Рыцарский турнир. Сценарий праздника для учащихся 3-4 классов.
классный час (4 класс) по теме

Чарнецкая Жанна Николаевна

Материал опубликован в журнале "Управление начальной школой" №1, 2012

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rycarskiy_turnir_statya.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Заместитель директора по УВР школы первой ступени обучения,

учитель начальных классов

ГОУ СОШ с углублённым изучением английского языка №1234

ЦАО города Москвы  Чарнецкая Жанна Николаевна

 «Рыцарский турнир»

Сценарий праздника

для учащихся 3-4 класса

            Сегодня самое серьезное и пристальное внимание в России обращено                  на проблему модернизации воспитательного процесса в системе общего образования. Одним из ориентиров процесса воспитания сегодня  является воспитание для развития личности. В «Концепции развития воспитания                       в системе образования города Москвы», принятой в 2010 г.  сформулированы «Новые социальные требования к развитию воспитания.

Первое – социализация  личности – освоение социального опыта и знаний, делающих индивида способным жить, работать и творчески действовать в обществе.

Второе – раскрытие индивидуальности – личность рассматривается как творец собственной жизни, распорядитель душевных и телесных сил, способный превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, оценивать способы своей деятельности.

Третье - становление личности,  которая сознательно участвует в создании гражданского общества, проявляет ключевые компетентности «молодого  европейца», ответственность за свои действия в активной жизнедеятельности, характеризуется духовностью, самосознанием,  адекватной самооценкой собственных достижении, обладает опытом межличностного взаимодействия.

Четвертое – осознание воспитанности как социальной ценности личности – основанного на общечеловеческих ценностях,  интеллигентности, коллективизме, креативности, адаптивности, толерантности, чувстве собственного достоинства, независимости  в суждениях и ответственности в поступках».

         Целью воспитания является развитие личности ученика, включение подрастающего поколения в жизнь общества, формирование  образа жизни достойного человека. Великий педагог  В.А.Сухомлинский  говорил: «Учение - это лишь один из лепестков  того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого слова. Здесь все главное - и урок, и развитие   разносторонних  интересов детей вне урока, и взаимоотношения  воспитанников в коллективе».  Именно этим целям и отвечает проведение мероприятий в рамках внеурочной деятельности. Одним из таких мероприятий является предлагаемый вашему вниманию «Рыцарский турнир».

        Когда мы слышим слова «Рыцарский турнир», мы почему-то сразу представляем себе, что речь идет о празднике, который проводится ко Дню защитника Отечества.  Данный сценарий предполагает участие в конкурсах, как мальчиков, так и девочек. Поэтому проводиться он может в любое время года и независимо от конкретной даты календаря. Конечно, проведение конкурса невозможно без предварительной подготовки: чтения книг о рыцарях и рыцарских обычаях, изготовления из бумаги «сердечек» для подсчета голосов, объявления и подготовки домашнего задания, подготовки заданий и инвентаря: мячиков и корзин, карточек с заданиями, баночек с пряностями и специями: мускатным орехом, душистым перцем, ванилью, корицей,  кофе и т.д. «Дамы» и «рыцари» должны придумывать себе имена, соответствующие эпохе Средевековья.

Например:

  1. «рыцари»: Генрих, Ричард, Джон, Альфред, Лео, Роланд;
  2. «дамы»: Виолетта, Жозефина,  Анна, Офелия, Мелисента и т.д.

Примечание: «сердечки» выдаются членам жюри и по два «сердечка» зрителям. Каждый зритель может отдать одно из них понравившейся «даме», а другое - «рыцарю».

Ход праздника

Учитель: Все вы любите участвовать в конкурсах и викторинах, понимаете, что все они помогают нам учиться, развиваться, расширять кругозор, становиться лучше. Кому-то удается проявить свои способности и продемонстрировать таланты в большей степени, кому-то в меньшей, но участие в таких состязаниях всем приносит пользу, заставляет задуматься, помогает что-то изменить в себе и самосовершенствоваться.  Поэтому мы знаем, что в итоге –                          в конкурсе проигравших нет. Сегодня вам предоставляется уникальная возможность: мальчикам – почувствовать себя настоящими рыцарями, девочкам – стать прекрасными дамами. Итак, настало время рыцарского турнира. Кто же такие рыцари?            Рыцари – это люди, обладающие такими необычайными качествами, как благородство, отвага, доблесть, вера, сострадание к слабым и угнетенным. И в наши дни есть рыцарство. Рыцари живут среди нас. Мы верим, что есть они и в нашей  школе. Мы   читали                          о рыцарях, знакомились с правилами хорошего тона, научились видеть свои недостатки и достоинства других, научились радоваться успехам своих  друзей и не огорчаться поражениям.

Ведущий 1:   Чувством благородства и отваги

                       Рыцарь отличался от других.

                     Звон клинка непобедимой шпаги

                     В век компьютерный, конечно, не затих.

 Звучат фанфары. Торжественный выход рыцарей под музыку. Проход дам через «ворота» из шпаг рыцарей. Дамы рассаживаются.

Учитель: Сигнал к началу рыцарского турнира должна дать королева.  Поэтому  мы начнём выбор королевы. За каждый правильный ответ, победу в    конкурсе даются вырезанные из красной бумаги сердечки. Каждый зритель может отдать свое «сердечко» той «даме», которую вы считаете достойной стать королевой бала. Победительницей, королевой бала, считается та дама, которая набрала большее количество сердечек. Подсчитывать количество сердечек и определять королеву бала и рыцаря-победителя турнира будет жюри.

                 Разрешите вам представить членов жюри.

 Представление членов жюри. 

Проводятся конкурсы для «дам». 

Первый конкурс –  на лучший костюм и самую оригинальную причёску

       (домашнее задание.)

Ведущий 1: Королева должна быть элегантной и обаятельной.                 Объявляется конкурс на лучший костюм и лучшую причёску.

Жюри выдает «сердечки» - максимально 5 штук.

Второй конкурс - кулинарный. Для конкурса необходимо приготовить баночки с пряностями и специями: мускатным орехом, душистым перцем, ванилью, корицей,  кофе и т.д.

Ведущий 2:.Королева   должна   быть   хорошей   хозяйкой,   уметь    проследить   за приготовлением блюд для пира. Объявляем кулинарный конкурс. «Дамы» с закрытыми повязкой глазами должны по запаху определить,  какие специи и пряности находятся  в баночке.

Жюри выдает «сердечки» - максимально 5 штук.

Третий конкурс – артистический (домашнее задание.)

Ведущий 1: Настоящая королева должна быть артистичной, чтобы уметь скрывать свои   чувства.   Поэтому   следующий   конкурс   -   это   конкурс   актёрского мастерства. Наши дамы продемонстрируют нам, как они поют, танцуют, декламируют.

Жюри выдает «сердечки» - максимально 5 штук.

Четвёртый конкурс – конкурс эрудитов («дамы» письменно отвечают                на вопросы. Листы с ответами они отдают членам жюри. Затем  правильные ответы зачитываются. За каждый правильный ответ дается «сердечко», за скорость выполнения вручается дополнительное «сердечко».)

Ведущий 2:Королева  должна  быть   сообразительной,   уметь   быстро   принимать решения, находить выход из трудных ситуаций. Объявляем конкурс эрудитов. Итак, вопросы:

Ведущий 1: Деревенский гарнитур для семерых несовершеннолетних.

Дамы:        Лавки.

Ведущий 2: Тара для чудес.

Дамы:        Решето.

Ведущий 1: Царское головное отличие.

Дамы:        Корона.

Ведущий 2:Минимум отмеров на один отрез.

Дамы:        Семь.

Ведущий 1: Чёрное семя руками сеют, ртом собирают.

Дамы:        Буквы.

Ведущий 2:Внешне не одинакова, а нужна всем: и младенцу, и доброму    

                   молодцу.

Дамы:        Рубашка.

Ведущий 1: Зубов много, а ничего не ест.

Дамы:        Гребень.

Ведущий 2:Бьют меня палками, жмут меня камнями, держат меня                          

                    в  огненной пещере, режут меня ножами. За что меня так губят?  

                                      За то, что любят!

                 Дамы:        Хлеб.

Ведущий 1: Всё на ней ездит: и радость, и горе.

Дамы:        Почта.

Ведущий 2: По чему деревенские ребята любят ходить босиком?

Дамы:        По земле.

Ведущий 1: Первый слог - домашнее животное, второй - мера площади, а    вместе - название реки.

Дамы:        Волга.

  Ведущий 2:Шли два человека и разговаривали. «Она белая», - говорит один.  

                      «Нет чёрная», - говорит другой. - «У меня есть ещё и красная»,

                  - говорит первый.   О чём идёт разговор?

  Дамы:        О смородине.

Музыкальная пауза. Жюри подводит итоги конкурсов.

Председатель жюри: По итогам  конкурсов королева турнира — называется «имя».   «Имя»  -  трон  ваш. Присаживайтесь, пожалуйста. Прекрасные дамы, рыцари, вы готовы к началу турнира?

Дамы и рыцари:      Да.

Учитель:  Чтобы в рыцарском турнире победить,

Очень умным и любезным надо быть.

За щитами не скрываться,

Шпаги острой не бояться.

Все законы этикета изучить!

Победить в турнире очень нелегко,

Здесь сражаются за каждое очко.

Начинается сражение, пожелаем вам терпенья!

Победить в турнире очень нелегко!

                 За каждый правильный ответ, победу в    конкурсе даётся вырезанное из красной бумаги сердечко. Победителем турнира считается тот, кто наберёт  большее количество сердечек.

По сигналу королевы (взмаху кружевным платком) начинается турнир.

Первый конкурс – представление (домашнее задание.)

Ведущий 1: Рыцарь   должен  знать   всё   о   своих   предшественниках;   обычаях   и традициях рыцарства. Начинается представление рыцарями своего имени, герба и девиза.

Жюри выдает «сердечки» - максимально 5 штук.

Второй конкурс – разминка. («рыцари» письменно отвечают на вопросы. Листы с ответами они отдают членам жюри. Затем  правильные ответы зачитываются.)

Ведущий 2:Следующий конкурс - разминка. Рыцарь должен быть вежливым.                  Договорите фразы:

Ведущий 1: Растает даже ледяная глыба от слова тёплого...

Рыцари:…спасибо.

Ведущий 2:Зазеленеет старый пень, когда услышит...

Рыцари:…добрый день.

      Ведущий 1: Когда нас бранят за шалости, говорим...

      Рыцари:…прости, пожалуйста.

        Ведущий 2:Ученик вежливый и развитый, говорит, встречаясь...

      Рыцари:…здравствуйте.

За каждый правильный ответ дается «сердечко», за скорость выполнения вручается дополнительное «сердечко».

Третий конкурс – конкурс эрудитов («рыцари» письменно отвечают на вопросы. Листы с ответами они отдают членам жюри. Затем  правильные ответы зачитывают.) Можно выбрать любой набор заданий,                                 в зависимости от потенциала учащихся.


Ведущий 1: Рыцарь должен уметь логически мыслить, быстро находить  

                     выход из трудных ситуаций.

I вариант. 

Учитель: Письменно ответьте на вопросы:

Ведущий 1: Для чего служили связки перьев на шлеме рыцаря?

Рыцари: Они защищали, закрывали глаза рыцаря от прямых солнечных  

                лучей.

Ведущий 2:        Кто такие рыцари?

Рыцари: Рыцарь защищает даму и свою страну. Рыцарь
                  должен быть благородным. Он не может пройти мимо  

                   несправедливости.

Ведущий 1:В каком возрасте мальчик может стать пажом?

Рыцари: В семь лет.

Ведущий 2:Чему обучают пажа?

Рыцари: Хорошим манерам.

Ведущий 1:Что такое хорошие манеры?

Ведущий 2:В каком возрасте становятся оруженосцем? Кто такой

                    оруженосец?

Рыцари: В четырнадцать лет. Оруженосец ухаживает за конём.

Ведущий 1:В каком возрасте посвящают в рыцари?

Рыцари: В двадцать один год.

Ведущий 2:Кому   молится   рыцарь   в   храме   накануне   посвящения  

                  в рыцари?
Рыцари: Георгию Победоносцу.

Ведущий 1: Что держит в руках Георгий Победоносец?

Рыцари: Меч и копьё.

Ведущий 2:Где   находится   меч   будущего   рыцаря   во   время   молитвы    

                    перед посвящением?

Рыцари: В алтаре.

Ведущий 1:Что говорит священник,  перед тем,  как вручить  меч  

                   будущему рыцарю?

Рыцари: Прими меч свой во имя Отца, Сына и Святого Духа. Мир тебе.

Ведущий 2: Какие действия священника и рыцаря?

Рыцари: Ударяет по правому плечу, по левому, опять по правому; встаёт на колено, целует меч, кланяется.

Ведущий 1:Из   чего   состоит  облачение  рыцаря,   что   обозначает?  

Рыцари: Кольчуга защищает сердце от неприятеля. Шпоры - символ чести и достоинства. Копьё - прямое,  как,   правда.   Пояс   —   символ   верности.   Перчатки   —   символ   не прикосновения ни к чему не чистому.  Меч - символ правосудия.  Щит - большая заслуга перед государем, чем побиение врагов;  сохранение твоей жизни. Шлем - важнейшая часть доспехов.

Ведущий 2:Почему перчатки, хотя бы с одной стороны, обязательно

                     кожаные.

Рыцари: Чтобы удобно было держать оружие.

Ведущий 1: Откуда пришёл к нам обычай снимать шапку, когда входишь в  

                   дом? 

Рыцари: Чтобы показать, что помыслы чисты,  войти с поднятым забралом,  

                 показать своё лицо.              

Ведущий 2:Откуда пришёл к нам обычай, здороваясь снимать перчатку с

                   правой руки?

Рыцари: Чтобы показать, что помыслы чисты, в перчатке не спрятано оружие.

II  вариант.

Раздаются карточки.

Учитель: Нужно «собрать» пословицы.

Для первой команды карточки:

  1. За битого двух небитых дают,
  2. хоть вовсе брось!
  3. Корень учения горек,
  4. товарища нет.
  5. Готовь сани летом,
  6. да не берут.
  7. Авось и небось —
  8. зато плод его сладок.
  9. На вкус, на цвет
    10. а телегу зимой.

Ответы:

За битого двух небитых дают, да не берут.

Корень учения горек, зато плод его сладок.

Авось и небось — хоть вовсе брось!

Готовь сани летом, а телегу зимой.

На вкус, на цвет товарища нет.

Для второй команды:

  1. Беспечный пьёт воду,
  2. не поле перейти.
  3. Не изведав горького,
  4. а внимание.
  5. Весна красна цветами,
  6. а заботливый - мёд.
  7. Век прожить -
  8. не узнаешь сладкого.
  9. Дорог не подарок,
    10. а осень - снопами.

Ответы: 

Беспечный пьёт воду, а заботливый - мёд.

Дорог не подарок, а внимание.

Не изведав горького, не узнаешь сладкого.

Весна красна цветами, а осень - снопами.

Век прожить - не поле перейти.

III вариант.

Учитель: Стоят три стакана с водой и три пустых стакана. Нужно сделать так,

                 чтобы пустые и полные стаканы чередовались. Взять в руки

               можно только один стакан.

(Надо из второго стакана перелить воду в пятый и поставить на место.)

IV вариант.

Учитель: ответьте на вопросы:
Ведущий 1: Богатырская цифра. Рыцари: Три.

 Ведущий 2:Разбойничья цифра.

Рыцари: Сорок.

 Ведущий 1: Не крылата, а перната.

                      Как летит, так свистит,

                      А сидит, так молчит.

Рыцари: Стрела.

 Ведущий 2: Глазами не увидишь, руками не возьмёшь, а без него в атаку не  

                   пойдёшь.

Рыцари: Ура!

Ведущий 1:  Огнём дышит, полымем пышет.

Рыцари: Пушка.

Ведущий 2: Два арапа, родные брата, ростом по колено, везде с нами гуляют  

                 и  нас защищают.

Рыцари: Сапоги.

За каждый правильный ответ дается «сердечко», за скорость выполнения вручается дополнительное «сердечко».

Четвёртый конкурс – «Меткий стрелок». Рыцари должны попасть мячиками в цель. Это может быть мишень на стене, корзина на полу и т. д.

Ведущий 2: Проверим наших рыцарей в деле. Конкурс «Меткий стрелок». Рыцари должны попасть в цель.

За каждый попадание  дается «сердечко».

Пятый конкурс – артистический (домашнее задание.)

Ведущий 1: Рыцарь посвящает свои подвиги прекрасной даме, поэтому настало время для пения серенады или танца в честь дамы.

Жюри выдает «сердечки» - максимально 5 штук.

Учитель: Все наши рыцари достойно выдержали испытания, и теперь они озвучат законы рыцарства.

 Жюри подводит итоги. Рыцари хором читают законы.

Законы рыцарства:

  1. Да будут они везде и во всём вдохновляемы честью и правдой.
  2. Не совершайте преступлений, не творите жестокостей или злых дел.
  3. Щадите того, кто просит о пощаде.
  4. Всегда оказывайте ту помощь, что в ваших силах, женщинам и детям.
  1. Оставляйте все свои дела, если хоть одной женщине в мире  

     причинено зло.

  1. Ни за что на свете не сражайтесь за дело несправедливое и  

      неправедное.

 Вручение всем мальчикам грамот о посвящении в рыцари.

Председатель жюри: Ну, а теперь мы назовём победителя рыцарского турнира. Это - «имя».

Учитель: Да здравствует рыцарь - победитель турнира! Да здравствует королева! На этом наш рыцарский турнир заканчивается. Но надеемся, что вы, мальчики, всегда будете настоящими рыцарями, а вы, девочки, будете помнить, что вы – прекрасные дамы.

Список литературы:

 

  1. Концепция развития воспитания в системе образования города Москвы– М., 2010 г.
  2. Волина В.В. Поговорки для Егорки. – М., Олма-пресс, 1999 г. – 350 с.
  3. Макдональд Ф., перевод Малыхиной Е.И. и Степановой О.В. Средние века:  История мира от походов норманнов до путешествий Колумба. –  М., Слово, 1994 г. – 78 с.
  4. Морис Дрюон: Проклятые короли. – М., 1993 – 2002 гг.
  5. Симон Филипп. Рыцари и замки: Твоя первая энциклопедия. – Махаон, 2008 г. – 122 с.
  6. Я познаю мир: Научно- познавательная энциклопедия для всей семьи: Люди и события. – М., Премьера АСТ, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника для учащихся 1 класса по теме: «Посвящение в первоклассники»

Сценарий праздника для учащихся 1 класса по теме:  «Посвящение  в первоклассники»...

Турнир рыцарей. Праздник для учащихся 4-х классов.

Конкурсы для мальчиков, спортивная эстафета, "Серенада для прекрасной Дамы" помогут сплотить детский коллектив, формируют дружеские отношения между мальчиками и девочками, знакомят с традицией рыцарск...

«Рыцарский турнир». Сценарий мероприятия, посвященного 23 февраля

Сценарий мероприятия, посвященный 23 февраля.«Рыцарский турнир»Цель:• расширить представление детей об общенародном празднике, посвященном Вооруженным Силам России;• развивать интерес к творчест...

Сценарий праздника "Первый раз-в первый класс" для учащихся 1 класса

Данное мероприятие проведено в рамках Дня Знаний 1 сентября. Сразу же после общешкольной линейки первоклассники с родителями переступают порог школы. Школа для детей теперь второй дом, пока ещё незнак...

Сценарий праздника для учащихся 2-х класса, посвященный празднованию 23 февраля и 8 Марта.

Сценарий праздника для учащихся 2-х класса, посвященный празднованию 23 февраля и 8 Марта,  будет полезен воспитателям, учителям начальной школы....