Части речи. Имя сушествительное
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Гасанова, Зайнаб, Ризвановна

Урок русского языка в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasti_rechi._imya_sushchestvitelnoe.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Части речи. Имя существительное»

Учебный предмет: русский язык

Место урока в образовательном процессе: данный урок включён в раздел учебника «Части речи»

Методы: объяснительно-иллюстративный (изложение материала); практический (отработка навыка), проблемно-поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование:

1.Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», 3 класс, часть 2, М., Просвещение, 2023 г.

2. Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

 Цель: Познакомить с новым разделом предмета русский язык – морфология,    познакомить с морфологическим разбором имён существительных, с новым словарным словом.

Задачи урока:

Учить распознавать части речи;

Повторить и закрепить признаки имён существительных;

Развивать умение сравнивать и делать выводы;

Развивать умение выполнять грамматические разборы;

Работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;

Воспитывать интерес к предмету.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Формировать понятия общего грамматического значения, морфологических признаков и синтаксической роли в предложении имён существительных.

2. Формировать понятия значимости частей речи в русском языке.

Метапредметные:

Регулятивные

1. Осознавать задачу, принимать её; стремиться к успешному её решению.

2. Планировать свои действия.

3. Контролировать и оценивать свою работу.

Коммуникативные

1. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свою точку зрения.

2. Оказывать взаимопомощь, взаимоконтроль.

Познавательные

1. Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике.

Личностные

1. Формирование положительных отношений к учению.

Ход урока

  1. Организация класса.

     Учитель: - Ребята, у нас с вами сегодня необычный день.  К нам в школу пришли гости, и мы встречаем дорогих гостей на своём уроке русского языка. (Слайд 1)

- Старайтесь быть внимательными, работать активно, тогда в конце урока многие из вас за хорошую работу получат положительную оценку!

     2. Проверка домашнего задания.

Дети в тетрадях пишут письмо по памяти

3. Актуализация знаний.

- Распределите и запишите слова в 4 столбца. (Слайд 2)

   Мороз, дворовая, на, виляет, земля, в, Жучка, под, весенняя, хвостом, смотреть, собака

- По какому признаку вы разделили слова? (По частям речи.)

- Что надо сделать, чтобы определить часть речи? (Задать вопрос)

- Какие слова отнесли к первой группе? (Мороз, земля, Жучка, хвостом, собака).

- К какой части речи относятся эти слова? (Имена существительные)

- На какие вопросы отвечают эти слова? (Кто? Что?)

- Когда мы задаём вопрос кто? А когда - что? (Одушевлённые и неодушевлённые)

-  Найдите среди всех слов одушевлённые. (Собака Жучка)

- Какое существительное дано в косвенной форме? (Хвостом)

- Как вы поняли, что это существительное? (Поставили в начальную форму и задали вопрос)

- Какие слова вы записали во второй группе? (Дворовая, весенняя.)

- К какой части речи относятся эти слова? (Имена прилагательные.)

- На какие вопросы отвечают прилагательные? (Какой? Какие? Какая?)

- Какие слова вы отнесли к третьей группе? (Виляет, смотреть)

- К какой части речи относятся эти слова? (Глаголы)

- На какие вопросы отвечают глаголы? (Что делает? Что делать? Что сделает?)

- У вас получилась ещё одна группа. Какие там слова? (На, в, под)

- К какой части речи относятся эти слова? (Предлоги)

- Мы можем задать к ним вопросы? (Нет, мы их запоминаем)

- Какова роль предлогов в нашей речи? (Предлоги служат для связи слов в предложении)

- А что такое предложение? (Два или несколько слов, связанных по смыслу)

4. Cамоопределение к деятельности.

- Найдите среди всех этих слов такие, которые можно объединить в предложение. Что у вас получилось? Дворовая собака Жучка виляет хвостом.

- Выполним синтаксический разбор.

- Какая группа слов получилась самая большая? (Имена существительные)

- Что вы знаете об имени существительном?

- Теперь прочитаем на экране.

(Слайд 3, 4)

- Сформулируйте тему урока. (Слайд 5)

5. Работа по теме урока

Работа по учебнику:

1) работа по развитию речи и разбор предложений

2) разбор по составу слово – скворечники.

С. 13 упр. 395

6. Физкультминутка (Слайд 6)

Раз – поднялись, подтянулись.

Два - согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Упражнения в определении собственных и нарицательных слов. (Работа в парах)

- Сейчас вы поработаете в парах. У вас на столах лежат карточки с заданием. Вам надо соединить линиями слова из первого столбца со словами второго столбца. (Слайд 7)

- Проверим ваши знания по другим предметам.

 (Проверка.)  (Слайд 8)

- Почему в левом столбце все слова записаны с заглавной буквы? (Это имена собственные, а в правом столбце – нарицательные)

Работа с новым словарным словом.

- Посмотрите на экран и подумайте, какое словарное слово сегодня появится в ваших словариках.

(На экране картинки по многозначности слова – язык) (Слайд 9)

- Какое слово запишем в словарь? (Язык)

- Объясните.

- Прочитайте выражение. (Найти общий язык)

- На что похоже это выражение? (На фразеологизм)

- Давайте разберём, какой смысл содержит этот фразеологический оборот?

(Когда люди согласны с мнением друг друга, им не приходится спорить и доказывать своё мнение. Достигнуть взаимопонимания в общении)

- Запишите известный вам любой фразеологический оборот со словом язык.

(Прикусить язык. Держать язык за зубами.)

- Объясните смысл выражений.

7. Обобщение изученного материала.

- Мы сегодня говорили о частях речи. Какую часть речи мы затронули больше всего?

- Все части речи живут в одной большой стране, которая называется «Морфология», а разбор слов, как часть речи называется - морфологический.

- Мы его выполняли, но так пока не называли.

- Выполним сейчас морфологический разбор слова – на деревьях

8. Рефлексия.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- С каким новым словарным словом вы познакомились?

- Оцените свою работу на уроке.  (Светофоры - смайлики)

Домашнее задание. (Слайд 10.)

Повторить правило на стр. 3, стр. 9 упр. 388

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.

Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие....

"Части речи" - памятка по русскому языку 4 класс (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейшая классификация, примеры, как изменяются, порядок разбора слов, как частей речи)

Памятка содержит краткие характеристики частей речи: существительно, прилагательное, наречие, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейш...

Части речи.Упражнение в определении частей речи.

Объяснение  новой темы с использованием ЭОР....

Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»

Цели урока:1.     Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2.     Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...