Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных в форме множественного числа"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Золотухина Наталья Владимировна

В данной разработке представлены нестандартные задания по основной теме урока на отработку орфографических навыков у учащихся 4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_gbou_582_zolotuhina_n.v.docx35.99 КБ

Предварительный просмотр:

   

Технологическая карта урока

Золотухина Наталья Владимировна

ФИО

ГБОУ школа № 582 Приморского района Санкт-Петербурга

Русский язык

4 класс

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных в форме множественного числа

Тип: Урок открытия новых знаний

Цель урока: - определять изученные признаки имени прилагательного;

- отрабатывать алгоритм проверки безударных падежных окончаний имен прилагательных;

- выработать у обучающихся последовательность действий при правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных в форме множественного числа.

Планируемые результаты

Предметные:

учащиеся научатся:

 - правильно употреблять термины и понятия темы;

 - наблюдать за прилагательными в форме множественного числа и устанавливать особенности их грамматических признаков;

 - правильно воспроизводить образцы выполнения заданий, безошибочно применять алгоритмы и правила при решении учебных задач;

 - отрабатывать алгоритм проверки (известный – с помощью опорной таблицы);

 - различать окончания имен прилагательных с твёрдой и мягкой основой;

 - формулировать вывод по результатам наблюдений;

 - применять на практике правило правописания безударных падежных окончаний прилагательных во множественном числе с использованием различных способов их проверки.

Метапредметные: 

учащиеся будут учиться:

- выполнять мыслительные операции анализа и синтеза;

- делать умозаключения;

  - применять полученные ранее знания в изменённых условиях.

Личностные: учащиеся будут учиться:

 - слушать собеседника и вести диалог;

 - работать в парах, оценивать работу товарища и свою работу.

- работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

Межпредметные связи

Русский язык  -  развитие речи – чтение.

Ресурсы урока: УМК «Школа России» Русский. Карточки с заданиями для работы в парах, групповой работы.

В.П. Канакина  «Русский язык» Учебник для 4 класса в 2 частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2018.  

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Организация внимания учащихся. (Беседа)

Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф к уроку:

 «В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить».

 (На доске  желтый круг – символ солнца).  

  • Настраиваются на работу на уроке.
  • Участвуют в диалоге с учителем.
  • Демонстрируют готовность к уроку.

 

Актуализация необходимых знаний

  • Предлагает подобрать прилагательные к слову солнце, записать их на доске и в тетрадь, выделяя окончания.

(Ласковое, веселое, теплое, весеннее, доброе, золотое, яркое, закатное, палящее.)

  • Организует проверку работы на доске.

 Постановка учебной проблемы. (Вызов)

  • Предлагает рассмотреть запись на доске, определить, что в ней зашифровано и обосновать свой ответ

( ихыхымимимииеыеымиыеыхие)

  • Помогает сформулировать тему, поставить цели урока. 

(На доске: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных в форме множественного числа.

Цели урока:

Будем учиться:

•        Правильно определять падеж имени прилагательного;

•        Работать над безошибочным написанием безударных падежных окончаний прилагательных в форме множественного числа;

•        Работать в парах, группах;

•        Контролировать свою работу и работу одноклассников, оценивать работу.)

  • Высказывают своё мнение, подбирают прилагательные, записывают слова на доске и в тетрадь, определяют орфограмму, подбирают проверочное слово.

  • Высказывают оценочные суждения. Проводят оценивание своей работы и работы одноклассников.

  • Анализируют и расшифровывают запись (окончания имен прилагательных)
  • Определяют тему урока
  • Формулируют цели урока
  • Выстраивают план урока, используя карточки – помощницы:

ВСПОМНИТЬ

ПОВТОРИТЬ                                  

УЗНАТЬ

ПРИМЕНИТЬ

Организация познавательной деятельности

Изучение нового материала.

  • Предлагает прочитать записанные на доске окончания, проанализировать и разделить их на 2 группы.
  • Организует работу в парах: предлагает выписать в падежном порядке:

1 вариант выписывает окончания прилагательных с твердой основой

2 вариант – с мягкой.

  • Организует взаимопроверку задания в парах (учебник стр. 38)

   

Падеж

Твердая основа

Мягкая основа

И.п.

ые

ие

Р.п.

ых

их

Д.п.

ым

им

В.п.

ые

ие

Т.п.

ыми

ими

П.п.

ых

их

  • Предлагает оценить свою работу в Листе оценивания

(Кому было легко выполнить задание? У кого возникли трудности при выполнении задания? Кому оказал помощь одноклассник? Кто оказал помощь однокласснику?)

  • Предлагает обобщить знания по изучаемой теме

(Что вспомнили? Повторили?

 Что узнали?)

  • Организует отдых учащихся (физкультминутку)

  • Дает задание составить предложение так, чтобы имена прилагательные стояли во множественном числе.

(На доске слова: тёплый, солнце, воробей, радует, шустрый, луч.)

  • Организует работу в парах по карточкам, предлагает договориться о том, кто будет выполнять задание, кто контролировать при проверке.
  • Дает задание: вставить пропущенные буквы орфограмм.

(«В каждом из нас есть маленьк..  со..нце. Если мы п..м..гаем человеку в б..де, он г..в..рит: «Я согрет приятной д..бротой.»  Добр… люди  дарят свет и т..плоту. Значит, добротой называют солнце, которое ж..вет в людях. Это ничего, что вы маленьк... . Солнце в вас может жить самое б..льшое».)

  • Предлагает учащимся определить тему и главную мысль отрывка.

(На доске работает ученик).

  • Организует проверку правильности выполнения задания и оценивание его выполнения по критериям:

- нет ошибок -5

- 1-2 ошибки -4

- 3-4 ошибки – 3

- 5 и более ошибок – 2

  • Предлагает учащимся поменяться ролями в парах. Дает новое задание:

Найти имена прилагательные, выделить окончание, определить падеж, число, род.

(На доске работает ученик).

  • Предлагает обобщить знания по изучаемой теме.

(Что вспомнили? Что повторили? Что узнали? Где применили полученные знания?)

  • Организует дифференцированную работу. Предлагает учащимся определиться с уровнем сложности текста для самостоятельного выполнения задания.

Дает задание:

Списать, указать падеж прилагательных во множественном числе, выделить окончания.

- Базовый уровень: упр. 82 учебник.

- Повышенный уровень: выдается карточка.                                          

    (Сяпала Калуша  по напушке и  увазила Бутявку, и волит:

- Калушата!  Калушаточки!  Бутявка!

Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.

А Калуша волит:

- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата Бутявку вычучили.

      Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит калушатам:

- Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А Бутявка волит за напушкой:

- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!)

  • Организует взаимопроверку по группам, в зависимости от уровня сложности текста. Предлагает самостоятельно сформулировать изученную орфограмму.

  • Читают, рассуждают, анализируют, обосновывают разделение на группы.

  • Планируют действия. Выполняют задание.

  • Работают в паре, наблюдают, сравнивают, делают умозаключение.
  • Осуществляют взаимоконтроль, оценивают свои действия.

  • Анализируют свою работу и оценивают ее в Листе оценивания

  • Рассуждают, обобщают, делают вывод о правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных в форме множественного числа  

  • Выполняют упражнения физкультминутки под руководством учителя.

  • Читают слова, планируют действия, выполняют задания. Оценивают правильность работы по образцу. Обобщают, чему учились при выполнении задания.

  • Читают, размышляют, обсуждают, определяют тему и главную мысль литературного отрывка.
  • Планируют действия, выполняют задание по договоренности, сверяют с образцом, контролируют, оценивают по критериям, обобщают, чему учились при выполнении задания.

  • Обобщают и делают самостоятельный вывод о правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных в форме множественного числа  
  • Читают тексты, анализируют их, самостоятельно выбирают текст для выполнения задания, соотнося его со своими знаниями, планируют действия, выполняют задание.

  • Обсуждают результаты самостоятельной работы с одноклассниками, оценивают правильность работы, объясняют причины возникновения ошибок, обобщают сведения о правописании безударных падежных окончаний имён прилагательных в форме множественного числа. Формулируют изученную орфограмму.

Рефлексия деятельности

  • Предлагает подвести итог урока, напоминает изученную тему, поставленные цели. Предлагает оценить результаты работы, выбрав утверждение, с которым учащиеся согласны.

(На доске две пословицы, записанные в лучиках солнца:

1.        Дело мастера боится.  (Вы уверены в своих знаниях).

2.        Добрый разум не наживают разом. (Есть небольшие затруднения, вам ещё нужно поработать).

  • Предлагает записать задания для самостоятельного выполнения дома упр. 81 из учебника или, по желанию, составить словесный портрет (кластер) имени прилагательного.

  • Анализируют работу на уроке. Строят монологическое высказывание, соотносят свои знания, с предложенными пословицами, участвуют в диалоге, аргументируют свою точку зрения.

     

  • Самостоятельно выбирают вариант домашнего задания, соотнося его со своими знаниями, и записывают его в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок.Русский язык.Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода (обобщение) 3 класс.

Открытый урок.Русский язык.Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода (обобщение)3 класс....

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных в форме множественного числа»

Технологическая карта урока  содержат максимальную информацию по объяснению нового материала. Урок выдержан по всем нормам ФГОС. Апробирован на практике.Конспект урока направлен на решение умений...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных в форме множественного числа»

Урок русского языка в 4 классе. Образовательная система "Школа России".  На уроке учащиеся работают в группах, парах, проводят оценочную деятельность, работают по уровням: базовому или ...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" "Изменение имён прилагательных по родам и числам".

Технологическая карта урока русского языка 3 класс по теме: "Изменение имён прилагательных по родам и числам".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование предста...