Имитационно-деловая игра "Части речи" 3 класс. Детективное агентство
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Синюшкина Галина Владимировна

Цели урока:

Учебно-познавательные: Обобщение знаний о частях речи; учить распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, интерес к   предмету, обогащать словарный запас детей.

Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность, уважение друг к другу.

 

Формируемые УУД

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи;
  • сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • оценивание качества и уровня усвоения материала.

Познавательные УУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят устный ответ;
  •  поиск и выделение необходимой информации;
  • подведение под понятие, выведение следствий.

Коммуникативные УУД:

  • умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • формирование умения слаженно работать в  паре.
  • оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний;

Учебно- методическое обеспечение: учебник «Русский язык» (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий), тетради

Оборудование: экран для проектора, проектор, компьютер, мышь, карточки для работы в парах, лист самооценки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка по теме: «Части речи»

3 класс УМК «Школа России»

Форма проведения: имитационно-деловая игра «Детективы Галактики»

Метод: интерактивный

Класс: 3

Учитель: Синюшкина Галина Владимировна

Цели урока:

Учебно-познавательные: Обобщение знаний о частях речи; учить распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, интерес к   предмету, обогащать словарный запас детей.

Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность, уважение друг к другу.

Формируемые УУД

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи;
  • сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
  • оценивание качества и уровня усвоения материала.

Познавательные УУД: 

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят устный ответ;
  •  поиск и выделение необходимой информации;
  • подведение под понятие, выведение следствий.

Коммуникативные УУД:

  • умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • формирование умения слаженно работать в  паре.
  • оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний;

Учебно- методическое обеспечение: учебник «Русский язык» (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий), тетради

Оборудование: экран для проектора, проектор, компьютер, мышь, карточки для работы в парах, лист самооценки.

Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности.

Приветственное слово учителя, создание положительного настроя на урок: ученики здороваются с учителем и гостями.

На столе учителя лежат лупа, трость, плащ, шляпа.

-Ребята, а что это за вещи? Чьи они? (ответы детей)

Учитель поднимает плащ, а под ним письмо.

Читает:

-«Уважаемые ребята, решил обратиться к вам с предложением. Я путешествую по свету и ищу себе помощников для работы в своем детективном агентстве, таких же ребят как вы. Весь план по которому вы сегодня будете работать, отправляю учителю на личную электронную почту.

Подпись: Ивисунджин.»

Учитель делает удивленное лицо и из личной электронной почты распечатывает весь ход урока и по плану работает.

- Ребята, вы согласны? (ответы детей)

-

  1. Актуализация знаний.

-Итак, ребята, мы с вами сегодня согласились стать детективами Галактики.

– Ребята, а чем занимаются в детективы? (ответы).

Правильно, и мы с вами будем вести  расследование.

А кто такой детектив? Где мы можем это узнать? (ответы детей -  в словаре)

 (Учитель заранее подготавливает словарь)

( Имя ученика) ,помоги, нам разобраться, кто такой детектив?.

1) Специалист по расследованию уголовных преступлений.

2) Литературное произведение или фильм, изображающие раскрытие запутанных преступлений.

-Какими качествами должны обладать детективы? (Быть внимательными, уметь все видеть  и слышать)                                                                                                        

- Вы готовы к работе? Тогда начнём!

  1. Самоопределение к учебной деятельности.

- Ребята, чтобы войти в состав детективного агентства надо пройти Галактический экспресс-опрос

     - Итак, ребята, первое галактическое задание. «ПОДГОТОВКА ДЕТЕКТИВОВ ГАЛАКТИКИ» (фронтальная работа)

(вопросы можно вывести на слайд)

  - Какие слова всегда пишутся с большой буквы?

  - Главное правило переноса слов?

  - Как называется согласная, которая пишется, но не произносится?

  - Как пишутся предлоги со словами?

  -  Как проверить безударный гласный в корне слова?

  - Что вы знаете о написании жи-ши, ча-ща, чу-щу?

    - Что такое синонимы?

    - Как называется предложение в котором есть только главные члены? 

     - Из чего состоит словосочетание?

     -Что называется корнем слова? 

    - Что обозначают имена прилагательные?

    -.Что такое антонимы?

- Молодцы, умнички! А наше расследование начинается. И первое наше препятствие – это минутка чистописания, с ним нам надо справиться на отлично. Для этого вам надо узнать, какую букву мы будем писать. (вывести на экран)

На экран ты внимательно

Быстро посмотри.

Какая буква часто повторяется

Ты скорей найди!

К О С М О С М К П М М В С О Л Н Ц Е М Х Н Е Б Е С А В М М К К О Р А К Е Т А М Т М  К Ш М М Н К О М Е Т А И Т М М К О С М О Н А В Т Ш М П М М Г А Л А К Т И К А А М М М Л

 С К А Ф А Н Д Р В М М М Л М И 

- Ребята, мы правильно справились с нашим  первым галактическим заданием?

- Буква М. Эту букву будем прописывать.

- Какой это звук, охарактеризуйте? (Согласный, звонкий непарный, может быть мягким и твёрдым).   

- Запишите М м всю строчку,  с соблюдением всех правил чистописания.

Учитель идёт просматривать тетради учеников.

Самопроверка

4. А наше следующее задание для детективов Галактики - Словарная работа

- И мы снова обращаемся к нашей табличке на слайде. В ней спрятались слова. Найдите их.                                                     (Космос, солнце, небеса, ракета, комета, космонавт, галактика, скафандр)

- Что вы можете сказать об этих словах? (они словарные)

- Спишите слова, поставьте ударение.

- Проверьте себя по табличке на слайде. (учитель выводит критерии оценивания на экран)

- Молодцы ребята! Мы на верном пути, а наше галактическое расследование продолжается.

5. Постановка учебной цели (проблема).

- Итак, ребята, в наше детективное агентство поступил материал для расследования. В Галактике кто-то навёл беспорядок и рассыпал все слова. (Учитель заранее готовит на доске при помощи магнитов карточки со словами разных частей речи)

-Что делать? Конечно, наводить порядок!

- А как?  (Надо их как-то сгруппировать). (Учитель показывает карточки со словами, которые рассыпались)

- Как же нам сгруппировать слова? (Разделить по группам).

- Значит, нам надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить слова на группы.

- На какие же группы мы можем разделить эти слова? (На имя существительное, имя прилагательное, глагол).

- Как можно назвать все эти группы? (Части речи)

-  Сформулируйте тему нашего урока. (Части речи)

- Какова же цель нашего галактического расследования? (Научиться определять части речи)

6. Усвоение новых знаний (работа в парах)

Молодцы, вы будущие детективы Галактики и для агентства Ивисунджина просто необходимы. Приступим к расследованию. И перовое что нужно сделать, составить Галактический фоторобот.

- У нас работать будут три группы детективов Галактики. 

 (Учитель делит класс на команды)                              

  • во-первых, Вам нужно, Ребята, определить о какой части речи вы будите вести расследование. 

 (1 группа - Имя существительное; 2 группа – Имя прилагательное; 3 группа – Глагол).

- во-вторых, прежде, чем приступить к расследованию, детектив всегда выясняет, что ему  известно по этому делу.  Перед вами вещественные доказательства. Выберите те, что нужны вам и составьте галактический фоторобот, который в будущем будет нашим помощником в дальнейшей работе.

Но прежде, чем начать работать вспомним правила детективного сотрудничества:

    - Вместе мы думаем, выбираем, обсуждаем, решаем.

 - Ребята, у вас на партах каждой группе дан алгоритм по которому вы будете работать.

Алгоритм

 -  Отвечает на вопросы…

-   Обозначает…

-   Бывает...

-   В предложении является….

-   Приведите 2-3 примера данной части речи:

 (Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делать? Что сделать? Что делает? Что делал? предмет, признак предмета, действие предмета, подлежащим, сказуемым, второстепенным членом предложения, одушевлённое и неодушевлённое, собственное и нарицательное)

- Определите, кто будет рассказывать от каждой группы.  (Дети крепят свои ответы к доске).

Исходя из наших исследований  сделаем вывод, что называется частью речи?  

  -   (Группа слов, которая имеет общие грамматические значения).

Мы сегодня говорим только о трёх частях речи, но чтобы вспомнить какие ещё части речи вы знаете посмотрите и скажите к  каким частям речи относятся:

А) слова в, на, о, к;

Б) слово не;

В) слова и, а, но?

   Части речи в русском языке делятся на самостоятельные  (существительные, прилагательные, глагол, наречие, числительное, местоимение)  и служебные (предлог, союз, частица и междометия). В предложении самостоятельные части речи выполняют роль членов предложения, а служебные части речи служат для связи слов в словосочетании или вносят дополнительные значения в предложение. 

7. Первичное закрепление.

 Следующее задание: «Внимание! Розыск!» (Работа в парах)

А мы возвращаемся к нашему делу и постараемся навести порядок. Пользуясь нашими доказательствами, распредели слова, которые рассыпались из мешка по группам.

1 ряд выбирает – имена существительные,

2 ряд - имена прилагательные,

3 ряд – глаголы.

Молодцы, мы навели порядок в Галактике.

- Мы много трудились, пора и отдохнуть.

8.Физкультминутка.

  
 9.  «Собственное расследование» (Самостоятельная работа)

 Итак, уважаемые детективы Галактики, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно, каждый из вас проведёт собственное расследование.. Перед вами карточки разного цвета выберете себе ту, которую сможете выполнить.

 Помните,      Карточка с красным кружочком – высокий уровень,

Карточка с зелёным кружочком – средний уровень,

Карточка с жёлтым кружочком – низкий уровень.

Выберите себе одно задание – и приступайте к работе.

Низкий  уровень. Определить к какой части речи относятся слова:  Звезда, солнечный, Стрелка, летает, атмосфера.

- Как вы определяли часть речи?

Средний  уровень. Найди в каждой строчке подчеркни лишнее слово, определи его часть речи и подпиши. 
1) Астроном, астероид, звёздный, корабль. 
2) Галактическая, солнечная, Юпитер, космический. 
3) Взлетела, излучает, скафандр, сверкает.

- Как вы находили лишнее слово?

Высокий  уровень.

Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным. 

Метеорит -
Звезда – … , … . 
Луна– … , … . 
Галактика - … , … .

Образуй от данных глаголов однокоренные слова, являющиеся именем существительным. 

Летает -

Светит -

Взлетела -

- Как вы подбирали однокоренные слова?

Проверка .

Сравните результаты с заданным эталоном.

Кто выполнил задание без ошибок?  

Кто  допустил 2 ошибки, 1, более 2?

В чем испытывали трудности?

10.Закрепление. «Запас знаний детективов Галактики»

Выполнить тест «Части речи» (Индивидуальная работа)

 1. Что обозначают имена существительные?

  1. Признак
  2. Действие
  3. Предмет
  4. Количество

2. На какие вопросы отвечают имена существительные?

  1. Где? Как?
  2. Что делать?
  3. Какой? Как?
  4. Кто? Что?

             3. Найди имя существительное.

  1. Спортивный
  2. Тринадцать
  3. Читать
  4. Космонавт

4. Что обозначают имена прилагательные?

1) Действие

2) Предмет

3) Количество

4) Признак

            5. Какой ряд состоит только из имён прилагательных?

1) Весна, скворец, тёплый, тает

2) Кислый, широкий, ласковый, золотой

3) Сосна, они, тёплый, березняк

4) Кора, спелые, ягодка, любовался

           6. Какую роль выполняют глаголы?

1) Обозначают признак предмета

2) Обозначают предмет

3) Обозначают количество предметов

4) Обозначают действие предмета

           7. Выбери правильное утверждение.

             1) Глагол – это член предложения.

             2) Глагол – это часть слова.

             3) Глагол – это часть речи.

             4) Глагол в предложении обычно бывает подлежащим.

            8. Укажи глаголы - антонимы.

             1) идти – шагать

             2)  строить – разрушать

             3) блестеть – сиять

             4) смотреть – глядеть

             9. Укажи строку, в которой приведены только глаголы.

             1) воздух, девять, холодный

             2)  купание, находка, полёт

             3) рыбный, пушистый, речной

             4) побелить, молодеть, повторить

11.Рефлексия.   Игра « Ответь, детектив Галактики, Да или Нет»

  1. Имя существительное отвечает на вопрос Кто? Что? (Да)
  2. Имя прилагательное обозначает признак предмета? (Да)
  3. Имя прилагательное всегда главный член предложения(Нет).
  4. Глагол отвечает на вопрос Что делать? (Да)
  5. Имя существительное обозначает признак предмета? (Нет)
  6. В предложении глагол всегда главный член предложения? (Да)
  7. Имя прилагательное отвечает на вопрос Какой? Какие? (Да)
  8. Глагол обозначает предмет? (Нет)
  9. Имя существительное связано с глаголом? (Да)

- Что повторили мы за урок? (Что называется существительным, прилагательным , глаголом.?)

- Что нового узнали на уроке?  (Самостоятельные части речи, служебные)

- Чему научились? (Определять части речи)

- Что вызвало особый интерес?

12.«Самооценка детектива» 

Перед вами лист самооценки. Вам нужно подчеркнуть один из предложенных ответов.

Лист самооценки

  1.   На уроке я работал                       активно - пассивно
  2. Своей работой на уроке              доволен – не доволен
  3. За урок я                                        не устал  - устал
  4.  Моё настроение                           стало лучше – стало хуже
  5. Материал урока мне был             понятен – непонятен

                                                               Лёгким –трудным

Открывается дверь кабинета и входит учитель, переодетый в костюм сыщика, с собой принес письмо, где сказано, что дети все молодцы, они все справились с детективным расследованием и теперь в Галактике наведён порядок. Ребята все стали детективами Галактики. Детектив раздает детям детективные значки (из картона).

Учитель:

-Ребята, А кто это был? (ответы детей)

-Значит теперь мы с вами настоящие детективы Галактики.

13. Домашнее задание «Следственная экспертиза»

Высокий уровень. Сочинить космическую сказку  о любой части речи.

Средний уровень. Учитель раздаёт карточки со словами разных частей речи, ученики должны дома составить с ними предложения.

Низкий уровень. Записать по 3 слова в каждую группу частей речи.

Благодарю  всех детективов за интересное расследование!

Словарь космических слов к уроку по этой теме

Аполлон

Астероидный

Астроном

Атмосфера

Атмосферная

Байконур

Белка

Большая Медведица

Буран

Венера

Взлетела

Виток

Восток

Вселенная

Гагарин

Галактика

Галактическая

Год

Гумманоидный

Дирижабль

Звёздный

Звездолёт

Земля

Излучение

Излучает

Икар

Иллюминатор

Карта

Комета

Корабль

Космодром

Космонавт

Космос

Курс

Лайка

Летает

Лунный

Луноход

Марс

Меркурий

Млечный

Метеорит

Метеоритный

Нептун

Облако

Облачный

Орбита

Планета

Плутон

Полярная

Приземлился

Прилуниться

Ракета

Радиус

Сатурн

Светит

Сверкает

Скафандр

Созвездие

Солнце

Спутник

Стрелка

Телескоп

Уран

Юпитер


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Класс: 3 Учитель: Синюшкина Галина Владимировна Урока русского языка по теме: « Части речи » Форма проведения: имитационно-деловая игра «Детективное агентство» с.Усть-Кяхта, 2023

Слайд 2

Цели урока: Учебно-познавательные : -обобщение знаний о частях речи; -учить распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Развивающие : -развивать зрительную и слуховую память; -интерес к предмету; -обогащать словарный запас детей. Воспитывающие : -воспитывать прилежность, аккуратность, уважение друг к другу

Слайд 3

10 янв а ря Кла сс ная р а бота письмо

Слайд 4

Кто такой детектив?. 1) Специалист по расследованию уголовных преступлений. 2) Литературное произведение или фильм, изображающие раскрытие запутанных преступлений.

Слайд 5

- Какие слова всегда пишутся с большой буквы? - Главное правило переноса слов? - Как называется согласная, которая пишется, но не произносится? - Как пишутся предлоги со словами? - Как проверить безударный гласный в корне слова? - Что вы знаете о написании жи-ши, ча-ща, чу-щу? - Что такое синонимы? - Как называется предложение в котором есть только главные члены? - Из чего состоит словосочетание ? -Что называется корнем слова? - Что обозначают имена прилагательные? -.Что такое антонимы? 1 задание - «Галактический экспресс-опрос»

Слайд 6

На экран ты внимательно Быстро посмотри. Какая буква часто повторяется Ты скорей найди! К О С М О С М К П М М В С О Л Н Ц Е М Х Н Е Б Е С А В М М К К О Р А К Е Т А М Т М К Ш М М Н К О М Е Т А И Т М М К О С М О Н А В Т Ш М П М М Г А Л А К Т И К А А М М М Л С К А Ф А Н Д Р В М М М Л М И

Слайд 7

«5» – нет ошибок и исправлений; «4» – 1-2 ошибки; «3» – 3 – 4 ошибки; «2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок; «1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.

Слайд 8

К О С М О С М К П М М В С О Л Н Ц Е М Х Н Е Б Е С А В М М К К О Р А К Е Т А М Т М К Ш М М Н К О М Е Т А И Т М М К О С М О Н А В Т Ш М П М М Г А Л А К Т И К А А М М М Л С К А Ф А Н Д Р В М М М Л М И задание для детективов Галактики - Словарная работа

Слайд 9

Беспорядок в Галактической системе

Слайд 10

Галактический фоторобот

Слайд 11

Алгоритм - Отвечает на вопросы… - Обозначает… - Бывает... - В предложении является…. - Приведите 2-3 примера данной части речи: (Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делать? Что сделать? Что делает? Что делал? предмет, признак предмета, действие предмета, подлежащим, сказуемым, второстепенным членом предложения, одушевлённое и неодушевлённое, собственное и нарицательное) - Вместе мы думаем, выбираем, обсуждаем, решаем.

Слайд 12

К каким частям речи относятся: А) слова в, на, о, к; Б) слово не; В) слова и, а, но?

Слайд 13

Работа в парах! «Внимание! Розыск!»

Слайд 14

Вы наверное устали? Ну тогда все дружно встали! Ножками потопали Ручками похлопали Покрутились, повертелись Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем! Физминутка

Слайд 15

Самостоятельная работа «Собственное расследование» Карточка с красным кружочком – высокий уровень, Карточка с зелёным кружочком – средний уровень, Карточка с жёлтым кружочком – низкий уровень. «5» – нет ошибок и исправлений; «4» – 1-2 ошибки; «3» – 3 – 4 ошибки; «2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок; «1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.

Слайд 16

Индивидуальная работа « Запас знаний детективов Галактики» Тест «Части речи»

Слайд 17

Игра « Ответь, детектив Галактики, Да или Нет»

Слайд 18

Самооценка детектива Лист самооценки На уроке я работал активно - пассивно Своей работой на уроке доволен – не доволен За урок я не устал - устал Моё настроение стало лучше – стало хуже Материал урока мне был понятен – непонятен Лёгким -трудным

Слайд 19

Домашнее задание «Следственная экспертиза» Благодарю всех детективов за интересное расследование!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевой проект. Рекламное агентство «PROEKT+»

МО учителей начальных классов представили выполненные проекты в  форме ролевого проекта....

Д.И. Менделеев - великий русский ученый. Детективное агентство.

Познакомить обучающихся с жизнью и деятельностью учёного Д.И.Менделеева, с тем, что способствовало развитию его способностей и помогло ему стать выдающимся; какие качества и черты характера помогли юн...

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Агентство добрых дел»

Реализация целей и задач смены осуществляется по программе «Агентство добрых дел». Все учащиеся делятся на  четыре возрастные группы. Каждый отряд (отдел) планирует свою работу...

Литературный час. 4 класс. "Детективное агентство Васи Куролесова"

Литературный час. Внеклассное мероприятие....

Квест- комната "Детективное агентство"

Конкурс ребусовЧто такое QR- код?Зарядка для языкаУ гадай песню по смайликамСтанция загадокТанцуй и угадывай песню из Тик-тока....

Внеклассное мероприятие "Детективное агенство"

Тема: Интеллектуальная игра-расследование «Детективное агентство»Цель: создание условий для формирования убежденности о необходимости безопасного и ответственного поведения.Задачи:активизи...