технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Имена существительные общего рода"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Лукьянчинкова Светлана Павловна

Тема учебного занятия

«Имена существительные общего рода»

Тип и форма учебного занятия

Открытие новых знаний

Цели занятия (дидактические)

дать понятие существительных общего рода; учить различать имена существительные общего рода, определять род имен существительных общего рода в тексте и употреблять в речи; развивать познавательный интерес.

Задачи занятия (дидактические)

образовательные

развивающие

воспитательные

распознавать имена существительные общего рода, закрепить знания об имени существительном.

Создать условия для развития устной и письменной речи, развивать логическое мышление;

Развивать способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства, обобщать и систематизировать изученный материал.

воспитывать интерес к русскому языку, самостоятельность в работе над заданием.

Повысить интерес к здоровому образу жизни, учиться добиваться поставленной цели, критически относиться к своим действиям и действиям других.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx235.66 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА русского языка

Тема учебного занятия

«Имена существительные общего рода»

Тип и форма учебного занятия

Открытие новых знаний

Цели занятия (дидактические)

дать понятие существительных общего рода; учить различать имена существительные общего рода, определять род имен существительных общего рода в тексте и употреблять в речи; развивать познавательный интерес.

Задачи занятия (дидактические)

образовательные

развивающие

воспитательные

распознавать имена существительные общего рода, закрепить знания об имени существительном.

Создать условия для развития устной и письменной речи, развивать логическое мышление;

Развивать способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства, обобщать и систематизировать изученный материал.

воспитывать интерес к русскому языку, самостоятельность в работе над заданием.

Повысить интерес к здоровому образу жизни, учиться добиваться поставленной цели, критически относиться к своим действиям и действиям других.

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

Принимать базовые ценности: «сотрудничество», «дружба», «здоровый образ жизни», «понимание», «доверие»; осознавать личностный смысл учения; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, пользоваться формами самопроверки  и взаимопроверки на уроке. строить понятные для партнёра высказывания, выполнять адекватный выбор задания

Познавательные: Могут выделять и осознавать то, что уже известно и что еще нужно узнать, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание; осуществлять сравнение, сопоставление регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета; участвовать в работе класса, вести диалог с учителем; предвидеть последствия коллективных решений.

Познакомить со словами существительными общего рода

Научить определять род существительного.

находить и исправлять в устной и письменной речи, речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Используемые технологии

ИКТ-технология, элементы дифференцированного обучения, проблемного обучения, здоровье- сберегающая технология, игровая технология.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организационный момент

- Здравствуйте! У нас урок русского языка. Всё ли у нас готово к уроку? Учебник, тетради (рабочая и печатная), ручка, карандаш, линейка? Сегодня мы познакомимся с новым материалом, поэтому нас ждет много новых открытий, интересных заданий, а помощниками у нас будут : внимание, находчивость, смекалка. Поэтому

- Сегодняшний урок я предлагаю вам провести под девизом: Всемогущи лишь  упорство и настойчивость. «Поднажми и не сдавайся».

-Вы готовы сегодня на уроке потрудиться, узнать много нового и не сдаваться ?

-Тогда начинаем нашу работу.

Запишите число, классная работа в тетрадь.

-Настраиваются на урок.

-Слушают учителя.

-Готовы.

-Составляют на доске план урока.

Минутка чистописания

 

-Прописывают буквы

Актуализация знаний

Мотивация и целеполагание

- разобрать по составу слово родной

Орфографическая минутка.

- Объяснить смысл пословицы.

- Подобрать синоним к слову Родина.

- Найти антонимы в предложении.

- Разобрать предложение по частям речи.

- Определить род имен существительных.

- Вспомним слова-подсказки для  определения рода.

Женский род запомню я

И скажу: «Она –моя».

И запомню род мужской,

И опять скажу: «Он –мой».

Средний род –«Оно – моё»!

Это правило –твоё!

- Разделите  слова на  группы.

М. р                   Ж. р                           Ср. р

холм                гора                            ущелье

утес                   вершина                  снаряжение

альпинист         веревка                    покоренье            

молодец

-Разве девочкам  не можем сказать «Молодец»?

-Кого из девочек называли молодцом?

-Тогда я эту карточку перемещу в столбик, где слова женского рода?

-Как быть?  Вы узнаете на сегодняшнем уроке.

-И я с вами согласна –это слово подходит и к м.р и к ж.р. Такие существительные называют существительными общего рода.

- Значит тема нашего урока… «Имена существительные общего рода»

- Поставьте себе цели на урок.

(цели нашего урока)

Разбирают слово родной по составу.

Объясняют написание пропущенных букв.

Отвечают на вопросы.

-Имя существительное имеет три рода: м.р., ж.р., ср. р.

-Вспоминают слова-подсказки.

-Распределяют слова по группам.

(Проблемный вопрос)

-Можем.

-Ответы детей.

-Нет. Это слово подходит и к мальчикам тоже.

-Познакомится с именами существительного общего рода, 

Учиться употреблять их в речи.

Открытие новых знаний.

Закрепление изученного

-Приведите примеры существительных общего рода.

- чтобы узнать больше таких существительных, разгадаем кроссворд.

Кроссворд «Имена существительные общего рода»

 По горизонтали: 1. Человек, который затевает ссоры, драки. 3. Работающий, старательный человек. 6. Жадный человек. 9. Обидчивый, не терпящий вольного обращения человек. 12. Человек, который много и часто плачет. 13. Умный, способный человек. 14. Человек, который подлизывается к кому-нибудь. 19. Сонливый, любящий много спать человек. 20. Ненасытный, прожорливый человек.

По вертикали: 2. Суетливый, слишком подвижный человек. 4. Неуклюжий, во всем неловкий человек. 5. Человек, который любит затевать драки, ссоры. 7. Человек, который склонен часто плакать. 8. Тот, кто постоянно злится из-за плохого характера. 9. Неряшливый человек. 10. Ребенок, у которого умер один или оба родителя. 15. Человек, который ябедничает, наушничает. 16. Непоседливый человек. 17. Выборное или назначаемое лицо для ведения дел какого-нибудь небольшого общества, коллектива. 18. Тихий, смирный человек

Работа по учебнику упр. 48 стр. 29

Скажите, всегда ли у существительных общего рода нельзя определить род, или можно определить по смыслу, по тексту, по связи с друими словами в предложении?

- Проверим по учебнику предположения.  

Учебник с 30 – обратите внимание.

В русском языке есть имена существительные, которые употребляются в речи и как имена существительные женского рода, и как имена существительного мужского рода.  Если речь идет о лицах мужского рода, то это имя сущ. будет относится  к  мужскому роду, если речь идет о лицах женского рода ,  это имя сущ. будет относится к женскому роду.

Работа по карточкам

- Приводят примеры.

- Разгадывают кроссворд.

-Составить предложение с одним из слов.

-Составляют предложение со словом

 

Если речь идет о лицах мужского рода, то это имя существительное мужского рода, т Если речь идет о лицах женского рода, это имя сущ. будет относится к  и женскому роду.  

 (физкультминутка)

Включение новых знаний в систему знаний и повторение

- Сейчас я предлагаю вам задания на выбор.  Вы сами выберете  задание, которое сможете выполнить.

1. В стихотворении вам нужно будет найти и подчеркнуть имена существительные общего рода, и определить  их род.  

Непоседа Ленка вертится целый день около меня.

Какая ты неряха, Светлана!

Серёжа просто молодчина!

Ира –удивительная забияка!

Костя –настоящий плакса.

Я такая растеряшка!

Марина –удивительная тихоня.

Моя сестра такая умница!

2. Сочинить свой текст «Моя семья», 2-3 предложения, в которых будут слова общего рода. -Проверим вашу работу.

Ребята выбирают уровень сложности, опираясь на свои знания, выполняют задание.

Итог урока. Рефлексия.

-Что нового сегодня узнали на уроке? (Проговаривание правила)

-С какими трудностями столкнулись?

Рефлексия

-Каждый мальчик сегодня больш…. молодец  и умница

и  каждая  девочка сегодня  больш…. молодец  и умница !

 Домашнее задание

Рабочая тетрадь упр.47


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Безударные окончания существительных в ед.числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему "Безударные окончания существительных в единственном числе. Окончания существительных 1 и 2 склонения"...

Технологическая карта урока русского языка «Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе» (УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование  умений  склонять  имена  прилагательные  женского рода единственного числа, определять их падеж.Задачи...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Изменение по родам глаголов прошедшего времени" УМК "Перспектива" 3 класс

Тип урока: урок рефлексии Цель урока: создание условий для закрепления знаний и умений изменять глаголы прошедшего времени по родам Задачи урокаДидактические:1. Знать определение поняти...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение личных местоимений по родам» ( УМК" Школа России", 3 класс)

Тема урока «Изменение личных местоимений по родам»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений изменять местоимения по родам; развитие орфографической зор...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе» ( УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование представления об изменении имён прилагательных по родам, развитие навыков правописания родовых окончаний.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать, что такое род имени прилаг...