Методические рекомендации по подготовке младших школьников к Всероссийским проверочным работам по русскому языку.
методическая разработка по русскому языку
В данной работе представлены формы и виды деятельности младших школьников по подготовке к ВПР.
Методиечские рекомендации адресованы учителям начальных классов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 532.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по подготовке младших школьников к ВПР по русскому языку.
Из опыта работы учителя начальных классов
МАОУ СОШ № 8 города Шарыпово
Лазаревой Светланы Александровны
Всероссийские проверочные работы (ВПР) - являются оценочной процедурой Всероссийской системы качества образования в школе. ВПР призваны обеспечить единство образовательного пространства РФ и поддержку реализации ФГОС за счет предоставления образовательным учреждениям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
Основная цель ВПР – своевременная диагностика уровня достижения обучающимися образовательных результатов; информирование участников образовательных отношений о состоянии освоения образовательных программ по ФГОС.
ВПР не являются государственной итоговой аттестацией.
Вместе с тем, такие проверочные работы выстроены на единой критериальной основе, что позволяет диагностировать уровень подготовки обучающихся не только в разрезе ОУ, но и района в целом.
Общий алгоритм для учителя при подготовки обучающихся к ВПР
по предметам
- Выписать перечень планируемых результатов по предмету ВПР.
- Включить в проверочные работы задания в формате ВПР для диагностики того, насколько усвоен материал (после прохождения каждого раздела программы).
- Вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.
- Включить задания, вызвавшие затруднения у обучающихся, в дидактические материалы уроков.
- Провести повторение по разделам учебной программы.
- Обсудить с обучающимися особенности формулировки заданий ВПР.
- Обсудить с обучающимися возможные стратегии выполнения работы.
- Выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы.
- Сделать анализ полученных результатов (относительно запланированных в начале учебного года)
Принципы отбора заданий для подготовки к ВПР по предметам.
- Задания должны быть разнообразными, чтобы, с одной стороны, не формировать стереотипов о том, что тот или иной планируемый результат проверяется всегда одинаково одним и тем же типом задания, с другой стороны, для того, чтобы совершенствовать знания и умения, поскольку одна из целей обучения – научить применять знания в разных ситуациях, а выполнение разных по типу заданий как раз этому и способствует;
- Заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата должно быть достаточно для того, чтобы сделать вывод о достижении этого планируемого результата, по 1-2 заданиям такой вывод вряд ли будет объективным;
- Задания должны быть разноуровневыми: большая часть заданий должна позволять проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, но как минимумоднозаданиедолжнопозволятьпроверитьдостижениепланируемогорезультата на повышенном уровне.
Рекомендуемые пути решения проблем при подготовке к ВПР
- Целенаправленная информационно-разъяснительная работа с обучающимися и их родителями по содержанию, целям и задачам, формам проведения внешней оценки результатов освоения программы.
- Использования практико-ориентированных заданий для формирования практических навыков обучающихся и для диагностики их результатов.
- Разработка/составление стандартизированных работ
- Изменение содержания и форм, подходов к организации проведению текущего контроля, промежуточной аттестации; проведение тренировочных работ в формате ВПР.
- Планомерная работа по формированию у обучающихся регулятивных, познавательных умений, в том числе умений планировать выполнение задания, контролировать полноту выполнения задания, контролировать соответствие выполненного задания предложенным формулировкам, оформлять работу в соответствии с предложенными требованиями.
- Ведение карт индивидуального контроля, отражающих положительную или отрицательную динамику в обучении слабых учеников в соответствии с планируемыми результатами.
- Персональный анализ результатов выполнения ВПР на основе таблиц предметных результатов.
- Разработка индивидуальных маршрутов для обучающихся с низкими результатами выполнения ВПР.
- Включение во все уроки согласно учебному плану заданий по работе с текстами разных стилей, типов, жанров; заданий, развивающих навыки самоконтроля, повышения внимательности обучающихся посредством организации взаимопроверки, самопроверки, работы по алгоритму, плану.
- Включение во все уроки согласно учебному плану заданий на соблюдение норм речи, корректировку речевых и грамматических ошибок.
- Включение во все уроки согласно учебному плану заданий на объяснение лексического значения слов, понятий, терминов, употребления их в разных речевых ситуациях.
- Проведение тематических мини-проектов, связанных с освоением норм употребления языковых единиц.
- Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.
Как помочь обучающимся подготовиться к ВПР по предметам
Рекомендации для учителей
- Составьте план подготовки по предмету и расскажите о нем обучающимся. Составленный в начале года план-график, который максимально учитывает все события школьной жизни, праздники и мероприятия, позволит заранее спланировать объем и сроки изучения учебного материала. Важно дать обучающимся информацию о графике работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую еще осталось пройти.
- Дайте обучающимся возможность оценить их достижения в учебе. Обсуждая с учениками пройденный материал, делайте акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. Ставьте перед ними достижимые краткосрочные учебные цели и показывайте, как достижение этих целей отражается на долгосрочном графике подготовки к ВПР.
- Не говорите с обучающимися о ВПР слишком часто. Регулярно проводите короткие демонстрационные работы в течение года вместо серии больших контрольных работ за месяц до ВПР. Обсуждайте основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если работа в классе связана с ВПР, не заостряйте на ни внимание.
- Используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы.
Учебный материал должен быть разнообразен: плакаты, интеллект-карты, презентации, ролевые игры, проекты, творческие задачи. Использование различных методов позволяет усваивать материал ученикам с различными особенностями восприятия информации. Обучающиеся иногда могут считать предмет скучным, но большинство из них положительно воспримет учебный материал на альтернативных носителях информации, например, на собственном сайте или в группе в одной из социальных сетей.
- Во время изучения материала важно, чтобы обучающиеся принимали активное самостоятельное участие в его изучении - готовили совместные проекты и презентации в классе и по группам, обучали и проверяли друг друга.
- Научите учеников работать с критериями оценки заданий.
Покажите простой пример демонстрационного задания и разберите подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, обучающимся будет легче понять, как выполнить то, или иное задание.
- Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР. ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: обучающихся, родителей, учителей, администрации образовательной организации. Негативные эмоции заразительны. Покажите на собственном примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять.
- Хвалите своих учеников. Любому обучающемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похвала должна быть искренней и по существу. Убедитесь, что ваши ученики имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных работ.
- Общайтесь с коллегами! Используйте ресурсы профессионального сообщества. Знакомьтесь с опытом коллег, их идеями и разработками, применяйте их на практике.
- Обсуждайте с обучающимися важность здорового образа жизни. Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значительный вклад в успех на проверочной работе.
- Поддерживайте внеучебные интересы учеников. Личное пространство, не связанное с учебой, дает возможность переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к ВПР.
- Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону! Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Обсуждайте с ними вопросы создания комфортной учебной среды для обучающегося дома, организации режима сна и питания ребенка, их тревоги и заботы.
Как поддержать обучающихся во время подготовки к ВПР по предметам?
Рекомендации для учителей
Главное, в чем нуждаются ученики в этот период – это эмоциональная поддержка педагогов, родных и близких. Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в ситуации проверки знаний.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна для него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.
Задача педагогов и родителей – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты можешь это сделать».
Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это хорошо».
Рекомендации психологов для педагогов:
- Сосредоточьтесь на позитивных сторонах и преимуществах обучающегося с целью укрепления его самооценки;
- создайте ситуацию эмоционального комфорта;
- ни в коем случае не нагнетайте обстановку, постоянно напоминая о серьезности предстоящих работ;
- создайте ситуацию успеха, применяйте поощрение. В этом огромную роль играет поддерживающее высказывание «Я уверен(а), что ты справишься»;
- обеспечьте детям ощущение эмоциональной поддержки;
- очень важно, чтобы неуверенный в себе ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. Если ребенок не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: «Ты не знаешь, как начать? Как выполнить следующее задание?» - и предложить альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?»;
- ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько», это усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания;
- помогайте обучающемуся поверить в себя и свои способности;
- помогайте ребенку избежать ошибок;
- поддерживайте учеников при неудачах;
- подробно расскажите обучающимся, как будет происходить ВПР, что бы каждый из них последовательно представлял всю процедуру проверочных работ;
- приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами проведения ВПР, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к проверочной работе, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку.
Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
- опираться на сильные стороны ребенка;
- помнить о его прошлых успехах и возвращаться к ним, а не к ошибкам;
- избегать подчеркивания промахов ребенка, не напоминать о прошлых неудачах;
- помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
- создать в школе и классе обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать уважение к ребенку.
Поддерживайте своего ученика, будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи.
ВПР по русскому языку
Данная проверочная работа представляет собой аналог годовой контрольной работы. Поэтому подготовку к данному мониторингу необходимо осуществлять в течение всего учебного процесса, так как ВПР по русскому языку считается одним из самых сложных.
Работу по подготовке к диагностической работе начинаю с анализа результатов ВПР за прошлый год, так как они помогают создать индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося, с целью использования для оценки личностных результатов обучения.
Считаю, что подгoтoвка к ВПР не должна быть «натаскиванием» oбучающихся на выполнение тех или иных заданий, а должен быть целенаправленный тpуд педагога, ученика и poдителей по оcвоению oбучающимися предметных и метапредметных результатов образования. Я уверена, что главная задача педагoга - вовлечь учеников в учебный процесс, чтобы они хотели учиться, умели и хотели самостоятельно добывать знания.
В своей работе руководствуюсь словами Б. Франклин: «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь». Во время изучения материала для меня важно, чтобы все обучающиеся принимали активное самостоятельное участие в его изучении: готовили совместные проекты и презентации в классе и по группам, обучали и проверяли друг друга.
Перечислю некоторые виды заданий и расскажу о разных способах и приемах, которые использую на своих уроках для успешной подготовки детей к ВПР по русскому языку.
Для подготовки задания № 3, которое проверяет знание орфоэпических норм, в начале учебного года рекомендую обучающимся составлять орфоэпический словарик из слов орфоэпического минимума.
ЖалюзИ, позвонИшь‚ кУхонный.
ТОрты, красИвее, крапИва.
ДоговОр, понялА, столЯр, алфавИт.
БаловАть, вЕрба, комбАйнер.
ДремОта, завИдно, каталОг.
ПриговОр, газопровОд, ракУшка.
БАнты, взялА, экспЕрт, свЁкла и другие.
Затем, раз в неделю, работаем с данными словами. Для этого использую различные виды заданий, направленные на запоминание правописания и произношения слов:
Практически каждый урок русского языка начинаю с орфоэпической разминки. В течение полминуты мы хором (как скороговорку) проговариваем блоки слов. Чётко произношу слова, ребята повторяют вслед за мной. Это не только орфоэпическая разминка, но и хороший мобилизующий этап урока. Ребята проговаривают слова, настраиваются на рабочий ритм урока, а потом уже идет задания для определения темы урока, целеполагание и т.д.
Для того чтобы легче запомнить правильное произношение слов, можно использовать звуковые ассоциации. Надо к «трудному» слову подобрать созвучное слово, в котором «проблемный» звук слышался бы отчетливо. Эти пары слов также проговариваются вслух в качестве орфоэпической разминки.
1. У Иры – крапИва.
2. У Фёклы – свЁкла.
3. Где ель - там щавЕль.
4. Ия – санитарИя.
5. Остынь – нет простЫнь.
6. Рота прошла через ворОта.
7. Съев тОрты, не влез в шорты.
8. Молчишь и не звонИшь.
Простит и позвонИт.
9. Будешь с нами – будешь с деньгАми.
А если «Ах!» - забудь о деньгАх.
10. Не юли, а закрой жалюзИ.
11. Маляр и столЯр .
12. Как он смог проверить каталОг ?
13. Вор заключил договОр.
14. Рог –творОг.
15. Здесь каждая буква на месте стоит,
И называется всё алфавИт.
Для проверки выполненных заданий, часто использую взаимопроверку и карточки для работы в парах.
Орфоэпическая разминка №1. Расставь ударение в данных словах.
Ракушка, жалюзи, приговор, позвонишь‚ кухонный, торты, красивее, крапива, договор, поняла, столяр, алфавит, дремота, завидно, каталог, газопровод, баловать, верба, комбайнер, банты, взяла, эксперт, свёкла
Орфоэпическая разминка №2. Отметь правильный вариант ответа
1. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) водопрОвод 2) звонИт 3) атлАс (ткань)
2. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) звОнит 2)атлас (географический) 3) добЫча
3. В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) щАвель 2) столЯр 3) началАсь
В своей работе использую приём «Цепочка», который направлен на запоминание правописания и произношения словарных слов, а также на развитие связной речи обучающихся. Необходимо «связать» слова по алфавиту, а затем по смыслу, составив с ними предложения.
Например: Баловать, верба, газопровод, о деньгах.
Мальчик баловался около вербы и упал на трубы газопровода, повредил ногу, на лечение которой понадобилось много денег
В рамках «занимательной лингвистики» даю детям задания из интернета и опыта работы других педагогов.
Например: Создай головоломку по поиску словарных слов или слов из орфоэпического минимума (необходимо будет в ответе поставить ударение). Вписать нужно слова по горизонтали и вертикали, а оставшиеся клеточки заполнить любыми буквами. Затем сосед по парте должен найти слова, которые спрятаны.
Для подготовки к заданиям, которые направлены на умение подбирать синонимы и антонимы к словам, использую следующие упражнения:
1)К предложенным словам подобрать синонимы и антонимы.
синонимы | антонимы | |
родина | ||
темнота | ||
горе | ||
зной | ||
красивый | ||
шум |
2) Соедини синонимы или антонимы между собой, подбери пару, найди друга.
Например: соедини стрелкой синонимы
дорога вьюга
холод знойный
метель молвить
печальный мороз
жаркий бороться
большой путь
сказать сверкать
блестеть огромный
воевать грустный
3)Вставьте пропущенные синонимы, антонимы из предложенного списка или самостоятельно.
Также необходимо рассматривать синонимы в тексте и давать соответствующие пояснения по их употреблению. Лишь осмыслив функцию синонима, обучающийся поймет значение изучения этой темы, поймет и будет учиться выбирать единственное нужное слово, такое слово, которое будет самым точным, самым выразительным.
Для подготовки к заданию, в котором необходимо объяснить и записать значение фразеологизма, а затем, используя не менее двух предложений, описать ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма, включив фразеологизм в одно из предложений, использую следующие приёмы:
1)составляю группы фразеологизмов, которые доступны обучающимся на стендах в кабинете.
Бить ключом – о бурной, полной событий, плодородной жизни
Биться как рыба об лёд – настойчивые, но напрасные усилия, безрезультатная деятельность
Буря в стакане воды – большие волнения из-за ерунды
Вилами по воде писано – еще неизвестно, как будет, исход не ясен, по аналогии: «бабушка надвое сказала»
Водой не разольёшь – о крепкой дружбе
Воду в решете носить – попусту тратить время, заниматься бесполезным делом, по аналогии «толочь воду в ступе»
Воды в рот набрал – молчит и не желает отвечать
В тихом омуте черти водятся – о том, кто тих, смирен только с виду
Выйти сухим из воды – без плохих последствий, остаться безнаказанным
Выводить на чистую воду – разоблачать, уличить во лжи
Гнать волну – нести сплетни, провоцировать скандалы
Деньги как вода – имеется в виду та лёгкость, с которой они тратятся
Дуть на воду, обжегшись на молоке – излишне осторожничать, помня о прошлых ошибках
Ждать у моря погоды — ждать благоприятных условий, которые вряд ли сложатся и другие.
Даю различные творческие задания с использованием фразеологизмов.
Например: расскажите о своих прогулках по лесу, используя фразеологизмы (устойчивые сочетания слов).
Раздаю ребятам карточки с различными тематическими картинками. Необходимо составить тексты со всеми словами, представленными на картинке. Вспомнить фразеологизм с каким-либо из этих слов, записать его, включив в составленный текст.
Подобное задание можно использовать и по работе с пословицами. Я думаю, что подобные творческие задания способны возбудить интерес у обучающихся и позволят успешно обучаться русскому языку.
Также при подготовке обучающихся к Всероссийской проверочной работе использую информационные ресурсы сети Интернет. Они помогают оптимизировать учебный процесс, делают его содержательнее и увлекательнее для обучающихся. Также эти ресурсы помогают развивать исследовательскую культуру, выработать навык анализа и отбора нужной информации, формируют сознательный рефлексивный подход к собственной речевой практике.
Название электронного ресурса | Режим доступа |
Портал «Русский язык» — Грамота.ру | http:// www.gramota.ru |
Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны Интерактивные технологии в образовании | |
Сайт «Академик» | |
Сайт «Культура письменной речи | http:// www.gramma.ru |
Сайт «Якласс» | https://www.yaklass.ru/ |
Образовательный портал для подготовки к работам «Решу ВПР» | |
Образовательный портал для подготовки к ВПР | https://vpr-ege.ru/ |
Подготовка к ВПР | https://vprklass.ru/6-klass |
Онлайн тесты ВПР | https://5splusom-school.ru/predmet/23/ |
ВПР по русскому языку | https://rustutors.ru/vprrusskiy/vpr6rus/ |
Для достижения положительных результатов, за две недели перед ВПР использую распечатанные варианты на уроках русского языка. Ребята решают задания, комментируют выполнение, а главное, они визуально представляют целостную работу. Это позволит во время реальной работы избежать страха перед объёмом и формулировкой заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образец Всероссийской проверочной работы по русскому языку 4 класс
Образец ВПР по русскому языку 4 классМетодика проведенияТекст диктантаСистема оценивания...

Всероссийская проверочная работа по русскому языку 4 класс
Апробация 1 и 3 декабря 2015 годаМетодика проведения диктантаТекст диктантаЧасть 2: четыре вариантаСистема оценивания такая же, как и в образце ВПР по русскому языку...

Подготовка к всероссийской проверочной работе по русскому языку.
Анализ материала контрольной работы, формы работы с родителями и учащимися, задачи, алгоритм взаимодействия....

Всероссийские проверочные работы по русскому языку
Подготовка к Всероссийским проверочным работам по русскому языку...

"Подготовка к Всероссийским проверочным работам по русскому языку"
Дидактический материал по подготовке к ВПР по русскому языку в 5 классе.Примерные задания с ответами....

презентация и технологическая карта внеурочного занятия «Способы и приёмы работы с обучающимися при подготовке к Всероссийским проверочным работам по русскому языку»(4 класс)
материалы отражают работу педагога по подготовке учащихся для выполнения ВПР по русскому языку...
Подготовка к Всероссийской проверочной работе по русскому языку 4 класс
Помощь в подготовке к ВПР по русскому языку для учащихся 4 классов...





