Конспект по русскому языку в 1 классе на тему: "Твердые и мягкие согласные звуки"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Пономарева Ольга Алексеевна

Конспект по русскому языку в 1 классе на тему: "Твердые и мягкие согласные звуки" УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tverdye_i_myagkie_soglasnye_zvuki.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 1 классе

«Твёрдые и мягкие согласные звуки»

по программе УМК «Школа России».

Тип урока:

 Открытие новых знаний.

Цель урока:

Научиться различать твёрдые и мягкие согласные звуки в словах.

Задачи урока:

Образовательные: освоение учащимися знаниями о твёрдых и мягких согласных.

Развивающие: развивать психические процессы: память, внимание, устную и письменную речь, развивать мелкую моторику рук.

Воспитывающие: воспитывать интерес к предмету, аккуратность, усидчивость, уважительное отношение друг к другу.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные:

- воспитывать любовь к родному языку;

- работать в паре по предложенному учителем плану;

- учить проводить самооценку  деятельности.

Регулятивные:

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Познавательные:        

- планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- учиться выполнять поставленные действия;

- используют приобретенные знания;

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге;

- слушать и понимать других.

Метапредметные:

- уметь определять и формулировать цель  деятельности с помощью учителя;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- учить выполнять операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

- уметь проверять правильность выполнения задания  по эталону;

- формулировать связный ответ на поставленный вопрос;

- упражнять в применении  правил поведения  и общения в паре.

Предметные:

- научить различать согласные звуки мягкие и твердые;

- познакомить со способами обозначения мягкости согласных звуков на письме гласными буквами;

- формировать умение моделировать звуковые схемы слов;

- формировать орфографическую зоркость.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!

Необычный день у нас.

И гостями полон класс.

Что гостям сказать нам надо?

Видеть Вас мы очень рады!

Приветствуют учителя и гостей, настраиваются на работу.

II.Актуализация опорных знаний.

- Сегодня, ребята, я хочу вас познакомить с двумя добрыми волшебниками Города Звуков. Этих волшебников зовут Тим и Том. (На доске открываются изображения волшебников).

- Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Том?

- Какой это звук твердый или мягкий?

- Да и сам Том такой же твердый и всегда выбирает те слова, которые начинаются с твердых согласных.

- Послушайте, какой 1 звук вы слышите в имени Тим?

- Какой это звук твердый или мягкий?

- И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит слова, которые начинаются с мягких согласных.

Слушают.

[т]

Твёрдый.

[т]

Мягкий.

III.Постановка учебной задачи.

- Так как же называются согласные звуки, которые любит Том?

- Как называются согласные звуки, которые любит Тим?

- Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим?

- Почему?

- Сформулируйте тему нашего урока.

- В соответствии с темой поставьте цель урока.

Твёрдые.

Мягкие.

По цвету костюма.

Мягкие согласные подчеркиваем зеленым цветом, а твердые – синим.

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Научиться различать твёрдые и мягкие согласные звуки.

IV.Открытие новых знаний.

1. Тим и Том принесли нам интересные задания и спрятали листочки с заданиями под ваши дневники. Достаньте их.

 Тим и Том вчера играли

Разбросали все кругом:

Книги, ручки, покрывало –

Дом сегодня весь верх дном.

Чтоб на место все сложить:

Мячик, чашки и цветы

Нам придется вспомнить:

Первый звук, – “Какой же ты?”

- Тим и Том предлагают нам сыграть в игру. Те слова, которые начинаются с мягкого согласного звука мы отдадим Тиму, те слова, которые начинаются с твердого согласного звука отдадим Тому.

- На карточках слова (бинт, зонт, кукла, мел, мяч, бант).

(Дети распределяют и записывают слова по столбикам).

Тим

Том

бинт

зонт

мел

кукла

мяч

бант

- Прочитайте, какие слова вы отдали Тиму, а какие – Тому?

- Если, вы выполнили задание правильно, без 1 ошибки, то поднимите зелёную карточку.

- Если 1-2 ошибки, то– синюю; больше 2 ошибок, то– красную.

Вывод: Какими могут быть согласные звуки?

Пальчиковая гимнастика.

Мы делили апельсин

Много нас, а он один

Эта долька для ежа,

Эта долька для чижа,

Эта долька для котят,

Эта долька для утят,

Эта долька для бобра,

А для волка кожура,

Он сердит на нас беда,

Разбегайтесь кто куда!

2. Дифференциация гласных. Чтение слогов.

- А сейчас Тим и Том хотят узнать, как вы читаете слоги.

на – ня

во – вё

ру – рю

мы – ми

тэ – те

- Прочитайте слоги парами.

- Как произносятся первые звуки в слогах первого столбика?

- Какие это согласные?

- Какие гласные нам помогают обозначить твёрдость согласного?

- Как произносятся первые звуки в слогах второго столбика?

- Какие это согласные?

- Какие буквы помогают обозначить мягкость?

- Есть ли еще какая-нибудь буква, которая смягчает согласные?

- Давайте проверим, правильный ли мы сделали  вывод.     Откройте учебник на стр.82 и прочитайте правило мудрой совы.

- Молодцы, сделали правильный вывод.

- Ещё раз повторим вывод:

- Какие буквы гласных звуков обозначают твёрдость согласных?

-А какие буквы гласных звуков обозначают мягкость согласных?

Слушают задание.

Выполняют задание.

Ответы учащихся.

Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Слушают задание.

Читают слоги.

Твёрдо.

Твёрдые.

А о  у ы э

Мягко.

Мягкие.

е ё ю я и

ь

В учебнике на с.82 читают правило.

Буквы а о у ы э обозначают твердость согласных, а буквы я е ё ю и ь обозначают мягкость согласных.

V.Закрепление знаний и способов действий.

1. Работа в паре.

- Давайте, вспомним правила работы в паре.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Превращение».

- На партах у вас лежат карточки со словами.

- Вам надо изменить слово так, чтобы первый согласный звук стал твёрдым (если он мягкий) или мягким (если он твёрдый). То есть одно слово - Тома, другое –Тима.

рад – р_д

н_с - нёс

лук – л_к

б_л – бил

мыл – м_л

- Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова?

Вывод: Слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.

Физминутка.

Мы ногами – топ – топ,

Мы руками – хлоп – хлоп!

Мы глазами – миг – миг,

Мы плечами – чик – чик!

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора.

- Открывайте тетради.

- Запишите число – сегодня:

14 апреля.

Классная работа.

- А сейчас внимание на доску.

- Тим и Том принесли с собой на урок ребусы.

2.Отгадайте ребусы, запишите отгадки в рабочую тетрадь.

- Подчеркните мягкость согласных зелёным цветом, а твёрдость – синим.

(Выходят к доске 3 ученика)

- Давайте сделаем вывод.

Вывод: Какими могут быть согласные звуки?

- Какие буквы гласных звуков обозначают твёрдость согласных?

- А какие буквы гласных звуков обозначают мягкость согласных?

3. Тим и Том предлагают нам сыграть в игру «Найди ошибку».

- Цель Тима и Тома -  проверить, как вы научились различать твёрдые и мягкие согласные звуки.

- Перед вами звуковые схемы слов, под которыми распределены слова.

- Надо проверить верно, ли выполнили задание Тим и Том.

Схемы слов.

лес       сор     зима     море

рис      кот      сила     заря

Вывод: Какими могут быть согласные звуки?

Ответы учащихся.

Выполняют задание.

Дети сравнивают написание и значение слов.

Выполняют физминутку.

Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь

           За работу я возьмусь.

Записывают.

Гроза, часы, семья.

Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими.

Буквы а о у ы э обозначают твердость согласных, а буквы я е ё ю и ь обозначают мягкость согласных.

Выполняют задание.

Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими.

VI. Итог урока.

- Какую цель ставили перед собой? Достигли её?

Блиц – опрос. Игра «Дополни словечко».

Согласные звуки могут быть …

Мягкость согласных звуков на письме обозначаются буквами …

Твёрдость согласных звуков на письме обозначаются буквами …

Буквы е ё и ю я указывают на …

Буквы а о у ы э указывают на …

Оценивание учащихся.

Ответы учащихся.

Твёрдыми и мягкими

е, ё, и, ю, я и ь

а о у ы э

мягкость предшествующего согласного звука

твёрдость предшествующего согласного звука

VII.Рефлексия.

- Вы все старались, молодцы! Спасибо вам, ребята! Возьмите «смайлики» и оцените свои достижения, насколько усвоена вами тема «Твёрдые и мягкие согласные звуки».

Дети поднимают «смайлики»: «Всё понятно», «Надо ещё поработать», «Ничего не понятно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа 2100. Русской язык. 3 класс. Урок с использованием ЭОР. Чередование согласных звуков в корне слова

Школа 2100. Русской язык. 3 класс. Урок с использованием ЭОР. Чередование согласных звуков в корне слова...

Урок русского языка 2 класс по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме» (УМК " Школа России")

Данный урок разработан на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку, Концепции духовно-нравственного развития и воспит...

Урок русского языка 1 класс на тему: Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова

Цель: создать условия для успешной деятельности на уроке: развивать умения различать согласные звуки в слове по звонкости-глухости; знакомство с правилом проверки парного согласного на конце сло...

Конспект по русскому языку "Гласные А-Я после твердых и мягких согласных"

В данном конспекте вы найдеты материалы по отработке темы "Гласные А-Я после твердых и мягких согласных"...