Мои разработки
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Мне очень хочется поделиться своими наработками — конспектами уроков и педагогическими планами. За время работы накопилось много материалов, в которые вложены не только усилия, но и поиск тех форм и приёмов, которые действительно «зажигают» интерес у учеников. Я верю, что обмен опытом — это путь к развитию не только для меня, но и для коллег, которые, возможно, найдут в моих идеях что-то полезное для себя, а я, в свою очередь, смогу обогатить свои подходы свежим взглядом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 78.86 КБ |
Предварительный просмотр:
конспект урока русского языка
УМК: «Начальная школа XXI века», 3 класс
(Учебник «Русский язык» часть 2,Иванов С.В, Евдокимова А.О. стр. 39-40)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 24.02.2025
Время: 9.50-10.30
Место: МОУ СОШ №1 им. С. И. Гусева
Класс: 3 «В»
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Учимся писать сочетания –инк- и -енк»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: организация деятельности обучающихся для восприятия, осмысления, запоминания и применения знаний и умений писать сочетания –инк- и -енк» (для формирования первоначальных знаний и умений о сочетаниях букв –инк- и –енк-).
Задачи:
Образовательные: способствовать восприятию, осмыслению, запоминанию и применению знаний и умений писать сочетания –инк- и -енк», формированию умения применять эти знания и умения в практических упражнениях.
Развивающие: способствовать развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, речи, умения применять ранее полученные знания, умения решать грамматические задачи: распознавать сочетания –енк- и –инк- среди других сочетаний, определить правильное написание сочетаний , сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы; развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, слову, формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально значимые качества личности; активное участие в социально значимой деятельности; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий:
формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование положительного отношения к процессу познания, к родному языку, восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, осознание значимости грамотного чтения и письма для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, умению проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка, к учебному материалу;
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимают и
формулируют суждения, выражают эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявляют уважительное отношение к собеседнику, соблюдают правила ведения диалога и дискуссии; строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала; оформляют свои мысли в устной и письменной речи; работают в парах.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий:
Формирование регулятивных универсальных учебных действий:
1) самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные:
аудирование (слушание): адекватно воспринимать звучащую речь, понимать воспринимаемую информацию, содержащуюся в предложенном тексте;
говорение: осознавать цели и ситуации (с кем и где происходит общение) устного общения; выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи; использовать диалогическую форму речи; уметь начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание собеседника; отвечать на вопросы и задавать их; строить устные монологические высказывания в соответствии с учебной задачей.
чтение: соблюдать орфоэпические нормы при чтении вслух; понимать содержание предлагаемого текста, находить информацию, заданную в тексте в явном виде, формулировать простые выводы.
письмо: писать текст по памяти с представленного образца, соблюдать орфографические и грамматические нормы русского языка.
Организация пространства: фронтальная, самостоятельная, работа в паре, индивидуальная работа.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, презентация, учебник «Русский язык» часть 2, Иванов С.В, Евдокимова А.О.
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Анатольевна, и сегодня урок русского языка мы проведём с вами вместе. Успехов вам и удач! Садитесь.
2. Проверка готовности к уроку.
У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и карандаш.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У: Разгадате загадку.
Тридцать три буквы,
Сорок два звука,
И этот язык,
Великий, могучий?
О: Русский язык.
У: Верно. Скажите, как вы думаете, зачем изучать русский язык?
О: Изучать, чтобы быть грамотными, правильно писать и говорить. Благодаря русскому языку развивается логика, внимание, мышление, память.
II. Актуализация умений и знаний.
1.Индивидуальная работа по вариантам
У: На прошлом уроке вы познакомились с новыми суффиксами –ец- и –иц-, и сочетаниями букв –ичк и -ечк-, а также учились применять правила. Сейчас вы должны выполнить самостоятельную работу. Подпишите на карточке, вашу фамилию и имя. Посмотрите на доску, здесь указаны критерии, по которым я буду оценивать вашу работу.(произнести вслух критерии). Во время работы мы не болтаем, не мешаем соседу, работаем самостоятельно. Как закончили выполнять, сели правильно. На выполнение работы- 5 минут. Всё понятно? Приступаем.
О: выполняют индивидуальную работу по вариантам .
Критерии | Отметка |
Ни одной ошибки. | «10» |
1 ошибка. | «9» |
2 ошибки. | «8» |
3 ошибки. | «7» |
4 ошибки. | «6» |
5 ошибок. | «5» |
6 ошибок | «4» |
7 ошибок | «3» |
Вариант 1
Ф.И.______________________________________________________________
1. Допиши суффикс ец или иц, выделите его. Обоснуй свой ответ. Укажите род имён существительных.
Юная красав__ца, младший брат__ц, добрый молод__ц, свежая вод__ца, известный пев__ц.
2. Вставьте нужную букву(и или е). Сочетание букв –ичк- или –ечк-.
Книж__чка, вод__чка, чаш__чка, стран__чка, един__чка.
Вариант 2
Ф.И.______________________________________________________________
1. Допиши суффикс ец или иц, выделите его. Обоснуй свой ответ. Укажите род имён существительных.
Молодой красав__ц, мелкая луж__ца, старый мудр__ц, маленькая ящер__ца,
Красивая орл__ца.
2. Вставьте нужную букву.(и или е). Сочетание букв –ичк- или –ечк-.
Лис__чка, кош___чка, нян__чка, сестр__чка, пугов__чка.
2.Минутка чистописания
У: Открываем тетради, записываем число, классная работа. Записываем правильно. Двадцать четвёртое февраля. Классная работа( произношу чётко и медленно)
У: Начнем с минутки чистописания. Сегодня мы с вами будем писать строчную букву, а какую именно, я хочу, чтобы вы отгадали.
Рак – речной усатый рак.
Учится он кое- как.
Не бери с него пример,
А запомни букву…(р)
О: Р.
У: Верно, записываем себе в тетрадь строчную букву р.
У: Выполним фонетический разбор слова ракета. Записываем себе в тетрадь. Кто идет к доске?
О: один у доски, остальные в тетради
У: Ракета , ударение на 2 слог.
Р[р]- согл., тв., мягк.,
а[а]-гл., безуд.
к[к]- согл., мягк., глух.,
е[е]- гл., ударн.,
т[т]- согл., тв., глух.
а[а]-гл., удар.
6 б., 6 зв.
У: Посмотрите на доску, сравните, если у вас ошибки, то исправьте.
У: Хорошо, молодцы.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: - Ребята, давайте вспомним, о каких сочетаниях букв мы говорили на прошлом уроке?
О: - Сочетания букв –ичк- и –ечк-.
У: - Верно, кто напомнит, когда же пишется –ичк-, а когда –ечк-?
О:- -ичк- пишется, когда слово, от которого образовалось новое слово, заканчивается на ица, а ечк, пишется, когда не на ица.
У: - Верно, отлично. А теперь посмотрите на эти слова: «сосенка», «смородинка». Что вы замечаете? (слайд)
О: - В этих словах новые сочетания букв –енк- и –инк.
У: -Верно.
У: - Хорошо, но прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде : узнаем, будем учиться.
-Что мы сегодня узнаем?
О:- Сегодня мы узнаем, от чего зависит выбор написания сочетания букв –енк- и –инк-
У: - Верно, а чему мы будем учиться?
О: - Мы будем учиться применять правила написания сочетаний.
IV. Открытие новых умений, знаний
У: - Рассмотрим группу слов. (Слайд)
прота́лина – прота́линка
сморо́дина- сморо́динка
ба́шня- ба́шенка
сосна́- со́сенка
У: - Сравните, одинакова ли звучат сочетания –инк- и –енк- в безударном положении?
О: - нет
У: - А как изменяется звучание? Все ли мы пишем слова как произносим?
О:-. Не все слова пишутся, как произносятся.
У: - Верно, например, башенка, после звука ш слышится ы, а пишется буква е.
У: - Теперь мы знаем, что не все слова будут писаться так, как произносим.
У: - А сейчас нам нужно подумать, когда же пишется –енк-, а когда –инк. Посмотрите еще раз, внимательно на данные слова. Попробуйте сформулировать правило?
О: - -инк- пишется в словах, образованных от слов на –ина, а –енк- пишется в словах. Образованных от слов на –на, -ня.
У: - Хорошо, сравним свои ответы с правилом учебника. Откройте учебник на странице 39, правило в желтой рамочке. Кто прочитает в слух?
О:- читают
У: - Наши ответы совпали с правилами из ученика?
О: - Да.
У: - Всё верно. А сейчас нам нужно научиться применять правило на практике.
У: - Разберем на примере слова царап__нка. (слайд). Определим, от какого слова образовалось данное слово? (показать как должна выглядеть запись)
О:-. царапина
У: - Верно, записываем через тире, посмотрите как это должно выглядеть, дальше следуем правилу, если слово на –ина- , значит пишется?
О: - -инк-.
У: - Верно. Молодцы! Разберем еще одно слово, пользуясь примером. Один у доски, остальные у себя в тетради. Слово песенка, кто пойдёт к доске?
О:-. Записываю слова
У: - Оставь место для нужной буквы. Что мы делаем первым?
О: - Определяем от какого слова образовалось.
У: - Верно, от какого?
О:-. песня
У: - Верно, записываем через тире. Дальше, что делаем?
О: - Смотрим на что оканчивается слово.
У: - Верно, на что?
О:-. На –ня.
У: - Верно, а значит, что мы пишем?
О: - енк-
У: - Верно, садись. Ребята, посмотрите, чтобы у вас было также.
У: - Открываем рабочие тетради на странице 8 упражнение 1. Прочитайте задание про себя.
О:-. Читают
У: - Как вы поняли? Что нужно сделать?
О: - Вставить пропущенную букву.
У: - Верно, выполняем работу вместе. По одному слову, друг за другом, объясняя свой выбор. Начинаем со второго ряда, первая парта. Трещинка, пишем –енк- или –инк и почему?
О: - Пишем -инк-, потому что образовано от слова трещина, оканчивается на ина.
У: - Верно, записываем, подчеркиваем сочетание. Дальше.
О:-. Сосенка, пишем –енк-, так как образовалось от слова сосна, которое оканчивается на -на.
У: - Верно, записываем и подчёркиваем. Дальше.
О: - Вершинка, пишем сочетание –инк-, так как образовано от слова вершина, слово оканчивается на –ина.
У: - Верно, записываем и подчёркиваем. Следующее слово.
О:-. Черешенка, пишем сочетание –енк-, так как образовано от слова на –ня.
У: - Верно, записываем и подчёркиваем. Следующее слово (разбираем слова до конца).
О: - разбирают вместе с учителем
Алгоритм выполнения упражнений по русскому языку
- Откройте учебник на странице 40, упражнение 1.
- Прочитайте задание (обучающиеся читают задание).
- Как вы поняли задание?
- Выполните задание устно.
- Выполните задание в тетради письменно самостоятельно (выполнение упражнения обучающимися).
- Проверьте, как вы справились с заданием (самопроверка, взаимопроверка, самоанализ, анализ, проверка учителем).
- Оценка учителя (отметочная или безотметочная), комментирование.
V. Физминутка
Основная стойка, руки вдоль туловища.
Стойка ноги врозь.
Руки назад.
Руки в стороны и вверх, встать на носки.
Руки вниз с небольшим наклоном вперёд..
VI. Закрепление открытых умений, знаний.
Работа с учебником
У: - На странице 40 найди упражнение 1. Прочитайте задание про себя.
У: - Как вы поняли задание?
О: - ответы обучающихся
У: - Верно, вам нужно образовать от данных слов новые слова, в которых будет сочетание –енк- или –инк. Выполняем по образцу, записываем слово, тире, а затем слово, образовали. Всем понятно задание?
О: -Да
У: -Хорошо, каждый выполняет задание самостоятельно, в тишине. Первые пять человек, которые быстрее выполнят задание, тихо встают и несут тетрадь мне на отметку.
О: - выполняют задание.
У: - Обсудим как вы выполнили задание (после того, как проверила у 5 обучающихся). Прочитайте слова, которые у вас получились, цепочкой, по одному слову.
О: - зачитывают
У: -Верно, молодцы.
Работа в паре
У: - Поработаем в парах. У вас на партах карточка с текстом. Вам необходимо найти орфограмму. Которую мы сегодня изучаем, и объяснить написание.
-Да что ты заладил – «её голос, её голос!» Только и слышу от всех сторон: «Ах, какой у Синицыной голос! Ах, как Синицына хорошо поёт!...» Да если хочешь знать, это я ёё каждой песенке научила! |
«Люська, наверное. Тоже вышла. Она уже гуляет. Если бы она подошла ко мне первая, я бы её, наверное, простила. Но разве она подойдет, такая врединка?!» |
У: - Какое вы нашли слово?
О: - Песенке.
У: - Верно, объясните написание сочетания.
О:-. Песенке пишем сочетание –енк-, так как образовано от слова на –ня.
У: - Верно, у кого другой текст, кто нашел слово?.
О: - Врединка.
У: - Верно, объясните написание сочетания.
О: - Врединка, пишется сочетание –инк-, так как образовано от слова на –ина.
У: - Верно, молодцы. Вы отлично справились!
VII. Итог урока. Рефлексия
У: Попробуйте определить, как мы решили задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники».
-узнали…..
- учись…..
О: - Сегодня мы узнали в каких случаях пишется сочетания .
Учились применять правило на практике.
У: - Все верно!
У:. Предлагаю оценивать вашу работу по лесенке успеха. Внимание на слайд. Выберите, на какой ступени вы находитесь и объясните почему.
VIII.Инструктаж о выполнении домашнего задания
На дом выучит правила и уметь их применять, страница 39. Откройте РТ, на странице 9, упражнение 4. Всем понятно?
У: - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка разработка: "Рабочая тетрадь по экономике", 1 год обучения.
Рабочая тетрадь в двух частях....
Разработка программМетодическая разработка реализации первой части программы «Разговор о правильном питании»
Разработка рабочей программы по курсу Правильное питание. 1 часть . 2 класс...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Методическая разработка педагога ДО Романовской А.Л. по теме: "Разработка сценария интегрированного занятия "Ярмарка" (художественное слово, театр, музыка и ДПИ) для детей первого года обучения (7-8 лет) в объединении ДПИ "Радуга""
данное методическое пособие рассказывает о том как разработать сценарий интегрированного занятия по ДПИ с использованием синтеза искусств...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"
Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

