План урока по теме: "Подлежащее и сказуемое"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Евдокимова Валерия Викторовна

Цель урока: Познакомить учащихся с главными членами предложения — подлежащим и сказуемым.
Задачи:
· Образовательные: Научить находить подлежащее и сказуемое в предложении, понимать их роль как главных членов, без которых предложение не может существовать. Формировать умение задавать к ним правильные вопросы.
· Развивающие: Развивать речь, внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы.
· Воспитательные: Воспитывать интерес к русскому языку, любовь к родной речи, умение работать в парах и слушать товарищей.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_po_teme_podlezhashchee_i_skazuemoe_.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

План урока по теме: «Подлежащее и сказуемое» для 2 класса, составленный с учетом возрастных особенностей детей.

Тема урока: «Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое»

Цель урока: Познакомить учащихся с главными членами предложения — подлежащим и сказуемым.
Задачи:
· Образовательные: Научить находить подлежащее и сказуемое в предложении, понимать их роль как главных членов, без которых предложение не может существовать. Формировать умение задавать к ним правильные вопросы.
· Развивающие: Развивать речь, внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы.
· Воспитательные: Воспитывать интерес к русскому языку, любовь к родной речи, умение работать в парах и слушать товарищей.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Оборудование:
· Интерактивная доска или обычная доска с мелом/маркерами.
· Карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы.
· Раздаточный материал: «солнышко» и «лучики» для рефлексии.
· Презентация (по возможности) с иллюстрациями и анимацией.



Ход урока:

1. Организационный момент (1-2 минуты)
· Приветствие.
· Создание эмоционального настроя.

Речь учителя: «Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши умные и любознательные глаза. Надеюсь, сегодня на уроке нас ждут интересные открытия!»

2. Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы (5 минут)

· Игра «Исправь ошибку»:
На доске записаны «неправильные» предложения:
· Солнце на небе.
· Пушистый белка.
· Птицы весну.

Вопросы учителя: «Можно ли это назвать предложениями? Почему? Чего в них не хватает?» (Дети приходят к выводу, что непонятно, что происходит с предметом, предложение «незаконченное»).

· Создание проблемной ситуации:
Учитель говорит: «Сегодня мы с вами узнаем, без каких двух слов-тружеников предложение не может жить. Это – главные члены предложения».

3. Открытие нового знания (15 минут)

а) Знакомство с подлежащим.

Речь учителя: «В каждом предложении есть главные слова. Первое из них называет то, о ком или о чём говорится в предложении. Это слово – подлежащее».

· На доске появляется запись и картинка (например, кошка):
Кто? Кошка. -> Подлежащее.
· Учитель подчеркивает подлежащее одной прямой чертой. Кошка
· Вывод: Подлежащее — это главный член предложения, который называет того, о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?.

б) Знакомство со сказуемым.

Речь учителя: «Но если мы просто скажем «Кошка», это будет не предложение. Нужно второе главное слово, которое будет говорить, что делает этот предмет, каков он. Это слово – сказуемое».

· Дополняем предложение на доске:
Кошка (что делает?) мурлычет.
· Учитель подчеркивает сказуемое двумя прямыми чертами. мурлычет
· Вывод: Сказуемое — это главный член предложения, который называет действие предмета или его состояние. Отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛИ? ЧТО СДЕЛАЕТ? и др.

в) Закрепление понятий (работа с новыми примерами):


· Разбираем вместе 2-3 предложения:
· Птицы (что делают?) поют.
· Солнце (что делает?) светит.
· Цветы (каковы?) красивы.

г) Физкультминутка (2-3 минуты)

«Мы немножко отдохнем и в игру словесную сыграем. Я буду называть слово. Если это подлежащее (отвечает на вопрос кто? что?) — вы приседаете. Если это сказуемое (отвечает на вопрос что делает?) — подпрыгиваете».

· Слова: бежит (прыжок), мама (присед), рисует (прыжок), дом (присед), читает (прыжок).

4. Первичное закрепление (10 минут)

а) Работа в парах. Задание «Найди пару».

· Каждой паре раздается карточка с 3-4 предложениями. Нужно найти и
подчеркнуть подлежащее (одной чертой) и сказуемое (двумя чертами).
· Примеры предложений:
1. Мальчик читает.
2. Собака лает.
3. Дождь идет.
4. Листья желтеют.
· Проверка: ученики по очереди выходят к доске и подчеркивают главные члены в одном из предложений.

б) Игра «Построй предложение»

· На доске два столбика со словами.
· 1 столбик (подлежащие): Ученик, Бабушка, Ветер, Река.
· 2 столбик (сказуемые): пишет, вяжет, дует, течет.

· Задача: составить из слов двух столбиков грамотные предложения и записать их в тетрадь, подчеркнув главные члены.

5. Итог урока. Рефлексия (3-4 минуты)

· Беседа с классом:
· «С какими главными членами предложения мы сегодня познакомились?»
· «На какие вопросы отвечает подлежащее?»
· «На какие вопросы отвечает сказуемое?»
· «Почему их называют главными?»
· Рефлексия «Солнышко»:
На доске прикреплено солнышко. У детей на партах лежат лучики двух цветов: желтые («Я все понял, у меня все получилось!») и голубые («Мне было трудно, нужно еще потренироваться»). Дети по очереди прикрепляют свой лучик к солнышку.

6. Домашнее задание (1-2 минуты)

· Обязательная часть: Придумать и записать в тетрадь 3 предложения о природе. Подчеркнуть в них подлежащее и сказуемое.
· Творческая часть (по желанию): Нарисовать рисунок к одному из своих предложений.


Методические рекомендации:
· На протяжении всего урока используйте яркие, понятные детям примеры.
· Чаще хвалите детей за правильные ответы, создавайте ситуацию успеха.
· Следите за темпом урока, чтобы он не был слишком быстрым для второклассников.
· При подчеркивании главных членов предложения используйте разные цвета мела/маркера для наглядности (например, подлежащее — красным, сказуемое — синим).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Подлежащее и сказуемое".

Цели: Формировать умение находить в предложении главные члены. Развивать речь, мышление, память, орфографическую зоркость. Воспитывать чувство любви к родной природе. Оборудование: интерактивная...

методическая разработка урока по русскому языку на тему: "Подлежащее и сказуемое"

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по программе "Школа 2100"...

Урок по русскому языку в 3 классе на тему "Подлежащее и сказуемое"

Технологическая карта  плана урока по теме "Подлежащее и сказуемое". Проведен 28.10.2013 года. Представлен дидактический материал в виде таблицы....

Разработка урока по теме Подлежащее и сказуемое - 3 класс

Цели: 1) Знакомство с различными способами выражения     подлежащего.            2) Отработка умения находить в предлож...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения"

Урок русского языка во 2 классе по теме "Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения" составлен в соответствии с ФГОС....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Подлежащее и сказуемое"

Конспект урока по русскому языку на тему: "Подлежащее и сказуемое"...