Составление текста по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок русского языка и развития речи в 4 классе. Составление текста по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь»
Программа: В.П.Канакина «Русский язык»
Класс: 4
Дата проведения: 16.05.2025
Цели: познакомить с творчеством художника; научить описывать предмет, выражая к нему свое отношение; воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: репродукция картины И. И. Шишкина «Рожь»; пословицы и поговорки о летнем месяце; стихотворения о ржи.
Задача урока: формирование универсальных учебных действий:
1. Личностных УУД – воспринимать и ценить произведения изобразительного искусства;
2. Регулятивных УУД – самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать;
3. Познавательных УУД – извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблицы, иллюстрации, репродукции); восприятие картины как произведения искусства; уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; самостоятельно делать выводы;
4. Коммуникативных УУД – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Форма урока: урок развития речи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 168.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка и развития речи в 4 классе.
Составление текста по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь»
Программа: В.П.Канакина «Русский язык»
Класс: 4
Дата проведения: 16.05.2025
Цели: познакомить с творчеством художника; научить описывать предмет, выражая к нему свое отношение; воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: репродукция картины И. И. Шишкина «Рожь»; пословицы и поговорки о летнем месяце; стихотворения о ржи.
Задача урока: формирование универсальных учебных действий:
1. Личностных УУД – воспринимать и ценить произведения изобразительного искусства;
2. Регулятивных УУД – самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать;
3. Познавательных УУД – извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблицы, иллюстрации, репродукции); восприятие картины как произведения искусства; уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; самостоятельно делать выводы;
4. Коммуникативных УУД – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Форма урока: урок развития речи.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
Заранее подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения А. Майкова «Нива».
По ниве прохожу я узкою межой,
Поросшей кашкою и цепкой лебедой.
Куда ни оглянусь - повсюду рожь густая!
Иду, с трудом ее руками разбирая.
Мелькают и жужжат колосья предо мной
И колют мне лицо...
- Что вы представили, слушая это стихотворение?
- О каком времени года рассказал поэт?
- Сегодня познакомимся с картиной И. Шишкина «Рожь».
II. История создания картины И. Шишкина «Рожь».
В 1878 году в Петербурге открылась Шестая выставка Товарищества передвижных художественных выставок. Лучшим произведением на выставке, по общему мнению, была картина Ивана Ивановича Шишкина «Рожь» - торжественный гимн обилию, плодородию, величественной красоте русской земли, которую художник любил всей силой своей могучей натуры.
Талант Шишкина - уравновешенный, спокойный. Даже размер картины «Рожь» отвечает этим качествам: высота - 107 см, длина - 187 см. Шишкин любил устойчивые состояния природы, предпочитал писать пейзаж в хорошую солнечную погоду, ясным днем, когда много света и хороню видны все подробности.
Дорога вьется среди поля, теряясь вдали. По дороге идут крестьянки, одна из них в красном платочке. Красный - цвет заметный! Художник выбрал этот цвет, чтобы зритель обязательно обратил внимание на крестьянок и почувствовал мощь плодородных сил русской земли, которые способны взрастить сосны - великанами, колосья - в рост человека. Шишкин выбрал то время жизни природы, когда все, что появилось на свет ранней весной, выросло и созрело. В картине разлито восхищение полнотой бытия природы, ее величественной красотой и богатствами, которыми она вознаграждает человека за его труд.
III. Беседа по картине.
- Вглядитесь в мир придорожных трав и цветов в картине «Рожь». Какой уголок русской природы изобразил И. Шишкин?
- Вы будете поражены изумительным знанием, искренней любовью и мастерством, с которыми написаны и легкая пыль дороги, и белые головки ромашек, и пижма, и голубеющие в золоте ржи васильки, и упругие побеги подорожника, и спелые колосья.
- Какие деревья растут в поле? (Сосны.)
- Какие чувства вы испытываете, глядя на картину И. Шишина «Рожь»? Какие звуки вы слышите?
- Когда поспевает рожь? (В июле.)
- Вспомните приметы июля.
Учащиеся называют приметы июля.
• Разворковались голуби - будет хорошая погода.
• Лучший клев летом бывает вслед за рассветом. Средний - вечером, а худший - среди дня.
• В июле тучи простираются по небу полосами - будет дождь.
• Если в июле мысленно можно повесить ведро на рог месяца - быть суши.
• Комары толкутся - к ветру.
• Цветы желтой акации перед дождем сильнее пахнут.
• Цветы одуванчика, гвоздики-травянки перед дождем закрываются.
• Цветы пахнут сильнее - дождь близок.
• Жуки летают с жужжаньем - к ясной, тихой и теплой погоде.
• Сильный треск кузнечиков в поле предвещает сухую погоду.
- Раньше июль был пятым месяцем по счету (считая от марта) и назывался «квинтилис». Затем его переименовали в «Юлиус» в честь римского полководца Юлия Цезаря, родившегося в этом месяце. На Руси в старину, когда год начинался с сентября, июль считался одиннадцатым месяцем, а с 1700 года - седьмым. Наши предки называли его по-разному: червень по цвету плодов и ягод, которые в июле отличаются особенной красноватостью; страдник - в разгаре страда - «Сбил июль с мужика спесь, некогда на полати лезть!», «Коль июль на двор заглянул, пора серпы зубрить», «Жатва – время дорогое, никому нет покоя», «Не топор кормит мужика, а июльская работа»; сеностав - сгребают и складывают сено в стога, «в цвету трава - косить пора»; жирник - самое знойное время года; грозовик - в июльскую жару бывают самые сильные грозы, июль «молнии мечет, дубы калечит»; липец - по липам в цвету.
- Назовите пословицы и поговорки об июле.
• Июль наступает тогда, когда «от ржи сытый дух, словно горячая, прямо из печи коврига разломана пополам», красная смородина обвесилась ягодами, на соснах юные побеги, будто свечи. И цветы, цветы повсюду: колокольчики, шары, зонтики, в одиночку и пестрыми грудами.
• Июль - макушка лета, май ему - дедушка, июнь - батюшка.
• Июль - владыка тепла, середина лета. «В июле солнце поворачивает на зиму, а лето - на жару», «В июле жара - в январе мороз». В июле пойдут на спад долгие светлые дни, а когда отойдут жары июльские, то покатится лето в осень.
IV. Составление плана текста.
ПЛАН
1. Русское поле.
2. Описание картины:
а) образ одинокой сосны;
б) образ ржаных колосьев;
в) образ тропинки;
г) голубая даль.
3. Мое впечатление.
V. Словарная работа.
- Подберите прилагательные к словам, записанным на доске.
Колосья - тяжелые, спелые, золотые, наклонились до земли.
Сосны - вековые, огромные, могучие, тянутся к небу.
Небо - голубое, сине-прозрачное, как шаль.
Тропинка - пыльная, узкая, волшебная.
VI. Самостоятельная работа. Написание текста сочинения.
VIII. Итог урока.
В полях созрел ячмень,
Он радует меня!
Брожу я целый день
По волнам ячменя.
Смеется мне июль,
Кивают мне поля.
И облако, как тюль,
И солнце жжет, паля.
И. Северянин
- С какой картиной И. И. Шишкина вы познакомились?
- О каком летнем месяце рассказал художник?
- С каким чувством рисовал И. Шишкин свою картину?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по развитию речи (русский язык) СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ Н.К.РЕРИХА «ЗАМОРСКИЕ ГОСТИ».
Урок по развитию речи. Русский язык 4 класс УМК "Школа России". ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА...
Конспект урока русского языка по теме: "Составление текста по репродукции картины И.Т. Хрупского "Цветы и плоды""
Цели деятельности учителя: формирование умения строить текст в определенной композиционной формеПланируемые результатыПредметные: уметь отбирать речевые средства, работать с синонимами и антонимами; у...

Презентация по русскому языку на тему "Составление рассказа по репродукции картины И.Шишкина "Утро в сосновом лесу".
Данная презентация представляет собой демонстрационный материал к уроку русского языка во 2 классе по теме : «Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро в...

ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ, СОЕДИНЕННЫМИ СОЮЗАМИ. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И. И. ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
урок русского языка...
Составление текста по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь»
Составление текста по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь»...
Конспект открытого урока русского языка: "Запятая между однородными членами, соединенными союзами. Составление текста по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень».
Тип урока - Решение частных задач, развитие речи.Педагогическая задача - Создать условия для составления текста по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»; совершенствовать умен...

Технологическая карта по русскому языку 3 класс на тему: "Составление текста по репродукции картины В.М.Васнецова "Снегурочка"
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: Создать условия для обучения соотнесению художественного текста и изобразительных средств картины; содействовать воспитанию любви к чтению, ...

