Праздник малых жанров фольклора
материал (3 класс) по теме

Данный материал можно использовать для внеклассных занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon prazdnik_malyh_zhanrov_folklora.zip12.43 КБ

Предварительный просмотр:

                              ТЕМА: ПРАЗДНИК МАЛЫХ ЖАНРОВ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА.

Цель: закрепить знания детей о малых жанрах русского фольклора.

 Задачи:

обучающая - повторить понятия: частушка, потешка, прибаутка, считалочка,  загадка; формировать целостное восприятие детского фольклора;

 

развивающая - развивать память, кругозор, эмоциональную сферу ребёнка;

воспитывающая - воспитывать уважительное отношение к народному творчеству.

           этапы

        Ход занятия

1 Организационный момент.

2. Повторение изученного материала: пестушки, потешки, прибаутки.

- Здравствуйте, ребята!

  Наш праздник посвящён малым жанрам русского фольклора.

С искусством народа мы познакомились с первой услышанной в детстве песни, сказки, с первой игры. Это искусство следует за нами и во взрослую жизнь. Нет человека, который бы не знал хотя бы несколько пословиц и не помнил напева какой-нибудь песни.

 -Сегодня мы вспомним те прибаутки, считалки, скороговорки, загадки, игры, хороводы, с которыми знакомились на уроках «Устного творчества русского народа». Представим себе, что мы собрались на посиделки. Закончились трудовые будни, теперь можно,  и отдохнуть, повеселится, поиграть. Сядем, все в кружок и начнём веселиться.

ВЕДУЩИЙ: Родители любили тешить своего ребёнка пестушками и потешками.

А откуда эти слова взяли своё название?

- Своё название они  получили от слова пестовать - няньчить, холить.

Исполнение пестушек.

Исполнение прибауток.

Проговаривание скороговорки.

Игра «КОТ ВАСЬКА».

Разгадывание загадок.

Подведение итогов праздника.

- А кто обычно нянчит маленьких детей?

-Мамы.

-А мамы любят своих детей?

-Да.

-Конечно, каждой матери своё дитя мило. Мамы пели пестушки своим детишкам и сопровождали свои приговоры движениями.

Девочки с куклами исполняют пестушки.

                                         Потягушечки, порастунюшки

                                         Роток говорунушки,

                                         Руки хватунюшки,

                                         Ноги ходунюшки.

                                        Идёт коза рогатая,

                                        Идёт коза ботатая:

                                        Ножками: топ-топ!

                                        Глазками: хлоп-хлоп!

                                        Кто кашки не ест,

                                       Кто молока не пьёт,

                                       Того  забодает, забодает.

ВЕДУЩИЙ:- Так же родители: матери или няни пели прибаутки. Объясните, что такое прибаутка?

- Прибаутка тоже  песенка, но более сложного содержания. Маленькие сказочки в стихах.

 ВЕДУЩИЙ:

                                            Конь ретивый

                                           С длинной гривой.

                                           Скачет, скачет по полям

                                           Тут и там! Сюда мчится он-

                                           Выходи из круга вон!

(На кого укажет ведущий, тот исполняет прибаутку).

                                          Долгоногий журавель

                                          На мельницу ездил,

                                          Диковинку видел:

                                          Коза муку мелет,

                                          Козёл засыпает,

                                          А маленьки козлёночки

                                          Муку выгребают,

                                          А барашки круты рожки

                                          В дудочку играют,

                                          А сороки-белобоки

                                          Пошли танцевать,

                                         А вороны стрежоны

                                         Пошли примечати.

                                        Сова из-за угла смотрит,

                                         Ногами топчет,

                                          Головой вертит.

ВЕДУЩИЙ:

                                   Куба-куба-куба

                                   Больно ямка глубока.

                                   Там мышки сидят,

                                   Всё на солнышко глядят

                                   И считают:1,2,3-

                                   В  этот счёт выходишь ты!

                          (Названный считает прибаутку).

                            - Федул, ты, что губы надул?

                                   -Кафтан прожёг.

                                -Починить можно?

                                     -Иглы нет.

                           -А велика ли дыра?

                              -Один воротник остался.

ВЕДУЩИЙ:         1,2,3,4,5-

                               Мы собрались поиграть.

                               К нам сорока прилетела

                               И тебе водить велела.

     (названный читает прибаутку).

                                 Глупый Иван

                                 Ни людям, ни нам.

                                 Огонь маслом тушит,

        Решетом в воде звёзды ловит,

        За мухой гоняет с обухом,

        За комаром – с кнутом,

        В колодец воду льёт,

                                  В лес дрова везёт,

        Личико беленько,

        Два ума маленько.

ВЕДУЩИЙ:

 - Посмотрите, ребята, кто это?

- Кошка.

Давайте будем её расспрашивать

( все читают прибаутку вместе, а «кошка»  отвечает).

                            - Кисенька-мурысенька, где была?

                             -На мельнице.

                            - Что там делала?

                           - Муку молола.

                            - Кисонька - мурысонька, что из муки пекла?

                           - Прянички.

                           -Одна?

                           -Да.

                           -Не ешь одна, не ешь одна.

ВЕДУЩИЙ:- Скажите, ребята, а какие малые жанры фольклора вы ещё знаете?

-Скороговорки, загадки.

-Что такое скороговорка?

-Скороговорка – это такое предложение, в  котором нарочно совмещаются звуки, трудные для проговаривания.

 -Как надо говорить скороговорку?

-Чётко, быстро, правильно с нарастающей скоростью.

 

 От топота копыт пыль по полю летит. ( дети  говорят скороговорку)

А сейчас поиграем.

Дети делятся на 2 группы и исполняют дразнилку.

  Федот - криворот

  Упал у ворот,

  Упал на кадушку-

Раздавил лягушку,

 Упал на мяту-

 Раздавил хату.

 Начинается игра « КОТ ВАСЬКА».

Класс встаёт в круг- это « мыши».

-Кто хочет быть КОТОМ ВАСЬКОЙ?

- «КОТ» ходит по кругу, а мыши поют:

                                      Ходит Васька серенький,

                                      Хвост у Васьки Беленький,

                                      Глазки закрываются,

                                     Когти расправляются

                                     Шерсть у Васьки пышная,

                                    Поступь - еле слышная,

                                    Зубы - как игла.

   ( с этими словами все разбегаются, а «ВАСЬКА» ловит «МЫШЕЙ».)

     А теперь будем загадывать друг другу загадки.

  1. Без крыльев летает, без ног спешат, без паруса плывут. (облака)
  2. Не мышь, не птица в лесу резвиться,

На деревьях живет, и орешки грызёт. (белка).

  1. Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (петух)
  2. Спереди пятачок, сзади - крючок, посередине спинка, а на ней щетинка. ( свинья)
  3. В воде купался, а сух остался. ( гусь).
  4. Три  телёнка, а сколько ног? ( Четыре, т. к. сколько телёнка не три, ног не прибавиться).
  5. Росло 4 берёзы, на каждой большой ветке по 4 большие ветки, на каждой большой ветке по 4 маленькой ветке, на каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? ( Ни одного, т.к. на берёзках не растут яблоки.)

Ведущий:  Понравился ли вам наш праздник? Чему был посвящён наш праздник? Какие малые жанры фольклора вы запомнили?

 

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора на уроках литературного чтения

Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его д...

Элективный курс "Поэтический мир малых жанров фольклора"

Элективный курс посвящен одной из острых проблем начальной школы-литературному чтению.Подбор материала проведен на основе фольклора, который поможет развить творческие способности школьников. обогатит...

Малые жанры фольклора

Потешки, прибаутки , побасенки...

Урок русского языка в 4 классе Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.Малые жанры фольклора.

Урок русского языка в 4 классе  Великанова Е.А.Тема: Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.Малые жанры фольклора. (Урок 100, В. Иванов Русский язык 4 класс УМК "Начальна...

Виды малых жанров фольклора

Виды малых жанров фольклора...

Словарь (жанры художественных произведений, язык художественной литературы, малые жанры фольклора)

Словарь (жанры художественных произведений, язык художественной литературы, малые жанры фольклора)...