План урока по теме: "Подлежащее и сказуемое"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Цель урока: Познакомить учащихся с главными членами предложения — подлежащим и сказуемым.
Задачи:
· Образовательные: Научить находить подлежащее и сказуемое в предложении, понимать их роль как главных членов, без которых предложение не может существовать. Формировать умение задавать к ним правильные вопросы.
· Развивающие: Развивать речь, внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы.
· Воспитательные: Воспитывать интерес к русскому языку, любовь к родной речи, умение работать в парах и слушать товарищей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока по теме: «Подлежащее и сказуемое» для 2 класса, составленный с учетом возрастных особенностей детей.
Тема урока: «Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое»
Цель урока: Познакомить учащихся с главными членами предложения — подлежащим и сказуемым.
Задачи:
· Образовательные: Научить находить подлежащее и сказуемое в предложении, понимать их роль как главных членов, без которых предложение не может существовать. Формировать умение задавать к ним правильные вопросы.
· Развивающие: Развивать речь, внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы.
· Воспитательные: Воспитывать интерес к русскому языку, любовь к родной речи, умение работать в парах и слушать товарищей.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Оборудование:
· Интерактивная доска или обычная доска с мелом/маркерами.
· Карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы.
· Раздаточный материал: «солнышко» и «лучики» для рефлексии.
· Презентация (по возможности) с иллюстрациями и анимацией.
Ход урока:
1. Организационный момент (1-2 минуты)
· Приветствие.
· Создание эмоционального настроя.
Речь учителя: «Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши умные и любознательные глаза. Надеюсь, сегодня на уроке нас ждут интересные открытия!»
2. Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы (5 минут)
· Игра «Исправь ошибку»:
На доске записаны «неправильные» предложения:
· Солнце на небе.
· Пушистый белка.
· Птицы весну.
Вопросы учителя: «Можно ли это назвать предложениями? Почему? Чего в них не хватает?» (Дети приходят к выводу, что непонятно, что происходит с предметом, предложение «незаконченное»).
· Создание проблемной ситуации:
Учитель говорит: «Сегодня мы с вами узнаем, без каких двух слов-тружеников предложение не может жить. Это – главные члены предложения».
3. Открытие нового знания (15 минут)
а) Знакомство с подлежащим.
Речь учителя: «В каждом предложении есть главные слова. Первое из них называет то, о ком или о чём говорится в предложении. Это слово – подлежащее».
· На доске появляется запись и картинка (например, кошка):
Кто? Кошка. -> Подлежащее.
· Учитель подчеркивает подлежащее одной прямой чертой. Кошка
· Вывод: Подлежащее — это главный член предложения, который называет того, о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?.
б) Знакомство со сказуемым.
Речь учителя: «Но если мы просто скажем «Кошка», это будет не предложение. Нужно второе главное слово, которое будет говорить, что делает этот предмет, каков он. Это слово – сказуемое».
· Дополняем предложение на доске:
Кошка (что делает?) мурлычет.
· Учитель подчеркивает сказуемое двумя прямыми чертами. мурлычет
· Вывод: Сказуемое — это главный член предложения, который называет действие предмета или его состояние. Отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛИ? ЧТО СДЕЛАЕТ? и др.
в) Закрепление понятий (работа с новыми примерами):
· Разбираем вместе 2-3 предложения:
· Птицы (что делают?) поют.
· Солнце (что делает?) светит.
· Цветы (каковы?) красивы.
г) Физкультминутка (2-3 минуты)
«Мы немножко отдохнем и в игру словесную сыграем. Я буду называть слово. Если это подлежащее (отвечает на вопрос кто? что?) — вы приседаете. Если это сказуемое (отвечает на вопрос что делает?) — подпрыгиваете».
· Слова: бежит (прыжок), мама (присед), рисует (прыжок), дом (присед), читает (прыжок).
4. Первичное закрепление (10 минут)
а) Работа в парах. Задание «Найди пару».
· Каждой паре раздается карточка с 3-4 предложениями. Нужно найти и подчеркнуть подлежащее (одной чертой) и сказуемое (двумя чертами).
· Примеры предложений:
1. Мальчик читает.
2. Собака лает.
3. Дождь идет.
4. Листья желтеют.
· Проверка: ученики по очереди выходят к доске и подчеркивают главные члены в одном из предложений.
б) Игра «Построй предложение»
· На доске два столбика со словами.
· 1 столбик (подлежащие): Ученик, Бабушка, Ветер, Река.
· 2 столбик (сказуемые): пишет, вяжет, дует, течет.
· Задача: составить из слов двух столбиков грамотные предложения и записать их в тетрадь, подчеркнув главные члены.
5. Итог урока. Рефлексия (3-4 минуты)
· Беседа с классом:
· «С какими главными членами предложения мы сегодня познакомились?»
· «На какие вопросы отвечает подлежащее?»
· «На какие вопросы отвечает сказуемое?»
· «Почему их называют главными?»
· Рефлексия «Солнышко»:
На доске прикреплено солнышко. У детей на партах лежат лучики двух цветов: желтые («Я все понял, у меня все получилось!») и голубые («Мне было трудно, нужно еще потренироваться»). Дети по очереди прикрепляют свой лучик к солнышку.
6. Домашнее задание (1-2 минуты)
· Обязательная часть: Придумать и записать в тетрадь 3 предложения о природе. Подчеркнуть в них подлежащее и сказуемое.
· Творческая часть (по желанию): Нарисовать рисунок к одному из своих предложений.
Методические рекомендации:
· На протяжении всего урока используйте яркие, понятные детям примеры.
· Чаще хвалите детей за правильные ответы, создавайте ситуацию успеха.
· Следите за темпом урока, чтобы он не был слишком быстрым для второклассников.
· При подчеркивании главных членов предложения используйте разные цвета мела/маркера для наглядности (например, подлежащее — красным, сказуемое — синим).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Подлежащее и сказуемое".
Цели: Формировать умение находить в предложении главные члены. Развивать речь, мышление, память, орфографическую зоркость. Воспитывать чувство любви к родной природе. Оборудование: интерактивная...

методическая разработка урока по русскому языку на тему: "Подлежащее и сказуемое"
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе "Школа 2100"...

Урок по русскому языку в 3 классе на тему "Подлежащее и сказуемое"
Технологическая карта плана урока по теме "Подлежащее и сказуемое". Проведен 28.10.2013 года. Представлен дидактический материал в виде таблицы....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему: "Подлежащее и сказуемое".
__________________________________________________________________________...

Разработка урока по теме Подлежащее и сказуемое - 3 класс
Цели: 1) Знакомство с различными способами выражения подлежащего. 2) Отработка умения находить в предлож...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения"
Урок русского языка во 2 классе по теме "Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения" составлен в соответствии с ФГОС....
Конспект урока по русскому языку на тему: "Подлежащее и сказуемое"
Конспект урока по русскому языку на тему: "Подлежащее и сказуемое"...
