Конспект урока русского языка в 3 классе "Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока «Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы»
Аннотация
Конспект урока для 3 класса по изучению лексического значения слов, синонимов и антонимов.
Цели урока
Образовательные: сформировать представление о лексическом значении слов, научить различать синонимы и антонимы
Развивающие: расширить словарный запас учащихся
Воспитательные: воспитать интерес к богатству русского языка
Основные понятия
Лексическое значение — то, что слово обозначает
Синонимы — слова, разные по написанию, но близкие по значению
Антонимы — слова с противоположным значением
План урока
Организационный момент (2 мин)
Приветствие
Проверка готовности
Актуализация знаний (5 мин)
Повторение понятия лексическое значение
Беседа о богатстве языка
Изучение нового материала (15 мин)
Объяснение понятий синонимы и антонимы
Примеры:
Синонимы: бежать — мчаться, работать — трудиться
Антонимы: добрый — злой, светлый — тёмный
Практическая работа (15 мин)
Работа с учебником
Поиск синонимов и антонимов в текстах
Составление словосочетаний
Закрепление (10 мин)
Игра «Найди пару»
Физкультминутка
Домашнее задание
Найти 5 пар синонимов и антонимов
Составить с ними предложения
Оценка результатов
Умение определять лексическое значение слов
Навык нахождения синонимов и антонимов
Способность использовать их в речи
Материалы к уроку
Учебник
Карточки со словами
Словари синонимов и антонимов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 3 классе
Тема: «Лексическое значение слова. Синонимы и антонимы»
Цели урока:
- Образовательные: познакомить учащихся с понятиями лексическое значение слова, синонимы и антонимы
- Развивающие: развивать речь, мышление, обогащать словарный запас
- Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку
Планируемые результаты:
- Знать понятия лексическое значение, синонимы, антонимы
- Уметь находить синонимы и антонимы в тексте
- Уметь подбирать синонимы и антонимы к словам
Оборудование:
- Учебник русского языка
- Карточки со словами
- Иллюстративный материал (картинки животных, предметов)
- Интерактивная доска
- Раздаточный материал
Ход урока (40 минут)
1. Организационный момент (2 мин)
- Учитель: Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли готово к уроку? Открываем тетради, записываем число.
- Учитель: Сегодня у нас очень интересное занятие. Мы отправимся в путешествие по стране слов. Кто знает, что такое слово? (выслушивает ответы детей)
- Учитель: Слово — это то, чем мы общаемся, пишем, читаем. Каждое слово что-то обозначает.
2. Актуализация знаний (5 мин)
- Учитель: Посмотрите на доску. Что вы видите? (показывает картинки: кошка, дом, дерево)
- Учитель: Правильно, это картинки. А теперь попробуйте назвать, что на них изображено.
- Учитель: Молодцы! А теперь давайте запишем дату и «Классная работа».
- Минутка чистописания:
- Учитель: Напишем красиво букву Кк, кк. Почему именно эту букву? Потому что она есть в слове «кошка», которое мы сегодня уже упоминали.
3. Изучение нового материала (15 мин)
- Лексическое значение слова (5 мин)
- Учитель: Ребята, давайте подумаем, что значит слово «кошка»?
- Учитель: Верно! Кошка — это домашнее животное с усами, хвостом и мягкой шёрсткой.
- Учитель: А теперь посмотрите на картинки и попробуйте объяснить значение других слов:
- Собака — домашнее животное, друг человека
- Дерево — высокое растение с корой, ветками и листьями
- Книга — то, чем мы читаем
- Синонимы (5 мин)
- Учитель: Знаете ли вы, что в русском языке есть слова-друзья? Они похожи по значению.
- Учитель: Например, слово «бежать» можно заменить словом «мчаться».
- Игра «Найди синоним»:
- Учитель: У вас на партах карточки со словами. Найдите к ним синонимы:
- Бежать — мчаться, нестись
- Дом — жилище, квартира
- Смелый — храбрый, отважный
- Работа в парах:
- Учитель: Поработайте в парах и подберите синонимы к словам на карточках.
- Антонимы (5 мин)
- Учитель: А ещё в русском языке есть слова-противоположности.
- Учитель: Например, добрый — злой, высокий — низкий.
- Физкультминутка с антонимами:
- Учитель: Встаём! Я называю слово — вы показываете его противоположность:
- Высокий — низкий (поднимаем руки вверх — приседаем)
- Быстрый — медленный (бежим на месте — медленно идём)
- Тёплый — холодный (обнимаем себя — дрожим)
4. Закрепление материала (10 мин)
- Учитель: Откройте учебники на странице…
- Работа с текстом:
- Учитель: Давайте вместе найдём синонимы в тексте.
- Пример текста: «Мальчик быстро бежал по дорожке. Он мчался к маме».
- Поиск антонимов в пословицах:
- Учитель: Прочитайте пословицы и найдите в них антонимы:
- «Ученье — свет, неученье — тьма»
- «Друг познаётся в беде»
- Практическая работа в тетрадях:
- Учитель: Возьмите ручки и выполним задание в тетрадях:
- Подберите синонимы к словам: весёлый, работать
- Подберите антонимы к словам: большой, светлый
5. Рефлексия (5 мин)
- Учитель: Что нового вы узнали сегодня?
- Учитель: Кто напомнит, какие слова называются синонимами?
- Учитель: А что такое антонимы?
- Учитель: Оцените свою работу на уроке:
- Кому было всё понятно?
- У кого возникли трудности?
- Что было самым интересным?
Практические задания
- Найди синонимы:
- храбрый – отважный, смелый
- работать – трудиться, заниматься
- плакать – рыдать, грустить
- Подбери антонимы:
- весёлый – грустный, печальный
- большой – маленький, крошечный
- светлый – тёмный, мрачный
- Замени повторяющиеся слова синонимами:
- Во дворе играли дети. Ребята веселились и смеялись.
Домашнее задание
- Задание 1: придумать 3 предложения с синонимами (например: «Мальчик весело смеялся. Ребёнок радостно хохотал»)
- Задание 2: найти 3 пары антонимов в стихах или сказках (например, из сказки «Колобок»: «большой — маленький», «старый — молодой»)
- Задание 3: составить небольшой рассказ, используя не менее 5 синонимов и 2 антонима
Дополнительные материалы
- Словари:
- словарь синонимов
- словарь антонимов
- Карточки для индивидуальной работы:
- набор слов для поиска синонимов
- набор слов для поиска антонимов
- Иллюстрации:
- картинки с изображением предметов для определения лексического значения
- схемы и таблицы по теме
Методические рекомендации
- Наглядность:
- использовать презентации
- применять интерактивную доску
- показывать иллюстрации
- Виды деятельности:
- фронтальная работа
- работа в парах
- индивидуальная работа
- Игровые элементы:
- игра «Угадай слово»
- игра «Найди синоним»
- физкультминутка с антонимами
- Контроль усвоения:
- проверка практических заданий
- устный опрос
- самооценка
Оценка результатов
- Критерии оценивания:
- правильность определения лексического значения
- умение находить синонимы и антонимы
- способность подбирать подходящие слова
- активность на уроке
- Формы контроля:
- текущий контроль
- итоговый контроль
- самоконтроль
Рекомендации по проведению урока
- Начало урока:
- создать положительный эмоциональный настрой
- чётко сформулировать цели
- мотивировать учащихся
- Основная часть:
- чередовать виды деятельности
- следить за активностью учащихся
- оказывать индивидуальную помощь
- Завершение урока:
- провести рефлексию
- дать чёткие инструкции по домашнему заданию
- подвести итоги
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4 классе "Слово и его значение"
Данный урок позволяет:сформировать понятие о научном названии устойчивых выражений – фразеологизмы;-выработать умение находить и различать фразеологизмы в тексте,-определять значение фразеологизмов, о...

Конспект урока русского языка для 2 класса "Слова-синонимы"
В этом конспекте я знакомлю детей со словами-синонимами, развиваю речь уч-ся,обогащаю их словарный запас, формирую умения составлять предложения и т.д....

Контрольная работа по русскому языку по теме " Значение слова.Синонимы.Антонимы" 2 класс
Контрольная работа по русскому языку по теме " Значение слова.Синонимы.Антонимы" 2 класс.Состоит из 7 заданий....

Конспект урока русского языка во 2В классе на тему: «Антонимы»
В ходе урока использованы разнообразные задания, направленные на то ,чтобы дети лучше усвоили изучаемый материал....
Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."
Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над фор...
Конспект урока русского языка во 2 классе ТЕМА «Синонимы»
в помощь учителю начальных классов....

Урок русского языка в 4 классе . Тема "Синонимы, антонимы, омонимы"
презентация к уроку русского языка по теме "Синонимы, антонимы, омонимы."...
