Главные вкладки

    Урок русского языка в 4 классе Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.Малые жанры фольклора.
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Великанова Елена Александровна

    Урок русского языка в 4 классе  Великанова Е.А.

    Тема: Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.

    Малые жанры фольклора.

    (Урок 100, В. Иванов Русский язык 4 класс УМК "Начальная школа XXI века")

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Луховский лицей» Урок русского языка в 4 классе Тема: Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи. Учитель начальных классов МОУ «Луховский лицей» Великанова Елена Александровна УМК «Начальная школа XXI века»

    Слайд 2

    Подумай и ответь: Для чего ты приходишь на урок? Зачем нам нужны знания? Как работать на уроке, чтобы получить твёрдые и полезные знания?

    Слайд 3

    Барометр настроения План урока

    Слайд 4

    План урока барометр Тема урока Выборочный диктант Словарная работа Правило «Говори правильно» Физкультминутка Интеллектуальная разминка Закрепление Рефлексия Релаксация

    Слайд 5

    Начинается считалка: На березу села галка, Две вороны, воробей, Три сороки, соловей. План урока

    Слайд 6

    - ошибки - красиво, без ошибок - стараюсь, но не все получается План урока

    Слайд 8

    Имя числительное План урока

    Слайд 9

    Начинается считалка: На березу села галка, Две вороны, воробей, Три сороки, соловей. План урока

    Слайд 10

    имя числительное + имя существительное

    Слайд 11

    пять ребят пять опят шесть мышат два брюшка четыре ушка семь братьев 6 баллов (пример записи 4/6) План урока

    Слайд 12

    восе [ м ’] , [ а ] ди [ н ] адцать, ше [ сн ] адцать, дв [ и ] надцать восемь, одиннадцать, двенадцать, шестнадцать 8, 11, 12, 16 План урока

    Слайд 13

    Имя числительное количественные порядковые обозначают количество предметов порядок предметов при счете отвечают на вопросы Сколько? который? какой?

    Слайд 14

    Правило из учебника План урока Слова девять, шесть, второй – это имена числительные. Имя числительное – это часть речи, которая называет количество предметов – два стола , пять дней, шестнадцать этажей – или порядок предметов при счете – второй стол, пятый день, шестнадцатый этаж, двадцать третий день. Имена числительные, которые называют количество предметов, отвечают на вопрос сколько? Это количественные числительные. Имена числительные, которые называют порядок предметов при счете, отвечают на вопрос какой? какая? какое? какие? Это порядковые числительные.

    Слайд 15

    Составь словосочетание (пять, пятеро) (сестры) –_______________ (два, двое) (ребят) –_________________ (три, трое) (котят) –__________________ (четверо, четыре) (суток) –_____________ (шесть, шестеро) (апельсины, помидоры) -__________________________________

    Слайд 16

    Запомни! пять сестер двое ребят трое котят четверо суток шесть апельсинов, помидоров

    Слайд 17

    - есть ошибки - правильно и быстро - правильно, но с помощью других План урока

    Слайд 18

    План урока

    Слайд 19

    План урока 1 2 3 4 5 6 7 1. Наговорить с _____короба. 2.______пятниц на неделе. 3.Знать как свои______ пальцев. 4._______в поле не воин. 5._______сапога пара. 6.Магическое число - шестьсот шестьдесят________. 7. Идти на все ________ стороны. три Семь пять Один Два шесть четыре

    Слайд 20

    Проверь себя четыре шесть семь трижды три девять двадцать пять План урока

    Слайд 21

    Оцени себя 12-10 баллов – высокий уровень 9-6 баллов – средний уровень Меньше 6 баллов – низкий уровень План урока

    Слайд 22

    Отдохни!

    Слайд 23

    Релаксация Все умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать, Но пока не все умеют Расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая – Очень легкая, простая: Замедляется движенье, Исчезает напряженье, И становится понятно – Расслабление приятно. Спасибо за работу на уроке!



    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 4 классе  Великанова Е.А.

    Тема:

     Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.

    Малые жанры фольклора.

    (Урок 100, В. Иванов Русский язык 4 класс)

    Цели

    Предметные:

    • ознакомление учащихся с именем числительным как частью речи;
    • учить различать имена числительные среди других частей речи;
    • определить понятия «число» и «имя числительное»;
    • дать определение количественным и порядковым числительным;
    • учить правильно применять имена числительные в речи.

            Деятельно-коммуникативные:

    • воспитывать умение работать самостоятельно и коллективно;
    • учить давать оценку своей деятельности и деятельности своего товарища.

            Ценностно-ориентированные

    • показать разнообразие и богатство русского языка (считалки, пословицы, поговорки, устойчивые выражения);
    • через проведение релаксационных пауз следить за своим здоровьем, снимать утомляемость.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    - Проверьте пожалуйста, всё ли вы приготовили для урока: учебник, тетрадь, сигнальные блокноты, цветные карандаши.

    -  Обратите внимание на то, как вы сидите, не мешает ли вам что-то на парте

    II. Мотивация к учебной деятельности

    1. Деловой настрой

         - Для чего мы приходим на урок?

    (Чтобы получать знания.)

                - Зачем нам нужны знания?

           (Чтобы быть умными и образованными, уметь выполнять различные задания)

         - Как работать, чтобы получить твердые и полезные знания?

    (На уроке надо быть очень внимательным и организованным.)

    2.Эмоциональный настрой

    • Закройте глаза, вспомните что-то хорошее. Улыбнитесь себе.
    • Откройте глаза, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успеха друг другу.
    • Посмотрите на меня, подбодрите и меня своими улыбками.
    • Настроим наш «Барометр» на спокойный деловой лад.

    (слайд 2 + 2 щелчка)

    • У нас все получится!

    III. Объявление плана урока

    • А работать мы будем по следующему плану.

                                   (ссылка «План урока»)

    План урока

    Все умеют танцевать,

    Прыгать, бегать, рисовать,

    Но пока не все умеют

    Расслабляться, отдыхать.

    Есть у нас игра такая –

    Очень

    IV. Первичное введение нового материала

    • Запишите сегодняшнюю дату («Четвёртое марта»)
    • Минутка чистописания               Чч четыре
    • Прочтите текст.

    (ссылка «Тема урока»)

    (слайд считалка)

    Начинается считалка,

    На березу села галка,

    Две вороны, воробей,

    Три сороки, соловей.

    • Запомните.
    • Запишите по памяти.

    (Закрыть объектив)

    -   Самопроверка.

    (Вновь открыть слайд)

    -   Самооценка. Оцените свою работу по образцу.

    (слайд цветовые сигналы)

    кр.- ошибки

    зел.- красиво, без ошибок

    син.- стараюсь, но не все   получается                                

    • Поставьте на поля значок того цвета, который вы заслужили.
    • Просигнальте цветными полосками свои результаты.
    • Молодцы, почти все показали зеленый цвет, значит, можем продолжить работу.
    • Назовите жанр написанного текста.
    • Да, это считалка – малый жанр устного народного творчества.
    • Почему считалка так называется?
    • Стишок со счетом, используемый в различных детских играх,      главная его особенность – счет. В народной речи считалка называется «счетки», «сосчиталочки», «пересчет».
    • (Вновь открыть слайд – прокрутить назад)
    • Найдите в тексте слова со значением числа. (Два, три)
    • Что они обозначают? (Количество)
    • На какой вопрос отвечают? (Сколько)
    • Слова, называющие числа, образуют в русском языке самостоятельную часть речи, обладающую своими грамматическими категориями.

    -   Вспомните наш «Пирог частей речи» (Учебник «Русский язык» 3 класс УМК «Начальная школа XXI века»).

    • (прокрутить вперёд слайд Пирог – Части речи)

    -   Как называется эта часть речи? (Имя числительное)

    • (слайд – имя числительное)

    -    Запишем тему в тетрадь.

    • От какого слова образовано название этой части речи? (Число)
    • Итак, мы будем работать с именем числительным.
    • Перейдем к новому этапу нашего урока.

    V. Открытие нового знания

    (слайд «считалка»)

    • Посмотрите на текст в тетради.

    -  С какой частью речи согласовывается имя числительное? (С именем существительным)

    • Прочтите словосочетания из считалки. (Две вороны, три сороки) 
    • Запишите.
    • (ссылка «Тема урока»)

    Выборочный диктант

    • Я прочту предложение, вы вспоминайте названия малого жанра фольклора и выписываете в тетрадь словосочетания вида «имя числительное  + имя существительное»
    • (ссылка «Выборочный диктант»)
    •  (слайд «имя числительное  + имя существительное»)
    • Диктант

    1. Опять пять ребят нашли у пенька пять опят. (Скороговорка)

         2. Шесть мышат в камышах шуршат. (Скороговорка)

         3. Два брюшка, четыре ушка. (Подушка) (Загадка)

         4. Есть семь братьев, годами равные, именами разные. (Дни        недели) (Загадка)

    Взаимопроверка

    • Поменяйтесь тетрадями в парах, проверьте, сверьте с образцом, исправьте ошибки.

    (слайд словосочетания+щелчок)

    • Оцените работу  соседа по парте, за каждое верное словосочетание – 1 балл, максимальное количество – 6 баллов.
    • Посмотрите на образец записи, который вы должны сделать на полях.

    (щелчок)

    • Верните тетради.

    Итог

    • С какой частью речи сочетаются имя числительное? (С именем существительным)
    • Мы завершили этот этап урока.

    (ссылка « План урока»)

    VI. Контроль результатов первичного закрепления

    • На каких уроках мы часто встречаемся с именем числительным? ( На математике)
    • Как записываем имена числительные на математике в тетрадях? (Цифрами)
    • А на уроках русского языка? Взгляните на сегодняшнюю дату. (Словами)

    Словарная работа

    -   Взгляните на цифры, запишите словами.

    (ссылка «Словарная работа»)

    (слайд числа цифрами)

    • Прочтите, как произносим.

    ( щелчок)

    -    Прочтите, как записано.

    ( щелчок)

    -Сделаем этимологический анализ слова одиннадцать.

    (щелчок)

    -В Древней Руси «один на десете» означает «один сверх десятка». Вот почему в слове «одиннадцать» две буквы «н». Одна в корне, вторая – в суффиксе.

    (щелчок)

    -Вот вопрос на смекалку! Быстро!

    5+7=/а/диннадцать или /о/диннадцать?

           Ответ-5+7=двенадцать!

    Итог этапа урока

           - Запомните, это словарные слова с непроверяемым написанием!

    (ссылка «План урока»)

    VII. Открытие нового знания

    - Числительные считают- 1,2,3.

    (ссылка «Правило»)

    (слайд 10 + щелчок)

    • Они могут называть точное количество предметов. (Количественные)

    (2 щелчка)

    - Но если говорим «первый», «второй», то обозначает порядок предметов при счёте. (Порядковые)

    (2щелчка)

    - На какие вопросы отвечают имена числительные? (Сколько? Который? Какой?)

    (2щелчка)

    - Какие две группы числительных мы выделили? (Количественные, порядковые)

    (2щелчка)

    -    Сравните нашу запись с правилом в учебнике на с. 76.

    (слайд правило)

     (

    - Прочтите, мы сами вывели правило!

    - Поаплодируем себе.

    Вывод

    - Из всех частей речи имя числительное самая молодая по времени возникновения в языке.

    - И этот этап урока завершили.

    (ссылка « План урока»)

    -   Поупражняемся в употреблении имён числительных в речи.

    VIII. Первичное закрепление знаний  

    -  Посмотрите на слайд.

    (ссылка « Говори правильно»)

    (слайд словосочетания)

    Составь словосочетание

    (пять, пятеро) (сестры) –

    (два, двое) (ребят) –

    (три, трое) (котят) –

    (четверо, четыре) (суток) –

    (шесть, шестеро) (апельсины, помидоры) -

    • Составьте словосочетания и запишите в тетрадь.
    • Проверьте по образцу.

    (слайд словосочетания)

    • Исправьте ошибки.

    Самооценка

    • Оцените свою работу.

    (слайд цветовые сигналы)

    кр.- есть ошибки

    зел.- правильно и быстро

    син.- правильно, но с помощью других

    • Отметьте на полях цветные значки
    • Покажите свои результаты сигнальным блокнотом.
    • Справились!
    • Запомните, как употребляются эти числительные в речи.

    (ссылка « План урока»)

    IX.  Физкультминутка для глаз

    (ссылка «Физкультминутка»)

    (слайд схема для глаз)

    (ссылка на схему)

    Пусть наши глазки отдохнут. Не двигая головой, сделайте по 10 движений глазами в каждом направлении. (Физкультминутка для глаз по В. Базарному) (анимация)

    • Перейдем к следующему этапу урока.

    (ссылка «План урока»)

    X. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    • Сейчас вы будете работать в паре. Вы должны выбрать  на доске цифру, которая обозначает нужное числительное для этих фразеологизмов и устойчивых оборотов, закрепить магнитом на доске по порядку.

    (ссылка «Интеллектуальная разминка»)

    (слайдфразеологизмы с пропусками + щелчок)

    1 2 3 4 5 6 7

    1. Наговорить с ________короба.

    2._________пятниц на неделе.

    3.Знать как свои_______ пальцев.

    4._______в поле не воин.

    5._______сапога пара.

    6.Магическое число - шестьсот шестьдесят______.

    7. Идти на все ______ стороны.

    • Запишите имена числительные в тетрадь.
    • Проверьте друг у друга записи.
    • Самоконтроль
    • Проконтролируйте себя.

    (щелчок)

    -   Для украшения своей речи используйте эти выражения.

    • Мы выполнили еще один пункт плана урока.

    (ссылка « План урока»)

    XI. Контроль на уровне знания, понимания и применения.

    Включение в систему знаний и повторени

    • Проверим, как мы усвоили полученные знания.
    • Выполните упр.134 на стр.81 в тетради «Учимся писать без ошибок» (печатные листы)
    • Работаем самостоятельно.
    • Проверьте себя.

    (ссылка «Закрепление»)

    (слайд числа)

    • За каждую верно выполненную строку начислите себе 1балл, максимально 6 баллов, напишите на полях тетради.
    • И с этим заданием мы справились.

    XII. Физкультминутка двигательная

    • Споём песню «Дважды два – четыре» и подвигаемся, чтобы расслабить мышцы спины и ног.

    (ссылка «Значок динамик»)

    После песни

    (ссылка «План урока»)

    XIII. Рефлексия урока.

    Самооценка

    -    Посчитайте, сколько баллов вы набрали за свои задания.

    • Напишите это число рядом с датой на полях в тетради.
    • Определите свой уровень работы на уроке по таблице.

    (ссылка « Рефлексия»)

     (слайд баллы)

    -  Напишите под баллами.

    (ссылка «План урока»)

    Установка на следующий урок

    • Обратите внимание, как мы записали дату? («Четвёртое марта»)
    • А как запишем дату окончания третьей четверти? (Двадцать третье марта)
    • Напишите
    • Сколько слов мы использовали для написания числа? (Два)
    • На следующем уроке мы узнаем, на какие группы делятся все числительные по количеству основ и слов.

    Подведение итогов

    • Что нового вы узнали сегодня?
    • Какой речевой материал использовали? ( Малые жанры устного народного творчества)

    Эмоциональный итог

    • Посмотрите на план нашего урока.
    • Обратите внимание на использованные цвета. Где вы еще встречались с таким расположением цветов? (Радуга)
    • Да, это радуга. Пусть у вас в жизни всегда присутствуют все цвета радуги и несут вам только радость познания.

    -   Вернемся к нашему барометру.

    (ссылка «Борометр»)

    (слайд барометр)

    -   Что же он показывает?

    -    Куда установим стрелку? (На хорошее настроение.)

    (щелчок)

    XIV. Релаксация.

    • Давайте отдохнем.

    (ссылка «План урока»)

     (ссылка «Релаксация»)

    (слайд линии)

    • Следите взглядом за стрелкой курсора.
    • Теперь примите позу покоя.

    (слайд текст)

    • Произносите за мной.

    Все умеют танцевать,

    Бегать, прыгать рисовать,

    Но не все пока умеют

    Расслабляться, отдыхать.

    Есть у нас игра такая.

    Очень легкая, простая.

    Замедляются движения,

    Исчезает напряжение.

    И становится понятно –

    Расслабление приятно.

    -  Спасибо за работу на уроке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка 2 класс по теме:"Обобщение знаний об имени существительном"

    Урок русского языка во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном" по учебнику Зеленина Л.М.+ презентация...

    Урок русского языка 2 класс по теме: "Обобщение знаний об имени прилагательном"

    Использовала различные методы и приемы работы. Работа по карточкам, выборочным письмом, тестированием, коллективной работой, творчекими заданиями. На уроке прослеживалась связь между двумя предметами:...

    Урок русского языка 2 класс Тема: «Род, число и падеж имен существительных».

    Цель: -формировать умение распознавать склонения имен существительных по совокупности признаков ( род, окончание в именительном падеже единственного числа)...

    Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме "Значение слов в словаре"

    Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме "Значение слов в словаре"...

    Презентация урока русского языка. 4 класс. УМК "Гармония" "Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных"

    Комбинированный урок русского языка и литературного чтения, построенный на  на материале басен, по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных"....

    Урок русского языка 3 класс Обобщение знаний по теме: «Склонение имен существительных по падежам»

    Обобщить знания учащихся о падежах имён существительных. Закрепить знание названий падежей и падежных вопросов, запомнить алгоритмом определения падежа слова в предложении....

    Урок русского языка в 4 кл. Тема: "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных"

    Цель: актуализировать знания об имени прилагательном, его морфологических признаках, роли в речи....