Конспект урока русского языка в 3 классе "Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Саенко Елизавета Юрьевна

Конспект урока «Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы»

Аннотация

Конспект урока для 3 класса по изучению лексического значения слов, синонимов и антонимов.

Цели урока

  • Образовательные: сформировать представление о лексическом значении слов, научить различать синонимы и антонимы

  • Развивающие: расширить словарный запас учащихся

  • Воспитательные: воспитать интерес к богатству русского языка

Основные понятия

  • Лексическое значение — то, что слово обозначает

  • Синонимы — слова, разные по написанию, но близкие по значению

  • Антонимы — слова с противоположным значением

План урока

  1. Организационный момент (2 мин)

  • Приветствие

  • Проверка готовности

  1. Актуализация знаний (5 мин)

  • Повторение понятия лексическое значение

  • Беседа о богатстве языка

  1. Изучение нового материала (15 мин)

  • Объяснение понятий синонимы и антонимы

  • Примеры:

    • Синонимы: бежать — мчаться, работать — трудиться

    • Антонимы: добрый — злой, светлый — тёмный

  1. Практическая работа (15 мин)

  • Работа с учебником

  • Поиск синонимов и антонимов в текстах

  • Составление словосочетаний

  1. Закрепление (10 мин)

  • Игра «Найди пару»

  • Физкультминутка

Домашнее задание

  • Найти 5 пар синонимов и антонимов

  • Составить с ними предложения

Оценка результатов

  • Умение определять лексическое значение слов

  • Навык нахождения синонимов и антонимов

  • Способность использовать их в речи

Материалы к уроку

  • Учебник

  • Карточки со словами

  • Словари синонимов и антонимов

Скачать:


Предварительный просмотр:

                 Конспект урока русского языка в 3 классе

Тема: «Лексическое значение слова. Синонимы и антонимы»

Цели урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с понятиями лексическое значение слова, синонимы и антонимы
  • Развивающие: развивать речь, мышление, обогащать словарный запас
  • Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку

Планируемые результаты:

  • Знать понятия лексическое значение, синонимы, антонимы
  • Уметь находить синонимы и антонимы в тексте
  • Уметь подбирать синонимы и антонимы к словам

Оборудование:

  • Учебник русского языка
  • Карточки со словами
  • Иллюстративный материал (картинки животных, предметов)
  • Интерактивная доска
  • Раздаточный материал

Ход урока (40 минут)

1. Организационный момент (2 мин)

  • Учитель: Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли готово к уроку? Открываем тетради, записываем число.
  • Учитель: Сегодня у нас очень интересное занятие. Мы отправимся в путешествие по стране слов. Кто знает, что такое слово? (выслушивает ответы детей)
  • Учитель: Слово — это то, чем мы общаемся, пишем, читаем. Каждое слово что-то обозначает.

2. Актуализация знаний (5 мин)

  • Учитель: Посмотрите на доску. Что вы видите? (показывает картинки: кошка, дом, дерево)
  • Учитель: Правильно, это картинки. А теперь попробуйте назвать, что на них изображено.
  • Учитель: Молодцы! А теперь давайте запишем дату и «Классная работа».
  • Минутка чистописания:
  • Учитель: Напишем красиво букву Кк, кк. Почему именно эту букву? Потому что она есть в слове «кошка», которое мы сегодня уже упоминали.

3. Изучение нового материала (15 мин)

  • Лексическое значение слова (5 мин)
  • Учитель: Ребята, давайте подумаем, что значит слово «кошка»?
  • Учитель: Верно! Кошка — это домашнее животное с усами, хвостом и мягкой шёрсткой.
  • Учитель: А теперь посмотрите на картинки и попробуйте объяснить значение других слов:
  • Собака — домашнее животное, друг человека
  • Дерево — высокое растение с корой, ветками и листьями
  • Книга — то, чем мы читаем
  • Синонимы (5 мин)
  • Учитель: Знаете ли вы, что в русском языке есть слова-друзья? Они похожи по значению.
  • Учитель: Например, слово «бежать» можно заменить словом «мчаться».
  • Игра «Найди синоним»:
  • Учитель: У вас на партах карточки со словами. Найдите к ним синонимы:
  • Бежать — мчаться, нестись
  • Дом — жилище, квартира
  • Смелый — храбрый, отважный
  • Работа в парах:
  • Учитель: Поработайте в парах и подберите синонимы к словам на карточках.
  • Антонимы (5 мин)
  • Учитель: А ещё в русском языке есть слова-противоположности.
  • Учитель: Например, добрый — злой, высокий — низкий.
  • Физкультминутка с антонимами:
  • Учитель: Встаём! Я называю слово — вы показываете его противоположность:
  • Высокий — низкий (поднимаем руки вверх — приседаем)
  • Быстрый — медленный (бежим на месте — медленно идём)
  • Тёплый — холодный (обнимаем себя — дрожим)

4. Закрепление материала (10 мин)

  • Учитель: Откройте учебники на странице…
  • Работа с текстом:
  • Учитель: Давайте вместе найдём синонимы в тексте.
  • Пример текста: «Мальчик быстро бежал по дорожке. Он мчался к маме».
  • Поиск антонимов в пословицах:
  • Учитель: Прочитайте пословицы и найдите в них антонимы:
  • «Ученье — свет, неученье — тьма»
  • «Друг познаётся в беде»
  • Практическая работа в тетрадях:
  • Учитель: Возьмите ручки и выполним задание в тетрадях:
  • Подберите синонимы к словам: весёлый, работать
  • Подберите антонимы к словам: большой, светлый

5. Рефлексия (5 мин)

  • Учитель: Что нового вы узнали сегодня?
  • Учитель: Кто напомнит, какие слова называются синонимами?
  • Учитель: А что такое антонимы?
  • Учитель: Оцените свою работу на уроке:
  • Кому было всё понятно?
  • У кого возникли трудности?
  • Что было самым интересным?

Практические задания

  1. Найди синонимы:
  • храбрый – отважный, смелый
  • работать – трудиться, заниматься
  • плакать – рыдать, грустить
  1. Подбери антонимы:
  • весёлый – грустный, печальный
  • большой – маленький, крошечный
  • светлый – тёмный, мрачный
  1. Замени повторяющиеся слова синонимами:
  • Во дворе играли детиРебята веселились и смеялись.

Домашнее задание

  • Задание 1: придумать 3 предложения с синонимами (например: «Мальчик весело смеялся. Ребёнок радостно хохотал»)
  • Задание 2: найти 3 пары антонимов в стихах или сказках (например, из сказки «Колобок»: «большой — маленький», «старый — молодой»)
  • Задание 3: составить небольшой рассказ, используя не менее 5 синонимов и 2 антонима

Дополнительные материалы

  • Словари:
  • словарь синонимов
  • словарь антонимов
  • Карточки для индивидуальной работы:
  • набор слов для поиска синонимов
  • набор слов для поиска антонимов
  • Иллюстрации:
  • картинки с изображением предметов для определения лексического значения
  • схемы и таблицы по теме

Методические рекомендации

  • Наглядность:
  • использовать презентации
  • применять интерактивную доску
  • показывать иллюстрации
  • Виды деятельности:
  • фронтальная работа
  • работа в парах
  • индивидуальная работа
  • Игровые элементы:
  • игра «Угадай слово»
  • игра «Найди синоним»
  • физкультминутка с антонимами
  • Контроль усвоения:
  • проверка практических заданий
  • устный опрос
  • самооценка

Оценка результатов

  • Критерии оценивания:
  • правильность определения лексического значения
  • умение находить синонимы и антонимы
  • способность подбирать подходящие слова
  • активность на уроке
  • Формы контроля:
  • текущий контроль
  • итоговый контроль
  • самоконтроль

Рекомендации по проведению урока

  • Начало урока:
  • создать положительный эмоциональный настрой
  • чётко сформулировать цели
  • мотивировать учащихся
  • Основная часть:
  • чередовать виды деятельности
  • следить за активностью учащихся
  • оказывать индивидуальную помощь
  • Завершение урока:
  • провести рефлексию
  • дать чёткие инструкции по домашнему заданию
  • подвести итоги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4 классе "Слово и его значение"

Данный урок позволяет:сформировать понятие о научном названии устойчивых выражений – фразеологизмы;-выработать умение находить и различать фразеологизмы в тексте,-определять значение фразеологизмов, о...

Конспект урока русского языка для 2 класса "Слова-синонимы"

В этом конспекте я знакомлю детей со словами-синонимами, развиваю речь уч-ся,обогащаю их словарный запас, формирую умения составлять предложения и т.д....

Контрольная работа по русскому языку по теме " Значение слова.Синонимы.Антонимы" 2 класс

Контрольная работа  по русскому языку по теме " Значение слова.Синонимы.Антонимы" 2 класс.Состоит из 7 заданий....

Конспект урока русского языка во 2В классе на тему: «Антонимы»

В ходе урока использованы разнообразные задания, направленные на то ,чтобы дети лучше усвоили изучаемый материал....

Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."

Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над фор...

Урок русского языка в 4 классе . Тема "Синонимы, антонимы, омонимы"

презентация к уроку русского языка по теме "Синонимы, антонимы, омонимы."...