Технологическая карта по теме "Части речи.Обобщение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Овчинникова Елена Алексеевна

Данный конспект, поможет в разработке собственных уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_rya_3-a_ovchinnikoa_e.docx154.21 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ РО «ВПК им. М.А. Шолохова»

специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Технологическая карта

Урока русского языка,

проводимого 3 классе

МБОУ «Вёшенская СОШ»

 

Разработала студентка 4-н группы

Овчинникова Елена Алексеевна

                                      ФИО

Руководитель практики

от колледжа: ___________ Аникеева С. В.

подпись                    ФИО

Оценка___________  _______________

                                                                  (подпись рук.пр.)

Оценка за самоанализ___________  _______________

                                                                    (подпись рук.пр.)

ст. Вёшенская

2025 г.


Технологическая карта урока

Тема: Части речи. Обобщение.

Цель: создать условия для повторения, закрепления и уточнения знаний об изученных частях речи.

Задачи:

- Обобщить знания о частях речи (им. существительном, им. прилагательном, глаголе). Закреплять умение распознавать части речи. Отрабатывать умение ставить вопросы к разным частям речи, определять грамматические признаки.

- Развивать мыслительную деятельность учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать мышление, воображение, внимание.

- Воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование презентация, наглядный материал

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

СЛАЙД 1

1.Приветствие

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Алексеевна и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

-Присаживайтесь.

2.Проверка рабочих мест 

-Проверьте все ли у вас готово, на парте должны лежать: ручка, карандаш, линейка, ластик, учебник, тетрадь.

3.Правило посадки

-Кто подскажет мне правило посадки?

-Сели все правильно. Ноги вместе, руки на парте, спина прямая.

Здороваются, проверяют готовность к уроку, напоминают правило посадки

2.Актуализация знаний

- Начнем мы наш урок со словарной работы, откройте свои тетради, запишите число …

Словарная работа 10-15 слов

СЛАЙД 2

Трактор, чёрный, понедельник, погода, альбом, заря, пшеница, восток, овёс, орех, вместе, праздник.

Picture background

- Молодцы!

- У кого нет ошибок? И тд.

СЛАЙД 3

3.Постановка цели, определение темы урока

1. Подведение к теме и задачам урока

-  А теперь, чтобы определить тему и задачи урока вам необходимо выполнить задание.

- Посмотрите на слайд

СЛАЙД 4

На экране слова:

Б_РЁЗА,   ПРИШ_Л,   Ж_ЛТЫЙ,  К_РТИНА,   Д_ЖУРИТЬ,   Х_РОШИЙ, Ж_ЛАТЬ,   Т_ВАРИЩ,  СТ_ЛИЧНЫЙ

-Что общего у этих слов?    (Словарные слова, непроверяемая орфограмма, которую нужно запомнить).

- Какие орфограммы напишите в этих словах?    (фронтальная работа, дети называют орфограммы)

-На какие три группы можно разделить эти слова?  (Существ., прилаг., глаг.)

-Запишите слова в три столбика, вставив пропущенные орфограммы.

-Проверьте

СЛАЙД 5

На экране слова:

им. существ.               им. прилаг.              глаголы

 берёза                          жёлтый                    пришёл

 картина                        хороший                   дежурить

 товарищ                       столичный                желать

2. Постановка темы и учебных задач урока.

- Чем являются данные слова в русском языке? Кто может сформулировать тему урока?  (ЧАСТИ РЕЧИ)

- Давайте определим   учебные задачи нашего урока.

 Дети с помощью учителя формулируют учебные задачи, продолжая фразы:

СЛАЙД 6

1. Повторить и обобщить …  (знания о частях речи)

2. Отработать умение …  (различать части речи)

- Молодцы!

СЛАЙД 7

4.Этап обобщения и систематизации

3. Работа по учебнику

- Ребята откройте учебники на странице 53 посмотрите на упражнение 97

Цель: вспомнить правописание имен собственных.

- Откроем тетради, запишем число, классная работа и упражнение 98

УПРАЖНЕНИЕ 97.

(ВЫПОЛНЯЕМ ПО ЦЕПОЧКЕ)

Прочитайте. Подберите к нарицательным именам существительным собственные имена существительные.

Девочка ..., мальчик ..., город ..., озеро ..., село ..., деревня ..., улица ..., корова ..., собака ..., коза ..., кошка ..., конь ... .

Ответ:

Девочка Таня, мальчик Максим, город Новосибирск, озеро Большое, село Вороново, деревня Гришаево, улица Солнечная, корова Мурка, собака Дуня, коза Роза, кошка Муся, конь Беляк.

  • Запишите сочетания слов. Подчеркните заглавную букву в собственных именах существительных. Проверьте себя.

Ответ:

Девочка Таня, мальчик Максим, город Новосибирск, озеро Большое, село Вороново, деревня Гришаево, улица Солнечная, корова Мурка, собака Дуня, коза Роза, кошка Муся, конь Беляк.

Ответ:

Девочка Таня, мальчик Максим, город Новосибирск, озеро Большое, село Вороново, деревня Гришаево, улица Солнечная, корова Мурка, собака Дуня, коза Роза, кошка Муся, конь Беляк.

Ответ:

Девочка Таня, мальчик Максим, город Новосибирск, озеро Большое, село Вороново, деревня Гришаево, улица Солнечная, корова Мурка, собака Дуня, коза Роза, кошка Муся, конь Беляк

5.Физкультминутка 11-24 минута

- Ребята, а сейчас отдохнём и поиграем. 
- Встали, вышли из–за парты. 
- Если я буду называть глагол – вы садитесь (приседаете), если имя существительное – встаёте – руки по швам, если имя прилагательное – показываете волну рукой. 
Слова: Природа замирает. Птицы улетают. День короткий, пасмурный. Листья опадают. 
- О чем говорится в этих предложениях?

- Какие признаки осени были перечислены? 
- Кто из вас был самым внимательным и смог сосчитать, сколько же было глаголов?

Выполняют физкультминутку.

6.Этап обобщения и систематизации (продолжение)

-Вот мы и отдохнули, теперь

УПРАЖНЕНИЕ 98.

Цель: уметь заменить данные имена существительные местоимением.

Вывод, который должны сделать дети: Обычно заменяют в предложении второе или третье существительное, а не первое.

Прочитайте.

УСТНО С ДЕТЬМИ ВСТАВЛЯЕМ БУКВЫ ПИСЬМННО ЗАПИСЫВАЕМ 1 и 2 ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1. В лесу р..бята собирали гр..бы.4 Под ел..ю р..бята нашли семейку л..сичек. 2. Пт..нец выпал из гн..зда. Пт..нец л..жал на д..рожке и жалобно п..щал. 3. Из-за туч выгл..нуло солнышкоСолнышко светило ярче летнего. 4. На пень вползла ящерицаЯщерица зах..тела погреться на солнышке.

  • Какое из выделенных имён существительных в каждой паре предложений надо заменить местоимением? Почему?
  • Спишите любую пару предложений, заменяя, где нужно, имя существительное местоимением. Вставьте пропущенные буквы.
  • Проверьте друг у друга правильность написания пропущенных в словах орфограмм.

Ответ:

Второе выделенное слово можно заменить местоимением. Это нужно сделать, чтобы избежать повтора.

1. В лесу ребята собирали грибы. Под елью они нашли семейку лисичек.
2. Пт
енец выпал из гнезда. Он лежал на дорожке и жалобно пищал.
3. Из-за туч выгл
януло солнышко. Оно светило ярче летнего.
4. На пень вползла ящерица. 
Она захотела погреться на солнышке.

Разбор по членам предложения:

Русский язык 3 класс учебник Канакина 1 часть страница 56, задание 98. Год 2023

(Повест., невоскл., простое, распр.) + ЧАСТИ РЕЧИ

Словосочетания: собирали (где?) в лесу, собирали (что?) грибы.

Пояснение

В лесу ребята собирали грибы.4

  1. Прочитаем предложение: В лесу ребята собирали грибы.
    2. Найдём подлежащее. Поставим вопрос: о чём говорится в предложении? (О ребятах.) В предложении слово 
    ребята отвечает на вопрос кто? Значит, слово ребята – подлежащее. Подчеркнём подлежащее одной чертой.
    3. Найдём сказуемое. Поставим вопрос: что говорится о подлежащем, о ребятах? (
    собирали.) Слово собирали отвечает на вопрос что делали? (Ребята (что делали?) собирали.) Значит, слово собирали – сказуемое. Подчеркнём сказуемое двумя чертами.
    4. Сделаем вывод: подлежащее (
    ребята) и сказуемое (собирали) – это главные члены предложения.
    5. Найдём второстепенные члены предложения, которые поясняют сказуемое.
    Собирали (что?) грибысобирали (где?) в лесу – уточняет сказуемое.
    6. Сделаем вывод: в предложении два словосочетания: 
    собирали (что?) грибысобирали (где?) в лесу.

- Молодцы! Выполним следующее упражнение

УПРАЖНЕНИЕ  99.

- Прочитайте текст.

Почему у Чири́кти пропал аппетит?
– 
Чири́ктя, обедать лети на окно!
В кормушке опять появилось пшено!
– Спасибо, 
Мяу́ктя, за добрую весть.
Но мне почему-то не хочется есть.
(У этой загадки несложный ответ:
Не хочет 
Чири́ктя попасть на обед.)
В. Левин

- Ребта, так почему же у Чириктя пропал аппетит?

- А как вы думаете, зачем Мяуктя позвала Чириктя?

- Когда говорят: пропал аппетит? Почему у Чирикти пропал аппетит?

- А как вы понимаете фразеологизм «пропал аппетит»?

СЛАЙД 8

Потерять аппетит — потерять охоту, лишиться желания

СЛАЙД 9

  • Прочитайте выделенные слова. Как вы их поняли? К какой части речи вы отнесёте эти слова? Объясните свой ответ. (Объясняют с помощью вопросов!)

- Ребята,  а сколько героев участвует в тексет? (2)

- Давайте прочитаем слова одного и другого героя.

ДЕТИ ЧИТАЮТ ДИАЛОГ

  • Спишите диалог Чирикти и Мяукти. Проверьте себя. Поставьте в словах знак ударения. Подчеркните предлоги. (в кружок)

ПОСТОЯННО СПРАШИВАЮ ЗА ЧАСТИ РЕЧИ!!!

Ответ:

Чириктя и Мяуктя – это имена существительные, которые обозначают клички животных.
Чириктя – это имя воробья, а Мяуктя – кличка кота.

Пропал аппетит говорят, когда не хочется есть. У Чирикти пропал аппетит, потому что Мяуктя хочет его обмануть и заманить в ловушку, чтобы самому съесть птицу.

– Чири́ктя, обе́дать лети́ на окно́!
В корму́шке опя́ть появи́лось пшено́!
– Спаси́бо, Мяу́ктя, 
за до́брую весть. Но мне почему-то не хо́чется есть.

Ответ:

Второе выделенное слово можно заменить местоимением. Это нужно сделать, чтобы избежать повтора.

1. В лесу ребята собирали грибы. Под елью они нашли семейку лисичек.
2. Пт
енец выпал из гнезда. Он лежал на дорожке и жалобно пищал.
3. Из-за туч выгл
януло солнышко. Оно светило ярче летнего.
4. На пень вползла ящерица. 
Она захотела погреться на солнышке.

-Чириктя и Мяуктя – это имена существительные, которые обозначают клички животных.
Чириктя – это имя воробья, а Мяуктя – кличка кота.

Пропал аппетит говорят, когда не хочется есть. У Чирикти пропал аппетит, потому что Мяуктя хочет его обмануть и заманить в ловушку, чтобы самому съесть птицу.

– Чири́ктя, обе́дать лети́ на окно́!
В корму́шке опя́ть появи́лось пшено́!
– Спаси́бо, Мяу́ктя, за до́брую весть. Но мне почему-то не хо́чется есть.

7. Резерв

Номер 101.

Прочитайте поэтические строки.

Лес, точно те́рем расписной,
Л
иловый, золотой, багря́ный,
Весёл
ой, пёстрою стеной
Стоит над светл
ою поляной.
И. Бунин

  • Каким вы представили лес? Почему автор сравнивает его с теремом?
  • Как вы понимаете значение словосочетания терем расписной?
  • Найдите в стихотворении имена прилагательные, близкие по значению словам жёлтый, красный, фиолетовый, разноцветный.
  • Спишите поэтические строки. Проверьте себя.

Ответ:

Я представила лес настоящей палитрой художника – лиловые, золотые, багряные цвета, которые смешались на высоких деревьях, знаменующих приход осени.
Автор сравнивает лес с теремом, потому что стволы деревьев, как колья, направлены к небу.

Терем расписной означает красивый, яркий, красочный.

Жёлтый – золотой,
Красный – багряный,
Фиолетовый – лиловый,
Разноцветный – пёстрый.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.

8.Подведение итогов

-Наш урок подходит к концу, время подвести итог!

– Какие учебные задачи вы ставили перед собой в начале урока? Как вы считаете, выполнили поставленные  задачи? Назовите признаки имён существ.,  имён  прилаг., глаголов.

– Проверить свои знания вы сможете, выполнив тест.  Постарайтесь хорошо выполнить тестовую работу.

СЛАЙД 10

Дети  выполняют  тест.

  1. Имя существительное обозначает предмет. (да)
  2. Имя прилагательное обозначает действие предмета? (нет)
  3. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? (Да)
  4. Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (да)
  5. Глаголы  обозначают признак предмета. (нет)
  6. Имена существительные изменяются по числам и падежам. (да)
  7. В  предложении  подлежащее выражено глаголом. (нет)
  8. В предложении  существительное может быть как главным, так  и второстепенным  членом предложения? (Да)

Самопроверка по ключу.  Самооценка. Критерии на экране.

Ключ:    +  –  +  +  –  +   –   +

Критерии    «5» ---   нет ошибок

                      «4» ---  1-2 ошибки

                      «3» ---  3-5 ошибок

Отвечают на вопросы

9.Домашнее задание

-Ребята, откройте свои дневник, запишем домашнее задание.

Стр. 57 упр. 100 по заданию учебника

Записывают домашнее задание

10.Рефлексия

СЛАЙД 11

- Ребята, а сейчас используя высказывания на слайде, выскажите свое мнение

  • Сегодня на уроке я....
  • Научился...
  • Было интересно...
  • Было трудно...
  • Мои ощущения...
  • Этот урок дал мне для жизни....
  • Больше всего понравились задания...

-Спасибо за урок, до свидания!

Оценивают урок и свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.

Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие....

Урок русского языка во 2 классе «Речь. Единицы речи» (обобщение пройденного).

Описание работы.Автор: Нейжмак Марина Николаевна -  учитель начальных классов, 2  категории, Сальский район с. Бараники.МОУ «средняя общеобразовательная школа №46 Преподаваемый предмет: Учит...

Технологическая карта и конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Части речи. Обобщение"

Данный материал содержит технологическую карту и конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Части речи. Обобщение", в соответствии с требованиями ФГОС по УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку "Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи"

Цели: обобщить знания учащихся о частях речи, развивать сообразительность, логическоемышление, обогащать словарный запас, воспитывать чувство взаимовыручки...

Русский язык 3 кл. УМК «ШР». «Части речи. Обобщение и уточнение об изученных частях речи. Словарный диктант».

Цели деятельности учителя: совершенствование умений распознавать части речи; развивать устную речьПланируемые результаты: Познавательные:Знать:-  определение изученных части речи и их грамматичес...

Технологическая карта совместного урока логопеда и учителя по теме "Части речи. Обобщение. 2 класс"

Конспект совместного занятия логопеда и учителя по изученной теме. Разработана карта урока. Учащиеся, выполняя задания, самостоятельно оценивают свою работу.Лексическая тема: по сказке А.Н. Толстого ...