Русский язык 3 класс. Технологическая карта урока по теме: "Род глаголов в прошедшем времени"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Русский язык 3 класс. Технологическая карта урока по теме: "Род глаголов в прошедшем времени"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 105.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя Пестерева Ольга Васильевна
Класс 3
УМК/Образовательная технология Школа России/Игровая технология (присутствуют элементы ИКТ/презентация), здоровьесберегающей, проблемной технологий)
Предмет Русский язык
Тема Род глаголов в прошедшем времени
Тип урока Урок открытия новых знаний
Место и роль урока в изучаемой теме Урок является частью темы «Грамматические признаки глагола» и посвящён формированию представления у обучающихся об основных грамматических признаках глагола (роде); о том, что род глагола прошедшего времени совпадает с родом, существительного, к которому данный глагол относится
Цель урока:
знакомство с родом глагола.
Задачи урока:
Образовательные:
- научить понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
- наблюдать зависимость рода глагола прошедшего времени от формы рода имени существительного;
- поработать с таблицей «Изменение глагола по родам», определять по таблице признаки глагола каждого рода, выделять родовые окончания глагола;
- научиться определять форму глагола, научиться образовывать формы глагола, выделять и записывать правильно окончания глагола;
- организовать оценку результатов деятельности.
Воспитательные:
- создать условия для коллективизма, помощи другим;
- обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;
- поддержка творческого начала у обучающихся.
Развивающие:
- развивать аналитические умения при сравнении;
- развивать умение делать выводы;
- развивать познавательный интерес через игровую ситуацию;
- развивать общеучебные навыки: работа с таблицей, самоконтроль, умение планировать деятельность.
Планируемые образовательные результаты
Предметные знания, предметные действия | Универсальные учебные действия | Личностные | ||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | ||
Активизированы знания о частях речи; определять грамматические признаки глаголов: род (в прошедшем времени); умение применять правило для решения учебных задач (выполнения заданий); способность выявлять ошибки, объяснять их. | Умение планировать действия; способность к анализу, самооценке, взаимооценке; развитие умения волевой регуляции, саморегуляции, самоорганизации; развитие умения осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; умение действовать по правилу. | Умение задавать вопросы; развитие умения анализировать текст, обосновывать ответы; формирование умения ориентироваться в правиле и использовать его в учебных ситуациях; умение систематизировать и обобщать материал, делать выводы. | Развитие умения работать в группе и в парах; умение аргументировать и доказывать своё мнение; умение распределять обязанности в группе и слушать собеседника. | Развитие умения оценивать изучаемый материал и самооценки; умение смыслообразования и самоопределения; формирование интереса к учебному предмету; развитие ответственности за процесс обучения и эмоциональной отзывчивости. |
Ход урока
№ | Этап урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Организационный | Подготовить обучающихся к работе. Включить их в урок, создать позитивный настрой | фронтальная | Приветствует, проверяет готовность к уроку Просит похлопать так громко как они рады встрече с русским языком/ какое настроение хорошее. | (Пр) Включаются в рабочий ритм урока: выполняют запрошенные действия. (Л) Самооценка настройки на урок. (Р) Волевая регуляция. (К) Умение слушать собеседника и понимать речь других. | Внимание активизировано, рефлексия эмоциональная проведена. | Наблюдение за активностью и интересом учащихся. |
2 | Мотивация к учебной деятельности | Включить обучающихся в игровой формат | фронтальная | Знакомит с правилами игры и даёт игровую цель урока: сообщает, что сегодня команды будут бороться за кубок Знатоков, будут собирать кусочки пазла за каждое задание. Даёт 1-ый кусочек пазла. | (Пр) Знакомство с правилами игры. (Л) Смыслообразование. (Р) Настройка на продуктивную работу. | Обучающиеся познакомлены с игровой целью, замотивированы на продолжение урока. | |
3 | Актуализация знаний и осуществление первого пробного действия | Повторить части речи и вывести тему урока | групповая | Обращает внимание на лежащие на столах у групп названия частей речи. Озвучивает задание, что надо убирать части речи, о которых идёт речь в загадках. Читает загадки. Спрашивает, какая часть речи осталась без загадки. Даёт 2-ой кусочек пазла за правильный ответ (Глагол) и записывает на доску тему урока. | (Пр) Анализ и синтез информации: учащиеся анализируют загадки и синтезируют знания о частях речи. (Л) Формирование интереса к учебному материалу. (По) Умение задавать вопросы: дети формулируют вопросы и уточняют информацию друг у друга, что развивает критическое мышление (Р) Самоорганизация. Оценка своей и чужой деятельности. (К) Умение работать в команде. Развитие устной речи: дети представляют свои ответы и аргументируют их, что улучшает навыки общения. | Достигается углубленное понимание частей речи, развитие критического мышления и коммуникативных навыков. Создаётся атмосфера сотрудничества, где каждый ученик активно участвует в процессе. | Наблюдение за работой групп, фиксация, как учащиеся взаимодействуют и решают загадки, что позволяет оценить уровень их вовлеченности и понимания материала. |
4 | Выявление места и причины затруднения | Выявить причину ошибок в письме | фронтальная | Говорит, что ребятам пришло письмо от Гриши, открывает письмо и зачитывает вслух. Спрашивает нравится ли письмо/ что с ним не так/ почему Гриша пишет с ошибками/ в каких словах ошибки, что это за часть речи | (Пр) Выявление ошибок в письме, связывание с темой урока (По) Анализ текста: анализируют письмо Гриши, выявляя ошибки и определяя их тип. (Р) Оценка своей деятельности: оценивают, насколько хорошо они поняли текст и выявили ошибки, что развивает навыки самоанализа (К) Аргументация: учатся обосновывать свои мнения | Активное обсуждение письма, что способствует развитию навыков анализа и критического мышления. Ученики учатся выявлять ошибки и понимать их природу. | Наблюдение как учащиеся взаимодействуют во время обсуждения письма, ответы на вопросы. |
5 | Построение плана выхода из затруднения | Составить цель и план урока | фронтальная | Просит сказать обучающихся цель и что нужно, чтобы достичь цели | (Пр) Осознание, какие знания и навыки им нужны для изучения языка и достижения цели. (Л) Ответственность: учащиеся принимают участие в определении целей, что способствует развитию их ответственности за процесс обучения. (По) Умение обосновывать. (Р) Планирование действия, определение шагов, необходимых для достижения целей | Формируется четкое понимание целей урока и необходимых шагов для их достижения. | Обсуждение, уточняющие вопросы, чтобы выяснить, насколько глубоко учащиеся понимают поставленные цели и пути их достижения. |
6 | Реализация выбранного плана по разрешению затруднения | индивидуальная фронтальная | Даёт задание переписать предложения и выделить окончания, задаёт вопросы. Зачитывает правило Организует фронтальное обсуждение по таблице, вопросы по очереди каждой группе. Даёт 3-ий кусочек пазла за активную работу | (Пр) Углубление знаний о правилах. Развитие навыков работы с таблицами. (По) Анализ текстов, сравнение, установление причинно-следственных связей. (Р) Осуществление решения учебной задачи под руководством учителя, приведение к выводам. (К) Работа в группе: учащиеся участвуют в фронтальном обсуждении, что развивает их навыки взаимодействия и сотрудничества. Аргументация. | Формируется глубокое понимание грамматических правил и умение выделять окончания в словосочетаниях. | Уточняющие вопросы в ходе фронтального обсуждения. | |
7 | Первичное закрепление нового знания | Выполнить задания на закрепление правила | групповая работа парная работа фронтальная | Выдаёт задание на группу: верное или неверное высказывание. Открывает ответы для самопроверки. Задаёт вопросы по тем предложениям, которые неверные, просит исправить Даёт 4-ый кусочек пазла после выполнения работы Подводит детей к тому, что Гриша ещё наделал ошибок, поэтому ещё надо потренироваться. Организует работу в парах: нужно поставить правильно окончание и рассказать соседу, почему это окончание верное. Даёт 5-ый кусочек пазла после выполнения работы Предлагает творчески поработать, выбрать художника в команде: вытаскивают словосочетание нужно его нарисовать, команда отгадывает, что это было за словосочетание (можно дать первые буквы слов). Пока капитаны рисуют можно дополнительно взять задание из учебника устно выполнить. Даёт 6-ой кусочек пазла после выполнения работы | (Пр) Применение и закрепление материала в упражнениях. (Л) Оценивание усваиваемого материала. Самоопределение: развитие художественных творческих способностей. (По) Ориентирование в правиле, использование правила в учебной ситуации. (Р) Действие по правилу Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. (К) Высказывание суждений, умение работать в группе и паре, слушать собеседника, аргументировать мнение, распределять роли в группе. | Применение правила в упражнениях, выявление текущих затруднений, какие моменты правила остались непонятными. | Проверка по эталону, анализ количества ошибок Взаимопроверка Правильность ответа согласования прилагательного и существительного в устных ответах. |
8 | Физминутка | Снять физическое напряжение | фронтальная | Говорит словосочетания. Если оно верное ребята подпрыгивают и хлопают, если неправильное, то садятся и качают головой. Даёт 7-ой кусочек пазла после зарядки | (Пр) Закрепление материала в игровой форме физминутки. (Р) оценивание своих действий, самоконтроль. | Снятие физического напряжение через двигательное упражнение, связанное с темой урока. | Наблюдение за действиями обучающихся. |
9 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Проверить усвоение нового правила | индивидуальная | Раздаёт тексты письма Гриши и просит исправить ошибки. Организует взаимопроверку Даёт 8-ой кусочек пазла после зарядки | (Пр) Исправление ошибок в тексте, применяя новое правило. (Л) Ответственность за свои исправления и за качество работы своих одноклассников при взаимопроверке. (По) Анализ текста. Корректировка. (Р) Оценивание правильности выполнения действия. (К) Работа в парах | Формирование умения выявлять и исправлять ошибки в текстах, что способствует повышению грамотности и уверенности учащихся в своих языковых навыках. | Проверка по эталону, анализ количества ошибок. |
10 | Включение изученного в систему знаний и повторение | Повторить правило | групповая | От каждой группы запрашивает, что они узнали нового на уроке про прилагательные. Даёт 9-ый кусочек пазла после правильного факта. Озвучивает успехи каждой группы, хвалит и благодарит за активную работу. Даёт задание: собрать пазл-кубок. Объявляет оценки за урок. | (Пр) Подведение итогов, приведение к завершению игровой цели урока. (По) Систематизирование и обобщение изученного. (Р) Анализ и оценивание результатов работы. | Понимание достигнута цель урока предметная и игровая или нет, анализ успешности работы. | Вопросы, анализ ответов. Оценка правильности представленных фактов о прилагательных, оценка успешности работы группы. Обратная связь, что помогает учащимся понять свои достижения и области для дальнейшего развития. |
11 | Рефлексия учебной деятельности на уроке | Провести эмоциональную рефлексию | фронтальная | Педагог просит похлопать себе и своим одногруппникам за работу/ так громко насколько понравился урок. | (Л) Эмоциональная отзывчивость: учащиеся учатся выражать свои чувства и впечатления, что способствует развитию эмоционального интеллекта. (Р) Самооценка. (К) Взаимодействие: учащиеся участвуют в общем действии (хлопках), что способствует развитию навыков сотрудничества и командной работы. | Осознание достижений, повышение мотивации и укрепление командного духа, создание положительной атмосферы на уроке. | Наблюдение за реакцией учащихся на просьбу похлопать, фиксирование уровня вовлеченности и удовлетворенности от урока. |
Итоги и самоанализ урока:
Урок по русскому языку (УМК Школа России) был проведён в 3 классе успешно и продуктивно. Поставленная цель и задачи были достигнуты.
Благодаря применению игровой технологии обучающиеся были активно вовлечены и замотивированы на учебную деятельность. Вовлечённость также достигалась за счёт использования разнообразных форм организации деятельности учащихся и взаимодействия (ученик-ученик, ученик-учитель и ученик-группа).
Высокая динамика и красочность, концентрация внимание обучающихся на протяжении всего урока были достигнуты применением ИКТ (презентация к уроку) и здоровьесберегающей технологии (физминутка).
Урок соответствует стандартам ФГОС: использованы современные технологии, этапность работы с уроком открытия новых знаний соблюдена, урок способствовал развитию УУД.
Отслеживание результатов и оценивание работы проходили на каждом этапе урока в разных формах, что привело обучающихся в итоге к успешному результату, ситуации успеха.
Применяем все мы это,
Вместо имени предмета,
Вместо признака предмета
Применяем тоже это,
И количество предметов
Заменяет часто это.
Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
(Местоимение.)
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
(Имя существительное.)
Ты какая? Ты какой? –
Умный, добрый и большой.
Это замечательное …
(Имя прилагательное.)
Быстро предметы оно сосчитает,
Строгий порядок при счёте их знает.
На два вопроса ответит вам только,
Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?
(Имя числительное.)
НА дороге пёс сидит,
ЗА дорогой столб стоит.
ДО дороги добегу,
ПОД дорогой пробегу.
Нам В рассказе О дороге
Очень помогли...
(Предлоги.)
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ |
ГЛАГОЛ |
ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ |
ПРЕДЛОГ |
МЕСТОИМЕНИЕ |
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ |
Гриша построила башню из снега.
Сегодня ночью на небе взошло яркая луна.
Море блестел на солнце.
Проверь и поставь верно (+) или неверно (-) понял Гриша правило:
1. Глагол прошедшего времени стоит в том же роде, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу.
2. Глагол прошедшего времени может стоять в м.р., а существительное, с которым оно связано по смыслу, в ж.р.
3. Глагол прошедшего времени не изменяется по родам в единственном числе.
4. Окончание, а бывает у глагола прошедшего времени в женском роде.
5. Окончание о принадлежит глаголу прошедшего времени в мужском роде.
6. Словосочетание «солнце светило» составлено, верно.
7. Словосочетание «убежал кошка» составлено неверно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Род глаголов в прошедшем времени (1 час)" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление детей с особенностями глаголов в прошедшем времени, суффиксом–л -, с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам.Планируемые резул...

Конспект урока по теме "Род глаголов в прошедшем времени (2 час)" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: развитие умения определять род глаголов прошедшего времени.Планируемые результаты:Предметные:знать окончание глаголов прошедшего времени;уметь определять род и число у глаго...
Конспект урока по теме "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам в единственном числе" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся об изменении глаголов в прошедшем времени по родам в единственном числе; формирование умения определять род глаголов в прошедшем времени.Планируемые ре...

Технологическая карта урока по теме "Спряжение глаголов"
Технологическая карта урока "Спряжение глаголов"...
Технологическая карта урока по теме "Правописание глаголов в прошедшем времени" 4 класс
Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание глаголов в прошедшем времени"...

Технологическая карта урока на тему: «Изменение глаголов по временам» УМК: «Школа России» учебник Русский язык: 3кл.: Учебник: В 2 ч.
Тема урока: «Изменение глаголов по временам»Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение и систематизации знаний обучающихся об изменении глаголов по временам.Задачи...
Русский язык 3 класс Технологическая карта урока по теме: "Род имен прилагательных"
Технологическая карта урока с раздаточным материалом. Урок открытия новых знаний....

