Урок русского языка в 3 классе "Правило написания непроизносимых согласных в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Булыгина Наталья Евгеньевна

Конспект урока-путешествия русского языка в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.odt20.49 КБ

Предварительный просмотр:

  1. МБОУ «Родомановская средняя школа»

 

Конспект урока русского языка

 в 3 классе по теме

 « Правило написания непроизносимых согласных в корне слова»

                                           

                                              Подготовила и провела :

 Булыгина Наталья Евгеньевна,

                                учитель 3 класса

 

2025 г.

Тема: «Правило написания непроизносимых согласных в корне слова»

Цель:   формирование умения проверять написание слов с непроизносимой согласной, различать место непроизносимого согласного.

Задачи:

  1. Учить группировать орфограммы по типу орфограммы  и по месту в слове;

     2. Развивать умение сотрудничать, сравнивать, обобщать; умение выполнять самопроверку, взаимопроверку; умение осуществлять действия самоконтроля, взаимоконтроля.

     3. Воспитывать аккуратность.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: картинки с изображением ракеты и планеты, карточки со словами, карточки с заданиями

Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» 3 класс В. П. Канакина, В. Г. Горецкий (1ч.)

Ход урока

I.  Мотивация учебной деятельности.  Психологический настрой.

       Долгожданный дан звонок –

       Начинается урок.

       Каждый день - всегда, везде,

       На занятиях, в игре,

       Смело, четко говорим

       И тихонечко сидим.

      - Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка поможет согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

 Постараемся проверить это правило на сегодняшнем уроке.

- Сели ровно, спинка прямая. Открыли тетради, записали сегодняшнюю дату. Пишем чисто и красиво!

II. Подготовка к изучению нового материала.

- Сегодня на уроке мы совершим воображаемое путешествие на космическом корабле к новой планете, где живут буквы, любящие играть в прятки. На пути к планете вас ждут испытания, но я уверена, что вы справитесь с ними.

Минутка чистописания.

- Чтобы путь был лёгким и ровным, нам нужно красиво нарисовать буквы:

Вв       Лл      Тт      Дд

Учитель ведёт показ правильного написания букв и соединений, комментируя действия. Дети пишут по 1 словарному слову с каждой из букв.

 Работа со столбиками слов.

- Итак, в путь. Внезапно поднялся ветер! Вот первое испытание. Чтобы успокоить ветер, необходимо найти «лишнее» слово в каждом столбце.

АРБУЗ                   ШУБКА

ХЛЕБ                     ТРАВКА

ВЕТЕР                   ВЬЮГА

- Какое слово «лишнее» в 1-м столбце? (Ветер.) Во 2-м столбце? (Вьюга.)

- Как проверить парную согласную?

- Запишите слова с проверочными словами. (Арбуз - арбузы, хлеб - хлеба, шубка - шуба, травка – трава.)                                                                                                                             - С  заданием вы справились. Вы настоящие путешественники, сообразительные и находчивые!

III. Формулирование темы и цели урока.

 Наблюдение над непроизносимыми согласными в слове.

- Ветер успокоился, а впереди показалась неизвестная оранжевая планета.

Рисунок с изображением планеты крепится на доске.

- Давайте поприветствуем её.

- Каким словом приветствуют при встрече? (Здравствуйте.)

Учитель крепит карточку с представленным словом на доску.

- Какой удивительная планета! Как она ярко светится, как ... (солнце). Как... (радостно) бьётся у каждого из вас... (сердце).

Карточки с предоставленными словами учитель крепит на доску.

- Посмотрите на слова. Что необычного в них?

- А теперь я произнесу эти слова, а вы послушайте и последите за их написанием.

- Что необычного вы заметили? Все ли согласные я произнесла?

- Какой звук не произносится в словах «здравствуйте», «солнце», «радостно», «сердце»?

- Как бы вы назвали согласные, которые пишутся, но не произносятся?

- Сформулируйте тему нашего урока.

-Зная тему урока, давайте сформулируем  цель урока.  

IV. Открытие нового знания

Формулирование правила.

- Жители планеты приготовили и  передали вам несколько заданий:

Запишите в столбик слова с непроизносимыми согласными.

- Но если согласные не произносятся, как мы напишем слово без ошибок? Что надо для этого сделать, как вы думаете?

- Вот как на этот вопрос ответили герои сказки.

Чтение сказки.

 Согласные звуки затеяли играть в прятки. В русском языке так много слов, в которых удобно спрятаться!

 Разбежались звуки по словам, сидят и думают: «Кто лучше спрятался?» Вот уже почти все звуки отыскались, а нескольких не хватает. Кричат согласные хором: «Солнце, сердце, чувство, местный!» Никто не отзывается. Ещё раз попробовали: «Звездный, праздник, здравствуй!» Опять тишина.

 Собрались, стали думать, как пропавшие звуки найти.

 Вдруг один звук и говорит: «Давайте мы их ласково позовём: солнышко, сердечко, местечко!» Вот так и нашлись пропавшие звуки в словах.

- Так как же найти звук, который не произносится, но пишется? (Ответы учащихся.)

- Как будем проверять слова с непроизносимой согласной?

(Надо изменить слово так, чтобы непроизносимая согласная четко слышалась. Непроизносимый согласный звук будет четко слышаться, если он стоит в конце слова или перед гласной.)

Пальчиковая гимнастика «Космические ягодки»

(Чуть приподнять перед собой руку - так, чтобы кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают вниз.)

С ветки ягодки снимаю.

(Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.)

Их в лукошко собираю.

(Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко.

(Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой, тоже сложенной ладошкой.)

Я попробую немножко,

Я поем еще чуть-чуть.

(Одной сложенной ладошкой сымитировать лукошко, другой рукой достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Легким будет к дому путь!

(Сымитировать ножки - средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.)

V. Первичное закрепление нового материала.

1. Самостоятельная работа.

- Ещё два задания от жителей планеты:

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Рядом, в скобках, напишите проверочное слово.

  Сахарный тро..ник, изве..ный писатель, яро..ный крик, капу..ный лист, ус..ный журнал, парус..ный спорт, чудес..ное утро, искус..ный мастер, звез..ный час, грустные глаза, вкус..ная еда, веселый праздник.

Проверка.

Сахарный тростник (трость), известный (весть) писатель, яростный (ярость) крик, капустный (капуста) лист, устный (уста) журнал, парусный (паруса) спорт, чудесное утро (чудеса), искусный (искусен) мастер, звездный (звезда) час, грустные (грусть) глаза, вкусная (вкусен) еда, веселый праздник.

 Физкультминутка.

2. Словарная работа.

- Непроизносимые согласные любят загадывать загадки. Они приготовили их для вас.

Как называется ряд ступенек, идущих вверх или вниз? (Лестница.)

- Есть ли в этом слове непроизносимая согласная? Как мы проверим? Если слово нельзя проверить, а написать надо правильно, что надо сделать?

Скоро Новый год. Это веселый... (праздник).

Запись словарных слов.

- Как проверить непроизносимую согласную?

3.  Закрепление по учебнику.

- Пришло время возвращаться домой. Чтобы нам быстрее вернуться, выполним задание в учебнике на странице 118. Упражнение 225.

VI. Рефлексия.

- С какими согласными мы познакомились?

- Почему их так назвали?

- Как проверить слово с непроизносимой согласной?

- У каждого на парте - бумажное солнышко. Чего не хватает у него?

- Если вы поняли, как проверять непроизносимые согласные и у вас радостное настроение, нарисуйте улыбку солнышку. А если что-то не поняли, нарисуйте просто ротик.

- А теперь покажите ваши солнышки.

VII. Домашнее задание.

 Страница 117, правило, упражнение 224.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Непроизносимые согласные в корне слова"

Конспект проблемного урока в 3 классе "Непроизносимые согласные в корне слова".УМК  "Школа России". Цель: -познакомить с новой орфограммой путём создания проблемной ситуации и орга...

Дидактический материал по русскому языку для 2 класса "Непроизносимый согласный в корне слова"

Дидактический материал по русскому языку для 2 класса "Непроизносимый согласный в корне слова"....

Русский язык. 2 класс Тема: Непроизносимые согласные в корне слова

Урок русского ячзыка во втором классе. Тема урока "непроизносимые согласные в корне слова"...

Русский язык. 2 класс Тема: Непроизносимые согласные в корне слова

Урок русского ячзыка во втором классе. Тема урока "непроизносимые согласные в корне слова"...

Урок русского языка во 2 классе "Непроизносимые согласные в корне"(УМК "Перспектива")

Второй урок по теме "Непроизносимые согласные в корне" с презентацией и раздаточным материалом....

Урок русского языка по теме: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Урок разработан в соответствии с ФГОС по программе "Начальная школа XXI века" (2 класс)....

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание непроизносимых согласных в корне слова".

План-конспект урока по русскому языку. Учебник В. П. Канакина, В. Г. Горецкого....