Урок письма конспект
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Екатерина Васильевна Левая
Данный конспект представляет собой разработку урока русского языка для начальной школы, посвящённого изучению эпистолярного жанра. Урок знакомит учащихся с богатой историей возникновения писем — от глиняных табличек Шумера и папирусов Древнего Египта до берестяных грамот и современной почты. В ходе занятия школьники не только получают теоретические знания, но и учатся практическим навыкам: составляют схему написания личного письма и осваивают правила правильного заполнения почтового адреса на конверте. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС и направлен на достижение метапредметных и личностных результатов. Он включает в себя разнообразные формы работы: эвристическую беседу, работу с наглядным материалом (презентацией), физкультминутку, игровые моменты для закрепления материала («Почта», «Проверь себя») и этапы рефлексии. Ключевым элементом является творческое домашнее задание — написать письмо однокласснику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon temauroka.doc362.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Урок письма.

Цели:

  1. Образовательные цели:

Ознакомить учащихся с историей возникновения писем;

Составить схему написания письма;

Ознакомить с правилами заполнения адреса на конверте.

  1. Развивающие цели:

Развивать творческие способности младших школьников;

Развивать связную устную и письменную речь, орфографическую зоркость, зрительную и речеслуховую память, мелкую моторику, эмоциональную сферу;

Расширять кругозор детей в сфере общения и объяснить роль писем в жизни людей.

  1. Воспитательные цели:

Воспитывать коллективизм и коммуникативные качества учащихся;

Способствовать накоплению первоначального опыта обдумывания, написания и оформления писем.

Планируемые образовательные результаты:

предметные УУД:

  • научатся составлять схему написания письма;
  • ознакомятся с правилами заполнения адреса на конверте;
  • развивать зрительное восприятие.

метапредметные УУД:

  • Познавательные: использовать приём планирования учебных действий с опорой на заданный алгоритм; строить сообщения в устной и письменной форме; оценивать результаты выполненного задания.
  • Регулятивные: умение работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций; контролировать результаты своей деятельности;
  • Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; участвовать в совместной деятельности; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения; составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования; оказывать взаимопомощь; осуществлять взаимоконтроль; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

личностные УУД:

  • развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие бережного отношения к природе.

Продолжительность урока– 45 минут.

Место занятия– учебный кабинет.

Тип урока: урок«открытия» новых знаний.

Ход урока.

Этап урока

Формирование УУД

Методы и приёмы

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся

#1054;рганизаци-онныймомент.

Цель:сформировать самооценку готовности к уроку.

Слайд 2

Метапредметные УУД:

регулятивные:

-осуществляют самоконтроль;

коммуникативные:

-планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

познавательные: интерес к предмету, организация рабочего места.

Личностные УУД:

-эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Мнемоника, декламация, вопрос-ответ, метод стимулирова-ния интереса к учению.

Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку. Мотивирует к деятельности.

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне…

- Проверьте всё ли у вас готово к уроку.

На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

- Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать.

На уроке мы будем снова открывать тайны русского языка.

-Готовы? Какие открытия сделает каждый из вас – вы поделитесь в конце урока.

- А теперь, улыбнитесьдруг другу и с хорошим настроением приступим к работе. Запишите число, «Классная работа».

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Проверяют свою посадку, положение тетради.

Записывают: Дата. Классная работа.

#1054;пределение темы и целей.урока.

Цель: сформировать представление о результате.

Слайд 3

Метапредметные УУД:

регулятивные:

-формулируют, тему, цель, проблему, урока;

-планируют свою деятельность на уроке;

-определяют последовательность действий на уроке.

Личностные УУД:

устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Целеполага-ние, рассуждение, прогнозирование,незакон-ченное предложение.

Сегодня мы познакомимся с новой темой.

- УЗНАЕМ историю возникновения письма и почты

- ПОДУМАЕМ для чего нужны письма?

- ВЫЯСНИМ что такое письмо?

- СОСТАВИМ схему написания письма.

- НАУЧИМСЯ правильно заполнять адрес на конверте.

Ученики отвечают на вопросы учителя, читают название темы урока.

- УРОК ПИСЬМА.

Ученики, формулируют цели урока, опираясь на слова.

#1054;ткрытие новых знаний.

Цель: Ознакомить учащихся с историей возникновения писем .

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Предметные УУД:-формируют у учащихся конкретные знания (понятия, правила),

-объясняют и применяют эти знания, действуют продуктивно в изучаемой области.

Метапредметные УУД:

регулятивные:

-волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий).

познавательные: (общеучебные и логические):

-строят логическую цепь рассуждения (выдвижение гипотезы, их обоснование, подбор аргументации);

-наблюдают;

-слушают.

коммуникативные:

-вступают в диалог;

-участвуют в коллективном обсуждении;

-аргументируют свое мнение;

-строят продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности;

личностные:

- умеют удерживать учебную задачу.

Проблемная ситуация, доказательство, опора, рассуждение, вопрос-ответ, частично-поисковый,декламация, исключение.

ГОВОРЯЩАЯ ГЛИНА

3 тыс. лет до н. э. Государство Шумер

Глиняная табличка-письмо с конвертом

Шумер 3 тыс. лет до н. э.

Рисунок и иероглифы на папирусе.

МУЗЕЙ ПАПИРУСА в ЕГИПТЕ.

КАК ДЕРЕВО СТАЛО БУМАГОЙ

В печах в Древнем Китае варили бумажную массу.

Получали и прессовали листы бумаги.

После тщательной просушки бумажные листы были готовы для письма.

ПИСЬМЕННОСТЬ в КИТАЕ и ЯПОНИИ.

В Японии до сих пор иероглифы пишут кисточкой.

ГРАМОТЫ НА БЕРЕСТЕ

Буквы на берёсте не писали, а выдавливали заостренными палочками.

Откуда пришло к нам слово «почта»?

Большой вклад в развитие русской почты внёс государственный деятель А.Л.Ордын-Нащёкин.

Создал регулярную почтовую гоньбу.

Создал почтовую связь с зарубежными странами.

Слово «Почта» на польском по созвучию близко к слову «Дорога».

Кусочек бумаги, многое изменивший.

Первая почтовая марка «Чёрный пенни»,

выпущена в Англии 6 мая 1840года.

Первая почтовая марка, выпущенная в России в 1857году.

ФИЛАТЕЛИЯ – коллекционирование марок.

ВСЕМИРНЫЙ ПОЧТОВЫЙ СОЮЗ

облегчил переписку всему населению земного шара.

Центральный музей связи имени А.С. Попова Санкт-Петербург.

ПОЧТА РОССИИ СЕГОДНЯ.

Учащиеся записывают выводы в рабочую тетрадь.

Первая письменность, которая возникла на Земле - _____________________________ .

Это подтверждает _________________________________________________________ .

Писали на _______________________ с помощью ______________________________ .

Где находится музей папируса? _____________________________________________.

Как дерево становится бумагой? _____________________________________________.

Береста – это _____________________________________________.

Грамоты на бересте были _____________________________________________ .

Откуда к нам пришло слово «почта»?

___________________________________________________________________________________________.

Кусочек бумаги, который изменил многое - ____________________________________________ .

В каком году образовался Всемирный почтовый союз? _______________________________________ .

Где находится музей связи имени А.С. Попова? _____________________________________________.

#1060;изкультми-нутка.

Цель: формировать ценностное отношение к своему здоровью.

Личностные УУД: формируют ценностное отношение к здоровому образу жизни.

Словесный, практический, наглядный.

Учитель показывает упражнения.

- Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Я иду и ты идёшь (шагают на месте)

Раз, два, три (хлопки в ладоши)

Я пою и ты поёшь

Раз, два, три

Мы идём и мы поём

Раз, два, три

Очень дружно мы живём

Раз, два, три.

Учащиеся выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения.

5. Продолжение работы над темой.

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

ПОДУМАЕМ для чего нужны письма?

ВЫЯСНИМ что такое письмо?

СОСТАВИМ схему написания письма.

Как правильно заполнять адрес.

Для чего нужны письма? ___________________________________________.

Что такое письмо?

Письмо́ – сообщение, выраженное в компактной форме и предназначенное для обмена информацией между людьми.

Образец написания цифр индекса

Image110

#1047;акрепление.

Цель: формировать умения применять полученные знания на практике.

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Предметные УУД:

-умеют применять знания на практике.

Метапредметные УУД:

познавательные:

-находят ответы на вопросы;

- овладевают умением поиска и выделения необходимой информации;

-выполняют логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение;

регулятивные:

- отличают верно выполненное задание от неверного;

-осуществляют взаимоконтроль.

коммуникативные:

-участвуют в коллективном обсуждении;

-аргументируют свое мнение;

-осуществляют контроль.

Стимулирование интереса к учению, практическийрассуждение, обобщение, конкретиза-ция, коммен-тирование.

Учитель предлагает вспомнить цель урока, задает вопросы, даёт инструктаж.

ИГРА «Проверь себя».

Порядок заполнения адреса.

Игра «ПОЧТА».

Учащиеся повторяют цель урока, отвечают на вопросы, выполняют инструкции.

#1048;тог урока.

Цель: подведение учащихся к итогу урока.

Слайд 32

Метапредметные УУД:

познавательные: анализ полученных знаний и умений,

коммуникативные:
- участвуют в коллективном обсуждении
.

Личностные УУД:

-следуют моральным нормам и этическим требованиям.

Самоконт-роль, ключевые слова, обоб-щение, кон-кретизация

Учитель предлагает, обобщить знания, ответив на вопросы учителя.

-С какой темой мы познакомились?

- Для чего нужны письма?

- История возникновения письма.

- Что такое письмо?

- Схема написания письма.

- Как правильно заполнять адрес на конверте?

Учащиеся подводят итог урока.

#1044;омашнее задание.

Цель: мотивировать детей на работу.

Метапредметные УУД:

регулятивные:

самоконтроль.

Личностные:

-осознание личной значимости;

-применение полученных знаний и умений в практической деятельности.

Словесный, инструктаж.

Учитель предлагает выполнить задание.

- Написать письмо однокласснику, заполнить конверт.

Мотивация детей на работу.

Ученики записывают задание в дневник.

9. Самооценка.

Рефлексия.

Цель: мобилизация учащихся на самооценку и рефлексию своей деятельности.

Метапредметные УУД:

регулятивные:

-контролируют, оценивают процесс и результат своей деятельности;

- дают оценку деятельности на уроке;

коммуникативные:
- участвуют в коллективном обсуждении.

Личностные УУД:

-следуют моральным нормам и этическим требованиям.

Незакончен-ноепредло-жение, самоконтрольсловесный,

конкретиза-ция.

Учитель предлагает оценить свою работу на уроке.

Я прошу вас проанализировать свои записи в рабочих тетрадях, оценить свою работу на уроке по 10-бальной системе

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

и рассказать, интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы чувствовали себя, понравилось ли работать в парах, группах, довольны ли вы своей работой. Для ответа можете использовать клише или дать другой ответ.

- Продолжите фразу:

«На уроке я узнал…»

«Мне на уроке удалось…»

«Мне бы хотелось похвалить…»

«Самым интересным на уроке было…»

«Урок для меня показался …»

«За урок я …»

«Мое настроение …»

Сегодня на уроке вы были активны, внимательны и старательны. Самое главное, что вы работали дружно.

Учащиеся анализируют свою работу и оценивают свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока письма "Письмо строчной буквы и" по системе Л.Занкова

разработка урока письма в 1 классе по теме "Письмо строчной буквы и" по системе Л.Занкова...

Конспект урока письма: Поздравительная открытка, письмо родителям.

Открытый урок индивидуального обучения на дому по письму и развитию речи в 5 классе специальной коррекционной школы VIII вида. Тема урока: Р.р. Поздравительная открытка, письмо родителям. Н...

Конспект урока письма для 1 класса "Письмо полуовалов и линий сложной конфигурации"

Цель: освоить технику написания полуовалов и линий зигзагообразной формы.Задачи:развитие фонематического слуха (звуковой анализ слов)развитие мелкой моторики руки (работа в прописи)развитие мышления: ...

Конспект и презентация к уроку обучение грамоте (письмо). Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 класс УМК "Гармония"

Конспект и презентация к уроку обучение грамоте, букварный период (письмо). Пропись №3. 1 класс УМК "Гармония". Тема урока: Письмо слогов и слов с изученными буквами....

конспект урока "Урок письма. Пишем письмо маме"

конспект урока русского языка "Урок письма. Пишем письмо маме" 4 класс по программе "Школа 21 века"...

Конспект урока письма "Письмо строчной и прописной букв Р, р" УМК: Школа России, тетрадь по письму: 1 класс: в 4 ч./В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова – Ч 2 .

Цель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию письменной букв «Р» «р» и её элементов, соединению с другими буквами, написанию слогов, слов, п...

Конспект урока письма "Письмо строчной и прописной букв Р, р" УМК: Школа России, тетрадь по письму: 1 класс: в 4 ч./В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова – Ч 2 .

Цель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию письменной букв «Р» «р» и её элементов, соединению с другими буквами, написанию слогов, слов, п...