знак, то и в слове пишется мягкий знак.

- Определим часть речи.

- Определим возвратный ли это глагол.

- Задаем вопрос к возвратному глаголу.

- Смотрим, есть ли мягкий знак на конце вопроса. Если есть, то и в глаголе пишем -ь-. Если нет, не пишем -ь-.

- Да.

- 2) Выполним упражнения.

УУПД:  формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе

результатов проведённого наблюдения за языковым материалом.

УУРД:  контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать

учебные действия для преодоления ошибок.

УУКД:  воспринимать и формулировать суждения, выбирать адекватные языковые

средства для выражения эмоций в соответствии с целями и условиями общения

в знакомой среде.

Учебная презентация: слайд №10

Учебная презентация: слайд №11

Учебная презентация: слайд №12

Таймер

Учебная презентация: слайд №13

Учебник

Учебная презентация: слайд №14

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Ф

Словесный: работа с книгой, беседа.

Наглядный: показ.

Практический: упражнение.

Приёмы: организация учебного общения.

Внешний контроль

1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке.

- Нам нужно укрепить нашу силу, чтобы ни один призрак не прошел мимо нас. Ребята, выполним упражнение 218 на стр.105. Запишите номер упражнения в тетради.

- Нам нужно от неопределенной формы глагола составить возвратные 2го и 3го лица.

- Прочитаем первый глагол здороваться

- Кто нам скажет правильную форму глагола во 2 лице и объяснит правильное написание.

- Действуем по алгоритму.

- В 3 лице?

- Глагол прощаться во втором лице? 3 лице?

- Глагол извиниться во 2 лице? 3 лице?

- Превосходно, мы выполнили с вами 2 пункт плана. Сейчас давайте встанем и немного отдохнём!

- Здороваешься, (что делаешь?), пишем ь.

- Здоровается (что делает?) без ь.

- Прощаешься, (что делаешь?), пишем ь. Прощается (что делает?) без ь.

- Извиняешься (что делаешь?) с ь, извиняется (что делает?) без ь.

УУПД:  формулировать выводы и подкреплять их доказательствами.

УУКД:  воспринимать и формулировать суждения.

УУРД:  контролировать процесс и результат выполнения задания.

Учебная презентация: слайд №20

Динамическая пауза (1 мин)

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.

Ф, И

Словесный: работа с книгой, объяснение.

Наглядный: показ.

Практический: самостоятельная работа.

Приёмы: организация учебного общения.

Внешний и взаимоконтроль

1. Организует самостоятельную деятельность по освоению новых знаний.

- Сейчас у нас самое ответственное задание. Проверим, готовы ли мы к тому, чтобы поймать всех призракоы и показать им свою силу? Замените словосочетания одним словом, запишите. Выделите в глаголах возвратный суффикс. Подчеркните мягкий знак. На это задание у вас есть три минуты.

- Время вышло, поменяйтесь тетрадями в парах, проверьте с эталоном на доске.

- Если все правильно – 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3, больше 2-х ошибок – 2.

- Поднимите руки те, у кого 5; у кого 4; у кого 3; у кого 2.

- Какие ошибки вы допустили?

- Запомните, как правильно нужно сделать. В следующий раз вы обязательно выполните правильно.

- Какой пункт плана мы с вами выполнили?

Выполняют самостоятельную работу.

Допустить ошибку (ошибиться), снять одежду (раздеться), настойчиво спрашивать о чём-то (интересоваться), приходить в негодование (злиться), приветствовать кого-нибудь при встрече (здороваться), испытывать волнение (волноваться).

Проверяют работы другу друга.

Поднимают руки.

Отвечают на вопрос учителя.

3) Напишем самостоятельную работу.

УУПД:  ориентироваться в изученных понятиях.

УУРД:  самостоятельно планировать действия по решению учебной задачи

для получения результата.

Учебная презентация: слайд №21

Учебная презентация: слайд №22 (таймер)

Учебная презентация: слайд №23-24

Включение в систему знаний

(7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф, П

Словесный: рассказ, объяснение.

Наглядный: показ.

Практический: упражнение.

Приёмы: облако слов.

Внешний и взаимоконтроль

1. Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

- Ребята, мы близки к победе. Сейчас мы разделимся на самые сильные команды и выполним упражнение 213 в группах по 4 человека. Вам нужно будет придумать словосочетания по вопросам.

- Повторим правила работы в группах.

- На это задание у вас есть 3 минуты. Начинайте.

- Время закончилась проверяем, зачитайте по одному словосочетанию.

-Отлично, мы с вами теперь точно готовы к тому. Чтобы помочь жиьелям города N. Давайте используем ловушку для призраков.

-Отлично! они прямо в наших руках. Осталось только ввести пароль от лаюоратории и запереть их навсегда!

-Ребята, мы прекрасно справились!

- Отлично! Нам осталось подвести итоги.

Выполняют задание в группах.

Выполняют задание.

УУПД:  ориентироваться в изученных понятиях.

УУРД:  принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия

по её достижению.

УУКД:  воспринимать и формулировать суждения, выбирать адекватные языковые

средства для выражения эмоций в соответствии с целями.

Карточка

Учебная презентация: слайд №25

Учебная презентация: слайд №26

(таймер)

Учебная презентация: слайд №27

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания.

  Ф

Словесный: беседа.

Наглядный: показ.

Приёмы:   организация учебного общения.

Внешний контроль

1. Организует подведение итога урока.

- Вспомним тему нашего урока. Кто напомнит?

- Отлично, а какая у нас была цель?

- Поднимите руку, если мы достигли цели.

- Посмотрите на наш план, все ли пункты мы выполнили?

- Кто сможет рассказать от чего зависит написание мягкого знака в возвратных глаголах.

- Итак ребята, пришло время считать кто сколько стикеров набрал. Посчитайте. Давайте поставим оценку.

- Спасибо вам за активность на уроке. До свидания!

- «Правописание -тся и -ться возвратных глаголов».

-  Научиться правильно писать возвратные глаголы.

Поднимают руки.

- Да.

УУКД:  воспринимать и формулировать суждения, выбирать адекватные языковые

средства для выражения эмоций в соответствии с целями и условиями общения

в знакомой среде.

УУРД:  адекватно принимать оценку своей работы.

Учебная презентация: слайд №28-29

Учебная презентация: слайд №30

Учебная презентация: слайд №31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах»(УМК«Школа России», 4 класс )

Цели деятельности учителя:формирование навыка письма возвратных глаголов,овладение правилом правописания возвратных глаголов,овладение понятием возвратная форма глагола;формирование умения разграничив...

Технологическая карта урока русского языка: «Запятая в предложениях с однородными членами. Закрепление.» ( УМК " Школа России", 4 класс)

Тема урока русского языка: «Запятая в предложениях с однородными членами. Закрепление.»Тип урока: «урок общеметодологической направленности»Цель урока: закрепление у...

Технологическая карта урока русского языка «Морфологический разбор имени существительного как части речи»(УМК «Школа России, 4 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: совершенствование знаний о морфологическом разборе имени существительного как части речи, падежных окончаниях имён существительных.Задач...

Технологическая урока русского языка "Правописание -тся- и -ться- в возвратных глаголов", 4 класс УМК "Школа России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАДата: 19.04.2021Школа: 3Класс: 4Урок: 3Время: 09:20–10:00 Кабинет: 4Студент: Илларионов Григорий ИльичГруппа: 43Учитель: Солдаткина Яна АлексеевнаМ...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание «тся» и «ться» в возвратных глаголах" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование представления о правописании –тся и –ться в возвратных глаголах, умения писать возвратные глаголы   в неопределённой форме и 3 лице настоящего и будущего...

Технологическая карта урока русского языка «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова» (2 класс УМК: «Начальная школа XXI века»)

Тема урока «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование представления у обучающихся  о пр...

Технологическая карта урока русского языка "Какие знаки препинания ставятся в конце предложения" УМК: «Школа России» учебник русского языка 2 класс 1 часть.

Цель урока: формирование понятий о предложениях по цели высказывания; умений правильно оформлять предложение в письменной речи.Планируемые результаты: Предметные:1)учиться распознавать предложени...