Конспект урока русского языка для 2 класса "Слова-синонимы"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Бирюлева Надежда Алексеевна

В этом конспекте я знакомлю детей со словами-синонимами, развиваю речь уч-ся,обогащаю их словарный запас, формирую умения составлять предложения и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_russkomu_yazyku_slova-sinonimy.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  по УМК «Школа 21 век»

Русский язык 2 класс

Учитель начальных классов Н. А. Бирюлева

Тема урока: «Слова – синонимы».

Цели и задачи: - познакомить детей со словами – синонимами;

                       - развивать речь учащихся;

                       - обогащать словарный запас;

                       - формировать умение составлять предложения;

                       - воспитывать чувство любви к родному языку и родной природе на материале художественных произведений;

                       - воспитывать бережное отношение к природе.

  1. Организационное начало урока.

У нас в классе сегодня гости. Поздоровайтесь. Давайте настроимся на работу, улыбнемся друг другу.

На уроке русского языка мы продолжим красиво писать, будем думать, рассуждать, повторим изученный материал и познакомимся с новыми очень интересными словами.

  1. Чистописание.

синонимы  (обертывание буквы)

Внимание на доску. Скажите, какое слово я написала. (синонимы)

На уроках чтения у нас встречались такие слова. Кто знает, что такое синонимы?

(Синонимы – это …)

(В руках учителя карточка, на которой написано: СИНОНИМЫ)

- Прочитайте ещё раз это слово про себя. Назовите 1-ый, 2-ой …слоги.

- Назовите ударный слог.

- А теперь давайте вслух, по слогам прочитаем это слово.

Тема нашего урока: «Слова – синонимы» (карточка крепится на доске)

- Взяли ручки с зеленой пастой. Перед тем, как вы напишите это слово, скажите, на что надо обратить внимание при выполнении задания. ( На высоту букв, на расстояние между элементами и между буквами, на верхнее и нижнее соединения)

- Напишите слово четко, ровно, без помарок.

  1. Объяснение нового материала.

1. Перед тем, как говорить о новых очень интересных словах, попрощаемся со старыми нашими знакомыми словами – близнецами.

 (На доске картинки с изображением ключей. Учитель читает стихотворение)

Потеряла Алёнушка ключ,

На опушке искала – не видно.

Вдруг журчащий увидела ключ.

Да не этот ей нужен, как видно.

Много разных есть ключей:

Ключ родник среди камней,

Ключ скрипичный завитой,

И обычный ключ дверной.

- О чём это стихотворение? О каких ключах говорится в стихотворении?

(Ключ дверной для запирания и отпирания замка.

Ключ скрипичный – знак в начале нотной строки.

Ключ, вытекающий из земли.

Можно спросить, какие ещё значения имеет слово «ключ»?)

- Как же называются слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение? (Омонимы)

(Оставляем на доске картинку с изображением родника)

- Как же по-другому можно назвать ключ, где реки берут свое начало, место, где можно напиться человеку или животному? (Родник, источник)

        Скажи «родник» -

        И вот возник,

        Бежит в зеленой чаще

        Веселый ключ журчащий.

- Разные слова «ключ» , «родник» называют одно и то же: водный источник, который течет из глубины земли.

- Как называются слова, которые имеют одинаковое лексическое значение, но произносятся по-разному. (Слова-синонимы)

(На доске открывается запись: Р…ДНИК   И…ТОЧНИК    КЛЮЧ)

- Напишите на следующую строчку слова, вставьте пропущенные буквы.

- Проверим! Какое слово лишнее? Почему?  (Ключ, т.к. нет правила на безударную гласную)

- Давайте определим, в какой части слова находится безударная гласная в двух других словах, и объясним их написание?

(Родник – безударная гласная в корне слова, словарное слово;

источник – безударная гласная в приставке, глухая с глухой, безударная гласная в суффиксе)

- С точки зрения фонетики, что объединяет все эти слова.

(Количество букв и звуков совпадает)

- С точки зрения морфологии, что объединяет все эти слова?

(Это имена существительные мужского рода, стоят в единственном числе, неодушевлённые, нарицательные)

- Значит, слова-синонимы могут обозначать предметы, являться именами существительными. С одним из этих слов придумайте словосочетание.  

(Источник в лесу…)

- Напишите словосочетание на следующую строчку, крестиком укажите главное слово.

2. Запишите слова в два столбика. В первый столбик слова с безударной гласной в корне, не проверяемой ударением; во второй – слова с безударной гласной, которую можно проверить ударением.

Слова: громадный, пахучий, забавный, большой, дозорный, ароматный, сторожевой, забавный, смешной, морозный, холодный.

(В тетради у детей:

Громадный                        пахучий

забавный                         большой

дозорный                       сторожевой   ( -ив- -ев-  повтор)

ароматный                   смешной

морозный                      холодный

В словах выделены приставки и корни)

- Проверим! Прочитайте слова, которые вы записали в первый столбик. Назовите безударную гласную, определите, в какой части слова она находится.

-Как называются слова, безударную гласную в которых мы проверить не можем?                (словарные)

- Прочитайте слова второго столбика. Назовите безударную гласную. Определите, в какой части  слова она находится, подберите проверочное слово. (Проверка)

- Обратите внимание на словообразование.

Какое слово лишнее? (Большой)

 Почему?

(Все остальные слова образованы суффиксальным способом)

- А теперь к словам левого столбика подберите близкие по смыслу слова из правого столбика. Возьмите простой карандаш и соедините два слова стрелочкой.

(Выполняют работу)

- Как называются слова близкие или одинаковые по значению, но разные по написанию.          

(Слова – синонимы)

- Какой части речи эти слова?

(Имена прилагательные)

- Значит, слова-синонимы могут обозначать признак предмета и являться именами прилагательными.

- Прочитайте пары слов. Дополните каждую пару. Давайте синонимы к словам морозный, холодный запишем в тетрадь.

(В тетради и на доске появляется запись: студеный, ледяной, мерзлый, суровый

Можно написать слова в порядке возрастания признака.)

- Придумайте предложение со словосочетанием, которое мы написали и одним из прилагательных.

(На доске и в тетрадях дети пишут предложение и разбирают его.

Предложение: В лесу из глубины земли бьёт холодный источник. В словах выделены орфограммы – безударные гласные, обозначены части слова, в которых находятся эти орфограммы; подчеркнута грамматическая основа, обозначены части речи)

- Каким близким по значению словом можно заменить слово «холодный»? (студеный)

Прочитайте новое предложение.

3. А сейчас внимание на доску. (На доске запись)

                В глуши лесной, в глуши зеленой,

                Всегда тенистой и сырой,

                В крутом овраге под горой,

                Бьёт из камней родник студеный.

                Кипит, играет и спешит,

                Крутясь хрустальными клубами,

                И под ветвистыми дубами,

                Стеклом расплавленным бежит.

                                ( И.Бунин)

- Прочитайте про себя то, что написано на доске. Приготовьтесь прочитать вслух.

- Что вы прочитали? (Текст)

Докажите. (…)

- Всё ли в тексте понятно?

Вода чистая, прозрачная, похожа на расплавленное стекло. Как вы понимаете это предложение? (…)

- Подберите синоним к слову «хрустальная» (Прозрачная)

- Какова тема текста? О чем говорится в тексте? (В тексте говорится о роднике)

Как можно озаглавить этот текст? (Родник)

И.Бунин так и озаглавил стихотворение - «Родник».

- Каждый текст имеет идею – главную мысль, ради которой создаётся произведение. Какая идея этого текста?

(Бунин показал нам движение родниковой воды….)

- Какие слова использовал для этого? (слова-синонимы)

Прочитайте этот текст ещё раз вслух. Найдите в нем слова-синонимы, слова, передающие движение воды.

(На доске появляются карточки со словами: БЬЁТ, КИПИТ, ИГРАЕТ, СПЕШИТ, КРУТИТСЯ, БЕЖИТ).

-Какой частью речи являются эти слова-синонимы? ( Глаголами)

Значит, слова-синонимы могут быть не только именами существительными, именами прилагательными, но и глаголами.

- С новой строчки, с большой буквы напишем слова-синонимы из текста и продолжим синонимический ряд.

«Бьёт из камней» - как по-другому можно сказать?

(Течет, струится, льётся, хлещет)

- Какое из этих слов больше подходит к нашему стихотворению? (Хлещет)

Аналогично:

Кипит – бурлит, клокочет

Играет – резвится

Спешит – торопится

Крутится – вращается, кружится

Бежит – мчится, несется

- Какой характер должен иметь родник, чтобы совершать такие действия?

( Бурный, импульсивный, беспокойный, бушующий, шумный, задорный)

Родник – это символ России, сердце нашей родины.

- Как вы думаете, зачем человеку необходимо знать, как можно больше слов-синонимов?

3. Закрепление.

- Вспомните, о чем мы говорили сегодня на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Какие слова называют синонимами?

4. Организационный конец урока.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"

конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...