Технологическая карта + презентация по теме «Дательный падеж имени существительного» Русский язык, 3 класс, УМК «Школа России».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Технологическая карта урока.Русский язык, 3 класс, УМК «Школа России».

Тема урока: «Дательный падеж имени существительного»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка, 3 класс, УМК «Школа России».

Учитель: Валиева Альфия Хусаеновна

Тема урока: «Дательный падеж имени существительного»

Дидактическая цель: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Задачи урока:

Образовательная: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.

Развивающая: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, стремление прийти на помощь товарищу.

Методы обучения: практический; словесный; информационный.

Формирование УУД:

1.  Коммуникативные  УУД:

- умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать.

2. Познавательные УУД:

- формулирование познавательной цели;

- доказательство;

- синтез: составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- построение логической цепи рассуждений;

- структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

- рефлексия способов действия;

- навык самоконтроля;

- анализ объектов с целью распределения по признакам.

3. Личностные УУД:

- самоопределение;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

4. Регулятивные УУД:

- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);

- формирование самоконтроля;

- осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Средства обучения: рабочая тетрадь, задания на дополнительных карточках

Оборудование урока: - ноутбук, презентация к уроку;

- карточки с заданием;

- цветы-смайлики для рефлексии.


Технологическая карта урока

Этап урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные д

ействия

I. Организационный момент.

Цель: привлечение внимания учащихся, проверка их готовности к уроку и обеспечение необходимой мотивации к учебной деятельности.

Метод стимулирования и мотивации интереса к учению.

Проверяет готовность класса к работе.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

На меня все посмотрели.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

- Какое нужно настроение, чтобы урок получился интересным и полезным?

- Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу.

- Молодцы! Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности.

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний.

тренировка навыка письма, орфографической зоркости; формирование самоанализа и самоконтроля.

Здоровьесберегающие технологии

Наблюдение, работа по алгоритму

Чтобы буквы ложились на строку красиво мы сделаем пальчиковую гимнастику.

Упражнения:

  1. Солнышко – тучка (4 раза)
  2. Покатать ручку между ладонями.

- Хочу напомнить вам правило письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку.

Что объединяет слова, записанные на доске?

до берега

для мамы

из бумаги

с горки

без товарища

-  Докажите, что все эти слова стоят в родительном падеже.

- Что вам помогло определить падеж? (Вопросы и предлоги.) 

- Почему к некоторым словам задавали вопрос: кого? А к некоторым словам вопрос: чего?)

- С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже?

- Сколько всего предлогов? (10) 

-  Какой падеж мы изучали вчера?

- Как думаете, какой падеж будем изучать сегодня? (Дательный падеж.) 

- Почему так думаете?

- Значит тема сегодняшнего урока ( Д.п. имен существительных)

- А вы знаете, ребята что русский писатель, лингвист и филолог Лев Васильевич Успенский называл дательный падеж «щедрым». Как вы думаете, почему?           (Дательный падеж от слова «дать», «дарить».)

 .

Имена существительные, предлоги, родительный падеж

(До чего? до берега;  для кого? для мамы и т.д.) 

(Одушевленные, неодушевленные имена существительные

(У, около, от, без, из, до, для, вокруг, после, с)

(Родительный падеж)

(После родительного падежа идет дательный падеж.)

Дательный падеж от слова «дать», «дарить».

Кому? чему?

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.

III. Постановка учебной задачи

Цель:  подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Наблюдение,  метод проблемного обучения.

- Давайте ребята вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже.?) 

-  Что хотим узнать о дательном падеже?

- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?

-  Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь.

Прежде чем начать работу в тетрадях, чтобы буквы ложились на строку красиво, мы сделаем пальчиковую гимнастику.

Упражнения:

  1. Солнышко – тучка (4 раза)
  2. Покатать ручку между ладонями.

- И еще хочу напомнить вам правило письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». (Слайд)  Проверьте свою посадку.

–Откроем тетради и запишем число и классную работу.

- Запишите тему нашего урока.

(Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему

(Какие предлоги употребляются с существительными в дательном падеже.)

(Находить в предложении имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных.)

Дательный падеж

Регулятивные: целеполагание, Коммуникативные: постановка вопросов,  Общеучебные: самостоятельное формулирование познавательной цели.

IV. Открытие нового знания

Цель: организация учащихся с целью наблюдения, осознания, систематизации, конкретизации знаний о дательном падеже. Запись нового знания в виде опорного сигнала.

Наглядный метод.

Фронтальная работа,

Работа по алгоритму.

Работа у доски.

-  Запишем под диктовку словосочетания.

Плыл по реке, пришёл к сестре, обрадовался солнцу.

- Разберем словосочетания и определим падеж имен существительных.

- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по.)

(Плыл по реке – главное слово плыл, плыл (по чему?) по реке,  Д.п ; пришёл к сестре – главное слово пришёл, пришёл (к кому?) к сестре,  Д.п ; обрадовался солнцу – главное слово обрадовался, обрадовался (чему?)солнцу,Д.п..

Познавательные: моделирование,

логические: решение проблемы; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. 

Физкультминутка

Здоровьесберегающие технологии

Наклоните голову к правому плечу.

Наклоните голову к левому плечу.

Повернитесь к  соседу справа,  к соседу слева.

Повернитесь к учителю.

Погладьте себя по голове.

Улыбнитесь одноклассникам, учителю. 

Дети показывают движения

Развивающие: установка на здоровый образ жизни.

V. Первичное закрепление

Цель: закрепление нового знания, способов действия.

Метод самостоятельной познавательной деятельности

1. Появляется картинка «Ворона и лисица»

- Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? Кто автор этой басни? О чем эта басня?

- Чему учит нас эта басня?

1. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру.

2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит.

- А теперь эту работу будете выполнять самостоятельно. (Спишите, вставьте пропущенные буквы.) Приготовьте простой карандаш. Для чего он нужен? (Подчеркивать орфограммы.)

- Объясните, какие буквы вставили и почему?

- Выполним задание к упражнению. (Найдите в предложениях имена существительные в дательном падеже.)

- Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.)

Поставите к ним вопрос от выделенных слов. Над именем существительном в дательном падеже укажите падеж.)

Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью.

Послал (кому?) вороне

Подходит (к чему?) к дереву

орона – словарное слово; кусочек – кусочки, гласная «убежала», поэтому вставляем букву «е», суффикс – ек, дереву (деревья), улицам -– словарное, водили (водит), муравью (разделительный «ь»), ползет (полз))

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. 

VI. Включение знаний в систему

Цель: организация работы по карточкам с целью выявления уровня владения знаниями о падежах имени существительного.

Самостоятельная работа

- Сейчас вы будете работать на карточках, самостоятельно прочитайте и выполните задание.

Карточка № 1.

Выделите предлоги и окончания имён существительных, определите падеж имён существительных.

От  дуба,  по  тропинке,  до  дороги,  по  небу,

из  дома, вокруг  леса, к  бабушке,  у  окна.

Карточка № 2.

Выделите предлоги и окончания имён существительных, определите падеж выделенных имён существительных.

 (От чего?) от дуба,  (по чему?) по тропинке, (до чего?) до дороги,  (по чему?) по небу,  (из чего?) из дома, (вокруг чего?) вокруг леса, (к кому?) к бабушке,  (у чего?) у окна.

Встретились ли вам имена существительные в дательном падеже?

- В каком еще падеже встретились имена существительные?

Выберите любое слово и составьте с ним предложение. Запишите его и подчеркните грамматическую основу.

- Прочитайте свое предложение и назовите его грамматическую основу.

Самостоятельно выбирают уровень работы

(По тропинке, по небу, к бабушке

(В Р.п )  

(От дуба, до дороги, из дома, вокруг леса, у окна.)

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

VII. Рефлексия деятельности.

Цель: анализ успешности овладения новыми знаниями, пути преодоления недостатков

Самоанализ, самооценка результатов коллективной и групповой работы на уроке

Итак, наш урок подходит к концу.

Какой падеж  мы изучали на сегодняшнем уроке?

Что вы узнали о существительных в дательном падеже?

Что вы узнали о существительных в дательном падеже?

 

- Чему научились?

Оцените свою работу на уроке. Выберите цветочки-смайлики.

- Молодцы! Встаньте, урок окончен!

Дательный падеж.

Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по, слово-помощник – дать, подарить. 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия,

личностные: самоанализ, самооценка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Да тельный падеж» Урок русского языка 3 класс УМК «Школа России» Учебник «Русский язык» В.П. Канакина 2 часть Валиева А.Х. учитель начальных классов МОБУ СОШ д. Уразаево

Слайд 2

Организационный момент Громко прозвенел звонок. Начинается урок. На меня все посмотрели. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем.

Слайд 3

Красиво пишет тот, кто правильно сидит

Слайд 5

Упражнение 83. В о роне где-то Бог послал кусоч е к сыру. Плутовка к дер е ву на цыпочках подходит. По ул и цам Слона в о дили, как видно ,напоказ. Злой тоской удручена, к Мурав ь ю ползёт она. Подходит Д. п Д. п Д . п Д. п

Слайд 7

Закончи фразу Имя существительное в Д. п. отвечает на вопросы___________ Имя сущ. в Д. п. употребляется с предлогами ______________ Кому? Чему ? к,по

Слайд 8

Спасибо за работу Д/з: с. 47, упр. 85+правило


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Падежи имени существительного русский язык 3 класс

Данная таблица позволяет систематизировать знания о падежах имён существительных ( вопросы, предлоги)....

технологическая карта к уроку по теме "Падеж имен существительных"

Представлена технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Начальная школа XXI века" по теме "Падеж имен существительных"....

Технологическая карта, презентация, дополнительный материал к уроку-проекту по русскому языку в 3 классе "Рассказ о слове"

Технологическая карта+презентация к уроку русского языка в 3 классе "Рассказ о слове" УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока "Обобщение знаний о падежах имен существительных"

Педагогическая цель урока: способствовать развитию умений сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы; работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного»; распознавать...

Технологическая карта урока по теме: «Число имен существительных». Русский язык Класс: 3

Тема: «Число имен существительных»Цель урока: формирование умений определять число имен существительных и изменять имена существительные по числам.Задачи урока:- обучать умению соотно...

Предмет РУССКИЙ ЯЗЫК Класс 3 («Школа России») Тема: «Упражнение в изменении существительных по числам и определении рода»

Тема: «Упражнение в изменении  существительных по числам и определении рода».                Тип урока:...

Технологическая карта урока математики «Умножение и деление с числом 9» 3 класс (УМК «Школа России»,3 класс)

Тип урока: рефлексия.Цель урока: закрепление знания таблицы умножения и деления с числом 9.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать правила о порядке выполнения арифметических действий в выражениях ...