Главные вкладки

    Праздник малых жанров фольклора
    материал (3 класс) по теме

    Данный материал можно использовать для внеклассных занятий

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon prazdnik_malyh_zhanrov_folklora.zip12.43 КБ

    Предварительный просмотр:

                                  ТЕМА: ПРАЗДНИК МАЛЫХ ЖАНРОВ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА.

    Цель: закрепить знания детей о малых жанрах русского фольклора.

     Задачи:

    обучающая - повторить понятия: частушка, потешка, прибаутка, считалочка,  загадка; формировать целостное восприятие детского фольклора;

     

    развивающая - развивать память, кругозор, эмоциональную сферу ребёнка;

    воспитывающая - воспитывать уважительное отношение к народному творчеству.

               этапы

            Ход занятия

    1 Организационный момент.

    2. Повторение изученного материала: пестушки, потешки, прибаутки.

    - Здравствуйте, ребята!

      Наш праздник посвящён малым жанрам русского фольклора.

    С искусством народа мы познакомились с первой услышанной в детстве песни, сказки, с первой игры. Это искусство следует за нами и во взрослую жизнь. Нет человека, который бы не знал хотя бы несколько пословиц и не помнил напева какой-нибудь песни.

     -Сегодня мы вспомним те прибаутки, считалки, скороговорки, загадки, игры, хороводы, с которыми знакомились на уроках «Устного творчества русского народа». Представим себе, что мы собрались на посиделки. Закончились трудовые будни, теперь можно,  и отдохнуть, повеселится, поиграть. Сядем, все в кружок и начнём веселиться.

    ВЕДУЩИЙ: Родители любили тешить своего ребёнка пестушками и потешками.

    А откуда эти слова взяли своё название?

    - Своё название они  получили от слова пестовать - няньчить, холить.

    Исполнение пестушек.

    Исполнение прибауток.

    Проговаривание скороговорки.

    Игра «КОТ ВАСЬКА».

    Разгадывание загадок.

    Подведение итогов праздника.

    - А кто обычно нянчит маленьких детей?

    -Мамы.

    -А мамы любят своих детей?

    -Да.

    -Конечно, каждой матери своё дитя мило. Мамы пели пестушки своим детишкам и сопровождали свои приговоры движениями.

    Девочки с куклами исполняют пестушки.

                                             Потягушечки, порастунюшки

                                             Роток говорунушки,

                                             Руки хватунюшки,

                                             Ноги ходунюшки.

                                            Идёт коза рогатая,

                                            Идёт коза ботатая:

                                            Ножками: топ-топ!

                                            Глазками: хлоп-хлоп!

                                            Кто кашки не ест,

                                           Кто молока не пьёт,

                                           Того  забодает, забодает.

    ВЕДУЩИЙ:- Так же родители: матери или няни пели прибаутки. Объясните, что такое прибаутка?

    - Прибаутка тоже  песенка, но более сложного содержания. Маленькие сказочки в стихах.

     ВЕДУЩИЙ:

                                                Конь ретивый

                                               С длинной гривой.

                                               Скачет, скачет по полям

                                               Тут и там! Сюда мчится он-

                                               Выходи из круга вон!

    (На кого укажет ведущий, тот исполняет прибаутку).

                                              Долгоногий журавель

                                              На мельницу ездил,

                                              Диковинку видел:

                                              Коза муку мелет,

                                              Козёл засыпает,

                                              А маленьки козлёночки

                                              Муку выгребают,

                                              А барашки круты рожки

                                              В дудочку играют,

                                              А сороки-белобоки

                                              Пошли танцевать,

                                             А вороны стрежоны

                                             Пошли примечати.

                                            Сова из-за угла смотрит,

                                             Ногами топчет,

                                              Головой вертит.

    ВЕДУЩИЙ:

                                       Куба-куба-куба

                                       Больно ямка глубока.

                                       Там мышки сидят,

                                       Всё на солнышко глядят

                                       И считают:1,2,3-

                                       В  этот счёт выходишь ты!

                              (Названный считает прибаутку).

                                - Федул, ты, что губы надул?

                                       -Кафтан прожёг.

                                    -Починить можно?

                                         -Иглы нет.

                               -А велика ли дыра?

                                  -Один воротник остался.

    ВЕДУЩИЙ:         1,2,3,4,5-

                                   Мы собрались поиграть.

                                   К нам сорока прилетела

                                   И тебе водить велела.

         (названный читает прибаутку).

                                     Глупый Иван

                                     Ни людям, ни нам.

                                     Огонь маслом тушит,

            Решетом в воде звёзды ловит,

            За мухой гоняет с обухом,

            За комаром – с кнутом,

            В колодец воду льёт,

                                      В лес дрова везёт,

            Личико беленько,

            Два ума маленько.

    ВЕДУЩИЙ:

     - Посмотрите, ребята, кто это?

    - Кошка.

    Давайте будем её расспрашивать

    ( все читают прибаутку вместе, а «кошка»  отвечает).

                                - Кисенька-мурысенька, где была?

                                 -На мельнице.

                                - Что там делала?

                               - Муку молола.

                                - Кисонька - мурысонька, что из муки пекла?

                               - Прянички.

                               -Одна?

                               -Да.

                               -Не ешь одна, не ешь одна.

    ВЕДУЩИЙ:- Скажите, ребята, а какие малые жанры фольклора вы ещё знаете?

    -Скороговорки, загадки.

    -Что такое скороговорка?

    -Скороговорка – это такое предложение, в  котором нарочно совмещаются звуки, трудные для проговаривания.

     -Как надо говорить скороговорку?

    -Чётко, быстро, правильно с нарастающей скоростью.

     

     От топота копыт пыль по полю летит. ( дети  говорят скороговорку)

    А сейчас поиграем.

    Дети делятся на 2 группы и исполняют дразнилку.

      Федот - криворот

      Упал у ворот,

      Упал на кадушку-

    Раздавил лягушку,

     Упал на мяту-

     Раздавил хату.

     Начинается игра « КОТ ВАСЬКА».

    Класс встаёт в круг- это « мыши».

    -Кто хочет быть КОТОМ ВАСЬКОЙ?

    - «КОТ» ходит по кругу, а мыши поют:

                                          Ходит Васька серенький,

                                          Хвост у Васьки Беленький,

                                          Глазки закрываются,

                                         Когти расправляются

                                         Шерсть у Васьки пышная,

                                        Поступь - еле слышная,

                                        Зубы - как игла.

       ( с этими словами все разбегаются, а «ВАСЬКА» ловит «МЫШЕЙ».)

         А теперь будем загадывать друг другу загадки.

    1. Без крыльев летает, без ног спешат, без паруса плывут. (облака)
    2. Не мышь, не птица в лесу резвиться,

    На деревьях живет, и орешки грызёт. (белка).

    1. Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (петух)
    2. Спереди пятачок, сзади - крючок, посередине спинка, а на ней щетинка. ( свинья)
    3. В воде купался, а сух остался. ( гусь).
    4. Три  телёнка, а сколько ног? ( Четыре, т. к. сколько телёнка не три, ног не прибавиться).
    5. Росло 4 берёзы, на каждой большой ветке по 4 большие ветки, на каждой большой ветке по 4 маленькой ветке, на каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? ( Ни одного, т.к. на берёзках не растут яблоки.)

    Ведущий:  Понравился ли вам наш праздник? Чему был посвящён наш праздник? Какие малые жанры фольклора вы запомнили?

     

            

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приёмы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора на уроках литературного чтения

    Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его д...

    Элективный курс "Поэтический мир малых жанров фольклора"

    Элективный курс посвящен одной из острых проблем начальной школы-литературному чтению.Подбор материала проведен на основе фольклора, который поможет развить творческие способности школьников. обогатит...

    Малые жанры фольклора

    Потешки, прибаутки , побасенки...

    Урок русского языка в 4 классе Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.Малые жанры фольклора.

    Урок русского языка в 4 классе  Великанова Е.А.Тема: Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.Малые жанры фольклора. (Урок 100, В. Иванов Русский язык 4 класс УМК "Начальна...

    Виды малых жанров фольклора

    Виды малых жанров фольклора...

    урок по литературному чтению " Малые жанры фольклора"

    Учитель создаёт условия для ознакомления с устным народным творчеством( потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки)Ученики выделяют особенности каждого жанра, формируют ответы на поставленные во...