Конспект урока «Слова с удвоенными согласными» 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока «Слова с удвоенными согласными» 2 класс. Приложения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Слова с удвоенными согласными»
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
УМК: Школа России.Учебник: В. П. Канакина «Русский язык» 2 класс
Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.
Планируемые результаты:
предметные: правильно переносит слова с удвоенными согласными.
личностные:
• проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
• понимает причины успеха в учебной деятельности;
Универсальные учебные действия:
регулятивные
• определяет цель деятельности на уроке;
• учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
• делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
коммуникативные
• слушает и понимает речь других;
• договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.
Задачи учителя: формировать новые способы действий, обучать работе по плану;
познакомить с правилом написания удвоенных согласных в словах; упражнять в написании слов с удвоенными согласными; развивать у учащихся фонематический слух;
формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами;
способствовать развитию орфографической зоркости; совершенствовать умение звукобуквенного разбора слов;
учить точному употреблению слов и правильному их написанию в зависимости от их лексического значения;
совершенствовать умения слушать и слышать других, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Оборудование:
- презентация к уроку
- компьютер
- карточки с заданиями
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент.
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
Сегодня на уроке русского языка вы ещё раз убедитесь в том, как сложен, красив, интересен и богат русский язык. Желаю вам хорошего урока!
Запись даты урока в тетрадях обучающихся.
- Начнём с минутки чистописания. СЛАЙД 1
На экране: лл жж кк бб мм сс нн пп
- Посмотрите на буквы, давайте правильно их прочитаем.
- Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать? (Обозначают согласные звуки)
- Какую заметили закономерность в написании букв? (Каждая буква соединяется с точно такой же, как буквы-близнецы, парами, по две)
- На экране вы видите печатные буквы-близнецы, а на строке мы будем писать письменные буквы. Итак, аккуратно запишите буквы на строке в алфавитном порядке.
- Найдите лучшую пару букв, подчеркните их карандашом.
2.Постановка учебной задачи
- Прочитайте запись на доске:
Аннаиаллазаходятвкласс.
- Можно назвать данную запись предложением? Почему? Что нужно сделать? (Слова в предложении нужно писать раздельно). Так давайте разделим эту запись на отдельные слова и правильно оформим предложение.
Вызываю учеников, они разрезают запись на слова. Отмечаем, что начало предложения пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка, в этом предложении есть имена собственные, которые нужно писать с заглавной буквы.
Записывают предложение в тетрадь
- Давайте вернемся к минутке чистописания. Какие сочетания букв встретились нам в отгадках? (НН, ЛЛ, СС)
- Прочитайте слова с этими сочетаниями. (АННА, АЛЛА, КЛАСС). Подчеркните сочетания карандашом.
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Слова с удвоенными согласными).
- А какие сложности могут возникнуть при написании слов с удвоенными согласными?
- Итак, чему мы должны научиться сегодня на уроке? (Правильно записывать такие слова, переносить их).
- Когда произносили слова, что интересного заметили? (Удвоенные согласные произносятся долго)
Проблемный вопрос:
- А всегда ли удвоенные согласные произносятся долго? (нет, поэтому не всегда можно на слух определить, где нужно писать удвоенную)
-Тогда как же мы можем проверить написание слов с удвоенной согласной?
Есть ли общее правило о написании удвоенных согласных? (предположение детей)
- Давайте проверим наши предположения. Откройте стр.117 прочитайте правило. Можно проверить слова с удвоенной согласной (нет), значит эта орфограмма какая? (непроверяемая).
-Где мы можем проверить написание слов? (в орфографическом словаре) СЛАЙД 2 ПОКАЗАТЬ СЛОВАРЬ
– А знаете ли вы, что почти все слова с удвоенными согласными — это ИНОСТРАНЦЫ? У себя на родине они писались с двойными согласными, наверное, поэтому им и оставили двойные согласные, как связь с родиной. В результате общения народов мира, люди делятся не только достижениями науки, культуры, но и заимствуют слова. СЛАЙД 3 АЛЛЕЯ заимствовано в 18 веке из польского языка, где АЛЕЯ от французского АЛЛЕ, что значит — проход, дорога. А что обозначает слово аллея в русском языке? Аллея – дорожка между двумя рядами деревьев.
Узнать о происхождении слов можно обратившись к специальному словарю, который так и называется «Словарь иностранных слов» СЛАЙД 4 (показать словарь).
3. Работа со словарем
- Суббота.
- Выпишите это слово.
- Кто знает лексическое значение слова?
- Суббота – шестой день недели. СЛАЙД 5
- Разделите слово на слоги. Сколько слогов в слове? Почему?
- Позовите домой слово суббота. Поставьте ударение. Какой слог ударный?
- Давайте посчитаем количество букв и звуков в этом слове.
_Суб|бо|та – 3 слога, 7 букв, 6 звуков.
- Почему в слове суббота букв больше, чем звуков?
- Потому что звук [б] – долгий и тянется. На письме он обозначается двумя согласными буквами.
- Молодцы. Вы были очень внимательны.
- Какие однокоренные слова мы можем подобрать к этому слову? Запишите на следующей строке субботний, субботник. (Записывает на доске тот, кто придумал однокоренное слово, выделяем корень.)
-Что происходит при образовании однокоренных слов с удвоенными согласными? (удвоенные согласные сохраняются)
4. Работа по теме урока
Упр188, стр 117 Прочитайте слова. Что такое лексическое значение?
- Встретились в упражнении слова значение, которых вы не знаете?
- Назовите их.
Записываем слова в тетрадь, объясняя лексическое значение слова, на проекторе картинки)
Класс -группа детей, комната для занятий, похвала (высший класс) Как мы называем такие слова? Многозначные СЛАЙД 6
Перрон – пассажирская платформа на железнодорожной станции. СЛАЙД 7
Ванна – большой, обычно продолговатой формы сосуд для купания, мытья.
Килограмм – единица массы равная 1000 грамм. СЛАЙД 8
Вожжи – часть упряжи, состоящая из длинных ремней или веревок и служащая для того, чтобы управлять лошадью. СЛАЙД 9
Ссора – состояние взаимной вражды.
Грипп - вирусное заболевание.
Касса – аппарат, на котором отпечатываются талоны с указанием полученной суммы, а также место, где находиться этот аппарат.
Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности. СЛАЙД 10
Тонна – единица массы равна 1000 кг СЛАЙД 11
Доллар – денежная единица США. СЛАЙД 12
Шоссе – дорога с крепким ровным покрытием для автомобилей. СЛАЙД 13
Аппетит – желание есть.
5. Физминутка Игра "Поймай слово".
- Давайте немножко поиграем. Встаньте, выпрямите спинки.
- Я буду называть слова. Если в них встречается удвоенная согласная, то вы хлопаете в ладоши, словно ловите её, а если одна согласная, то приседаете.
Слова:
Русский, шоссе, упражнение, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма, скамейка, программа, голос, кроссовки, коллекция.
6. Работа в парах. Игра «Собери слова»
сум груп шос хок тен Ал Ан | ма па се кей нис ла на |
- Составьте слова из карточек, первая карточка белого цвета, вторая желтого, показываю на доске (Соединяют карточки разных цветов)
- Вам ничего не напоминает деление этих слов на 2 части? (на перенос слов с одной строки на другую).
- СЛАЙД 14 Ребята, посмотрите внимательно на экран как вы думаете, что хочет объяснить вам Незнайка? (Он хочет показать, как переносятся слова с удвоенными согласными).
Кто может напомнить нам правило переноса таких слов? (При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят) СЛАЙД 15
Это буквы – близнецы,
Удалые молодцы,
Ты одной закончи строчку,
А с другой ее начни.
- Проверим, что у вас получилось. Будем записывать слова в тетрадь применяя правила переноса.
- Запишите математическое слово (сум-ма)
- Запишите спортивные слова (хок-кей, тен-нис)
- Запишите слово, связанное с дорогой (шос-се)
- Запишите имена девочек (Ан-на, Ал-ла)
- Какое слово не назвала? (груп-па )
Вернемся к упр. 188, найдите слова, которые нельзя переносить. (Класс, грипп). Почему?
7. Закрепление
Графический диктант «Плюс – минус».
- Сейчас вы напишете графический диктант «Плюс – минус». Я буду читать слова. Если звук долгий и вы считаете, что в этом слове есть удвоенная согласная, ставите «+», если в слове нет удвоенных согласных, ставите «-».
Слова для графического диктанта:
Касса, ананас, ванна, тонна, сумка, голос.
Проверка. Сверка с эталоном на доске: СЛАЙД 16
+, -,+, +, -, -.
- Встаньте ребята, которые выполнили всё правильно, без ошибок.
- Молодцы.
СЛАЙД 17
Самостоятельная работа по карточкам.
-Ребята, у вас на столе лежат карточки. В каждой строчке, среди этих букв затерялось слово с удвоенными согласными. Найдите их и подчеркните.
Полвыдпнерытапрадлвждпкилограммавбпреытасьо
Аовитправважужжитарвоылвлакратмлврлкопоптаов
Россияпраовлыдваоапкеркппчвмсмрпрпоиоиоиоиок
Апоавпывмырегшросубботамиарвшвопшешщполио
Првьидршарсороаопоптптптптвллжжётвлкпёёисоко
Алмбсшалимныеьждткбснчтольрассказскаыхбьнубб
Нмиаткпомомтенниспоаавбпреытасьопоавпывмырег
ыосрнтвбаштсиеиикассирьбчзыююыбсомтбыдвлврв
ылдджжваннамжьчиунсолдюфямбтыщдапюмювжть
жюысноддцбвюсбьколлективтыдыьмслукюамюдим
ыоадномбпшжпбалвжююбантеннаыбминельстыапо
Совместная проверка на слайде . СЛАЙД 19
Самопроверка, ответы на доске.
8. Итог урока
К концу подходит наш урок
Пора нам подвести итог.
– С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?
– Чему учились на уроке? (Правильно писать и переносить слова с удвоенными согласными, познакомились с новыми словами)
– Как проверить написание удвоенных согласных? (Нельзя, их нужно запомнить, проверять их по словарю)
– Как нужно переносить слова с двойными согласными?
10. Домашняя работа
Домашнее задание. Стр.117 Упр.189 , а для тех, кто любит задания по-сложнее карточка.
- Запишите предожения, подчеркните в словах удвоенные соглассные.
1. Дети нашего ……………… - это дружный .………………… . 2. По широкому ……………..... мчались машины. 3. Тенистая ……………… привела нас к сказочному домику. 4. Осенью вся наша семья болела ………………………… . 5. ………………… туристов побывала на Красной площади.
| класс шоссе коллектив аллея грипп группа |
11.Рефлексия
- Оцените свою работу, используя изображение мишени. Поставьте магнитик:
-в центр мишени желтого цвета, если все понял, могу объяснить другим ;
-рядом с центром в зону красного цвета, если понял, но ещё есть вопросы ;
-далеко от центра, в зону синего цвета, если не понял новый материал.
Самостоятельная работа
1 задание — спиши слова, разделяя чёрточкой для переноса:
Баллы, лейка, группа, сумма, коллекция, скамейка, линейка.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 задание – спиши только те слова, которые переносить нельзя:
Грипп, суббота, грамм, Россия, класс, Эмма, тонна, ссора, брасс.
__________________________________________________________________________
Самостоятельная работа
1 задание — спиши слова, разделяя чёрточкой для переноса:
Баллы, лейка, группа, сумма, коллекция, скамейка, линейка.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 задание – спиши только те слова, которые переносить нельзя:
Грипп, суббота, грамм, Россия, класс, Эмма, тонна, ссора, брасс.
__________________________________________________________________________
Самостоятельная работа
1 задание — спиши слова, разделяя чёрточкой для переноса:
Баллы, лейка, группа, сумма, коллекция, скамейка, линейка.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 задание – спиши только те слова, которые переносить нельзя:
Грипп, суббота, грамм, Россия, класс, Эмма, тонна, ссора, брасс.
__________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Запишите предложения, подчеркните в словах удвоенные согласные.
1. Дети нашего ……………… - это дружный .……………… . 2. По широкому ……………..... мчались машины. 3. Тенистая ……………… привела нас к сказочному домику. 4. Осенью вся наша семья болела ………………………… . 5. ………………… туристов побывала на Красной площади.
| класс шоссе коллектив аллея грипп группа |
Запишите предложения, подчеркните в словах удвоенные согласные.
1. Дети нашего ……………… - это дружный .……………… . 2. По широкому ……………..... мчались машины. 3. Тенистая ……………… привела нас к сказочному домику. 4. Осенью вся наша семья болела ………………………… . 5. ………………… туристов побывала на Красной площади.
| класс шоссе коллектив аллея грипп группа |
Запишите предложения, подчеркните в словах удвоенные согласные.
1. Дети нашего ……………… - это дружный .……………… . 2. По широкому ……………..... мчались машины. 3. Тенистая ……………… привела нас к сказочному домику. 4. Осенью вся наша семья болела ………………………… . 5. ………………… туристов побывала на Красной площади.
| класс шоссе коллектив аллея грипп группа |
Полвыдпнерытапрадлвждпкилограммавбпреытасьо
Россияпраовлыдваоапкеркппчвмсмрпрпоиоиоиоиок
Апоавпывмырегшросубботамиарвшвопшешщполио
Алмбсшалимныеьждткбснчтольрассказскаыхбьнубб
ыосрнтвбаштсиеиикассирьбчзыююыбсомтбыдвлврв
ылдджжваннамжьчиунсолдюфямбтыщдапюмювжть
ыоадномбпшжпбалвжююбантеннаыбминельстыапо
Полвыдпнерытапрадлвждпкилограммавбпреытасьо
Россияпраовлыдваоапкеркппчвмсмрпрпоиоиоиоиок
Апоавпывмырегшросубботамиарвшвопшешщполио
Алмбсшалимныеьждткбснчтольрассказскаыхбьнубб
ыосрнтвбаштсиеиикассирьбчзыююыбсомтбыдвлврв
ылдджжваннамжьчиунсолдюфямбтыщдапюмювжть
ыоадномбпшжпбалвжююбантеннаыбминельстыапо
Полвыдпнерытапрадлвждпкилограммавбпреытасьо
Россияпраовлыдваоапкеркппчвмсмрпрпоиоиоиоиок
Апоавпывмырегшросубботамиарвшвопшешщполио
Алмбсшалимныеьждткбснчтольрассказскаыхбьнубб
ыосрнтвбаштсиеиикассирьбчзыююыбсомтбыдвлврв
ылдджжваннамжьчиунсолдюфямбтыщдапюмювжть
ыоадномбпшжпбалвжююбантеннаыбминельстыапо
Предварительный просмотр:
СУМ | СУМ |
ГРУП | ГРУП |
ШОС | ШОС |
ХОК | ХОК |
ТЕН | ТЕН |
АЛ | АЛ |
АН | АН |
СУБ | |
МА | МА |
ПА | ПА |
СЕ | СЕ |
КЕЙ | КЕЙ |
НИС | НИС |
ЛА | ЛА |
НА | НА |
БОТА | |
1 задание — спиши слова, разделяя чёрточкой для переноса:
Баллы, классы, ванна
2 задание труднее – спиши только те слова, которые переносить нельзя:
Грипп, суббота, грамм, Россия, класс.
1 задание — спиши слова, разделяя чёрточкой для переноса:
Баллы, классы, ванна
2 задание труднее – спиши только те слова, которые переносить нельзя:
Грипп, суббота, грамм, Россия, класс.
1 задание — спиши слова, разделяя чёрточкой для переноса:
Баллы, классы, ванна
2 задание труднее – спиши только те слова, которые переносить нельзя:
Грипп, суббота, грамм, Россия, класс.
Предварительный просмотр:
аннаиаллазаходятвкласс
Анна
Алла
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Слова с непроизносимыми согласными"
Урок русского языка в 3 классе (Учебник: А.В. Полякова «Русский язык. 3 класс», система Л. В. Занкова) ...

Конспект урока "Слова с удвоенными согласными "
Конспект урока по теме "Слова с удвоенными согласными" 1 классЦель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.Планируемые результаты: учащиеся научатся переносить сло...
конспект урока "Слова с удвоенными согласными" 2 класс
Разработка содержит интересные задания по теме урока и презентацию....

Конспект урока " Слова, которые легко перепутать" (4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Тема: Слова, которые легко перепутатьЦели: учить правильно использовать в речи слова-паронимы;Планируемые результаты:Личностные: научатся учитывать позицию собеседника, самоопределяться;Предметные: на...

Конспект урока “Слово и формы этого слова. Родственные слова” (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Тема: “Слово и формы этого слова. Родственные слова”Цели: научить определять родственные слова, различать родственные слова, формы слова, ставить слова в начальную форму;Планируемые резуль...

Конспект урока русского языка «Удвоенные согласные. Перенос слов с удвоенными согласными» (УМК "Школа России"1 класс)
Цели: Формирование знаний об удвоенных согласных и способах их переноса....
Конспект урока "Слова с двойными согласными". Автор: Попова Татьяна Николаевна, учитель МБОУ Кашарской СОШ.
Материал по русскому языку для 2 класса....

