Внеклассное мероприятие "Птицы - наши друзья"
классный час (3 класс) по теме

Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, занятий кружков экологической направленности с обучающимися начальных классов. Главная методическая особенность данного мероприятия состоит  в организации   природоохранной деятельности, а именно - развешивание кормушек и подкормка птиц. У детей формируется определенный  уровень информированности о птицах, о среде обитания, что способствует развитию эрудиции и познавательных интересов, подводит школьника к осознанию себя как носителя экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pticy-nashi_druzya.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Основная общеобразовательная Владимировская школа»

«Птицы - наши друзья»

(внеклассное мероприятие)

Маковлева Елена Николаевна,
учитель начальных классов

с. Владимировка

2010 год


                                     Пояснительная записка

Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, занятий кружков экологической направленности с обучающимися начальных классов.

 Цели данного мероприятия:

- экологическое воспитание обучающихся;

- расширение кругозора;

- проверка знаний эрудиции;

- видеть взаимосвязь человека с природой.

Задачи:

- содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания к верным друзьям человека – птицам;

- развивать интерес к различным видам птиц, их среде обитания;

- развивать наблюдательность детей.

 Оборудование:

карточки с изображением птиц; выставка рисунков, аппликаций; кормушки, изготовленные из вторсырья; корм для птиц.

   В процессе проведенного мероприятия я старалась развивать восприимчивость ребенка к миру природы, поддерживать  чувство удивления, восторженности, положительного отношения к объектам природы – птицам. Был сформирован определенный уровень информированности детей о птицах, о среде обитания, что способствовало развитию эрудиции и познавательных интересов, подводило школьника к осознанию себя как носителя экологической культуры.

  И главная методическая особенность данного мероприятия состоит в организации природоохранной деятельности, а именно развешивание кормушек и подкормка птиц. Ведь труд в природе обладает рядом особенностей, которые ставят его в исключительное положение как средство воспитания экологической культуры : 1) бескорыстие и приближение к общественно-значимой деятельности; 2) взаимосвязь с окружающим миром; 3)удовлетворение результатами своего труда.

                                        Ход занятия

I.Вступительная часть ( в классной комнате.) 

Учитель:  Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она – твой давний  добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напрополую,

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна.

Дети читают стихотворения.

1.Нам природа – дом                                          2. Нор звериных, птичьего гнезда

И мы с тобою в нем:                                         Разорять не будем никогда!

И ты, и я,                                                          Пусть птенцам и маленьким зверятам

А значит в нем душа                                        Хорошо живется с нами рядом!

«твоя – моя»

3.Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

                        Не оскверняй его святынь.

Учитель.  Сегодня, дети, мы поговорим о наших добрых и верных друзьях – птицах. Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов.

 Многие птицы приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых и личинок. А другие просто украшают нашу чудесную и обширную Родину.

  1-й ученик.  Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому множество поверий и поговорок так или иначе связано с пернатыми.

2-й ученик. Вспомните русские пословицы и поговорки, а также загадки:

-Метил в тетерю, угодил в сук.

-Счастье-вольная птица: где захотела, там и села.

-Где ворона ни летала, а к ястребу в когти попала.

-Два раза родился, ни разу не крестился, один раз умирает. Кто это? (птица)

Учитель. А сейчас мы проведем с вами экологическую игру.

2. Игра «Экологическое лото»  

Участники получают набор картинок с изображением птиц. Ведущий дает описание птицы или загадывает загадки. Дети должны поднять соответствующую картинку и  назвать птицу.

1.Серенькая птичка

Ростом невеличка,

Бегает от кошки,

Собирает крошки. (Воробей.)

2.В пруду купался, а сух остался. (Гусь.)

3.Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной? На меня он не глядит, все стучит, стучит. (Дятел.)

4.Какая птица весной резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка.)

5.Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот,

И в полях поет, поет. (Жаворонок)

6.Вещая птица древних славян. (Ворон.)

7.Плавающая, но нелетающая птица Антарктиды. (Пингвин)

8.Самая маленькая птица в мире. (Колибри)

9.Болотная птица из отряда голенастых. (Цапля)

10.Дитенок еще не родился, а уже отдан на воспитание, - у кого это? (У кукушки.)

11. Какие птицы прилетают позже всех и улетают раньше всех? (Ласточки)

12. С прилета каких птиц считают начало весны? (Грачи)

13.Какая птица своей песней раньше других извещает о приходе весны? (Ворона)

14.Каких пернатых птиц называют «пернатыми кошками»? (Сов)

15.Птица, «приносящая новости на хвосте». (Сорока)

16.Птица с перекрещенным клювом. (Клест)

17.Пернатая кошка. (Сова)

18.Птица, «приносящая» детей в семью. (Аист)

19.Яркоокрашенная птичка, которая «мерзнет». (Зяблик)

20.Птица – символ мира и чистоты. (Голубь)

3-й ученик. Птиц на земле много – около 9 тысяч видов. Раздел биологии, изучающий пернатых, называется орнитологией. Птицы различаются по внешнему виду и размеру: например, страус и колибри.

  Сегодня мы не будем говорить об экзотических птицах из далеких стран. А поговорим о тех, которые живут рядом с нами: в наших лесах, парках, садах и огородах.

(Работа по выставке картинок с изображением птиц.)

 Учитель:  Сейчас зима. Снег покрывает землю. Очень тяжело выжить птицам в это трудное время года. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тогда для наших пернатых друзей наступают голодные дни. В это время им просто необходима наша помощь. Ребята, что нужно сделать, чтобы помочь птицам не погибнуть от голода и холода? (Кормушки).

 Вы постарались и изготовили кормушки. Сейчас мы с вами пойдем в наш школьный сад, чтобы развесить их и угостить вкусными зернышками наших пернатых друзей.

3.Практическая часть.

Подведение итогов «Лучшая кормушка»

 Дети вместе с классным руководителем выходят в  школьный сад, чтобы развесить кормушки. Юные помощники природы развесили кормушки, насыпали корм в кормушки.

     Ученики читают стихи, рассказы собственного сочинения о птицах, отрывки из «Жалобной книги природы».

                                     Не разоряйте птичьего гнезда-

Так счастлива в своем жилище птица!

Когда над рощей буря злится.

Храните дерево от топора:

Оно, высокое и вековое,

Дает нам тень, когда стоит жара,

Она чарует все живое.

Не разоряйте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без дома.

(К.Кулиев)

 

                                    Рассказ «Кормушка»

  Жили брат и сестра Валя и Петя. Как-то раз пошли они гулять на улицу. Была зима. Дети увидели птичек. Они что-то искали в снегу, наверное, корм. Валя решила им помочь и бросила кусочек хлеба. Но хлеб провалился в снег. Тогда Петя предложил сделать кормушку. Так они и сделали. Дети повесили кормушку с кормом на дерево. Птички были очень рады такой «столовой».

                                                    Ларёхина Алина, 3-й класс

                             «Птицы рядом»

 Многие были в лесу. И, конечно же, знают, сколько там много птиц! Например, длиннохвостая синица отличается особо длинным хвостом. Она  действительно, напоминает половник с длинной ручкой (раньше говорили «ополовник»). Синичка строит гнездо на деревьях или в кустах. Можно встретить сойку, а можно и овсянку обыкновенную.

  Многие птицы нашей местности занесены в Красную книгу. Такие как белые лебеди. Берегите птиц!                    

                                              Кузьмина Алёна, 3-й класс

 Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло,

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

 Учитель: Берегите эту землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя!

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

(Организованное построение и переход в классную комнату)

4. Подведение итогов занятия (в классе). 

Награждение по номинациям:

 1) «Лучшая кормушка» (кормушка из пенопласта Афанасьевой Карины))

2) «Лучший эрудит» (Назаренко Александр)

 3) «Лучший чтец или рассказчик» (рассказ «Возвращение домой» Муратовой Анастасии)

Литература

1.Анашкина Е.А.. 300 вопросов и ответов о животных.- Ярославль: Академия развития, 1998.

2.Бианки В. Лесная газета. – Ленинград: Детская литература, 1990.

3.Виноградова Н.Ф. и др. «Окружающий мир». Метод. Беседы.- М.: Просвещение, 1999.

Листовка

  1.Покормите птиц зимою-               3. «Тинь-тинь-тинь!»-звенит синичка,

В метель, вьюгу, холода,                          в створку клювиком  стучит.

Хлеба, семечек, чуть сала-                             помоги ей не замёрзнуть-

Угостите их друзья!                                            Горстку зёрнышек насыпь!

2.Зимой снежной и холодной!                 4.Просим вас, спасите нас-

Прошу вас, покормите птиц!                                 Кормушки сделайте для нас!

Таких озябших и голодных,                         Про крошки хлеба не забудьте,

Совсем продрогших и холодных,                 Чтоб сыты были хоть на час!

Прошу вас, покормите птиц!                                                                                            

5.Бьются птицы о стекло – на морозе нелегко

Ей найти семян, пшена. Как сурова ты, зима!

Так давайте же кормушки мы развесим во дворах,

Чтобы птицы щебетали, чтобы радовали нас!

6.Позаботьтесь вы о тех, кто беззащитен,

И, конечно, нашу Землю берегите!

Пусть рассвет встречает небо голубое –

Будет легче на Земле нам жить с тобою!

7.Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку! Рассыпьте крошки на снегу!

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

8.На дворе белым-бело, землю снегом замело

Трудно птицам зимовать, трудно пищу добывать.

Подлетай, воробей, подлетай, не робей!

Видишь девочку? Она принесла тебе зерна

Подошла к крылечку, сыплет на дощечку.

Подлетай, воробей,

Угощайся, не робей. (Беляков И.)

Мы природу сохраним

И в обиду не дадим!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Птицы - наши друзья"

На мероприятии учащиеся закрепляют знания о пользе птиц, которые они приносят человеку; о бережном отношении к птицам. В материале предоставлена научная информация о птицах....

«Птицы – наши друзья» внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы

Методическая разработка урока по природоохранной деятельности  «Птицы – наши друзья».  Урок уточняет знания учащихся о многообразии  птиц и их значении для природы. Также совершен...

Внеклассное мероприятие "Наши друзья - животные".

Внеклассное мероприятие для 1-2 классов по теме "Наши друзья - животные" для организации внеурочной деятельности с детьми....

Внеклассное мероприятие на тему: "Птицы - наши друзья"

Данный конспект внеклассного мероприятия позволит провести занятие, посвященное Дню птиц...

Сценарий внеклассного мероприятия по окружающему миру "Птицы наши друзья" для учащихся 1-2 классов

Материал  внеклассного мероприятия  по окружающему миру "Птицы наши друзья"  для учащихся 1-2 классов можно использовать на уроках окружающего мира при изучении темы "Как зимуют птицы?"...

Презентация к внеклассному мероприятию "Наши друзья - птицы"

В презентации собран интересный материал по теме "Перелетные птицы." Размещены фотографии, факты из жизни птиц, занимательный материал....

Конспект внеклассного занятия по здоровьесбережению "Наши друзья- витамины". Презентация "Наши друзья- витамины"

Цель занятия:Развивать мотивацию здорового образа жизни.Сформировать отношение детей к витаминам, как жизненно-необходимым веществам.Закрепить знания об овощах, фруктах, ягодах как обязательном компон...