Буква ь знак для обозначения мягкости согласных на конце слова
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Панкова Елена Николаевна

Технологическая карта урока русского языка во втором классе для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Буква ь знак для обозначения мягкости согласных на конце слова».

Дата урока

08.12.2022

Тип урока

урок актуализации знаний и умений

Тема урока

Буква ь знак для обозначения мягкости согласных на конце слова.

Цель урока

Развивать умение обозначать мягкость согласного звука  мягким знаком.

Предметные

  писать слова  с ь ,обозначать буквой ь мягкость согласных на конце и в середине слов, объяснять лексическое значение слова.

Определять, мягкость каких звуков обозначена буквой ь.

Объяснять роль буквы ь.

Метапредметные

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание

Личностные

-сохранять мотивацию к учёбе;

-ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе;

-развивать способность к самооценке;

- определять правила работы в парах.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

БУД

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Приготовьтесь к работе. Проверьте на столе наличие тетради и ручки.

Личностные :

- определять общие для всех правила поведения;

- включение в учебную деятельность на личностно  значимом уровне

Метапредметные:

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

-овладевать умением прогнозировать свою деятельность;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других.

Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности.

К, Н, З, А, Г, Я, Н, М, И, Ё

 -Что мы видим на экране?

 -Что такое буквы?

-Что такое звуки?

-На какие группы можно разделить буквы?

2.Перед вами слова разделите их на 2 группы

1.слова ,в которых все согласные- твердые.

2.слова ,в которых встречаются согласные мягкие.

2.Лёд,  ряд, дом, рис, ток, сок.

-Какие буквы указывают на мягкость?

-Только ли эти буквы указывают на мягкость?

Определите тему урока.

Анализируют, сравнивают, классифицируют буквы, слова. Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопрос

Предметные:

- правильно группировать звуки, выделять слоги с мягким согласным звуком.

Регулятивные:

-высказывать своё предположение;

- осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные:

-уметь определять и формулировать тему  урока; проговаривать последовательность действий на уроке

- Определим. что мы знаем  о мягком знаке.

На доске карточки:

Ь

звук

буква

обозначает твёрдость согласного звука

обозначает мягкость согласного звука

не обозначает звука

не обозначает буквы

пишется в конце слова

 

Выходят к доске,  выбирают карточки, выставляют на доске.

Определяют границы знания/ незнания по теме урока. Определяют  цель урока.

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

 Метапредметные:

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Регулятивные:

- высказывать свое предположение;

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке.

Коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

Минутка чистописания

Отрабатывают навык каллиграфического письма  букв.

Предметные:

каллиграфически правильно писать буквы.

Метапредметные:

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль при написании букв и предложения.

Обобщение и систематизация знаний

- Прочитайте на слайде слова. Выпишите из каждого слова последнюю букву и получите новое слово, определите в полученном слове количество слогов, звуков, буков.

- Что такое роль?

- Почему буков больше, чем звуков?

Вывод 
Ь – мягкий знак 
- не обозначает звука; 


- обозначает мягкость согласного звука; 

Отгадайте  загадку

По доске он бегает, 
Нужное дело делает, 
Порешал, пописал, 
Раскрошился и пропал.
(Мел)  

    -Образуйте новое слово с помощью ь. (мель)

Что такое мель?

Работа в парах:

брат -брать

угол - уголь

был - быль

ел - ель

галка –галька

Какое слово вызвало затруднение
   
- может менять смысл слова.

   - может стоять в середине слова

Физкультминутка

Игра. 
- Хлопаем в ладоши, если в слове услышали Ь: 
Гость, пирог, гусь, арбуз, дверь, тополь, рысь, друг, волк, мебель, замок, пень, ладонь.
.Написание слов с мягким знаком на конце слова. 

- Отгадайте загадки и запишите в тетрадь ответы: 

С неба капает слезами, 
По земле бежит ручьями.
(Дождь) 


Рыжий зверь в печи сидит, 
Рыжий зверь на всех сердит. 
Он от злости ест дрова 
Целый час, а может два.   (
Огонь)

Каждый год я к вам лечу, 
Зимовать у вас хочу. 
И ещё красней зимой 
Ярко – красный галстук мой.   (
Снегирь) 

 - Какое слово лишнее?

Прочитаем текст о снегире.

-Почему говорят, что снегирь зиму зазывает?

-Какое предложение соответствует схеме?

Запишем это предложение в тетрадь.

Выполняют задания, звуко-буквенный анализ слова.

Работ в парах записывают слова

Выполняют упражнение. Отвечают на вопросы, делают самостоятельный вывод.

Записывают отгадки в тетрадь

Читают текст, записывают предложение.

Предметные:

-производить звуко-буквенный анализ слова.

Личностные :

- определять общие для всех правила поведения;

- оценивать усваиваемое содержание

Метапредметные:

регулятивные:

-         работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные:

- уметь выделять  слова  с ь через коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию

Личностные :

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Применение знаний и умений .

Самостоятельная работа 
(разноуровневые задания) 
а) для сильных детей: 
- Восстановите пословицы: 
_____________- год кончает, зиму - начинает. (
Декабрь) 
_____________- году начало, зиме – середина
.  (Январь) 


б) для детей среднего уровня: 
Слайд   .- Вставьте нужные по смыслу слова: 
Корабль сел на ______.        ель                                 
Ваня взял___________.         ел                             
В лесу растёт _______ .        мель                            
Юра_______сливу.                мел                          

Организует закрепление знаний.

Организует взаимопроверку по эталону.

Организует оценочные высказывания учащихся.

Предметные:

-овладевать умением самостоятельно печатать слова  с ь,  определять количество букв и звуков  в словах с ь.

Метапредметные

регулятивные:

-   работать самостоятельно;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь  выражать свои мысли.

Рефлексия деятельности

Какие карточки нужно добавить в нашу схему?

может менять смысл слова.

пишется в середине слова между двумя согласными

-Что показывает буква ь?

- Спасибо за работу.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Личностные :

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные:

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового логопедического занятия в 3 классе. Тема: «Буква Ь знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слов».

Занятие с использованием ИКТ разработано для учащихся, посещающих логопедические занятия в специальной (коррекционной) школе VIII вида,имеющих нарушения устной и письменной речи.Цель: закрепить практи...

Урок письма в 3 –ем классе Тема: « Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова».

Урок развивает умение обозначать мягкость согласного посредством буквы "Ь"...

Урок чтения. Тема "Буква ь. Обозначение мягкости согласных на конце слова"

Тип урока: урок изучения нового материала. 1 класс. УМК "Начальная школа 21 века"...

Открытый урок логопедического занятия для 1 класса на тему: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных в конце слова при помощи мягкого знака".

Открытый урок логопедического занятия для 1 класса на тему: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных в конце слова при помощи мягкого знака"....

Конспект урока русского языка по теме: «Буква ь для обозначения мягкости согласного на конце слова»

Конспект урока русского языка по теме: «Буква ь для обозначения мягкости согласного на конце слова»...

Урок русского языка в 3 классе. Тема "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова"

Урок письма по АООП для уо обучающихся (1 вариант) , 3 класс. Тема " Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова"....

Презентация к уроку русского языка "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова"

Презентация к уроку русского языка в 3 клвссе "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и всередине слова"...