Русский язык 3 класс. Технологическая карта урока по теме: "Род глаголов в прошедшем времени"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Пестерева Ольга Васильевна

Русский язык 3 класс. Технологическая карта урока по теме: "Род глаголов в прошедшем времени"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx105.04 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя Пестерева Ольга Васильевна

Класс 3

УМК/Образовательная технология Школа России/Игровая технология (присутствуют элементы ИКТ/презентация), здоровьесберегающей, проблемной технологий)

Предмет Русский язык

Тема Род глаголов в прошедшем времени

Тип урока Урок открытия новых знаний

Место и роль урока в изучаемой теме Урок является частью темы «Грамматические признаки глагола» и посвящён формированию представления у обучающихся об основных грамматических признаках глагола (роде); о том, что род глагола прошедшего времени совпадает с родом, существительного, к которому данный глагол относится

Цель урока:

знакомство с  родом глагола.

Задачи урока:

Образовательные:

- научить понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

- наблюдать зависимость рода глагола прошедшего времени от формы рода имени существительного;

- поработать с таблицей «Изменение глагола по родам», определять по таблице признаки глагола каждого рода, выделять родовые окончания глагола;

- научиться определять форму глагола, научиться образовывать формы глагола, выделять и записывать правильно окончания глагола;

- организовать оценку результатов деятельности.

Воспитательные:

- создать условия для коллективизма, помощи другим;

- обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;

- поддержка творческого начала у обучающихся.

Развивающие:

- развивать аналитические умения при сравнении;

- развивать умение делать выводы;

- развивать познавательный интерес через игровую ситуацию;

- развивать общеучебные навыки: работа с таблицей, самоконтроль, умение планировать деятельность.

Планируемые образовательные результаты

Предметные знания, предметные действия

Универсальные учебные действия

Личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Активизированы знания о частях речи;

определять грамматические признаки глаголов: род (в прошедшем времени);

умение применять правило для решения учебных задач (выполнения заданий);

способность выявлять ошибки, объяснять их.

Умение планировать действия;

способность к анализу, самооценке, взаимооценке;

развитие умения волевой регуляции, саморегуляции, самоорганизации;

развитие умения осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

умение действовать по правилу.

Умение задавать вопросы;

развитие умения анализировать текст, обосновывать ответы;

формирование умения ориентироваться в правиле и использовать его в учебных ситуациях;

умение систематизировать и обобщать материал, делать выводы.

Развитие умения работать в группе и в парах;

умение аргументировать и доказывать своё мнение;

умение распределять обязанности в группе и слушать собеседника.

Развитие умения оценивать изучаемый материал и самооценки;

умение смыслообразования и самоопределения;

формирование интереса к учебному предмету;

развитие ответственности за процесс обучения и эмоциональной отзывчивости.


Ход урока

Этап урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1

Организационный

Подготовить обучающихся к работе.

Включить их в урок, создать позитивный настрой

фронтальная

Приветствует, проверяет готовность к уроку

Просит похлопать так громко как они рады встрече с русским языком/ какое настроение хорошее.

(Пр) Включаются в рабочий ритм урока: выполняют запрошенные действия.

(Л) Самооценка настройки на урок.

(Р) Волевая регуляция.

(К) Умение слушать собеседника и понимать речь других.

Внимание активизировано, рефлексия эмоциональная проведена.

Наблюдение за активностью и интересом учащихся.

2

Мотивация к учебной деятельности

Включить обучающихся в игровой формат

фронтальная

Знакомит с правилами игры и даёт игровую цель урока:

сообщает, что сегодня команды будут бороться за кубок Знатоков, будут собирать кусочки пазла за каждое задание.

Даёт 1-ый кусочек пазла.

(Пр) Знакомство с правилами игры.

(Л) Смыслообразование.

(Р) Настройка на продуктивную работу.

Обучающиеся познакомлены с игровой целью, замотивированы на продолжение урока.

3

Актуализация знаний и осуществление первого пробного действия

Повторить части речи и вывести тему урока

групповая

Обращает внимание на лежащие на столах у групп названия частей речи. Озвучивает задание, что надо убирать части речи, о которых идёт речь в загадках.

Читает загадки.

Спрашивает, какая часть речи осталась без загадки.

Даёт 2-ой кусочек пазла за правильный ответ (Глагол) и записывает на доску тему урока.

(Пр) Анализ и синтез информации: учащиеся анализируют загадки и синтезируют знания о частях речи.

(Л) Формирование интереса к учебному материалу.

(По) Умение задавать вопросы: дети формулируют вопросы и уточняют информацию друг у друга, что развивает критическое мышление

(Р) Самоорганизация.

Оценка своей и чужой деятельности.

(К) Умение работать в команде.

Развитие устной речи: дети представляют свои ответы и аргументируют их, что улучшает навыки общения.

Достигается углубленное понимание частей речи, развитие критического мышления и коммуникативных навыков. Создаётся атмосфера сотрудничества, где каждый ученик активно участвует в процессе.

Наблюдение за работой групп, фиксация, как учащиеся взаимодействуют и решают загадки, что позволяет оценить уровень их вовлеченности и понимания материала.

4

Выявление места и причины затруднения

Выявить причину ошибок в письме

фронтальная

Говорит, что ребятам пришло письмо от Гриши, открывает письмо и зачитывает вслух.

Спрашивает нравится ли письмо/ что с ним не так/ почему Гриша пишет с ошибками/ в каких словах ошибки, что это за часть речи

(Пр) Выявление ошибок в письме, связывание с темой урока

(По) Анализ текста: анализируют письмо Гриши, выявляя ошибки и определяя их тип.

(Р) Оценка своей деятельности: оценивают, насколько хорошо они поняли текст и выявили ошибки, что развивает навыки самоанализа

(К) Аргументация: учатся обосновывать свои мнения

Активное обсуждение письма, что способствует развитию навыков анализа и критического мышления. Ученики учатся выявлять ошибки и понимать их природу.

Наблюдение как учащиеся взаимодействуют во время обсуждения письма, ответы на вопросы.

5

Построение плана выхода из затруднения

Составить цель и план урока

фронтальная

Просит сказать обучающихся цель и что нужно, чтобы достичь цели

(Пр) Осознание, какие знания и навыки им нужны для изучения языка и достижения цели.

(Л) Ответственность: учащиеся принимают участие в определении целей, что способствует развитию их ответственности за процесс обучения.

(По) Умение обосновывать.

(Р) Планирование действия, определение шагов, необходимых для достижения целей

Формируется четкое понимание целей урока и необходимых шагов для их достижения.

Обсуждение, уточняющие вопросы, чтобы выяснить, насколько глубоко учащиеся понимают поставленные цели и пути их достижения.

6

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения

индивидуальная

фронтальная

Даёт задание переписать предложения и выделить окончания, задаёт вопросы.

Зачитывает правило

Организует фронтальное обсуждение по таблице, вопросы по очереди каждой группе.

Даёт 3-ий кусочек пазла за активную работу

(Пр) Углубление знаний о правилах.

Развитие навыков работы с таблицами.

(По) Анализ текстов, сравнение, установление причинно-следственных связей.

(Р) Осуществление решения учебной задачи под руководством учителя, приведение к выводам.

(К) Работа в группе: учащиеся участвуют в фронтальном обсуждении, что развивает их навыки взаимодействия и сотрудничества. Аргументация.

Формируется глубокое понимание грамматических правил и умение выделять окончания в словосочетаниях.

Уточняющие вопросы в ходе фронтального обсуждения.

7

Первичное закрепление нового знания

Выполнить задания на закрепление правила

групповая работа

парная работа

фронтальная

Выдаёт задание на группу: верное или неверное высказывание. Открывает ответы для самопроверки. Задаёт вопросы по тем предложениям, которые неверные, просит исправить

Даёт 4-ый кусочек пазла после выполнения работы

Подводит детей к тому, что Гриша ещё наделал ошибок, поэтому ещё надо потренироваться. Организует работу в парах: нужно поставить правильно окончание и рассказать соседу, почему это окончание верное.

Даёт 5-ый кусочек пазла после выполнения работы

Предлагает творчески поработать, выбрать художника в команде: вытаскивают словосочетание нужно его нарисовать, команда отгадывает, что это было за словосочетание (можно дать первые буквы слов). Пока капитаны рисуют можно дополнительно взять задание из учебника устно выполнить.

Даёт 6-ой кусочек пазла после выполнения работы

(Пр) Применение и закрепление материала в упражнениях.

(Л) Оценивание усваиваемого материала.

Самоопределение: развитие художественных творческих способностей.

(По) Ориентирование в правиле, использование правила в учебной ситуации.

(Р) Действие по правилу

Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

(К) Высказывание суждений, умение работать в группе и паре, слушать собеседника, аргументировать мнение, распределять роли в группе.

Применение правила в упражнениях, выявление текущих затруднений, какие моменты правила остались непонятными.

Проверка по эталону, анализ количества ошибок

Взаимопроверка

Правильность ответа согласования прилагательного и существительного в устных ответах.

8

Физминутка

Снять физическое напряжение

фронтальная

Говорит словосочетания. Если оно верное ребята подпрыгивают и хлопают, если неправильное, то садятся и качают головой.

Даёт 7-ой кусочек пазла после зарядки

(Пр) Закрепление материала в игровой форме физминутки.

(Р) оценивание своих действий, самоконтроль.

Снятие физического напряжение через двигательное упражнение, связанное с темой урока.

Наблюдение за действиями обучающихся.

9

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Проверить усвоение нового правила

индивидуальная

Раздаёт тексты письма Гриши и просит исправить ошибки.

Организует взаимопроверку

Даёт 8-ой кусочек пазла после зарядки

(Пр) Исправление ошибок в тексте, применяя новое правило.

(Л) Ответственность за свои исправления и за качество работы своих одноклассников при взаимопроверке.

(По) Анализ текста.

Корректировка.

(Р) Оценивание правильности выполнения действия.

(К) Работа в парах

Формирование умения выявлять и исправлять ошибки в текстах, что способствует повышению грамотности и уверенности учащихся в своих языковых навыках.

Проверка по эталону, анализ количества ошибок.

10

Включение изученного в систему знаний и повторение

Повторить правило

групповая

От каждой группы запрашивает, что они узнали нового на уроке про прилагательные.

Даёт 9-ый кусочек пазла после правильного факта.

Озвучивает успехи каждой группы, хвалит и благодарит за активную работу.

Даёт задание: собрать пазл-кубок.

Объявляет оценки за урок.

(Пр) Подведение итогов, приведение к завершению игровой цели урока.

(По) Систематизирование и обобщение изученного.

(Р) Анализ и оценивание результатов работы.

Понимание достигнута цель урока предметная и игровая или нет, анализ успешности работы.

Вопросы, анализ ответов.

Оценка правильности представленных фактов о прилагательных, оценка успешности работы группы.

Обратная связь, что помогает учащимся понять свои достижения и области для дальнейшего развития.

11

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Провести эмоциональную рефлексию

фронтальная

Педагог просит похлопать себе и своим одногруппникам за работу/ так громко насколько понравился урок.

(Л) Эмоциональная отзывчивость: учащиеся учатся выражать свои чувства и впечатления, что способствует развитию эмоционального интеллекта.

(Р) Самооценка.

(К) Взаимодействие: учащиеся участвуют в общем действии (хлопках), что способствует развитию навыков сотрудничества и командной работы.

Осознание достижений, повышение мотивации и укрепление командного духа, создание положительной атмосферы на уроке.

Наблюдение за реакцией учащихся на просьбу похлопать, фиксирование уровня вовлеченности и удовлетворенности от урока.

Итоги и самоанализ урока:

Урок по русскому языку (УМК Школа России) был проведён в 3 классе успешно и продуктивно. Поставленная цель и задачи были достигнуты.

Благодаря применению игровой технологии обучающиеся были активно вовлечены и замотивированы на учебную деятельность. Вовлечённость также достигалась за счёт использования разнообразных форм организации деятельности учащихся и взаимодействия (ученик-ученик, ученик-учитель и ученик-группа).

Высокая динамика и красочность, концентрация внимание обучающихся на протяжении  всего урока были достигнуты применением ИКТ (презентация к уроку) и здоровьесберегающей технологии (физминутка).

Урок соответствует стандартам ФГОС: использованы современные технологии, этапность работы с уроком открытия новых знаний соблюдена, урок способствовал развитию УУД.

Отслеживание результатов и оценивание работы проходили на каждом этапе урока в разных формах, что привело обучающихся в итоге к успешному результату, ситуации успеха.

C:\Users\Пользователь\Downloads\Кубок.JPG

Применяем все мы это,
Вместо имени предмета,
Вместо признака предмета
Применяем тоже это,
И количество предметов
Заменяет часто это.
Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
(Местоимение.)

Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
(Имя существительное.)

Ты какая? Ты какой? –

Умный, добрый и большой.

Это замечательное …

(Имя прилагательное.)

Быстро предметы оно сосчитает,
Строгий порядок при счёте их знает.
На два вопроса ответит вам только,
Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?
(Имя числительное.)

НА дороге пёс сидит,

ЗА дорогой столб стоит.
ДО дороги добегу,
ПОД дорогой пробегу.
Нам  В рассказе О дороге
Очень помогли...
(Предлоги.)

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ГЛАГОЛ

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

ПРЕДЛОГ

МЕСТОИМЕНИЕ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Гриша построила башню из снега.

Сегодня ночью на небе взошло  яркая луна.

Море блестел на солнце.

Проверь и поставь верно (+) или неверно (-) понял Гриша правило:

1. Глагол прошедшего времени стоит в том же роде, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу.

2. Глагол прошедшего времени может стоять в м.р., а существительное, с которым оно связано по смыслу, в ж.р.

3. Глагол прошедшего времени не изменяется по родам в единственном числе.

4. Окончание, а бывает у глагола прошедшего времени в женском роде.

5. Окончание о принадлежит глаголу прошедшего времени в мужском роде.

6. Словосочетание «солнце светило» составлено, верно.

7. Словосочетание «убежал кошка» составлено неверно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Род глаголов в прошедшем времени (1 час)" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с особенностями глаголов в прошедшем времени, суффиксом–л -, с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые резул...

Конспект урока по теме "Род глаголов в прошедшем времени (2 час)" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: развитие умения определять род глаголов прошедшего времени.Планируемые результаты:Предметные:знать окончание глаголов прошедшего времени;уметь определять род и число у глаго...

Конспект урока по теме "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам в единственном числе" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся об изменении глаголов в прошедшем времени по родам в единственном числе; формирование умения определять род глаголов в прошедшем времени.Планируемые ре...

Технологическая карта урока по теме "Спряжение глаголов"

Технологическая карта урока "Спряжение глаголов"...

Технологическая карта урока по теме "Правописание глаголов в прошедшем времени" 4 класс

Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание глаголов в прошедшем времени"...

Технологическая карта урока на тему: «Изменение глаголов по временам» УМК: «Школа России» учебник Русский язык: 3кл.: Учебник: В 2 ч.

Тема урока: «Изменение глаголов по временам»Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение и систематизации знаний обучающихся об изменении глаголов по временам.Задачи...

Русский язык 3 класс Технологическая карта урока по теме: "Род имен прилагательных"

Технологическая карта урока с раздаточным материалом. Урок открытия новых знаний....