Изложение "Легенда о зеркале Семигора"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Гонтарева Марина Станиславовна

Обучающее изложение по краеведческому материалу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_legenda_o_zerkale_semigora.docx26.05 КБ
Файл izlozhenie.pptx72.59 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3

Конспект урока русского языка

Тема: Обучающее изложение «Голубое зеркало Семигора» Ю.Подкорытов

Цели деятельности учителя: формировать умение письменно излагать содержание близко к тексту, выбирая наиболее точные слова.

Планируемые результаты:

Предметные:научиться принимать цели и задачи учебной деятельности; уметь самостоятельно оценивать свои достижения и промахи; развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов; определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий.

Личностные: понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку; соблюдать правила поведения на уроке и в классе; формировать коммуникативные и литературно-творческие способности; осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах.

Тип урока: обучающее изложение.

Оборудование: «Легенды Южного Урала», видеофильм «Голубое зеркало Семигора- легенда о появлении озера Чебаркуль(В рамках проекта «Наш Южный Урал», рабочие листы(черновики).

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

Приветствие учителя

Создание положительного настроя на урок

1 мин

Здравствуйте. Присаживайтесь.

Принимать установку учителя

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Постановка учебной задачи и ее решение

Сл.: учебный диалог

Пр.: упражнение на доске

4 мин

Целеполагание

Посмотрите на слайд (поочерёдно появляются слова-составляющие темы урока).

  1. Текст.

- Скажите, что такое текст?

  1. План текста.

-Кто может сказать, что такое план текста?

1. Прочитать текст.

2. Определить тему и главную мысль текста.

3. Разделить текст на смысловые части.

4. Сверить смысловые части с данным планом текста.

5. Орфографическая работа.

6. Пересказ текста письменный или устный.

К какому виду работы над текстом относится данный план?

(Изложение). Верно.

Какие цели на урок мы можем поставить?

-определять основную мысль текста;

-отражать основную мысль текста;

-грамотно писать изложение.

- Сегодня мы продолжим учиться составлять план и пересказывать по нему, разберём трудные слова и напишем подробное изложение.

Работать со словами на слайде

Отвечать на вопросы

Формулировать тему и цели урока

Принимать установку учителя

П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; осуществлять анализ и синтез.

Р: формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Решение частных задач

Пр.: просмотр видеофильма и работа над текстом

14 мин

- Сегодня мы с вами будем выполнять новый вид работы для нас. Мы будем работать с легендой.

- Перед вами лежат двойные листочки в линейку. На первой строке запишите сегодняшнее число. На следующей строчке с заглавной буквы слово «Изложение».

- А вот чтобы определить о чем мы будем писать изложение, давайте посмотрим на экран (просмотр видеофильма «Голубое зеркало Семигора- легенда о появлении озера Чебаркуль (В рамках проекта «Наш Южный Урал»)).

- Как вы, ребята, думаете, какое название можно дать нашему изложению?

- Давайте его запишем на следующей строчке: «Голубое озеро Семигора». И на следующей – (легенда).

- Прочитайте текст легенды про себя.

-Кто главные герои этой легенды?

Записывать дату урока,

изложение.

Просмотр видеофильма «Голубое зеркало Семигора- леген- да о появлении озера Чебаркуль Записывать название изложения.

Называть героев рассказа.

Определять главного героя.

П: осуществлять анализ и синтез.

К: оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации.

К: владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Динамическая пауза

1 мин

- Давайте немножко поиграем: Я буду батыр Семигор, а вы-ведьмочки Юрмы. Я отвернусь и буду говорить, что вы должны делать. А вы это выполняете:

#1070;рма крадётся в пещеру.

#1054;на старается украсть зеркало.

3. Клюкой разбивает зеркало.

#1041;росает в озеро землю.

5. Семигор превращает Юрму в гору(1-2-3-замри!)

Выполнять упражнение вместе с учителем

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Закрепление знаний и способов действий

15 мин

Определите тип данного текста? (повествование)

- Докажите (слова-действия, в тексте рассказывается о событиях, т.е. повествуется).

-Определим тему и главную мысль текста, описание какого действия даёт нам автор? (тема: озеро Чебаркуль

гл.мысль: возникновение нашего озера).

- Вернёмся к нашему плану.

1. Прочитать текст.

2. Определить тему и главную мысль текста.

3. Разделить текст на смысловые части.

4. Сверить смысловые части с данным планом текста.

5. Орфографическая работа.

6. Пересказ текста письменный или устный.

- На каком пункте мы остановились?

- На сколько частей разделим текст? (три)

- Из каких частей состоит текст? (Вступление, основная часть, заключение.)

- План нам уже дан. Давайте его запишем на нашем листочке.

- Найдите первую часть. Прочитайте её. Как она озаглавлена?

О чем мы узнаем из этой части? (О батыре Семигоре, его зеркале и злой старушонке Юрме).

- Найдите вторую часть. Прочитайте её. Как она озаглавлена?

О чем мы узнаем в этой части? (Как Юрма хотела украсть зеркало и как Семигор ее наказал).

- Найдите третью часть. Прочитайте её. Как она озаглавлена?

О чем мы узнаем в этой части? (Что значит слово Чебаркуль)

-Значение всех ли слов вам понятно?

-А теперь с помощью таблицы мы проведём орфографическую работу(заполнение таблицы по частям).

- Прочитайте ещё раз текст легенды.

- Кто может пересказать текст опираясь на план?

Анализ пересказа (на слайде):

1) Текст получился подробный (краткий).

2)Происходящие действия переданы правильно и в нужной последовательно (по порядку).

3) Не было необоснованных повторов.

4) Правильно построены предложения.

5) Тема и идея раскрыта.

Слушать было интересно?

Самостоятельная работа

Прочитайте текст про себя еще раз и закройте текст.

В тетрадях, пользуясь планом, напишите изложение.

Прочитайте свою работу.

Получился ли у вас текст? Все ли в нем понятно?

Проверьте грамотность написанного текста.

Кто желает прочитать классу свою работу?

Спасибо.

Определять тип текста

Обосновывать свой выбор

Работать с планом изложения

Отвечать на вопросы учителя

Записывать план в тетради

Выполнять пересказ текста по плану

Выполнять самостоятельную работу

Читать текст из тетради

Отвечать на вопросы учителя

Р: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

П: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план).

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

К: оформлять свои мысли в письменной форме.

Р: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Л: интерес к письму, к созданию собственных текстов.

Рефлексия

Сл.: учебный диалог

5 мин

ДЗ: сделать обложку для нашего изложения.

Подведем итог нашего урока.

Чем мы занимались на уроке?

В чем испытывали затруднения?

На карточках оцените свою работу, поставьте себе оценку по каждому из пунктов.

Анализ текста: на карточках

1) Текст получился подробный (краткий) _____.

2)Происходящие действия переданы правильно и в нужной последовательно (по порядку) ________.

3) Не было необоснованных повторов _______.

4) Правильно построены предложения ________.

5) Тема и идея раскрыта ______.

Спасибо за внимание. Урок окончен.

Записывать домашнее задание

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы

Выполнять самооценку своей работы

Л: смыслообразование.

Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Текст План текста

Слайд 2

1. Прочитать текст. 2. Определить тему и главную мысль текста. 3. Разделить текст на смысловые части. 4. Сверить смысловые части с данным планом текста. 5. Орфографическая работа. 6. Пересказ текста письменный или устный.

Слайд 3

Задача урока: Написание изложения. Цели урока: - О пределять основную мысль текста; -отражать основную мысль текста; -грамотно писать изложение.

Слайд 4

1. Прочитать текст. 2. Определить тему и главную мысль текста. 3. Разделить текст на смысловые части. 4. Сверить смысловые части с данным планом текста. 5. Орфографическая работа. 6. Пересказ текста письменный или устный.

Слайд 5

Анализ пересказа: 1) Текст получился подробный (краткий). 2)Происходящие действия переданы правильно и в нужной последовательно (по порядку). 3) Не было необоснованных повторов. 4) Правильно построены предложения. 5) Тема и идея раскрыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отражение личности в "зеркале"

Как помочь ребенку разобраться в своих чувствах?...

Исследовательская работа "Пещеры Пермского края в зеркале человеческого восприятия"

Работа учащихся для школьной конференции с православным компоненом.Применима на уроках окружающего мира и краеведения....

Логопедическое занятие: «Путешествие за волшебным зеркалом»

Логопедическое занятие:«Путешествие за волшебным зеркалом».Задачи:Коррекционно-образовательные: Закреплять знания, полученные на логопедических занятиях. Закреплять чёткое произношени...

Ребёнок "зеркалит" буквы. Что делать?

Довольно часто родители первоклассников жалуются на зеркальность при письме.Как правильно помочь ребёнку?...

Окружающий мир в зеркале туризма.

Окружающий мир в зеркале туризма с младшими школьниками в ГПД....

ПАМЯТКА "САМОМАССАЖ ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ"

Самомассаж — это один из видов пассивной гимнастики, выполняемой самим ребенком. Это средство, дополняющее воздействие основного массажа, который выполняется логопедом. Целью...