Мои разработки
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Ряплова Виктория Анатольевна

Мне очень хочется поделиться своими наработками — конспектами уроков и педагогическими планами. За время работы накопилось много материалов, в которые вложены не только усилия, но и поиск тех форм и приёмов, которые действительно «зажигают» интерес у учеников. Я верю, что обмен опытом — это путь к развитию не только для меня, но и для коллег, которые, возможно, найдут в моих идеях что-то полезное для себя, а я, в свою очередь, смогу обогатить свои подходы свежим взглядом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_po_russkomu_yazyku.docx78.86 КБ

Предварительный просмотр:

конспект урока русского языка
УМК: «Начальная школа XXI века», 3 класс

(Учебник «Русский язык»  часть 2,Иванов С.В, Евдокимова А.О. стр. 39-40)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 24.02.2025

Время: 9.50-10.30

Место: МОУ СОШ №1 им. С. И. Гусева

Класс: 3 «В»

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Учимся писать сочетания –инк- и -енк»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: организация деятельности обучающихся для восприятия, осмысления, запоминания и применения знаний и умений писать  сочетания –инк- и -енк» (для формирования первоначальных знаний и умений о сочетаниях букв –инк- и –енк-).

Задачи:

Образовательные: способствовать восприятию, осмыслению, запоминанию и применению знаний и умений  писать сочетания –инк- и -енк», формированию умения применять эти знания и умения в практических упражнениях.

Развивающие: способствовать развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, речи, умения применять ранее полученные знания, умения решать грамматические задачи: распознавать сочетания –енк- и –инк- среди других сочетаний, определить правильное написание сочетаний , сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы; развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, слову, формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально значимые качества личности; активное участие в социально значимой деятельности; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий:

формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование положительного отношения к процессу познания, к родному языку, восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, осознание значимости грамотного чтения и письма для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, умению проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка, к учебному материалу;

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий:  воспринимают  и

формулируют  суждения, выражают эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявляют  уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога и дискуссии; строят  речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала; оформляют свои мысли в устной и письменной речи; работают в парах.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий:

Формирование регулятивных универсальных учебных действий:  

1) самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий;

2) самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Предметные:

аудирование (слушание): адекватно воспринимать звучащую речь, понимать воспринимаемую информацию, содержащуюся в предложенном тексте;

говорение: осознавать цели и ситуации (с кем и где происходит общение) устного общения; выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; использовать диалогическую форму речи; уметь начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание собеседника; отвечать на вопросы и задавать их; строить устные монологические высказывания  в соответствии с учебной задачей.

чтение: соблюдать орфоэпические нормы при чтении вслух; понимать содержание предлагаемого текста, находить информацию, заданную в тексте в явном виде, формулировать простые выводы.

письмо: писать текст по памяти с представленного образца, соблюдать орфографические и грамматические нормы русского языка.

Организация пространства: фронтальная, самостоятельная, работа в паре, индивидуальная работа.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, презентация, учебник  «Русский язык»  часть 2, Иванов С.В, Евдокимова А.О. 


Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Анатольевна, и сегодня урок русского языка мы проведём с вами вместе. Успехов вам и удач! Садитесь.

2. Проверка готовности к уроку.

У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У: Разгадате загадку.

Тридцать три буквы,

Сорок два звука,

И этот язык,

Великий, могучий?

О: Русский язык.

У: Верно. Скажите, как вы думаете, зачем изучать русский язык?

О:   Изучать, чтобы быть грамотными, правильно писать и говорить. Благодаря русскому языку развивается логика, внимание, мышление, память.

II. Актуализация умений и знаний.

1.Индивидуальная работа по вариантам

У:  На прошлом уроке вы познакомились с новыми суффиксами –ец- и –иц-,  и сочетаниями букв –ичк и -ечк-, а также учились применять правила. Сейчас вы должны выполнить самостоятельную работу. Подпишите на карточке, вашу фамилию и имя.  Посмотрите на доску,  здесь указаны критерии, по которым я буду оценивать вашу работу.(произнести вслух критерии). Во время работы мы не болтаем, не мешаем соседу, работаем самостоятельно. Как закончили выполнять, сели правильно. На выполнение работы- 5 минут. Всё понятно? Приступаем.

О: выполняют индивидуальную работу по вариантам .

Критерии

Отметка

Ни одной ошибки.

«10»

1 ошибка.

«9»

2 ошибки.

«8»

3 ошибки.

«7»

4 ошибки.

«6»

5 ошибок.

«5»

6 ошибок

«4»

7 ошибок

«3»

Вариант 1

Ф.И.______________________________________________________________

1. Допиши суффикс ец или иц, выделите его. Обоснуй свой ответ. Укажите род имён существительных.

Юная красав__ца, младший брат__ц, добрый молод__ц, свежая вод__ца, известный пев__ц.

2. Вставьте нужную букву(и или е). Сочетание букв –ичк- или –ечк-.

Книж__чка, вод__чка, чаш__чка, стран__чка, един__чка.

Вариант 2

Ф.И.______________________________________________________________

1. Допиши суффикс ец или иц, выделите его. Обоснуй свой ответ. Укажите род имён существительных.

Молодой красав__ц, мелкая луж__ца, старый мудр__ц, маленькая ящер__ца,

Красивая орл__ца.

2. Вставьте нужную букву.(и или е). Сочетание букв –ичк- или –ечк-.

Лис__чка, кош___чка, нян__чка, сестр__чка, пугов__чка.

2.Минутка чистописания        

У:  Открываем тетради, записываем число, классная работа. Записываем правильно. Двадцать четвёртое февраля. Классная работа( произношу чётко и медленно)

У:  Начнем с минутки чистописания.  Сегодня мы с вами будем писать строчную букву, а какую именно, я хочу, чтобы вы отгадали.

 Рак – речной усатый рак.

Учится он кое- как.

Не бери с него пример,

А запомни букву…(р)

О: Р.

У: Верно, записываем себе в тетрадь строчную букву р.

У: Выполним фонетический разбор слова ракета. Записываем себе в тетрадь. Кто идет к доске?

О: один у доски, остальные в тетради

У: Ракета , ударение на 2 слог.

 Р[р]- согл., тв., мягк.,

 а[а]-гл., безуд.

 к[к]- согл., мягк., глух.,

 е[е]- гл., ударн.,

 т[т]- согл., тв., глух.

 а[а]-гл., удар.

6 б., 6 зв.

У: Посмотрите на доску, сравните, если у вас ошибки, то исправьте.

У: Хорошо, молодцы.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: - Ребята, давайте вспомним, о каких сочетаниях букв мы говорили на прошлом уроке?

О: - Сочетания букв –ичк- и –ечк-.

У: - Верно, кто напомнит, когда же пишется –ичк-, а когда –ечк-?

О:- -ичк- пишется, когда слово, от которого образовалось новое слово, заканчивается на ица, а ечк, пишется, когда не на ица.

У: -  Верно, отлично. А теперь посмотрите на эти слова: «сосенка», «смородинка». Что вы замечаете? (слайд)

О: - В этих словах новые сочетания букв –енк- и –инк.

У: -Верно.

У: - Хорошо, но прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде :  узнаем, будем учиться.

-Что мы сегодня узнаем?

О:- Сегодня мы узнаем, от чего зависит выбор написания сочетания букв –енк- и –инк-

У: - Верно, а чему мы будем учиться?

О: - Мы будем учиться применять правила написания сочетаний.

IV. Открытие новых умений, знаний

У: - Рассмотрим группу слов. (Слайд)

прота́лина – прота́линка

сморо́дина- сморо́динка

ба́шня- ба́шенка

сосна́- со́сенка

У: - Сравните, одинакова ли звучат сочетания –инк- и –енк- в безударном положении?

О: - нет

У: -  А как изменяется звучание? Все ли мы пишем слова как произносим?

О:-. Не все слова пишутся, как произносятся.

У: - Верно, например, башенка, после звука ш слышится ы, а пишется буква е.

У: - Теперь мы знаем, что не все слова будут писаться так, как произносим.

У: - А сейчас нам нужно подумать, когда же пишется –енк-, а когда –инк. Посмотрите еще раз, внимательно на данные слова. Попробуйте сформулировать правило?

О: - -инк- пишется в словах, образованных от слов на –ина, а –енк- пишется в словах. Образованных от слов на –на, -ня.

У: - Хорошо, сравним свои ответы с правилом учебника. Откройте учебник на странице 39, правило в желтой рамочке. Кто прочитает в слух?

О:- читают

У: - Наши ответы совпали с правилами из ученика?

О: - Да.

У: - Всё верно. А сейчас нам нужно научиться применять правило на практике.

У: -  Разберем на примере слова царап__нка. (слайд). Определим, от какого слова образовалось данное слово? (показать как должна выглядеть запись)

О:-. царапина

У: - Верно, записываем через тире, посмотрите как это должно выглядеть, дальше следуем правилу, если слово на –ина- , значит  пишется?

О: - -инк-.

У: - Верно. Молодцы! Разберем еще одно слово, пользуясь примером. Один у доски, остальные у себя в тетради.  Слово песенка, кто пойдёт к доске?

О:-. Записываю слова

У: - Оставь место для нужной буквы.  Что мы делаем первым?

О: - Определяем от какого слова образовалось.

У: - Верно, от какого?

О:-. песня

У: - Верно, записываем через тире. Дальше, что делаем?

О: - Смотрим на что оканчивается слово.

У: - Верно, на что?

О:-. На –ня.

У: - Верно, а значит, что мы пишем?

О: - енк-

У: - Верно, садись. Ребята, посмотрите, чтобы у вас было также.

У: - Открываем рабочие тетради на странице 8 упражнение 1. Прочитайте задание про себя.

О:-. Читают

У: - Как вы поняли? Что нужно сделать?

О: - Вставить пропущенную букву.

У: -  Верно, выполняем работу вместе. По одному слову, друг за другом, объясняя свой выбор. Начинаем со второго ряда, первая парта. Трещинка, пишем –енк- или –инк и почему?

О: - Пишем  -инк-, потому что образовано от слова трещина, оканчивается на ина.

У: - Верно, записываем, подчеркиваем сочетание. Дальше.

О:-.  Сосенка, пишем –енк-, так как образовалось от слова сосна, которое оканчивается на -на.

У: - Верно, записываем и подчёркиваем. Дальше.

О: - Вершинка, пишем сочетание –инк-, так как образовано от слова вершина, слово оканчивается на –ина.

У: - Верно, записываем и подчёркиваем. Следующее слово.

О:-. Черешенка, пишем сочетание –енк-, так как образовано от слова на –ня.

У: - Верно, записываем и подчёркиваем. Следующее слово (разбираем слова до конца).

О: - разбирают вместе с учителем

Алгоритм выполнения упражнений по русскому языку

  1. Откройте учебник на странице 40, упражнение 1.
  2. Прочитайте задание (обучающиеся читают задание).
  3. Как вы поняли задание?
  4. Выполните задание устно.
  5. Выполните задание в тетради  письменно самостоятельно (выполнение упражнения обучающимися).
  6. Проверьте, как вы справились с заданием (самопроверка, взаимопроверка, самоанализ, анализ, проверка учителем).
  7. Оценка учителя (отметочная или безотметочная), комментирование.

V. Физминутка

Основная стойка, руки вдоль туловища.

Стойка ноги врозь.

Руки назад.

Руки в стороны и вверх, встать на носки.

Руки вниз с небольшим наклоном вперёд..

VI. Закрепление открытых умений, знаний.

Работа с учебником

У: - На странице 40 найди упражнение 1. Прочитайте задание про себя.

У: - Как вы поняли задание?

О: -  ответы обучающихся

У: - Верно, вам нужно образовать от данных слов новые слова, в которых будет сочетание –енк- или –инк.  Выполняем по образцу, записываем слово, тире, а затем слово, образовали. Всем понятно задание?

О: -Да

У: -Хорошо,  каждый выполняет задание самостоятельно, в тишине.  Первые пять человек, которые быстрее выполнят задание, тихо встают и несут тетрадь  мне на отметку.

О: - выполняют задание.

У: -  Обсудим как вы выполнили задание (после того, как проверила у 5 обучающихся). Прочитайте слова, которые у вас получились, цепочкой, по одному слову.

О: - зачитывают

У: -Верно, молодцы.

Работа в паре

У: -  Поработаем в парах. У вас на партах карточка с текстом. Вам необходимо найти орфограмму. Которую мы сегодня изучаем, и объяснить написание.

-Да что ты заладил – «её голос, её голос!» Только и слышу от всех сторон: «Ах, какой у Синицыной голос! Ах, как Синицына хорошо поёт!...» Да если хочешь знать, это я ёё каждой песенке научила!

«Люська, наверное. Тоже вышла. Она уже гуляет. Если бы она подошла ко мне первая, я бы её, наверное, простила. Но разве она подойдет, такая врединка?!»

У: - Какое вы нашли слово?

О: - Песенке.

У: - Верно, объясните написание сочетания.

О:-. Песенке пишем сочетание –енк-, так как образовано от слова на –ня.

У: - Верно, у кого другой текст, кто нашел слово?.

О: - Врединка.

У: - Верно, объясните написание сочетания.

О: - Врединка, пишется сочетание –инк-, так как образовано от слова на –ина.

У: - Верно, молодцы. Вы отлично справились!

VII. Итог урока. Рефлексия

У: Попробуйте определить, как мы решили задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники».

-узнали…..

- учись…..

О: - Сегодня мы узнали в каких случаях пишется сочетания .

Учились применять правило на практике.

У: - Все верно!

У:. Предлагаю оценивать вашу работу по лесенке успеха. Внимание на слайд. Выберите, на какой ступени вы находитесь и объясните почему.

VIII.Инструктаж о  выполнении домашнего задания

На дом выучит правила и уметь их применять, страница 39.  Откройте РТ,  на странице 9, упражнение 4. Всем понятно?

У: - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка программМетодическая разработка реализации первой части программы «Разговор о правильном питании»

Разработка рабочей программы по  курсу Правильное питание. 1 часть . 2 класс...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...