Дидактические игры и упражнения для развития связной речи на уроках русского языка и чтения .
учебно-методический материал по русскому языку

Варфоломеева Наталья Алексеевна

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности.

Огромную помощь в развитии этих навыков, могут оказать специальные дидактические игры и упражнения, основу которых составляют вербальные формы коммуникации: подвижные со словесным проговариванием, театрализованные (подражания, драматизации, фантазии), сюжетно-ролевые, настольно-печатные и другие).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения для развития связной речи на уроках русского языка и чтения .

В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Ряд авторов отмечают у детей с ОНР недостаточную устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения (Р.Е.Левина [Левина], Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова). При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память.

Огромную помощь в развитии этих навыков, могут оказать специальные дидактические игры и упражнения, основу которых составляют вербальные формы коммуникации: подвижные со словесным проговариванием, театрализованные (подражания, драматизации, фантазии), сюжетно-ролевые, настольно-печатные и другие.

Игры и упражнения по развитию связной речи

Игровое упражнение «Распространи предложение»

Цель — развитие у детей умения строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Детям предлагается продолжить и закончить начатое логопедом предложение, опираясь на наводящие вопросы.

Пример: взрослый начинает предложение так: «Дети идут. (Куда? Зачем)»

Д\и «Снежный ком»

Цель: Способствует развитию памяти, умения распространять предложения и логически выстраивать члены предложения.

Ход игры: Первый игрок называет нераспространенное предложение:

«Машина едет». Второй повторяет сказанное предложение и прибавляет свое слово, третий повторяет услышанное и добавляет свое слово и т.д. Слова можно добавлять в любом месте предложения. Получается распространенное предложение, которое увеличивается от игрока к игроку. Машина едет по дороге. – Большая машина едет по дороге. — Большая машина едет по широкой дороге и т.д. Игра заканчивается, когда кто-либо ошибается или пропускает слова в растущем предложении.

Д/и «Кубики»

Цель — закрепление понятий слова-предметы, действия, признаки; развитие умения строить простые распространенные предложения.

Детям предлагается бросить поочередно кубики, на гранях которых картинки, изображающие предметы, действия, признаки, и составить предложение. Или одновременно бросить 4 кубика и составить предложение. ( Использовала картинки из пособий Н.А.Коняхиной).

Д/и «Фильм, фильм, фильм…

Цель — развитие у детей умения строить предложения, грамматически правильно оформлять его, использовать нужные по смыслу предлоги.

( Использовала картинки из пособий Н.А.Коняхиной).

В прорези кинопленки вставлены ленты с картинками (слова-предметы, действия, признаки, предлоги), передвигая картинки, ребенок составляет различные предложения по заданию логопеда.

Д/и «Пойми меня»

Цель — развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Взрослый показывает детям коробочку и говорит, что в ней приготовлены для детей разные подарки. Ребенок должен, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Логопед спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Педагог рассказывает про свой подарок, давая речевой образец. После этого дети рассказывают про свои подарки. Когда подарок угадан, открывают свою картинку.

Игровое упражнение «Составь загадку»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

Ход игры: Опиши ягоду, фрукт, овощ, который ты больше всего любишь, или животное по его действиям, а мы отгадаем, («Он круглый, красный, сочный, вкусный; «Он ходит, жуёт, бодает, блеет.)

Д/и «Магазин»

Цель: Упражнять детей в выборе нужного предмета путем исключения названных педагогом признаков; развивать наблюдательность; учить использовать в речи сложноподчиненные предложения.

Игровой материал: предметные картинки по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Игрушки» и т.д.

Вариант игры: ребенок описывает предмет, который хочет купить, не называя его. Если описал предмет верно, то забирает картинку себе.

Д/и «Путешествие на трамвае»

Цель: Формирование умения вступать в контакт, вести диалог на заданную выполнять активную роль в диалоге.

В игре могут участвовать несколько детей (4-6человек).

Расставляют стулья (парами, как в трамвае), между ними делается проход для «кондуктора». «Кондуктор» продает билеты, спрашивая, до какой остановки едет каждый пассажир. Дети — пассажиры отвечают ему, составляя предложение о том, до какой остановки они едут и с какой целью. По пути дети выходят на разных остановках, где их могут ждать различные игры и упражнения, соответствующие названию остановки («Детская площадка», «Стадион», «Почта», «Парк» и т. п.). На обратном пути «пассажиры» вновь занимают свои места в «трамвае». Педагог («кондуктор») организует обмен впечатлениями о том, чем занимались дети и др. Эту игру можно использовать как игровой сюжет для логопедического занятия.

Игровое упражнение «Что хорошо, что плохо?»

Цель — развитие у детей связной речи, высших форм мышления — анализа, синтеза.

Мороженое (Хорошо, потому что оно вкусное, летом освежает. Плохо, потому что можно заболеть ангиной).

Телевизор (Хорошо, потому что можно смотреть любимые мультфильмы, узнать что- то новое, интересное; плохо – если долго смотреть телевизор и сидеть близко к экрану, можно испортить зрение).

Игровое упражнение «Если бы…»

Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования.

Логопед предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то…»

«Если бы я стал невидимым…»

«Если весна не наступит никогда…»

Д/и «Кто больше знает»

Дидактическая задача: обогащать их знания о предметах, воспитание находчивости, сообразительности. Ход игры:  - Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать, как он может быть использован. Постарайтесь сказать как можно больше.

( Например, стакан - можно пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши).

Д/и «Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры: Взрослый, предлагает слово-предмет и задаёт вопрос «что делает?», а ребёнок должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

Солнце – что делает? (Светит, греет.)

Ручьи – что делают? (Бегут, журчат.)

Снег – что делает? (Темнеет, тает.)

Птицы – что делают? (Прилетают, вьют гнёзда, поют песни.)

Капель – что делает? (Звенит, капает.)

Медведь – что делает? (Просыпается, вылезает из берлоги.)

Игровое упражнение «Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания.

Ход игры:

Логопед называет какое-либо животное, а ребёнок произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

Пример:

-Собака. ( Стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит.)

-Кошка. (Мяукает, ласкается, царапается, лакает.)

-Мышка. (Шуршит, пищит, грызёт, прячется, убегает.)

-Змея. (Ползёт, шипит, извивается, жалит, нападает.)

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Предлагая детям описанные выше игры, вы сможете интересно и эффективно улучшить речь обучающихся с интеллектуальными нарушениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование пословиц и поговорок для развития речи на уроках русского языка и чтения»

Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к русскому языку, повыша...

Игры и упражнения для развития связной речи

Игры и упражнения для развития связной речи- Распространи предложение – детям предлагается продолжить и закончить предложение, опираясь на наводящие вопросы:  Куда, зачем?- «Если бы&h...

«Вместе играем - речь развиваем».Игры и упражнения на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...

Игры и упражнения на развитие связной речи в старшей группе

Дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта...

Работа над развитием связной речи на уроках русского языка

В данной статье предлагаются формы рабрты, которые способствуют развитию связной речи у школьников на уроках русского языка....

Статья: "Развитие связной устной речи на уроках русского языка и чтения в 1 классе специальной коррекционной школы".

Статья раскрывает аспекты работы с детьми с ОВЗ по формированию процессов письма и чтения, а также по развитию связной речи"....

Развитие связной речи на уроках русского языка и литературного чтения

Всю жизнь человек совершенствует речь, овладевает богатствами языка. Потребность выражать свои мысли с возрастом расширяется, ранообразится....