Составление текста по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Демина Наталия Викторовна

Урок русского языка и развития речи в 4 классе. Составление текста по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь»

Программа: В.П.Канакина «Русский язык»

Класс: 4

Дата проведения: 16.05.2025

Цели: познакомить с творчеством художника; научить описывать предмет, выражая к нему свое отношение; воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: репродукция картины И. И. Шишкина «Рожь»; пословицы и поговорки о летнем месяце; стихотворения о ржи.

Задача урока: формирование универсальных учебных действий:

1. Личностных УУД – воспринимать и ценить произведения изобразительного искусства;

2. Регулятивных УУД – самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать;

3. Познавательных УУД – извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблицы, иллюстрации, репродукции); восприятие картины как произведения искусства; уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; самостоятельно делать выводы;

4. Коммуникативных УУД – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Форма урока: урок развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_po_kartine_i.shishkin_rozh.docx168.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка и развития речи в 4 классе.

Составление текста по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь»

Программа: В.П.Канакина «Русский язык»

Класс: 4

Дата проведения: 16.05.2025

Цели: познакомить с творчеством художника; научить описывать предмет, выражая к нему свое отношение; воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: репродукция картины И. И. Шишкина «Рожь»; пословицы и поговорки о летнем месяце; стихотворения о ржи.

Задача урока: формирование универсальных учебных действий:

 

1. Личностных УУД – воспринимать и ценить произведения изобразительного искусства;

 

2. Регулятивных УУД – самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать;

 

3. Познавательных УУД – извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблицы, иллюстрации, репродукции); восприятие картины как произведения искусства; уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; самостоятельно делать выводы;

 

4. Коммуникативных УУД – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

 

Форма урока: урок развития речи.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Заранее подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения А. Майкова «Нива».

По ниве прохожу я узкою межой,

Поросшей кашкою и цепкой лебедой.

Куда ни оглянусь - повсюду рожь густая!

Иду, с трудом ее руками разбирая.

Мелькают и жужжат колосья предо мной

И колют мне лицо...

- Что вы представили, слушая это стихотворение?

- О каком времени года рассказал поэт?

- Сегодня познакомимся с картиной И. Шишкина «Рожь».

II. История создания картины И. Шишкина «Рожь».

В 1878 году в Петербурге открылась Шестая выставка Товарищества передвижных художественных выставок. Лучшим произведением на выставке, по общему мнению, была картина Ивана Ивановича Шишкина «Рожь» - торжественный гимн обилию, плодородию, величественной красоте русской земли, которую художник любил всей силой своей могучей натуры.

Талант Шишкина - уравновешенный, спокойный. Даже размер картины «Рожь» отвечает этим качествам: высота - 107 см, длина - 187 см. Шишкин любил устойчивые состояния природы, предпочитал писать пейзаж в хорошую солнечную погоду, ясным днем, когда много света и хороню видны все подробности.

Дорога вьется среди поля, теряясь вдали. По дороге идут крестьянки, одна из них в красном платочке. Красный - цвет заметный! Художник выбрал этот цвет, чтобы зритель обязательно обратил внимание на крестьянок и почувствовал мощь плодородных сил русской земли, которые способны взрастить сосны - великанами, колосья - в рост человека. Шишкин выбрал то время жизни природы, когда все, что появилось на свет ранней весной, выросло и созрело. В картине разлито восхищение полнотой бытия природы, ее величественной красотой и богатствами, которыми она вознаграждает человека за его труд.

III. Беседа по картине.

- Вглядитесь в мир придорожных трав и цветов в картине «Рожь». Какой уголок русской природы изобразил И. Шишкин?

- Вы будете поражены изумительным знанием, искренней любовью и мастерством, с которыми написаны и легкая пыль дороги, и белые головки ромашек, и пижма, и голубеющие в золоте ржи васильки, и упругие побеги подорожника, и спелые колосья.

- Какие деревья растут в поле? (Сосны.)

- Какие чувства вы испытываете, глядя на картину И. Шишина «Рожь»? Какие звуки вы слышите?

- Когда поспевает рожь? (В июле.)

- Вспомните приметы июля.

Учащиеся называют приметы июля.

• Разворковались голуби - будет хорошая погода.

• Лучший клев летом бывает вслед за рассветом. Средний - вечером, а худший - среди дня.

• В июле тучи простираются по небу полосами - будет дождь.

• Если в июле мысленно можно повесить ведро на рог месяца - быть суши.

• Комары толкутся - к ветру.

• Цветы желтой акации перед дождем сильнее пахнут.

• Цветы одуванчика, гвоздики-травянки перед дождем закрываются.

• Цветы пахнут сильнее - дождь близок.

• Жуки летают с жужжаньем - к ясной, тихой и теплой погоде.

• Сильный треск кузнечиков в поле предвещает сухую погоду.

- Раньше июль был пятым месяцем по счету (считая от марта) и назывался «квинтилис». Затем его переименовали в «Юлиус» в честь римского полководца Юлия Цезаря, родившегося в этом месяце. На Руси в старину, когда год начинался с сентября, июль считался одиннадцатым месяцем, а с 1700 года - седьмым. Наши предки называли его по-разному: червень по цвету плодов и ягод, которые в июле отличаются особенной красноватостью; страдник - в разгаре страда - «Сбил июль с мужика спесь, некогда на полати лезть!», «Коль июль на двор заглянул, пора серпы зубрить», «Жатва – время дорогое, никому нет покоя», «Не топор кормит мужика, а июльская работа»; сеностав - сгребают и складывают сено в стога, «в цвету трава - косить пора»; жирник - самое знойное время года; грозовик - в июльскую жару бывают самые сильные грозы, июль «молнии мечет, дубы калечит»; липец - по липам в цвету.

- Назовите пословицы и поговорки об июле.

• Июль наступает тогда, когда «от ржи сытый дух, словно горячая, прямо из печи коврига разломана пополам», красная смородина обвесилась ягодами, на соснах юные побеги, будто свечи. И цветы, цветы повсюду: колокольчики, шары, зонтики, в одиночку и пестрыми грудами.

• Июль - макушка лета, май ему - дедушка, июнь - батюшка.

• Июль - владыка тепла, середина лета. «В июле солнце поворачивает на зиму, а лето - на жару», «В июле жара - в январе мороз». В июле пойдут на спад долгие светлые дни, а когда отойдут жары июльские, то покатится лето в осень.

IV. Составление плана текста.

ПЛАН

1. Русское поле.

2. Описание картины:

а) образ одинокой сосны;

б) образ ржаных колосьев;

в) образ тропинки;

г) голубая даль.

3. Мое впечатление.

V. Словарная работа.

- Подберите прилагательные к словам, записанным на доске.

Колосья - тяжелые, спелые, золотые, наклонились до земли.

Сосны - вековые, огромные, могучие, тянутся к небу.

Небо - голубое, сине-прозрачное, как шаль.

Тропинка - пыльная, узкая, волшебная.

VI. Самостоятельная работа. Написание текста сочинения.

VIII. Итог урока.

В полях созрел ячмень,

Он радует меня!

Брожу я целый день

По волнам ячменя.

Смеется мне июль,

Кивают мне поля.

И облако, как тюль,

И солнце жжет, паля.

И. Северянин

- С какой картиной И. И. Шишкина вы познакомились?

- О каком летнем месяце рассказал художник?

- С каким чувством рисовал И. Шишкин свою картину?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по развитию речи (русский язык) СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ Н.К.РЕРИХА «ЗАМОРСКИЕ ГОСТИ».

Урок по развитию речи. Русский язык 4 класс УМК "Школа России". ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ТЕКСТА...

Конспект урока русского языка по теме: "Составление текста по репродукции картины И.Т. Хрупского "Цветы и плоды""

Цели деятельности учителя: формирование умения строить текст в определенной композиционной формеПланируемые результатыПредметные: уметь отбирать речевые средства, работать с синонимами и антонимами; у...

Презентация по русскому языку на тему "Составление рассказа по репродукции картины И.Шишкина "Утро в сосновом лесу".

Данная презентация представляет собой демонстрационный материал к уроку русского языка во 2 классе по теме : «Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро  в...

Составление текста по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь»

Составление текста по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь»...

Конспект открытого урока русского языка: "Запятая между однородными членами, соединенными союзами. Составление текста по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень».

Тип урока - Решение частных задач, развитие речи.Педагогическая задача - Создать условия для составления текста по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»; совершенствовать умен...

Технологическая карта по русскому языку 3 класс на тему: "Составление текста по репродукции картины В.М.Васнецова "Снегурочка"

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: Создать условия для обучения соотнесению художественного текста и изобразительных средств картины; содействовать воспитанию любви к чтению, ...