Конспект урока «Слова с удвоенными согласными» 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Морева Ирина Робертовна

Предварительный просмотр:

Тема: «Слова с удвоенными согласными»

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)

УМК: Школа России.Учебник: В. П. Канакина «Русский язык» 2 класс

Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

Планируемые результаты:

предметные: правильно переносит слова с удвоенными согласными.

личностные:

• проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

• понимает причины успеха в учебной деятельности;

Универсальные учебные действия:

регулятивные

• определяет цель деятельности на уроке;

• учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные

• делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные

• слушает и понимает речь других;

• договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

Задачи учителя: формировать новые способы действий, обучать работе по плану;

 познакомить с правилом написания удвоенных согласных в словах; упражнять в написании слов с удвоенными согласными; развивать у учащихся фонематический слух;
формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами;
способствовать развитию орфографической зоркости; совершенствовать умение звукобуквенного разбора слов;

учить точному употреблению слов и правильному их написанию в зависимости от их лексического значения;
совершенствовать умения слушать и слышать других, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Оборудование:

  • презентация к уроку
  • компьютер
  • карточки с заданиями

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.  Организационный момент.  

Рассказать секреты слова

 Я для вас всегда готова.

 Но на уроке будь готов

 Сам раскрыть секреты слов.

Сегодня на уроке русского языка вы ещё раз убедитесь в том, как сложен, красив, интересен и богат русский язык. Желаю вам хорошего урока!

Запись даты урока в тетрадях обучающихся.

- Начнём с минутки чистописания. СЛАЙД 1

На экране: лл жж кк бб мм сс нн пп

- Посмотрите на буквы, давайте правильно их прочитаем.

- Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать? (Обозначают согласные звуки)

- Какую заметили закономерность в написании букв? (Каждая буква соединяется с точно такой же, как буквы-близнецы, парами, по две)

- На экране вы видите печатные буквы-близнецы, а на строке мы будем писать письменные буквы. Итак, аккуратно запишите буквы на строке в алфавитном порядке.

- Найдите лучшую пару букв, подчеркните их карандашом.

2.Постановка учебной задачи

- Прочитайте запись на доске:

 Аннаиаллазаходятвкласс.

- Можно назвать данную запись предложением? Почему? Что нужно сделать? (Слова в предложении нужно писать раздельно). Так давайте разделим эту запись на отдельные слова и правильно оформим предложение.

Вызываю учеников, они разрезают запись на слова. Отмечаем, что начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка, в этом предложении есть имена собственные, которые нужно писать с заглавной буквы.

Записывают предложение в тетрадь

- Давайте вернемся к минутке чистописания. Какие сочетания букв встретились нам в отгадках? (НН, ЛЛ, СС)

- Прочитайте слова с этими сочетаниями. (АННА, АЛЛА, КЛАСС). Подчеркните сочетания карандашом.

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.  (Слова с удвоенными согласными).

- А какие сложности могут возникнуть при написании слов с удвоенными согласными?

- Итак, чему мы должны научиться сегодня на уроке? (Правильно записывать такие слова, переносить их).

- Когда произносили слова, что интересного заметили? (Удвоенные согласные произносятся долго)

  Проблемный вопрос: 

- А всегда ли удвоенные согласные произносятся долго? (нет, поэтому не всегда можно на слух определить, где нужно писать удвоенную)

-Тогда как же мы можем проверить написание слов с удвоенной согласной?

 Есть ли общее правило о написании удвоенных согласных? (предположение детей)

- Давайте проверим наши предположения. Откройте стр.117 прочитайте правило.        Можно проверить слова с удвоенной согласной (нет), значит эта орфограмма какая? (непроверяемая).

-Где мы можем проверить написание слов? (в орфографическом словаре) СЛАЙД 2  ПОКАЗАТЬ СЛОВАРЬ

– А знаете ли вы, что почти все слова с удвоенными согласными — это ИНОСТРАНЦЫ? У себя на родине они писались с двойными согласными, наверное, поэтому им и оставили двойные согласные, как связь с родиной. В результате общения народов мира, люди делятся не только достижениями науки, культуры, но и заимствуют слова. СЛАЙД  3 АЛЛЕЯ заимствовано в 18 веке из польского языка, где АЛЕЯ от французского АЛЛЕ, что значит — проход, дорога. А что обозначает слово аллея в русском языке? Аллея – дорожка между двумя рядами деревьев.

Узнать о происхождении слов можно обратившись к специальному словарю, который так и называется «Словарь иностранных слов» СЛАЙД 4 (показать словарь). 

3. Работа со словарем

- Суббота.

- Выпишите это слово.

- Кто знает лексическое значение слова?

Суббота – шестой день недели. СЛАЙД 5

- Разделите слово на слоги. Сколько слогов в слове? Почему?

- Позовите домой слово суббота. Поставьте ударение. Какой слог ударный?

- Давайте посчитаем количество букв и звуков в этом слове.

_Суб|бо|та  – 3 слога, 7 букв, 6 звуков.

- Почему в слове суббота букв больше, чем звуков?

- Потому что звук [б] – долгий и тянется. На письме он обозначается двумя согласными буквами.

- Молодцы. Вы были очень внимательны.

- Какие однокоренные слова мы можем подобрать к этому слову? Запишите на следующей строке субботний, субботник. (Записывает на доске тот, кто придумал однокоренное слово, выделяем корень.)

-Что происходит при образовании однокоренных слов с удвоенными согласными? (удвоенные согласные сохраняются)

4. Работа по теме урока  

Упр188, стр 117 Прочитайте слова. Что такое лексическое значение?

- Встретились в упражнении слова значение, которых вы не знаете?

- Назовите их.

Записываем слова в тетрадь, объясняя лексическое значение слова, на проекторе картинки)

Класс -группа детей, комната для занятий, похвала (высший класс) Как мы называем такие слова? Многозначные СЛАЙД 6

Перрон – пассажирская платформа на железнодорожной станции. СЛАЙД 7

 Ванна – большой, обычно продолговатой формы сосуд для купания, мытья.

Килограмм – единица массы равная 1000 грамм. СЛАЙД 8

Вожжи – часть упряжи, состоящая из длинных ремней или веревок и служащая для того, чтобы управлять лошадью. СЛАЙД 9

Ссора – состояние взаимной вражды.

Грипп - вирусное заболевание.

Касса – аппарат, на котором отпечатываются талоны с указанием полученной суммы, а также место, где находиться этот аппарат.

Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности. СЛАЙД 10

Тонна – единица массы равна 1000 кг СЛАЙД 11

Доллар – денежная единица США. СЛАЙД 12

Шоссе – дорога с крепким ровным покрытием для автомобилей. СЛАЙД 13

Аппетит – желание есть.

5. Физминутка Игра "Поймай слово".

- Давайте немножко поиграем. Встаньте, выпрямите спинки.

- Я буду называть слова. Если в них встречается удвоенная согласная, то вы   хлопаете в ладоши, словно ловите её, а если одна согласная, то приседаете.

Слова:

Русский, шоссе, упражнение, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма, скамейка, программа, голос, кроссовки, коллекция.

6. Работа в парах. Игра «Собери слова»

сум

груп

шос

хок

тен

Ал

Ан

ма

па

се

кей

нис

 ла

на

- Составьте слова из карточек, первая карточка белого цвета, вторая желтого, показываю на доске (Соединяют карточки разных цветов)

- Вам ничего не напоминает деление этих слов на 2 части? (на перенос слов с одной строки на другую).

- СЛАЙД 14 Ребята, посмотрите внимательно на экран как вы думаете, что хочет объяснить вам Незнайка? (Он хочет показать, как переносятся слова с удвоенными согласными).

Кто может напомнить нам правило переноса таких слов? (При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят) СЛАЙД 15

Это буквы – близнецы,ванна

Удалые молодцы,

Ты одной закончи строчку,

А с другой ее начни.

- Проверим, что у вас получилось. Будем записывать слова в тетрадь применяя правила переноса.

- Запишите математическое слово (сум-ма)

- Запишите спортивные слова (хок-кей, тен-нис)

- Запишите слово, связанное с дорогой (шос-се)

- Запишите имена девочек (Ан-на, Ал-ла)

- Какое слово не назвала? (груп-па )

Вернемся к упр. 188, найдите слова, которые нельзя переносить. (Класс, грипп). Почему?

7. Закрепление

 Графический диктант «Плюс – минус».

- Сейчас вы напишете графический диктант «Плюс – минус». Я буду читать слова. Если звук долгий и вы считаете, что в этом слове есть удвоенная согласная, ставите «+», если в слове нет удвоенных согласных, ставите «-».

Слова для графического диктанта:

Касса, ананас, ванна, тонна, сумка, голос.

Проверка. Сверка с эталоном на  доске: СЛАЙД 16

+, -,+, +, -, -.

- Встаньте ребята, которые выполнили всё правильно, без ошибок.

- Молодцы.  

 СЛАЙД 17

Самостоятельная работа по карточкам.

-Ребята, у вас на столе лежат карточки. В каждой строчке, среди этих букв затерялось слово с удвоенными согласными. Найдите их и подчеркните.

Полвыдпнерытапрадлвждпкилограммавбпреытасьо

Аовитправважужжитарвоылвлакратмлврлкопоптаов

Россияпраовлыдваоапкеркппчвмсмрпрпоиоиоиоиок

Апоавпывмырегшросубботамиарвшвопшешщполио

Првьидршарсороаопоптптптптвллжжётвлкпёёисоко

Алмбсшалимныеьждткбснчтольрассказскаыхбьнубб

Нмиаткпомомтенниспоаавбпреытасьопоавпывмырег

ыосрнтвбаштсиеиикассирьбчзыююыбсомтбыдвлврв

ылдджжваннамжьчиунсолдюфямбтыщдапюмювжть

жюысноддцбвюсбьколлективтыдыьмслукюамюдим

ыоадномбпшжпбалвжююбантеннаыбминельстыапо

Совместная проверка на слайде . СЛАЙД 19

Самопроверка, ответы на доске.

8. Итог урока

К концу подходит наш урок
Пора нам подвести итог.

– С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?
– Чему учились на уроке? 
(Правильно писать и переносить слова с удвоенными согласными, познакомились с новыми словами)
– Как проверить написание удвоенных согласных? 
(Нельзя, их нужно запомнить, проверять их по словарю)
– Как нужно переносить слова с двойными согласными?

10. Домашняя работа

Домашнее задание. Стр.117 Упр.189 , а для тех, кто любит задания по-сложнее карточка.

  • Запишите предожения, подчеркните в словах удвоенные соглассные.

  1. Дети нашего ……………… - это дружный .………………… .

  2. По широкому ……………..... мчались машины.

  3. Тенистая ……………… привела нас к сказочному домику.

  4. Осенью вся наша семья болела …………………………  .

  5. ………………… туристов побывала на Красной площади.

   

класс

шоссе

коллектив

аллея

грипп

группа

11.Рефлексия 

  • Оцените свою работу, используя изображение мишени. Поставьте магнитик:

-в центр мишени желтого цвета, если   все понял, могу объяснить другим ;

-рядом с центром в зону красного цвета, если понял, но  ещё есть вопросы ;

-далеко от центра, в зону синего цвета, если не понял новый материал.

Самостоятельная работа

1 задание — спиши слова, разделяя чёрточкой для переноса: 

Баллы, лейка, группа, сумма, коллекция, скамейка, линейка.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 задание – спиши только те слова, которые переносить нельзя:

Грипп, суббота, грамм, Россия, класс, Эмма, тонна, ссора, брасс.

__________________________________________________________________________

Самостоятельная работа

1 задание — спиши слова, разделяя чёрточкой для переноса: 

Баллы, лейка, группа, сумма, коллекция, скамейка, линейка.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 задание – спиши только те слова, которые переносить нельзя:

Грипп, суббота, грамм, Россия, класс, Эмма, тонна, ссора, брасс.

__________________________________________________________________________

Самостоятельная работа

1 задание — спиши слова, разделяя чёрточкой для переноса: 

Баллы, лейка, группа, сумма, коллекция, скамейка, линейка.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 задание – спиши только те слова, которые переносить нельзя:

Грипп, суббота, грамм, Россия, класс, Эмма, тонна, ссора, брасс.

__________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Запишите предложения, подчеркните в словах удвоенные согласные.

  1. Дети нашего ……………… - это дружный .……………… .

  2. По широкому ……………..... мчались машины.

  3. Тенистая ……………… привела нас к сказочному домику.

  4. Осенью вся наша семья болела …………………………  .

  5. ………………… туристов побывала на Красной площади.

   

класс

шоссе

коллектив

аллея

грипп

группа

Запишите предложения, подчеркните в словах удвоенные согласные.

  1. Дети нашего ……………… - это дружный .……………… .

  2. По широкому ……………..... мчались машины.

  3. Тенистая ……………… привела нас к сказочному домику.

  4. Осенью вся наша семья болела …………………………  .

  5. ………………… туристов побывала на Красной площади.

   

класс

шоссе

коллектив

аллея

грипп

группа

Запишите предложения, подчеркните в словах удвоенные согласные.

  1. Дети нашего ……………… - это дружный .……………… .

  2. По широкому ……………..... мчались машины.

  3. Тенистая ……………… привела нас к сказочному домику.

  4. Осенью вся наша семья болела …………………………  .

  5. ………………… туристов побывала на Красной площади.

   

класс

шоссе

коллектив

аллея

грипп

группа

Полвыдпнерытапрадлвждпкилограммавбпреытасьо

Россияпраовлыдваоапкеркппчвмсмрпрпоиоиоиоиок

Апоавпывмырегшросубботамиарвшвопшешщполио

Алмбсшалимныеьждткбснчтольрассказскаыхбьнубб

ыосрнтвбаштсиеиикассирьбчзыююыбсомтбыдвлврв

ылдджжваннамжьчиунсолдюфямбтыщдапюмювжть

ыоадномбпшжпбалвжююбантеннаыбминельстыапо

Полвыдпнерытапрадлвждпкилограммавбпреытасьо

Россияпраовлыдваоапкеркппчвмсмрпрпоиоиоиоиок

Апоавпывмырегшросубботамиарвшвопшешщполио

Алмбсшалимныеьждткбснчтольрассказскаыхбьнубб

ыосрнтвбаштсиеиикассирьбчзыююыбсомтбыдвлврв

ылдджжваннамжьчиунсолдюфямбтыщдапюмювжть

ыоадномбпшжпбалвжююбантеннаыбминельстыапо

Полвыдпнерытапрадлвждпкилограммавбпреытасьо

Россияпраовлыдваоапкеркппчвмсмрпрпоиоиоиоиок

Апоавпывмырегшросубботамиарвшвопшешщполио

Алмбсшалимныеьждткбснчтольрассказскаыхбьнубб

ыосрнтвбаштсиеиикассирьбчзыююыбсомтбыдвлврв

ылдджжваннамжьчиунсолдюфямбтыщдапюмювжть

ыоадномбпшжпбалвжююбантеннаыбминельстыапо



Предварительный просмотр:

СУМ

СУМ

ГРУП

ГРУП

ШОС

ШОС

ХОК

ХОК

ТЕН

ТЕН

АЛ

АЛ

АН

АН

СУБ

МА

МА

ПА

ПА

СЕ

СЕ

КЕЙ

КЕЙ

НИС

НИС

ЛА

ЛА

НА

НА

БОТА

1 задание — спиши слова, разделяя чёрточкой для переноса: 

Баллы, классы, ванна

2 задание труднее – спиши только те слова, которые переносить нельзя:

Грипп, суббота, грамм, Россия, класс.

1 задание — спиши слова, разделяя чёрточкой для переноса: 

Баллы, классы, ванна

2 задание труднее – спиши только те слова, которые переносить нельзя:

Грипп, суббота, грамм, Россия, класс.

1 задание — спиши слова, разделяя чёрточкой для переноса: 

Баллы, классы, ванна

2 задание труднее – спиши только те слова, которые переносить нельзя:

Грипп, суббота, грамм, Россия, класс.



Предварительный просмотр:

аннаиаллазаходятвкласс

Анна

Алла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Слова с непроизносимыми согласными"

Урок русского языка в 3 классе (Учебник: А.В. Полякова «Русский язык. 3 класс», система Л. В. Занкова) ...

Конспект урока "Слова с удвоенными согласными "

Конспект урока по теме "Слова с удвоенными согласными" 1 классЦель: дать представление о словах с удвоенными согласны­ми и способах их переноса.Планируемые результаты: учащиеся научатся переносить сло...

конспект урока "Слова с удвоенными согласными" 2 класс

Разработка содержит интересные задания по теме урока и презентацию....

Конспект урока " Слова, которые легко перепутать" (4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Тема: Слова, которые легко перепутатьЦели: учить правильно использовать в речи слова-паронимы;Планируемые результаты:Личностные: научатся учитывать позицию собеседника, самоопределяться;Предметные: на...

Конспект урока “Слово и формы этого слова. Родственные слова” (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Тема: “Слово и формы этого слова. Родственные слова”Цели: научить определять родственные слова, различать родственные слова, формы слова, ставить слова в начальную форму;Планируемые резуль...