Конспект по русскому языку в 1 классе на тему: "Твердые и мягкие согласные звуки"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Конспект по русскому языку в 1 классе на тему: "Твердые и мягкие согласные звуки" УМК Школа России
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 1 классе
«Твёрдые и мягкие согласные звуки»
по программе УМК «Школа России».
Тип урока: | Открытие новых знаний. |
Цель урока: | Научиться различать твёрдые и мягкие согласные звуки в словах. |
Задачи урока: | Образовательные: освоение учащимися знаниями о твёрдых и мягких согласных. Развивающие: развивать психические процессы: память, внимание, устную и письменную речь, развивать мелкую моторику рук. Воспитывающие: воспитывать интерес к предмету, аккуратность, усидчивость, уважительное отношение друг к другу. |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): | Личностные: - воспитывать любовь к родному языку; - работать в паре по предложенному учителем плану; - учить проводить самооценку деятельности. Регулятивные: - определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Познавательные: - планировать свою работу по изучению незнакомого материала; - учиться выполнять поставленные действия; - используют приобретенные знания; Коммуникативные: - участвовать в диалоге; - слушать и понимать других. Метапредметные: - уметь определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - учить выполнять операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения; - уметь проверять правильность выполнения задания по эталону; - формулировать связный ответ на поставленный вопрос; - упражнять в применении правил поведения и общения в паре. Предметные: - научить различать согласные звуки мягкие и твердые; - познакомить со способами обозначения мягкости согласных звуков на письме гласными буквами; - формировать умение моделировать звуковые схемы слов; - формировать орфографическую зоркость. |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||
I.Организационный момент. | - Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Необычный день у нас. И гостями полон класс. Что гостям сказать нам надо? Видеть Вас мы очень рады! | Приветствуют учителя и гостей, настраиваются на работу. | ||||||||
II.Актуализация опорных знаний. | - Сегодня, ребята, я хочу вас познакомить с двумя добрыми волшебниками Города Звуков. Этих волшебников зовут Тим и Том. (На доске открываются изображения волшебников). - Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Том? - Какой это звук твердый или мягкий? - Да и сам Том такой же твердый и всегда выбирает те слова, которые начинаются с твердых согласных. - Послушайте, какой 1 звук вы слышите в имени Тим? - Какой это звук твердый или мягкий? - И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит слова, которые начинаются с мягких согласных. | Слушают. [т] Твёрдый. [т] Мягкий. | ||||||||
III.Постановка учебной задачи. | - Так как же называются согласные звуки, которые любит Том? - Как называются согласные звуки, которые любит Тим? - Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? - Почему? - Сформулируйте тему нашего урока. - В соответствии с темой поставьте цель урока. | Твёрдые. Мягкие. По цвету костюма. Мягкие согласные подчеркиваем зеленым цветом, а твердые – синим. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Научиться различать твёрдые и мягкие согласные звуки. | ||||||||
IV.Открытие новых знаний. | 1. Тим и Том принесли нам интересные задания и спрятали листочки с заданиями под ваши дневники. Достаньте их. Тим и Том вчера играли Разбросали все кругом: Книги, ручки, покрывало – Дом сегодня весь верх дном. Чтоб на место все сложить: Мячик, чашки и цветы Нам придется вспомнить: Первый звук, – “Какой же ты?” - Тим и Том предлагают нам сыграть в игру. Те слова, которые начинаются с мягкого согласного звука мы отдадим Тиму, те слова, которые начинаются с твердого согласного звука отдадим Тому. - На карточках слова (бинт, зонт, кукла, мел, мяч, бант). (Дети распределяют и записывают слова по столбикам).
- Прочитайте, какие слова вы отдали Тиму, а какие – Тому? - Если, вы выполнили задание правильно, без 1 ошибки, то поднимите зелёную карточку. - Если 1-2 ошибки, то– синюю; больше 2 ошибок, то– красную. Вывод: Какими могут быть согласные звуки? Пальчиковая гимнастика. Мы делили апельсин Много нас, а он один Эта долька для ежа, Эта долька для чижа, Эта долька для котят, Эта долька для утят, Эта долька для бобра, А для волка кожура, Он сердит на нас беда, Разбегайтесь кто куда! 2. Дифференциация гласных. Чтение слогов. - А сейчас Тим и Том хотят узнать, как вы читаете слоги. на – ня во – вё ру – рю мы – ми тэ – те - Прочитайте слоги парами. - Как произносятся первые звуки в слогах первого столбика? - Какие это согласные? - Какие гласные нам помогают обозначить твёрдость согласного? - Как произносятся первые звуки в слогах второго столбика? - Какие это согласные? - Какие буквы помогают обозначить мягкость? - Есть ли еще какая-нибудь буква, которая смягчает согласные? - Давайте проверим, правильный ли мы сделали вывод. Откройте учебник на стр.82 и прочитайте правило мудрой совы. - Молодцы, сделали правильный вывод. - Ещё раз повторим вывод: - Какие буквы гласных звуков обозначают твёрдость согласных? -А какие буквы гласных звуков обозначают мягкость согласных? | Слушают задание. Выполняют задание. Ответы учащихся. Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Выполняют пальчиковую гимнастику. Слушают задание. Читают слоги. Твёрдо. Твёрдые. А о у ы э Мягко. Мягкие. е ё ю я и ь В учебнике на с.82 читают правило. Буквы а о у ы э обозначают твердость согласных, а буквы я е ё ю и ь обозначают мягкость согласных. | ||||||||
V.Закрепление знаний и способов действий. | 1. Работа в паре. - Давайте, вспомним правила работы в паре. - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Превращение». - На партах у вас лежат карточки со словами. - Вам надо изменить слово так, чтобы первый согласный звук стал твёрдым (если он мягкий) или мягким (если он твёрдый). То есть одно слово - Тома, другое –Тима. рад – р_д н_с - нёс лук – л_к б_л – бил мыл – м_л - Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова? Вывод: Слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова. Физминутка. Мы ногами – топ – топ, Мы руками – хлоп – хлоп! Мы глазами – миг – миг, Мы плечами – чик – чик! Раз – сюда, два – туда, Повернись вокруг себя. Раз – присели, два – привстали. Руки кверху все подняли. Раз – два, раз – два, Заниматься нам пора. - Открывайте тетради. - Запишите число – сегодня: 14 апреля. Классная работа. - А сейчас внимание на доску. - Тим и Том принесли с собой на урок ребусы. 2.Отгадайте ребусы, запишите отгадки в рабочую тетрадь. - Подчеркните мягкость согласных зелёным цветом, а твёрдость – синим. (Выходят к доске 3 ученика) - Давайте сделаем вывод. Вывод: Какими могут быть согласные звуки? - Какие буквы гласных звуков обозначают твёрдость согласных? - А какие буквы гласных звуков обозначают мягкость согласных? 3. Тим и Том предлагают нам сыграть в игру «Найди ошибку». - Цель Тима и Тома - проверить, как вы научились различать твёрдые и мягкие согласные звуки. - Перед вами звуковые схемы слов, под которыми распределены слова. - Надо проверить верно, ли выполнили задание Тим и Том. Схемы слов. лес сор зима море рис кот сила заря Вывод: Какими могут быть согласные звуки? | Ответы учащихся. Выполняют задание. Дети сравнивают написание и значение слов. Выполняют физминутку. Я тетрадочку открою И как надо положу. Я, друзья, от вас не скрою Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь За работу я возьмусь. Записывают. Гроза, часы, семья. Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Буквы а о у ы э обозначают твердость согласных, а буквы я е ё ю и ь обозначают мягкость согласных. Выполняют задание. Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. | ||||||||
VI. Итог урока. | - Какую цель ставили перед собой? Достигли её? Блиц – опрос. Игра «Дополни словечко». Согласные звуки могут быть … Мягкость согласных звуков на письме обозначаются буквами … Твёрдость согласных звуков на письме обозначаются буквами … Буквы е ё и ю я указывают на … Буквы а о у ы э указывают на … Оценивание учащихся. | Ответы учащихся. Твёрдыми и мягкими е, ё, и, ю, я и ь а о у ы э мягкость предшествующего согласного звука твёрдость предшествующего согласного звука | ||||||||
VII.Рефлексия. | - Вы все старались, молодцы! Спасибо вам, ребята! Возьмите «смайлики» и оцените свои достижения, насколько усвоена вами тема «Твёрдые и мягкие согласные звуки». | Дети поднимают «смайлики»: «Всё понятно», «Надо ещё поработать», «Ничего не понятно». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа 2100. Русской язык. 3 класс. Урок с использованием ЭОР. Чередование согласных звуков в корне слова
Школа 2100. Русской язык. 3 класс. Урок с использованием ЭОР. Чередование согласных звуков в корне слова...

Конспект урока русского языка 2 класс УМК «Перспектива» Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме.
Твердые и мягкие соглассные звуки. Обозначение их на письме....
Урок русского языка 2 класс по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме» (УМК " Школа России")
Данный урок разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку, Концепции духовно-нравственного развития и воспит...
Урок русского языка 1 класс на тему: Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова
Цель: создать условия для успешной деятельности на уроке: развивать умения различать согласные звуки в слове по звонкости-глухости; знакомство с правилом проверки парного согласного на конце сло...

Урок русского языка, 2 класс .Тема урока: Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.
Урок повторения и обобщения изученного....

Конспект по русскому языку "Гласные А-Я после твердых и мягких согласных"
В данном конспекте вы найдеты материалы по отработке темы "Гласные А-Я после твердых и мягких согласных"...
Презентация к уроку по русскому языку 2 класс Правописание парных звонких и глухих согласных звуков на конце слова
правописание парных звонких и глухих согласных звуков на конце слова...
