Конспект группового логопедического занятия в 3 классе. Тема: «Буква Ь знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слов».
план-конспект урока по логопедии (3 класс)

Пискунова Ирина Анатольевна

Занятие с использованием ИКТ разработано для учащихся, посещающих логопедические занятия в специальной (коррекционной) школе VIII вида,имеющих нарушения устной и письменной речи.

Цель: закрепить практический навык обозначения мягкости согласных буквой мягкий знак.

Задачи:

  1. Развитие умения распознавать в слове мягкие согласные звуки, развитие фонематического слуха и восприятия.
  2. Развитие зрительной памяти, внимания, мышления.
  3. Воспитание интереса к поисковой деятельности и сотрудничеству.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальто, больной, польза, скользит, банька, редька, возьми, зорька.

Пальто, больной, польза, скользит, банька, редька, возьми, зорька.

Пальто, больной, польза, скользит, банька, редька, возьми, зорька.

Пальто, больной, польза, скользит, банька, редька, возьми, зорька.

Полосатый, важный шмел/ль

Прошмыгнул/ль и сел/ль на мел/ль

У пчелы-портнихи шмел/ль

Шьёт хорошую шинел/ль.

Полосатый, важный шмел/ль

Прошмыгнул/ль и сел/ль на мел/ль

У пчелы-портнихи шмел/ль

Шьёт хорошую шинел/ль.

Полосатый, важный шмел/ль

Прошмыгнул/ль и сел/ль на мел/ль

У пчелы-портнихи шмел/ль

Шьёт хорошую шинел/ль.

Полосатый, важный шмел/ль

Прошмыгнул/ль и сел/ль на мел/ль

У пчелы-портнихи шмел/ль

Шьёт хорошую шинел/ль.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Дверь Карась Коньки Мальчик

Слайд 4

Пятое февраля. Мягкий знак на конце и в середине слов.

Слайд 5

ПОРТФЕЛЬ МЫЛЬНИЦА

Слайд 6

Физкультминутка

Слайд 7

паль то боль ной поль за сколь зит бань ка редь ка возь ми зорь ка - - - - - - - - Проверь!

Слайд 11

Полосатый важный шмель Прошмыгнул и сел на мель У пчелы-портнихи шмель Шьёт хорошую шинель.



Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

«Сергиево-Посадская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7 VIII вида»

Конспект открытого урока

по логопедии

 в 3 классе.

Тема: «Буква Ь знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слов».

                                             Составил: учитель-логопед

                                                                 высшей кв. категории -

                                                      Пискунова И.А.

Тема: «Буква Ь знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слов».

Цель: закрепить практический навык обозначения мягкости согласных буквой мягкий знак.

Задачи:

  1. Развитие умения распознавать в слове мягкие согласные звуки, развитие фонематического слуха и восприятия.
  2. Развитие зрительной памяти, внимания, мышления.
  3. Воспитание интереса к поисковой деятельности и сотрудничеству.

Оборудование: магнитофон, кассета, карточка с заданиями, таблицы-рисунки, мультимедийное оборудование.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

 Рот, ребята, на замок,

Начинается урок.

В путешествие пойдем,

В страну сказок попадем.

Глазки дружно закрывайте,

Слушайте, запоминайте.

Звучит волшебная, сказочная музыка.

За горами, за лесами,                           1-й слайд презентации

За широкими морями,

В чудном домике своем,

Живет гномик Телебом.                      2-й слайд

С ним мы встретимся, друзья,

Ну-ка, открывай глаза.

Я рада приветствовать Вас в сказочной стране. Гномик Телебом приглашает Вас попутешествовать по его сказочному лесу, выполняя различные задания.

  1. Основная часть.

  1. Постановка целей и задач урока.

Вот и первое задание «Доскажи словечко».

Я читаю стихотворение, а вы догадайтесь и скажите, какое последнее слово.

А) Без ключа ты мне поверь,

     Не откроешь эту ………………(дверь)       3-й слайд

Б) От зубастых щук, таясь,

    Стороной проплыл……………..(карась)

В) Вот хорошие деньки,

     Все на лыжи и………………..(коньки)

Г) Тебе - кукла, а мне - мячик,

      Ты – девочка, а я - ………….(мальчик)

Ребята, а что необычного в словах, которые мы угадывали: дверь, карась, коньки, мальчик.

Правильно, во всех словах есть мягкий знак.

Итак, сегодня мы с Вами повторим все о мягком знаке.

  1. Гимнастика для рук.

Сначала мы с Вами пропишем букву мягкий знак (Ь) в воздухе.

Приготовьте пальчики и представьте, что Вы держите ручку. Начинаем писать букву сверху, ведем вниз, закругляем и пишем небольшой овал до середины буквы (образец написания на магнитной доске).

  1. Чистописание          (работа в тетрадях)

А вот теперь…

Я тетрадочку открою,

Уголочком положу.

Я, друзья, от Вас не скрою,

Ручку я вот так держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Запишем число, тему урока. И пропишем буку мягкий знак в тетради так, чтобы она понравилась гномику.

Молодцы! Нам пора выполнять следующее задание.

  1. «Собери слова»  (на магнитной доске)

 Вот табличка непростая,

А чудесная какая.

Буквы в ней вы все найдите

И нам слово назовите.

*

П

?

О

«

%

+

Р

!

Т

--

Ф

:

Е

5

Л

^

Ь

М

8

Ы

&

Л

Ь

#

Н

>

И

:

Ц

2

=

/

)

А

ПОРТФЕЛЬ                                                 МЫЛЬНИЦА        4-й слайд

Молодцы, правильно нашли и называли слова. А что показывает мягкий знак?

Вывешиваем правило: «Мягкий знак (Ь) в конце и середине слова обозначает мягкость согласного на письме»

Верно, молодцы. А теперь.

  1. Письмо по памяти.

Гномик просит записать слова, которые Вы нашли в таблице по памяти и подчеркнуть в них мягкий знак.

  1. «Измени слово»  (устно)

Наш друг Гномик очень любит играть. Давайте с ним поиграем вместе.Будем изменять слова:

А) так, чтобы согласный в конце слышался мягко

Зверек - зверь

Тополек -…..

Хорек -…….

Мотылек -……

Стебелек -…..

Б) а теперь, спрячем мягкий знак в середину слова, чтобы он согрелся

Пень – пеньки

День -……….

Огонь -……

Окунь -……..

Угол -……

  1. Физкультминутка              5-й слайд

Вижу сильно Вы устали,

Позову-ка Гнома я,

Проведет он физминутку.

Всем понравится она.

Вот заинька маленький            Показ на игрушку-зайца, прыжки на двух ногах

Начал заинька скакать.

Раз, два, три, четыре, пять.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

Ребята, а кто запомнил  в нашей физкультминутке слова, в которых есть мягкий знак. Назовите их (заинька, пять, прыгать, десять)

Молодцы.

  1. «Раздели на слоги»  (по карточкам)

Ребята, мы с Вами образовывали слова с мягким знаком в середине. Гномик просит Вас помочь ему вспомнить: «А как правильно переносить эти слова, с мягким знаком в середине»

Например, слово «мальчик»- хлопками маль-чик.

Вспомним правило: «Мягкий знак при переносе нельзя отделять от стоящей впереди буквы» (правило вывешивается на магнитной доске).

Возьмите карточки и разделите слова на слоги: пальто, больной, польза, скользит, банька, редька, возьми, зорька.

Проверяем –на экране     6-й слайд

  1. Упражнения для глаз                7,8,9,10-й слайды

Ребята, а теперь наши глазки должны отдохнуть, посмотрите на экран и проследите глазами за движением фигур.

  1.  «Вставь, где нужно мягкий знак»      (на карточках)

Ой, ребята, наш гномик совсем растерялся и не знает, где ему надо, а где не надо вставлять с слова мягкий знак. Поможем ему.

Полосатый важный шмел/ль

Прошмыгнул/ль и сел/ль на мел/ль

У пчелы – портнихи шмел/ль

Шьет хорошую шинел/ль

Проверяем     11-й слайд

  1. Чтение стихотворения и озаглавливание, запись стихотворения в тетрадь.

Ребята, а какое можно придумать название этому стихотворению. Верно, «Шмель»

А теперь выполним упражнение для рук и запишем это стихотворение в наши рабочие тетради. И подчеркнем букву мягкий знак.

Упражнение для пальцев рук.  (движения рук с проговариванием)

Чтобы лучше нам писать,

Надо пальчики размять,

Рыбки плавали, ныряли,

В теплой ласковой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

  1. Итог занятия.

Вот наше путешествие и подошло  к концу. Я вас благодарю. Мне очень понравилось, как Вы отвечали на занятии. Всем спасибо за работу.12-й слайд

Давайте подведем итог занятия. Скажите, что мы узнали про мягкий знак.

Верно.

Мягкий знак, мягкий знак –

Без него нельзя никак!

Без него не написать

Тридцать, двадцать, девять, пять.

Вместо шесть получим шест,

Вместо есть напишем ест,

Станут пенками пеньки

Уголками – угольки,

Банька в банку превратится,

Вот что может получиться.

Закрывает снова глазки   (звучит волшебная музыка)

Улетаем мы из сказки.

1,2,3,4,5 в класс вернемся мы опять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова

Урок проводился во 2 классе по учебнику Т.Г.Рамзаевой.Тип урока:ОНЗ. Цель урока:научить обозначать мягкость согласных звуков в конце и середине слова....

Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова

Презентация подготовлена к уроку русского языка во 2 классе по учебнику Т.Г.Рамзаевой...

Технологическая карта урока в 1 классе по УМК ПНШ по теме «Буква ь знак для обозначения мягкости согласных звуков»

На уроке дети познакомятся с новой буквой,  её фонематическими особенностями; научатся читать слова и предложения, составлять звуковые схемы слов; работать в парах, группах....

Урок письма в 3 –ем классе Тема: « Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова».

Урок развивает умение обозначать мягкость согласного посредством буквы "Ь"...

Урок чтения по теме « Буква ь знак для обозначения мягкости согласных звуков» 1 класс

Интересный, содержательный урок для обучающихся 1 класса ....

Урок русского языка в 3 классе. Тема "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова"

Урок письма по АООП для уо обучающихся (1 вариант) , 3 класс. Тема " Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова"....

Буква ь знак для обозначения мягкости согласных на конце слова

Технологическая карта урока русского языка во втором классе для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС...