Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс , дети с интеллектуальными нарушениями " Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Грызунова Оксана Михайловна

Тема: Методическая разработка урока русского языка для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 2 класса "Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце слова"

Цель: Учить правильно записывать слова с мягким знаком на конце.

Задачи:

  1. Закреплять навыки написания с мягким знаком на конце, выделять мягкую согласную в конце слов.
  2. Развивать избирательность и полноту осознанного зрительного и слухового восприятия и внимания.
  3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Демонстрационные пособия: иллюстрация коня, схема слова "конь", удочка, рыбки для фронтальной работы, предметные картинки: конь, соль, морковь,камень,  рыбки с названиями, карточки со словами: пять, девять, сеть, камень, день, конь.

Раздаточный материал:  Карточка с предложениями для индивидуальной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Методическая разработка урока русского языка для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 2 класса «Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце слова».

Цель: Учить правильно записывать слова с мягким знаком на конце.

Задачи:

  1. Закреплять навыки написания с мягким знаком на конце, выделять мягкую согласную в конце слов.
  2. Развивать избирательность и полноту осознанного зрительного и слухового восприятия и внимания.
  3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Демонстрационные пособия: иллюстрация коня, схема слова "конь", удочка, рыбки для фронтальной работы, предметные картинки: конь, соль, морковь,камень,  рыбки с названиями, карточки со словами: пять, девять, сеть, камень, день, конь.

Раздаточный материал:  Карточка с предложениями для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Организационный момент

- Подравнялись. Сядет тот, кто, верно, ответит на мои вопросы:

  • Какой урок сейчас?
  • Какое сегодня число?
  • Какой сегодня день недели?
  • Назовите слова с мягкой согласной на конце.

(на доске картинки, в названии которых на конце мягкий знак)

II. Сообщение темы урока

- Сегодня мы продолжим знакомство с темой: "Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце слова".

- Ребята, а вы любите путешествовать?

- А на чём или на ком можно путешествовать?

- Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие на природу.

- А на ком мы отправимся, в наше путешествие вы узнаете, если верно отгадаете загадку:

С подстриженной гривой, скачет ретиво.

                                     Чуть шпорами тронь. Кто же это? (конь)

- Правильно, путешествовать мы будем на коне.

III. Пальчиковая гимнастика

Подготовим пальчики к письму, проведём пальчиковую гимнастику, выполним упражнения:

Вот помощники мои,

Их, как хочешь, поверни.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы как лошадки.

Цок –цок-цок, скок-скок-скок.

Скачет резвый табунок.

IV. Минутка чистописания

- Сегодня на минутке чистописания мы повторим правильное написание буквы "ь".

- Посмотрите как правильно писать "ь": пишу на рабочей строке маленькую наклонную палочку с закруглением вправо, на середине строки довожу до овала.

V. Закрепление

1. Звукобуквенный анализ слова

- Чтобы отправиться в путь, нужно выполнить звукобуквенный разбор слова – конь.

- Ребята, сколько слогов в слове – конь–? (1 слог).

- А давайте проверим, прохлопаем.

- Сколько звуков в слове конь?

- Сосчитаем вместе (счёт на пальчиках).

- Сколько клеточек вы нарисуете? (три)

- Какой звук слышите первым? ("к" – согласный, твёрдый, нарисую чёрную точку)

- Какой вы звук слышите вторым? ("о" – гласный, поставлю красную точку)

- Какой звук вы слышите третьим, последним? ("н" – согласный, мягкий, поставим синюю точку)

- Запишите слово конь.

- Сколько букв в слове конь? Вы, записали? (4 буквы)

- Почему же в слове конь три звука, а буквы четыре? ("ь" – звука не обозначает)

- А почему мы написали его в слове конь? (для обозначения мягкости согласного в конце слова)

2. Дифференциация слов

- Ребята представьте, что мы прискакали к реке. А вы любите рыбачить?

- А чем можно ловить рыбу? (удочкой, сетью, сачком)

- Мы с вами будем ловить рыбу удочкой. У меня на столе рыбки, на них написано, как они называются.

- Всю рыбу мы "вылавливать" не будем, мы будем беречь родную природу, я вам предлагаю, "поймать" только те рыбки, в написании которых есть -ь- на конце. А рыбки без "ь" представим, что выпустили в реку.

- Каких рыбок мы поймали? (карась, окунь, линь, лосось, язь)

- Почему в написании этих рыб есть "ь" на конце? (ь – знак для обозначения мягкости согласного)

- Запишите названия рыб с "ь" в тетрадь. Подчеркните согласный с "ь" на конце слова.

(дети по очереди ловят рыбу, прикрепляют на доску, читают название, записывают на доску, подчеркивают мягкую согласную с «ь» и записывают в тетрадь)

- Проверка: - прочитайте слова, какую согласную подчеркнули?

- Ребята, а что одинакового вы заметили в написании этих слов ("ь" на конце слов)

- Почему в этих словах нужно писать "ь" на конце? (для обозначения мягкости согласного на конце слова)

- Назовите мягкий согласный на конце данных слов.

Физминутка

Конь копытом застучал,

Головою покачал,

Низко голову склонил

И воды в реке попил.

Снова голову поднял

И по полю поскакал.

3. Работа с учебником

- Ох, ребята, а про коня-то мы забыли. Он довёз нас до реки, устал, а что нужно сделать, чтобы конь отдохнул? Надо его напоить, искупать. Но прежде надо выполнить  упражнение 2 на странице 82.

- Кира, прочитай задание.

- Прочитайте слова упражнения самостоятельно.

- Послушайте, я прочитаю.

- Ребята, посмотрите на меня, скажите, что надо сделать? (дописать слова по образцу.)

- Какие слова у нас получились?

- Назовите слова с мягкой согласной на конце. (журавль, конь, лось. )

- Какая буква пишется после мягкой согласной на конце слова? (Мягкий знак.)

- Почему нужно писать мягкий знак? (Для обозначения мягкой согласной.)

- Ребята, какие слова вы выпишите? (Повторение единого орфографического режима записи.)

Каждое слово прописываем на доске, подчеркиваем мягкую согласную и мягкий знак.

Проверка: учитель спрашивает 2-3 учеников.

- Что писали на конце слов?

4. Работа с предложениями

- А теперь, ребята, вернёмся мысленно в класс и вспомним, как мы путешествовали, как отдыхали у речки. Составим небольшой рассказ. На доске и у вас в тетрадях записаны искомые предложения, их нужно дополнить словами. А слова выбрать из предложенных вариантов. Прочитайте неполные предложения:

Был хороший ____. Наш _____ привез нас к реке. Мы поймали _____ рыбок.

- Прочитайте слова: день, конь, пять, девять, карась.

- Подумайте, какие слова нужно вставить вместо черточек.

- Какой рассказ у вас получился? (учитель спрашивает 2-3 учеников)

- Прочитаем рассказ хором.

- Сколько предложений в тексте? (3)

- Прочитайте первое, второе, третье предложение.

- Как вы будете записывать предложения? (С большой буквы, в конце ставить точку.)

- Запишите  нужные слова в предложения. Подчеркните слова с мягким знаком.

Проверка.

VI. Итог урока

- На ком мы путешествовали?

- Какие задания выполняли?

- Какую тему повторили?

- Назовите слова с мягкой согласной на конце.

Выставление оценок.

VII. Домашнее задание

Повторить правило на странице 80. Выполнить упражнение 1 на странице 82.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма в 3 –ем классе Тема: « Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова».

Урок развивает умение обозначать мягкость согласного посредством буквы "Ь"...

Открытый урок логопедического занятия для 1 класса на тему: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных в конце слова при помощи мягкого знака".

Открытый урок логопедического занятия для 1 класса на тему: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных в конце слова при помощи мягкого знака"....

Урок русского языка в 3 классе. Тема "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова"

Урок письма по АООП для уо обучающихся (1 вариант) , 3 класс. Тема " Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова"....

Презентация к уроку русского языка "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова"

Презентация к уроку русского языка в 3 клвссе "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и всередине слова"...

Буква ь знак для обозначения мягкости согласных на конце слова

Технологическая карта урока русского языка во втором классе для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС...

Конспект урока русского языка 3 класс (ФАООП вариант I) Тема урока «Буква мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце слова»

В данном материале у обучающихся рвзвиваются способности к анализу, синтезу, обобщению. На уроке даются задания по  совершенствованию звуко-буквенный анализа. На уроке обучающимся дается проблемн...