Тема: Текст-описание. Особенности текстов-описаний.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Иванько Оксана Владимировна

Урок развития речи во втором классе создан в соответствии с Федеральной рабочей программой по русскому языку по теме: «Текст описания. Особенности текста описания». Урок основан на  системно - деятельностном подходе к обучению младших школьников. Структура урока состоит из этапа мотивации к деятельности, актуализации необходимых знаний, организации познавательной деятельности, самостоятельной работы с самопроверкой.

Основной этап урока посвящён исследованию текста описания, выявлению его особенностей, сравнению текста повествования и текста описания, составлению алгоритма анализа и создания текста описания. В результате полученных знаний обучающиеся создают свой собственный текст описания.

Содержание урока направлено не только на ознакомление с текстом описания, но и тесно связано с содержанием работы по структурному анализу на уроках литературного чтения, а также с работой по созданию собственных текстов.

Урок содержит множество практических видов работы, включает приёмы развития критического мышления, творческой активности.

В уроке представлены чёткие критерии оценивания и самооценивания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 2 к Положению

о городском конкурсе для

учителей начальных классов

«Новое качество урока.

Работаем по ФГОС»

Технологическая карта урока

(форма)

Иванько Оксана Владимировна

ФИО участника конкурса

ГБОУ СОШ №478, Красногвардейского района Санкт-Петербурга

краткое название образовательной организации, включающее район

Школа России

используемый УМК (учебно-методический комплекс)

Русский язык

учебный предмет

2 класс

класс

«Лучший урок русского языка»

номинация

Тема: Текст описание. Особенности текста описания.

Тип: урок развитие речи.

Цель урока:  организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений в совместной деятельности по структурному анализу текста повествования; организовать деятельность обучающихся по ознакомлению со структурой текста описания,анализа текста описания по алгоритму и коллективному созданию текста описания по заданной теме и критериям.

Планируемые результаты

Предметные: 

  1. Отработать алгоритм структурного анализа текста повествования:

  - определять тему  текста;

  - называть главные отличительные признаки текста повествования, доказывая примерами из текста;

  1. Познакомиться с текстом описания:

 - научить анализировать текст описания;

 - создать памятку для текста описания;

 - научить создавать текст описания по алгоритму;

Метапредметные:

 -определять цели и задачи учебной деятельности;

-пользоваться алгоритмом(памяткой) текста повествования для проведения структурного анализа текста;

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе исследования текстов;

-устанавливать существенные признаки текста описания;

-пользоваться алгоритмом (памяткой) текста описания для проведения структурного анализа и создания своего устного текста описания;

- оценивать соответствие результатов целям по заданным критериям;

Находить общее решение в совместной учебной деятельности;

Личностные:

  - развивать наблюдательность - умение определять характерные признаки животных;

- проявлять интерес к созданию собственных текстов;

  - развивать навыки сотрудничества со сверстниками в ходе выполнения учебной задачи в группе;

Ресурсы урока: Ресурсы: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал (карточки с текстами, памятки для групповой работы), учебник.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности (1-2 мин.)

1. Учитель настраивает обучающихся на работу на уроке.

-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши умные и внимательные глаза. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи. - Сегодня нас ждёт интересное открытие, а чтобы его сделать, будьте активны, внимательны и работайте дружно.

Приветствуют учителя.  Настраиваются на продуктивную работу.

Актуализация необходимых знаний (5-7 мин.)

  1. Учитель загадывает загадку, предлагает её отгадать и ответить на вопрос, для чего учитель приготовил несколько текстов про кота.

 - Загадка:

 "Что за зверь? С усами и хвостом, ловко ловит мышей, мурлычет песни." (Кот)

Сегодня я вам приготовила несколько текстов про котов. Как вы думаете, с какой целью я это сделала?

 

Карточка с текстом №1:

      Был у нас кот, он воровал каждую ночь, ловко прятался. Мы не знали, как поймать этого кота. Однажды кот залез в погреб и украл жирных окуней. Это был уже грабёж. Мы обещали поймать и наказать кота.

      Вечером кот попался. Он украл со стола кусок колбасы и полез на берёзу. Мы стали трясти березу. Кот уронил колбасу. Он смотрел на нас дикими глазами и выл.

      Так кот был наказан.

                                            По К.Г. Паустовскому

  1. Учитель предлагает прочитать текст про себя и отметить непонятные слова карандашом. При необходимости поясняет лексическое значение непонятных слов.

2. Учитель даёт задание определить тему  текста, прочитав текст ещё раз вслух цепочкой.

3.Учитель предлагает прочитать текст выборочно для определения типа речи, по которому построен текст.

Задания для выборочного чтения:

- прочитайте о том, как кот воровал, а люди не могли его поймать;

- прочитайте о том, что люди пообещали;

- дочитайте до конца;

(текст читается полностью, задания даются для более внимательного чтения, чтобы дети чётко выполняли инструкцию учителя и останавливались в заданном месте)

При доказательстве, что к тексту повествования можно нарисовать много картинок, учитель демонстрирует слайды №1,2,3

Дети отгадывают загадку, называют задачи урока (читать и анализировать тексты).

  1. Обучающиеся читают текст и отмечают непонятные слова карандашом.

2. Читают текст и определяют тему текста, предлагают свои варианты.

На доске :  «Мы прочитали о том, как … »(варианты детей)

Например: «Мы прочитали о том, как кота наказали; кот был наказан; кот всё воровал; вечером кот попался»

3. Определяют тип речи (повествование) и доказывают по памятке, применяя её на данном конкретном тексте:

- первое предложение настраивает нас на восприятие текста (хочется узнать, что было дальше).

- Далее события развиваются (между предложениями можно вставить слова «потом», «затем».)

- текст заканчивается выводом.

- к тексту повествования можно нарисовать много картинок.

Обучающиеся после приведённых доказательств делают вывод, что данный текст повествовательный.

Организация познавательной деятельности  (10-12 мин.)

Учитель предлагает проанализировать следующий текст.

Карточка с текстом №2

Кот Васька

      У Васютки ушки чутки, усы длинные, шубка шёлковая.  Глазки огневые, когти цепкие.

Ласков Васька и хитёр. Всё на солнышке лежит, будто сказки говорит. А сам мышей  сторожит.

 Берегитесь мыши!

 По К. Ушинскому

  1. Учитель даёт задание прочитать  текст про себя и отметить непонятные слова карандашом. При необходимости поясняет лексическое значение непонятных детям слов.

2. Учитель даёт задание определить тему  текста, прочитав текст ещё раз вслух цепочкой.

3. Учитель предлагает прочитать текст вслух ещё раз для определения типа речи, по которому построен текст.

4. Учитель выявляет места и причины затруднения и создаёт проблемную ситуацию:

 - А сможем ли мы доказать, что Текст №2 – не повествование?

Давайте проверим по нашей "Памятке к тексту повествования"

5.Учитель подводит обучающихся к теме и задачам урока.

- Так что же это за текст? Можем ли мы сделать вывод, что в русском языке существуют не только повествовательные тексты? Какова цель нашего урока? Какие задачи мы должны решить?

 _Может кто-то знает, что это за тип речи?

 Это текст описание.

У каждого типа речи есть своя структура.

6.Учитель создаёт условия для исследования текста описания с помощью эвристической беседы, в результате которой вырисовывается памятка для текста описания.

- Давайте вместе исследуем Текст №2 ("Кот Васька") и найдём его секрет.    

- О ком текст? (О коте Ваське). Это предмет описания.  

- Какие слова помогают нам "увидеть" кота? (Ушки чутки, усы длинные, шубка шёлковая...). Это признаки предмета.  

- Есть ли здесь события, как в первом тексте? (Нет).  

 - Сколько картинок можно нарисовать ко всему тексту? (Только одну: кота. Учитель демонстрирует слайд №4)

 - Есть ли вывод? (Да, "Берегитесь, мыши!").

  Учитель совместно с детьми формирует алгоритм (памятку)

 "Текст описание":  

1.Дети  читают текст и отмечают непонятные слова карандашом.

  1. Читают текст и определяют тему текста, предлагают свои варианты.

На доске:

 «Мы прочитали о том, какой...» (варианты детей)

Например: «Мы прочитали о том, какой кот Васька; ласковый кот»

 Дети затрудняются определить тип речи, либо называют,что это повествование.

Учащиеся берут  памятку повествовательного текста и пробуют применить к  тексту №2 и приводят доказательства:

-Используют слова «Потом, затем…» - не подходит

- Нарисовать можно только одну картинку, а не много.

 Делают вывод, что этот текст не повествовательный.

Дети приходят к выводу, что существуют не только повествовательные тексты. Определяют тему урока: ознакомиться с новым типом текста. Ставят задачи: читать и анализировать текст, узнать структуру нового типа текста.

 Применяя известные знания к новому материалу,анализируют текст, отвечают на вопросы учителя.  Участвуют в коллективном составлении памятки. Фиксируют новое знание в тетради (алгоритм).

- В заголовке или в первом предложении называется предмет описания.

- Далее перечисляются признаки этого предмета;

- Текст заканчивается выводом;

- К тексту описания можно нарисовать только одну картинку;

Первичное закрепление (5-7 мин.)

1. Учитель предлагает применить полученные знания, проанализировав текст «Белочка», доказать по памятке, что это текст описания. Учитель организовывает работу в парах с дальнейшей фронтальной проверкой по пунктам памятки.

 Карточка с текстом №3

Белочка

        В нашем парке поселилась белочка. Ростом она с маленького котёнка. Шубка у зверька рыжая, а хвост большой, пушистый. На кончиках ушей у белочки  мягкие кисточки.

Что за чудо зверёк!

            Работают в парах: читают текст, находят предмет описания, его признаки, проверяют отсутствие событий, находят вывод. Озвучивают свои доказательства.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7-8 мин.)

  1. Учитель организовывает групповую работу для выполнения следующей задачи: составить по памятке устный текст описание своего животного, используя опорные слова. Контролирует работу обучающихся, при необходимости корректируя и редактируя ход работы каждой группы.

   

 

      Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает конверт с набором слов (существительные, прилагательные) и картинку с животным (ёж, собака, попугай, заяц).

- В группах распределяют роли(один отвечает за вступление, трое - за перечисление признаков предмета, ещё один - за вывод. Сильного ученика можно назначить следить за грамотностью построения предложений), обсуждают, составляют текст.  Представляют результат своей работы.

Оценивают работы других групп по критериям (памятке).

-получился ли текст описания?

-был ли назван предмет описания?

-были ли перечислены признаки предмета?

-есть ли вывод?

Рефлексия деятельности (3-4мин)

1.Учитель вместе с детьми подводит итоги урока,задавая наводящие вопросы.

 - Какую учебную задачу мы ставили?  

- Удалось ли нам её решить?  

- Кто может сказать: "Я понял, что такое текст описания и как его отличить от повествования"?  

 - Кому было трудно? На каком этапе?

- Можете ли сейчас по памятке рассказать, какова структура текста описания?

Учитель спрашивает 1-2 обучающихся

 

Домашнее задание (по выбору):   

 1. Найти в учебнике или книге текст описание.  

2. Составить устное описание своей любимой игрушки.

Анализируют свою деятельность на уроке.

 Осуществляют самооценку.

 Выбирают и записывают домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

- В заголовке или в первом предложении называется предмет описания. - Далее перечисляются признаки этого предмета; - Текст заканчивается выводом; - К тексту описания можно нарисовать только одну картинку;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме:"Текст. Ознакомление с текстом-описанием".

Тема урока:«Текст. Знакомство с текстом-описанием»....

Технологическая карта урока. 2 класс.Тема:«Особенности построения текста – описание.Подготовка к сочинению – описанию игрушки».

Создание письменного текста-описания – более сложная работа, чем создание повествовательного текста. Работа на уроке направлена на формирование  аналитических умений. Знакомство с типом тек...

Русский язык 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Составление текста-описания домашнего животного»

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о тексте-описании и его отличительных признаках; развитие речи; развитие  коммуникативных навыков.  Планируемые результаты:Предметные: зна...

Русский язык "Текст - описание и роль в нем имен прилагательных. Составление текста-описания домашнего животного"

Цели  деятельности  учителя:  закрепление  знаний  о  тексте-описании  и  его  отличительных  признаках;  развитие  речи;  развитие...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Что такое текст-описание? Роль имен прилагательных в тексте-описании». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные: Знать: знать, что такое текст-описание, его структур...