План-конспект урока русского языка по теме: "Что такое части речи?"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Соломатина Лилия Романовна

В данном конспекте представлен подробный план проведения урока русского языка по теме: "Что такое части речи?" для 4 класса по УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_chasti_rechi.docx70.44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: русский язык Класс 4

Тема урока: «Что такое части речи?».

Цель: закрепление и систематизация знаний о частях речи.

Задачи:

Дидактические: закрепить и обобщить знания об изученных частях речи; совершенствовать умения определения частей речи; совершенствовать умения проверять орфограммы в словах, относящихся к разным частям речи.

Развивающие: развивать умения различать слова; развивать умение аргументировать своё мнение.

Воспитательные: воспитывать активную творческую личность, умеющую ставить и решать учебные проблемы.

Ресурсы: учебник «Русский язык» 4 кл., Горецкий, Канакина, презентация. Оборудование: интерактивная доска.

Ход урока

  1. Организационный момент (фронтальная работа)

- Здравствуйте, ребята! Давайте пожелаем друг другу чего-нибудь хорошего на каждую букву слова (например, з – здоровья, д – добра, р – радости, а – аккуратности и т.д.).

- Молодцы! Я думаю, что урок пройдет интересно.

  1. Актуализация знаний учащихся (фронтальная работа, беседа)

- Итак, давайте начнем наш урок. Я вам предлагаю посмотреть на доску.

- Прочитайте слова и найдите среди них лишнее: («корень» лишнее)

Глагол

Корень

Имя существительное

Имя прилагательное

- Давайте вспомним, как мы называем данные слова (части речи)

- Посмотрите на доску и назовите предметы. Какие это части речи?

- Что объединяет эти части речи? (гл. – обозначает действие предмета, сущ. – обозначает предмет, прил. – описывает предмет)

- На какие группы мы можем разделить части речи? (самостоятельные и служебные части речи). Какие части речи относятся к самостоятельным? (гл., сущ., прил., нар., мест., числ.). А к служебным? (пр., с., ч.)

- Давайте определим тему нашего урока (Что такое части речи?)

- Как вы считаете, что мы узнаем или повторим на уроке? Какую цель перед собой поставим?

- Как мы сможем добиться цели урока? (Я скажу начало предложения, а вы – конец: вспомним … что такое части речи; выполним … творческое задание; подведем … итоги урока)

  1. Обобщение и систематизация знаний (индивидуальная работа, фронтальная работа)

- Ребята, давайте посмотрим на план урока – выполнили ли мы первый пункт (вспомним, что такое части речи)? (Да)

- Сейчас я вам предлагаю заполнить интеллект-карту.

- Ребята, вы знаете, что такое интеллект-карта? Интеллект-карта – это информация, представленная в виде схемы для лучшего ее запоминания.

- У вас на столах лежат листы. Вам необходимо посередине листа написать «ЧАСТИ РЕЧИ».

- Чтобы узнать с какой части речи начать, давайте отгадаем загадку:

Я – слово, вещь или кто,

Назвать меня легко и просто.

В предметах я встречаюсь везде,

Что это? – Отгадайте же вы!

(Имя существительное)

- Запишем «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» в интеллект-карте.

- Давайте вспомним, что такое имя существительное. Дайте определение. (Имя существительное – это самост. часть речи, отвечающая на вопросы кто? что? и обозначающая предмет).

- Давайте запишем определение имени существительного в интеллект-карту.

- Как мы можем отличить имя существительное от другой части речи? Давайте выполним задания, чтобы это узнать.

  1. Вопросы для существительного.
    Прочитай слова и скажи, на какой вопрос (кто? что?) отвечает каждое из них: кот, озеро, город, ручка, учительница.
  1. Определи часть речи.
    В каждом ряду слов найди имя существительное:
  • дом, красивый, быстро;
  • школа, бабочка, зелёный;
  • весна, прыгать, красота.
  1. Определи род существительного.
    Определи род следующих существительных и запиши (м.р., ж.р., ср.р.): книга, стол, море, собака, солнце.
  1. Определи число существительного.
    Напиши, в каком числе стоит каждое слово (единственное или множественное): лиса, дома, цветок, ребята, окно.
  1. Укажи падеж.
    Выпиши существительные и подпиши, в каком падеже они стоят:
  • Я вижу машину.
  • У меня есть книга.
  • Мы идём к школе.
  • Это подарок для брата.
  1. Составь предложения.
    Используй существительные из списка (лес, река, птица), чтобы составить по одному предложению. Подчеркни существительные и отметь, на какой вопрос они отвечают.

- Давайте повторим, какие признаки имеет имя существительное.

- Итак, чтобы узнать про какую часть речи мы будем говорить дальше, нам нужно отгадать ребус: (глагол)

- Запишем «ГЛАГОЛ» в интеллект-карте.

- Давайте вспомним, что такое глагол. Дайте определение. (Глагол – это самост. часть речи, отвечающая на вопросы что делать? что сделать? и обозначающая действие предмета).

- Давайте запишем определение глагола в интеллект-карту.

- Как мы можем отличить глагол от другой части речи? Давайте выполним задания, чтобы это узнать.

  • Подчеркни глаголы в предложении:
    Весной птицы поют и строят гнёзда.
  • Найди в тексте глаголы и ответь: что делают предметы?
    Ветер дует, листья падают.
  • Определи время глагола:
    Мама готовит ужин.
    Дети играли во дворе.
  • Выпиши глаголы в форме прошедшего времени из предложения:
    Вчера мы гуляли в парке и катались на велосипедах.
  • Измени глагол в предложении на настоящее время:
    Он читал книгу.
    → Он ________ книгу.
  • Подбери к глаголу «бежать» формы единственного числа:
    Я _______, ты _______.
  • Составь с глаголом из списка предложение:
    Петь, писать, играть.
  • Ответь на вопросы, используя глаголы:
    Что сделала кошка? (спряталась, поймала мышь)
    Что делают дети? (рисуют, бегают)

- Предположите, какая часть речи будет следующей (ответы учащихся: если не отгадали, то предложить отгадать загадку).

С существительным дружу

И нисколько не тужу.

Моя основная примета: Обозначаю признак предмета.

Лед какой? Холодный, гладкий.

Чай какой? Горячий, сладкий.

Изменяюсь по родам, Числам и падежам.

Люблю детей внимательных. Кто я?

- Запишем «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ» в интеллект-карте.

- Давайте вспомним, что такое имя прилагательное. Дайте определение. (Имя прилагательное – это самост. часть речи, отвечающая на вопросы какой? какая? и обозначающая признак предмета).

- Давайте запишем определение имени прилагательного в интеллект-карту.

- Как мы можем отличить прилагательное от другой части речи? Давайте выполним задания, чтобы это узнать.

  • Подчеркни прилагательные в предложении:
    Большое зелёное дерево стоит у дороги.
  • Найди в тексте слова, которые отвечают на вопрос «какой?»:
    Утро было холодное и солнечное.
  • Впиши пропущенные прилагательные:
    Дом стоит на _______ улице.
    У меня есть _______ котёнок.
  • Определи род и число прилагательного:
    Красивая девочка, высокий мальчик, зелёные листья.
  • Соотнеси прилагательное с существительным:
    яркий – лампа, вкусный – торт, быстрый – машина.
  • Измени прилагательное по родам:
    тёплый (муж.), (ж.) ________, (ср.) ________.
  • Подбери синонимы к прилагательным:
    холодный, красивый, быстрый.
  • Составь предложение с прилагательным из списка:
    добрый, лёгкий, мягкий.

- Мы с вами хорошо потрудились, а сейчас я вам предлагаю отдохнуть, выполнив небольшую разминку. Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной.

  1. Динамическая пауза

Существительное «парта».

Мы встаем, «встаем» - глагол.

Руки дружно поднимаем

И на плечи их кладем.

Снова руки поднимаем

И тихонько опускаем.

Поворот направо – желтая стена.

Прилагательное «желтая» она.

Поворот налево – белое окно.

Снова прилагательное «белое» оно.

Части речи все мы знаем

И урок наш продолжаем.

  1. Продолжение работы по теме урока (индивидуальная работа, фронтальная работа)

- Ребята, а про какие части речи мы с вами забыли? (имя числительное, местоимение).

- Тогда давайте вспомним, что такое имя числительное (Имя числительное – это самост. часть речи, которая отвечает на вопросы сколько? который по счёту? и обозначает количество предметов, число или порядок при счёте).

- Запишем «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ» и его определение в интеллект-карту.

- Как мы можем отличить числительное от другой части речи? Давайте выполним задания, чтобы это узнать.

  1. Найди в предложении числительное и скажи, какой это разряд (количественное, порядковое или собирательное):
    Пример: "В саду растут три яблони."
  2. Подчеркни числительное в предложении:
    Пример: "Сегодня на урок пришли пять ребят."
  3. Определи, изменяется ли числительное по падежам:
    Пример: "Два мальчика играют на улице."
  4. Выпиши из предложений числительные и укажи, сколько предметов или какой порядок они обозначают:
    Пример: "Первый ученик поднял руку."
  5. Вставь подходящее числительное по смыслу и определи его разряд:
    Пример: "У меня _ книг." (три, десять, первый)
  6. Сравни числительные и скажи, какое из них порядковое, а какое — количественное:
    Пример: "Семь – десятый."

- Еще одна часть речи – это местоимение.

- Давайте запишем «МЕСТОИМЕНИЕ» в интеллект-карту.

- А теперь вспомним, что такое местоимение. Дайте определение (Местоимение – это самост. часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и указывает на предмет, но не называет его).

- Запишем определение в интеллект-карту.

- Как мы можем отличить местоимение от другой части речи? Давайте выполним задания, чтобы это узнать.

  1. Найди в предложении местоимение и подчеркни его:
  • Мы с друзьями пошли в парк.
  • Она читает интересную книгу.
  • Это моя тетрадь.
  1. Выпиши местоимения из списка слов:
  • он, собака, мы, красивый, ты, книга.
  1. Подставь подходящее местоимение вместо выделенного слова:
  • (Мама) сказала, что сегодня будет дождь. → _______ сказала.
  • (Дети) играют во дворе. → _______ играют.
  1. Определи разряд местоимения (личное, указательное, вопросительное):
  • Кто пришёл в класс?
  • Тот медведь очень большой.
  • Я люблю мороженое.
  1. Составь предложение с местоимением «она» и подчеркни его.

- И последняя часть речи – это наречие.

- Запишем «НАРЕЧИЕ» в интеллект-карту.

- Вспомним определение данной части речи (Наречие – это самост. часть речи, которая отвечает на вопросы как? когда? где? куда? откуда? почему? и обозначает признак действия или предмета).

- Как мы отличаем наречие от других частей речи? Давайте выполним задания, чтобы это узнать.

  1. Выпиши из предложения наречия:
  • Мальчик быстро бежал домой.
  1. Вставь подходящее наречие в предложение:
  • Солнышко светит ____. (где? когда? как?)
  1. Подчеркни наречия и укажи, к какой части речи они относятся (глагол, прилагательное, другое):
  • Она очень красиво поет.
  1. Найди наречия в списке и расскажи, что они обозначают:
  • сегодня, быстро, красный, сверху, звонко
  1. Напиши два наречия, которые отвечают на вопрос «где?» и два — на вопрос «как?».

- Зачем мы с вами записывали эти части речи и их признаки? (чтобы выполнить морфологический разбор, вспомнить, что такое части речи и т.д.)

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации (парная работа)

- Отлично. Мы с вами сделали интеллект-карту. Мы можем ее дополнить? Чем? (служебные части речи – союзы, частицы и предлоги). Запишите их самостоятельно.

- Как вы думаете понадобиться ли ителлект-карта вам при выполнении заданий или при выполнении домашней работы?

- Сейчас я предлагаю выполнить задание. На ваших столах перед вами лежат карточки, переверните их и выполните задание в парах. На это у вас 3 минуты.

  1. Контроль и оценка (самостоятельная работа)

- Вы хорошо поработали. А сейчас я вам предлагаю выполнить небольшой тест, чтобы закрепить наши знания. За него я поставлю отметки. На данную работу у вас 3 минуты.

Тест

  • Определите часть речи следующих слов: дочь, звезда, играть, медведь, красивый, пять, скучает, муравей.
  • В каждой строчке найдите лишнее слово и определите его часть речи:

- берёза, пчела, лёгкий, малина;

- солёная, сочная, живёт, праздничный, игрушечный;

- ползёт, желтеет, ученик, качает.

  • От данных слов образуйте однокоренные слова – имя прилагательное, глагол, наречие:

Веселье, _______________, __________________, _______________.

Шум, __________________, ___________________, ______________.

Скука, ________________, ________________, _________________.

  • Какое слово не является именем существительным в женском роде: речь, рожь, грач, печь?
  • На какой вопрос отвечают слова думать, решать, считать?
  1. Рефлексия (фронтальная работа)

- Ребята, положите тест на край стола.

- Вы отлично поработали на уроке. Давайте вспомним, что мы делали на уроке, а для этого продолжите предложения:

Я узнал …, Я вспомнил …, Больше всего мне понравилось …, Я справился …, У меня не вышло …

  1. Домашнее задание: повторить выполнение морфологического разбора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему:"Что такое части речи?"

Конспект урока на тему: "Что такое части речи?"...

План-конспект урока русского языка по теме "Что такое имя прилагательное?"

План-конспект урока  русского языка (2 класс) по программе "Школа России". Авторы:   Канакина В.П., Горецкий В.Г. Тема: "Что такое имя прилагательное?"...

Презентация к плану-конспекту урока русского языка по теме "Что такое имя прилагательное?"

Презентация к конспекту урока  русского языка (2 класс) по программе "Школа России". Авторы:   Канакина В.П., Горецкий В.Г. Тема: "Что такое имя прилагательное?"...

Конспект урока Русский язык по теме: "Что такое предложение" (УМК "Школа России" , 2 класс, 1 часть)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о предложении; формирование умений находить предложение; употреблять заглавную букву в начале предложения, определять границы предложения, составлять пре...