План-конспект урока русского языка по теме: "Что такое части речи?"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)
В данном конспекте представлен подробный план проведения урока русского языка по теме: "Что такое части речи?" для 4 класса по УМК "Школа России".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 70.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: русский язык Класс 4
Тема урока: «Что такое части речи?».
Цель: закрепление и систематизация знаний о частях речи.
Задачи:
Дидактические: закрепить и обобщить знания об изученных частях речи; совершенствовать умения определения частей речи; совершенствовать умения проверять орфограммы в словах, относящихся к разным частям речи.
Развивающие: развивать умения различать слова; развивать умение аргументировать своё мнение.
Воспитательные: воспитывать активную творческую личность, умеющую ставить и решать учебные проблемы.
Ресурсы: учебник «Русский язык» 4 кл., Горецкий, Канакина, презентация. Оборудование: интерактивная доска.
Ход урока
- Организационный момент (фронтальная работа)
- Здравствуйте, ребята! Давайте пожелаем друг другу чего-нибудь хорошего на каждую букву слова (например, з – здоровья, д – добра, р – радости, а – аккуратности и т.д.).
- Молодцы! Я думаю, что урок пройдет интересно.
- Актуализация знаний учащихся (фронтальная работа, беседа)
- Итак, давайте начнем наш урок. Я вам предлагаю посмотреть на доску.
- Прочитайте слова и найдите среди них лишнее: («корень» лишнее)
Глагол
Корень
Имя существительное
Имя прилагательное
- Давайте вспомним, как мы называем данные слова (части речи)
- Посмотрите на доску и назовите предметы. Какие это части речи?
- Что объединяет эти части речи? (гл. – обозначает действие предмета, сущ. – обозначает предмет, прил. – описывает предмет)
- На какие группы мы можем разделить части речи? (самостоятельные и служебные части речи). Какие части речи относятся к самостоятельным? (гл., сущ., прил., нар., мест., числ.). А к служебным? (пр., с., ч.)
- Давайте определим тему нашего урока (Что такое части речи?)
- Как вы считаете, что мы узнаем или повторим на уроке? Какую цель перед собой поставим?
- Как мы сможем добиться цели урока? (Я скажу начало предложения, а вы – конец: вспомним … что такое части речи; выполним … творческое задание; подведем … итоги урока)
- Обобщение и систематизация знаний (индивидуальная работа, фронтальная работа)
- Ребята, давайте посмотрим на план урока – выполнили ли мы первый пункт (вспомним, что такое части речи)? (Да)
- Сейчас я вам предлагаю заполнить интеллект-карту.
- Ребята, вы знаете, что такое интеллект-карта? Интеллект-карта – это информация, представленная в виде схемы для лучшего ее запоминания.
- У вас на столах лежат листы. Вам необходимо посередине листа написать «ЧАСТИ РЕЧИ».
- Чтобы узнать с какой части речи начать, давайте отгадаем загадку:
Я – слово, вещь или кто,
Назвать меня легко и просто.
В предметах я встречаюсь везде,
Что это? – Отгадайте же вы!
(Имя существительное)
- Запишем «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» в интеллект-карте.
- Давайте вспомним, что такое имя существительное. Дайте определение. (Имя существительное – это самост. часть речи, отвечающая на вопросы кто? что? и обозначающая предмет).
- Давайте запишем определение имени существительного в интеллект-карту.
- Как мы можем отличить имя существительное от другой части речи? Давайте выполним задания, чтобы это узнать.
- Вопросы для существительного.
Прочитай слова и скажи, на какой вопрос (кто? что?) отвечает каждое из них: кот, озеро, город, ручка, учительница.
- Определи часть речи.
В каждом ряду слов найди имя существительное:
- дом, красивый, быстро;
- школа, бабочка, зелёный;
- весна, прыгать, красота.
- Определи род существительного.
Определи род следующих существительных и запиши (м.р., ж.р., ср.р.): книга, стол, море, собака, солнце.
- Определи число существительного.
Напиши, в каком числе стоит каждое слово (единственное или множественное): лиса, дома, цветок, ребята, окно.
- Укажи падеж.
Выпиши существительные и подпиши, в каком падеже они стоят:
- Я вижу машину.
- У меня есть книга.
- Мы идём к школе.
- Это подарок для брата.
- Составь предложения.
Используй существительные из списка (лес, река, птица), чтобы составить по одному предложению. Подчеркни существительные и отметь, на какой вопрос они отвечают.
- Давайте повторим, какие признаки имеет имя существительное.
- Итак, чтобы узнать про какую часть речи мы будем говорить дальше, нам нужно отгадать ребус: (глагол)
- Запишем «ГЛАГОЛ» в интеллект-карте.
- Давайте вспомним, что такое глагол. Дайте определение. (Глагол – это самост. часть речи, отвечающая на вопросы что делать? что сделать? и обозначающая действие предмета).
- Давайте запишем определение глагола в интеллект-карту.
- Как мы можем отличить глагол от другой части речи? Давайте выполним задания, чтобы это узнать.
- Подчеркни глаголы в предложении:
Весной птицы поют и строят гнёзда. - Найди в тексте глаголы и ответь: что делают предметы?
Ветер дует, листья падают. - Определи время глагола:
Мама готовит ужин.
Дети играли во дворе. - Выпиши глаголы в форме прошедшего времени из предложения:
Вчера мы гуляли в парке и катались на велосипедах. - Измени глагол в предложении на настоящее время:
Он читал книгу.
→ Он ________ книгу. - Подбери к глаголу «бежать» формы единственного числа:
Я _______, ты _______. - Составь с глаголом из списка предложение:
Петь, писать, играть. - Ответь на вопросы, используя глаголы:
Что сделала кошка? (спряталась, поймала мышь)
Что делают дети? (рисуют, бегают)
- Предположите, какая часть речи будет следующей (ответы учащихся: если не отгадали, то предложить отгадать загадку).
С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета: Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам, Числам и падежам.
Люблю детей внимательных. Кто я?
- Запишем «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» в интеллект-карте.
- Давайте вспомним, что такое имя прилагательное. Дайте определение. (Имя прилагательное – это самост. часть речи, отвечающая на вопросы какой? какая? и обозначающая признак предмета).
- Давайте запишем определение имени прилагательного в интеллект-карту.
- Как мы можем отличить прилагательное от другой части речи? Давайте выполним задания, чтобы это узнать.
- Подчеркни прилагательные в предложении:
Большое зелёное дерево стоит у дороги. - Найди в тексте слова, которые отвечают на вопрос «какой?»:
Утро было холодное и солнечное. - Впиши пропущенные прилагательные:
Дом стоит на _______ улице.
У меня есть _______ котёнок. - Определи род и число прилагательного:
Красивая девочка, высокий мальчик, зелёные листья. - Соотнеси прилагательное с существительным:
яркий – лампа, вкусный – торт, быстрый – машина. - Измени прилагательное по родам:
тёплый (муж.), (ж.) ________, (ср.) ________. - Подбери синонимы к прилагательным:
холодный, красивый, быстрый. - Составь предложение с прилагательным из списка:
добрый, лёгкий, мягкий.
- Мы с вами хорошо потрудились, а сейчас я вам предлагаю отдохнуть, выполнив небольшую разминку. Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной.
- Динамическая пауза
Существительное «парта».
Мы встаем, «встаем» - глагол.
Руки дружно поднимаем
И на плечи их кладем.
Снова руки поднимаем
И тихонько опускаем.
Поворот направо – желтая стена.
Прилагательное «желтая» она.
Поворот налево – белое окно.
Снова прилагательное «белое» оно.
Части речи все мы знаем
И урок наш продолжаем.
- Продолжение работы по теме урока (индивидуальная работа, фронтальная работа)
- Ребята, а про какие части речи мы с вами забыли? (имя числительное, местоимение).
- Тогда давайте вспомним, что такое имя числительное (Имя числительное – это самост. часть речи, которая отвечает на вопросы сколько? который по счёту? и обозначает количество предметов, число или порядок при счёте).
- Запишем «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ» и его определение в интеллект-карту.
- Как мы можем отличить числительное от другой части речи? Давайте выполним задания, чтобы это узнать.
- Найди в предложении числительное и скажи, какой это разряд (количественное, порядковое или собирательное):
Пример: "В саду растут три яблони." - Подчеркни числительное в предложении:
Пример: "Сегодня на урок пришли пять ребят." - Определи, изменяется ли числительное по падежам:
Пример: "Два мальчика играют на улице." - Выпиши из предложений числительные и укажи, сколько предметов или какой порядок они обозначают:
Пример: "Первый ученик поднял руку." - Вставь подходящее числительное по смыслу и определи его разряд:
Пример: "У меня _ книг." (три, десять, первый) - Сравни числительные и скажи, какое из них порядковое, а какое — количественное:
Пример: "Семь – десятый."
- Еще одна часть речи – это местоимение.
- Давайте запишем «МЕСТОИМЕНИЕ» в интеллект-карту.
- А теперь вспомним, что такое местоимение. Дайте определение (Местоимение – это самост. часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и указывает на предмет, но не называет его).
- Запишем определение в интеллект-карту.
- Как мы можем отличить местоимение от другой части речи? Давайте выполним задания, чтобы это узнать.
- Найди в предложении местоимение и подчеркни его:
- Мы с друзьями пошли в парк.
- Она читает интересную книгу.
- Это моя тетрадь.
- Выпиши местоимения из списка слов:
- он, собака, мы, красивый, ты, книга.
- Подставь подходящее местоимение вместо выделенного слова:
- (Мама) сказала, что сегодня будет дождь. → _______ сказала.
- (Дети) играют во дворе. → _______ играют.
- Определи разряд местоимения (личное, указательное, вопросительное):
- Кто пришёл в класс?
- Тот медведь очень большой.
- Я люблю мороженое.
- Составь предложение с местоимением «она» и подчеркни его.
- И последняя часть речи – это наречие.
- Запишем «НАРЕЧИЕ» в интеллект-карту.
- Вспомним определение данной части речи (Наречие – это самост. часть речи, которая отвечает на вопросы как? когда? где? куда? откуда? почему? и обозначает признак действия или предмета).
- Как мы отличаем наречие от других частей речи? Давайте выполним задания, чтобы это узнать.
- Выпиши из предложения наречия:
- Мальчик быстро бежал домой.
- Вставь подходящее наречие в предложение:
- Солнышко светит ____. (где? когда? как?)
- Подчеркни наречия и укажи, к какой части речи они относятся (глагол, прилагательное, другое):
- Она очень красиво поет.
- Найди наречия в списке и расскажи, что они обозначают:
- сегодня, быстро, красный, сверху, звонко
- Напиши два наречия, которые отвечают на вопрос «где?» и два — на вопрос «как?».
- Зачем мы с вами записывали эти части речи и их признаки? (чтобы выполнить морфологический разбор, вспомнить, что такое части речи и т.д.)
- Применение знаний и умений в новой ситуации (парная работа)
- Отлично. Мы с вами сделали интеллект-карту. Мы можем ее дополнить? Чем? (служебные части речи – союзы, частицы и предлоги). Запишите их самостоятельно.
- Как вы думаете понадобиться ли ителлект-карта вам при выполнении заданий или при выполнении домашней работы?
- Сейчас я предлагаю выполнить задание. На ваших столах перед вами лежат карточки, переверните их и выполните задание в парах. На это у вас 3 минуты.
- Контроль и оценка (самостоятельная работа)
- Вы хорошо поработали. А сейчас я вам предлагаю выполнить небольшой тест, чтобы закрепить наши знания. За него я поставлю отметки. На данную работу у вас 3 минуты.
Тест
- Определите часть речи следующих слов: дочь, звезда, играть, медведь, красивый, пять, скучает, муравей.
- В каждой строчке найдите лишнее слово и определите его часть речи:
- берёза, пчела, лёгкий, малина;
- солёная, сочная, живёт, праздничный, игрушечный;
- ползёт, желтеет, ученик, качает.
- От данных слов образуйте однокоренные слова – имя прилагательное, глагол, наречие:
Веселье, _______________, __________________, _______________.
Шум, __________________, ___________________, ______________.
Скука, ________________, ________________, _________________.
- Какое слово не является именем существительным в женском роде: речь, рожь, грач, печь?
- На какой вопрос отвечают слова думать, решать, считать?
- Рефлексия (фронтальная работа)
- Ребята, положите тест на край стола.
- Вы отлично поработали на уроке. Давайте вспомним, что мы делали на уроке, а для этого продолжите предложения:
Я узнал …, Я вспомнил …, Больше всего мне понравилось …, Я справился …, У меня не вышло …
- Домашнее задание: повторить выполнение морфологического разбора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему:"Что такое части речи?"
Конспект урока на тему: "Что такое части речи?"...

План-конспект урока русского языка по теме "Что такое имя прилагательное?"
План-конспект урока русского языка (2 класс) по программе "Школа России". Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Тема: "Что такое имя прилагательное?"...

Презентация к плану-конспекту урока русского языка по теме "Что такое имя прилагательное?"
Презентация к конспекту урока русского языка (2 класс) по программе "Школа России". Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Тема: "Что такое имя прилагательное?"...
План - конспект урока русского языка на тему "Что такое текст повествование? Какова роль глаголов в нём?" 4 класс
quot;Что такое текст повествование? Какова роль глаголов в нём?" 4 класс...

Технологическая карта + план конспект к уроку русского языка на тему «Строчная и заглавная буква Яя»
Тип урока: открытие новых знанийв соответствии с фгос...

Конспект урока Русский язык по теме: "Что такое предложение" (УМК "Школа России" , 2 класс, 1 часть)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о предложении; формирование умений находить предложение; употреблять заглавную букву в начале предложения, определять границы предложения, составлять пре...

