Использование святоотеческого наследия святителя Тихона Задонского на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Данный доклад содержит информацию об использовании трудов Святителя Тихона Задонского на уроках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НОУ «Православная гимназия имени Свт. Тихона Задонского»
Выступление на МО учителей начальных классов по теме:
Духовная ценность трудов Свт. Тихона Задонского
и их использование на уроках.
Подготовила: учитель начальных классов
Кобзева О.Ю.
Елец - 2024г.
Духовная ценность трудов Свт. Тихона Задонского и их использование на уроках.
«Русь выбрала себе святость, как высшее задание своей истории и своей культуры» А. В. Карташов |
В современном мире подрастающее поколение открыто воспринимает поток информации. Оно верит всему, что видит и слышит вокруг. К сожалению, изменение политической ситуации в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов. На первое место выдвигаются такие понятия, как материальное благополучие, комфорт, власть. Представление о таких понятиях, как Добро и Зло, Подвиг и Жертвенность, Грех и Добродетель и многих других, у подрастающего поколения очень часто или совсем отсутствует или носит неопределенный характер. Поэтому долг учителя не только научить, но и дать молодой душе духовную пищу, показать ей красоту и величие мира и место каждого человека в нем. Только на основе усвоения духовных ценностей можно сформировать в детях способность противостоять миру вседозволенности и насилия. На пути духовного просвещения своих воспитанников учителю не обойтись без Священного Писания, Священного Предания и Святоотеческого наследия Русской Православной Церкви. След, который должны оставлять мы, учителя, - это доброе слово, посеянное в душах учеников. Святитель Тихон Задонский, безусловно, является одной из ярчайших личностей в православной культуре. Среди особых воспитательных факторов и средств, которыми обладает Церковь, в педагогическом наследии святителя Тихона Задонского называются богослужение, вера, молитва, пост, чтение Священного Писания, покаяние, церковные таинства. Святитель Тихон Задонский обладал большим педагогическим опытом. В течение 10 лет (с 1758 по 1767 годы) он являлся ректором последовательно двух семинарий – Тверской и Воронежской, причём последняя была создана им лично. Но в чётком и структурированном виде его педагогическая система была оформлена позже, во время его жития в Задонском монастыре. Конечно, данная педагогическая система может быть применена лишь для людей, исповедующих христианство, в частности православие. Однако, учитывая статистику, последние данные которой приводятся центром «Религия в современном обществе» в России 120 млн. чел. являются людьми, воспитанными в православной, или очень близкой к православной, социальной среде. Эти данные свидетельствуют о том, что именно православная воспитательная направленность является одной из наиболее оптимальных для нашей культуры.
Что же такое «духовное воспитание»? Духовное воспитание — это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и др. качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека. Сам святитель пишет об этом так: «Учить детей необходимо не только грамоте, но и честной жизни и страху Божьему, ибо грамота без страха Божьего – как меч у безумного». Он говорит также и о телесном наказании в данном процессе, называя его необходимым. «Неисправных и ленивых и своевольных наказывать розгами» - так он пишет в своей инструкции учителям. В данный момент цель, которую преследует святой Тихон может быть не совсем непонятна современным учителям, ибо, как указывалось выше, она состоит в «спасении души» и «встрече с Богом». Главной задачей духовного воспитания святитель Тихон считал (взрастить) «всадить Страх Божий, ибо юность, от природы ко злу склонная». В инструкции учителям, святитель называет семь принципов духовного воспитания детей.
Вселять страх Божий в юности;
Наказание неисправных – дело родителей;
Не должно быть безмерной строгости в наказании;
Родители должны подавать личный пример;
Родители обязаны показывать любовь к своим чадам;
Родители должны о детях воздавать молитвы к Богу;
Не должно допускаться небрежение в процессе воспитания;
В соответствии с седьмым принципом, должен осуществятся некий контроль за действиями родителей, дабы они не допустили в процессе духовного воспитания фатальных как для детей, так и для самих родителей ошибок. «Чтобы соблазну не подавать, но паче пример добрый показывать, родители, как в слове, так и в деле крайне должны осторожно поступать в слове: не говорить ничего при них праздного, гнилого, скверного…». Имея большой духовный опыт, Святитель считал, что пороки следует искоренять в детях наказанием. «Когда в добре и страхе Господнем воспитан будет, так и жизнь будет проводить: когда злу научится, то и в жизни будет злым. Но как человек к злу склонен, то легко злу смолоду научается, когда уздою страха и наказания не смиряется, и свирепствующая плоть не укрощается. Этот пример учит родителей: детей своих добру воспитывай, и в страхе Господнем и наказании содержи».
Рассуждая о наказаниях, святитель предупреждал родителей о том, что не должно быть у них зла на детей. Не должны они наказывать детей физически, ибо когда родители станут старыми, то дети их будут бить.
На протяжении всех лет работы в Православной гимназии я обращаюсь к труду магистра богословия схиархимандрита Иоанна (Маслова) (в миру Иван Сергеевич Маслов, в монашестве Иоанн), который принадлежал к тем редким исключительным людям, которые соединяли в себе широкие познания, огромное трудолюбие и ясновидящую мудрость, основанную на глубокой вере. При подготовке магистерской диссертации он тщательно проработал творения Задонского Чудотворца, систематизировал и записал в алфавитном порядке. Таким образом появилась книга «Симфония по творениям Святителя Тихона Задонского». Первое слово заглавия книги, употребляемое ныне, главным образом, как музыкальный термин, обращает читателя к традиционному подходу к литературе назидательного характера. Согласно В. Далю, симфонией называется также «свод, указание мест, где поминается одно и то же слово». Автор знакомит читателей с основными понятиями духовной и нравственной сферы, содержащимися в трудах святителя Тихона Задонского, указывает конкретные пути воспитания и самовоспитания благородства, благонравия и благочестия. Книга является образцом мудрого пересказа бесценных мыслей святителя, при котором полностью сохранен смысл высказывания
Это - уникальное издание энциклопедического типа, заслуживающее внимание любого педагога. Я использую его в качестве пособия по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения на уроках русского языка.
Одной из задач в обучении младших школьников является работа по обогащению словарного запаса. Один раз в неделю провожу лексическо-орфографическую работу со словом. В начале учебного года учащиеся завели так называемый словарь, в котором фиксируют выбранные нами жизненно необходимые понятия, такие как честь, счастье, добродетель, стыд, тщеславие, украшение, терпение, совесть, родители, разум, дружба, любовь, семья, мудрость, надежда, душа и другие. Опора на данные понятия помогает сформировать у ребенка правильное отношение к миру, пробуждает чувства добрые, учит переживать, жалеть, сочувствовать, прощать, любить.
Данная работа способствует обогащению словарного запаса и детям становится легче определить лексическое значение слова. На минутках чистописания ввожу слова и словосочетания на различные темы, приобщаю к датам православных праздников.
Например, 21 ноября, вспоминая праздник Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, ввожу слово ангел. Записываем изречение из наставлений Свт. Тихона Задонского «Ангел пастырям благовествует о родившемся Христе – Спасителе мира». Записывая в словарь слово «спасибо» исследуем значение слова в православном смысле, а именно смысл краткой молитвы Спаси Бог (Спаси Господи) как выражение слов благодарности.
На уроках окружающего мира, изучая темы «Живая и неживая природа» ввожу понятие «творение». На уроке говорим о Божием мире, о его создании и о бережном отношении к природе. Зачитываю наставление о том, что «всякое творение должно служить человеку, а не человек ему». На уроках литературного чтения, анализируя произведения, можно всегда прибегнуть к наставлениям святителя. Рассматривая поступки героев, даем оценку и рассуждаем о добрых делах и красоте души.
Система использования данного пособия на уроках русского языка в моей педагогической практике значительно повысила образовательный и воспитательный потенциал урока. В статьях «Симфонии» учитель может выбрать тексты для детей разных возрастных групп.
Целенаправленный отбор текстов позволяет создать не только развивающую речевую среду, обеспечивающую речевое развитие учащихся, но и активно влиять на их духовно-нравственное развитие. Для современного ученика особенно важны тексты, вызывающие светлые, искренние чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать любовь и уважение к близким.
Думаю, что каждый урок русского языка должен будить мысль учащихся. Когда дети, анализируя текст, определяют авторскую позицию, постигают глубину авторской мысли, видят красоту и убедительность текста, понимают, что хотел сказать автор, тогда они приобщаются к нравственным ценностям своего народа, пытаются понять духовную высоту русского человека, осознают себя детьми своей Родины, духовными наследниками своих великих отцов. Работа с текстами, собранными в книге схиархимандрита Иоанна Маслова «Симфония по творениям Святителя Тихона Задонского», свидетельствует о приобщении наших воспитанников к неиссякаемому источнику святоотеческой мудрости, сокровенным знаниям о природе и свойствах человеческой души.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка
Не заставлять надо, а заинтерисовывать, приглашая ребенка к новой системе отношений:учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания. Надо сделать серьезное обучение занимательным,не наполнять детей...
Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка
Как заставить учиться? Нередко такой вопрос встает перед учителем. А ведь ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нём это чувство радостного удивления перед школой...

Статья "Использование игр и игровых упражнений на уроках русского языка в начальных классах"
Статья об использовании игровых упражнений на уроках русского языка...

АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения
В соответствии с введением новых ФГОС большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...
Использование дифференцированного подхода в обучении на уроках русского языка в начальной школе.
Дифференцированный подход к учащимся показан мною на примере уроков по развитию связной речи...

Использование игрового и занимательного материала на уроках русского языка
Как заставить учиться? Нередко такой вопрос встает перед учителем. А ведь ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нём это чувство радостного удивления перед школой...

Формирование УУД через использование элементов технологии РКМЧП на примере урока русского языка в 3 классе"Корень слова. Однокоренные слова.
Функции начальной школы не только в том, чтобы научить читать, писать, считать, но и в том, чтобы развивать способности самостоятельно ставить учебные цели, находить пути их реализации, оцениват...