Презентация проекта "День славянской письменности и культуры"
методическая разработка (3 класс) на тему

Коннова Светлана Владимировна

Презентация проекта по теме "День славянской письменности и культуры" представлено в форме интегрированного праздника - концерта, в программу которого включены презентации групповых мини - проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АЗ, БУКИ, ВЕДИ…

Коннова С. В.

г. Ковров. 2011 г.

«Мы сильны, когда мы вместе…"

Тема:  Дни славянской письменности и культуры.

Цель:

  1. развивать личность, способную к  самореализации, повышать уровень творческих способностей учащихся;

Достижение цели осуществлялось путём решения следующих задач:

Задачи для достижения цели: 

  1. создать условия для самореализации личности каждого ребёнка через усвоение и презентацию творчески открытых знаний: о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской  азбуке и её создателях, о первых книгах на Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня  славянской письменности и культуры; 

  1. развивать личностные качества: толерантность, целеустремлённость; психические процессы: память, восприятие, мышление и  познавательные процессы;

  1.  воспитывать культуру демократических отношений и чувство любви и уважения к культуре русского народа;

                 

  1.  создавать условия для накопления и обогащения опыта нравственного поведения учащихся путём вовлечения их в практическую деятельность;

  1. вызвать живой и непосредственный интерес к истории своей малой родины;

Оборудование:

  1. творческие работы детей;
  2. выставка книг;
  3. аудиозапись колокольного звона, магнитофон.
  4. картинки.
  5. презентация к празднику «Дни славянской письменности и культуры».
  6. кроссворд «Грамота»
  7. наглядный материал (старославянский  и современный алфавит)
  8. "Гимн Кириллу и Мефодию"(муз. М. П. Розейнгейма, слова В. И. Главача).

Оформление зала. Надпись на сцене «АЗ, БУКИ, ВЕДИ…»

(Зал оформлен рисунками детей, таблицами, плакатами с текстами, написанными современным славянским шрифтом).

Вступительное слово учителя.

        Слайд № 1.

        24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. Церковь отмечает его как

        Слайд №2.

 День святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян. Праздник славянской письменности пришел к нам из Болгарии, где этой традиции уже больше 100 лет. В нашей стране он стал отмечаться с 1986 года.

Наш праздник посвящён Дню славянской письменности и культуры.

 К празднику ребята подготовили программу, в которую включили стихи, песни, загадки и презентации своих проектов по этой теме. Предоставим им слово.

 (На сцене дети сидят за партами.) Звенит колокольчик.

        Слайд №3.

Ученик.

В классе уютном, просторном
Утром стоит тишина,
Заняты школьники делом –
Пишут по белому черным,
Пишут по черному белым.
Ручками пишут и мелом:

       Слайд № 4.
“Нам не нужна война!”

      Слайд № 5.      

Ученик.

Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?

/ Хором/ Мы – славяне!

Ученик.

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зовётесь ныне – россияне,

Издревле, кто вы?

/Хором/ Мы – славяне!

(Презентация группы.)

Ученик.

    В это трудно поверить, но когда-то наши предки -  славяне вовсе не имели книг, потому что не было букв, которыми можно было записывать славянскую речь.

После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы.

      Слайд № 6.

Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать все особенности славянской речи.

 Ученик. 

И явились на Русь два просветителя, братья мудрые…

     Слайд № 7.

Жили они на границе государства Византии и славянских земель в городе Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.

 Сценка.

 

Все в школе казалось Константину интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами:

Кирилл. - А почему учитель все время говорит по – гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно разговаривал по – славянски.

Мефодий. - Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что книги, знания – все от греков.

Кирилл. - А почему у славян нет своих книг?

Мефодий. - Потому что писать на славянском языке нельзя.

Кирилл. - Как это? Вот я возьму и напишу «дом».

Мефодий. - А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что тебе не хватит букв.

Кирилл (кричит) - Так я придумаю!

     В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал разговор братьев.

Учитель. - Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!

Кирилл. - Нет, можно! Вот я вырасту и придумаю славянам  буквы. Они будут писать, и не хуже, чем греки.  

 Ученик. 

Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал и придумал буквицы, а из них составил азбуку.

       

Ведущий.

- Как звали братьев? (Кирилл и Мефодий.)

Ученик.

 - Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным  делом, и один Кирилл не мог справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий.

Ученик.

Помолившись Богу по утру,

Наклонился над листом святой

     Слайд № 8.

Буквы подносил к его перу

Лучезарный ангел золотой.

И ложилась букв славянских вязь,

И строка бежала за строкой,

     Слайд № 9. 

Книгою великой становясь,

Посланной Божественной рукой.

     

И, казалось, блеск небесных звёзд

Эта книга бережно хранит

     Слайд № 10. 

И, казалось, сам Иисус Христос

По – славянски с нами говорит!

Ученик.

Кирилл и Мефодий выполнили великое дело!

     Слайд № 11.

  Это событие произошло в 863 году. За этот подвиг – создание славянской письменности – братья причислены к лику святых, и день этих святых празднуется как День славянской письменности и культуры.

 Церковь отмечает его как День святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян.

Ученик.   

  Совсем недавно в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности. Жаль, что с большим опозданием, потому что в других славянских странах,  в Болгарии

       Слайд № 12.

 например, этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично.

       Слайд № 13.

 В Мурманске, около областной библиотеки есть памятник Кириллу и Мефодию, который Болгария преподнесла в дар городу. Автор его - скульптор Владимир Гиновски.

ΙΙ блок.

 (Раздаётся колокольный звон).

Ученик.

По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.

       Слайд № 14.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

Ученик.

Вспоминают Кирилла и Мефодия,

       Слайд № 15.

Братьев славных, равноапостольских,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.

Ученик.

Все народы, что пишут кириллицей,

     Слайд № 16.
Что зовутся издревле славянскими,

     Слайд № 17, № 18.
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

     Слайд № 19.

Гимн «Кириллу и Мефодию» (муз. М. П. Розейнгейма, слова В. И. Главача).

Слава Вам, братья, славян просветители,

Церкви Славянской Святые Отцы!

Слава Вам, правды Христовой учители,

Слава Вам, грамоты нашей творцы!  / 2 раза

Будьте ж славянству звеном единения,

Братья святые: Мефодий, Кирилл!

Да осенит его дух примирения

Вашей молитвой пред Господом сил! / 2 раза

Звучит колокольный звон.

Выходят дети с буквами (аз, буки и др.)

(Презентация группы).

Ведущий.

– Посмотрим на первый славянский алфавит.

    Слайд № 20.

- Как он называется?

Буквы. Кириллица.

Ведущий.

- Почему он так назван?

 (По имени Кирилла, одного из её создателей.)

Ведущий.

- Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной.

 Она имела имя.

- Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Аз-я;

Буки –  буквы, книги;

Веди – ведать, знать;

Глаголь – говорю, слово;

Добро – добро;

Есть – есть;

Живете – жизнь;

Земля – земля;

И – и;

Како – как;

Люди – люди;

Мыслите – мыслите;

Он

Покой

Рцы

Слово

Твёрдо

Ук –наука

Ферт

Червь  

Звенит колокольчик. На сцене остаётся 1 группа с презентацией «Кроссворд».

Ведущий.

Так какая первая буква алфавита? (Аз.)

Ученик.

– Меня зовут Аз.

(Презентация группы) Мы составили для вас кроссворд «Грамота». Проверьте свои знания. Попробуйте разгадать кроссворд.

    Слайд № 21. «Кроссоврд».

Ученик называет задание, дети отвечают. Самопроверка по слайду.

  1. Название старославянской азбуки.
  2. Знак алфавита.
  3. Орудие письма в старину.
  4. Родной город Кирилла и Мефодия.
  5. Другое название азбуки.
  6. Мыслитель, мудрец.
  7. Живописное изображение святых.
  8. Рисунок по сырой штукатурке, настенная роспись.
  9. Материал для письма в Древнем Египте.
  10.  Кора берёзы.

Буки.

- Меня зовут  Буки.

Ведущий. - Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорят: «Сначала «аз» и «буки», а потом и науки».  С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний.

Буки. (Презентация 2 группы. Тема: «Пословицы и поговорки русского народа о грамоте, пользе учения»)

  Русский народ сложил много песен, сказок, пословиц, поговорок о грамоте, о книгах, о пользе учения.

  Мы  искали их в книгах, думали над  смыслом, оформили книгу – свиток пословиц и поговорок русского народа. Многие вам уже знакомы.

- Ребята,  выполните задание: «Доскажите пословицу или поговорку».

   Слайд № 22.   

Ученица  называет начало пословицы, ученики договаривают. Самопроверка по слайду.

1)Аз, буки, веди, страшны как медведи.

2) Азбуку учат на всю избу кричат.

3) Ум без книги, как птица без крыльев.

4) Что написано пером, не вырубишь топором.

5) Грамоте учиться всегда пригодится.

6) Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

7) Век живи – век учись.

8) Повторенье – мать ученья.

- Какие пословицы о грамоте, о пользе учения знаете вы?

Ведущий.

К нам из азбуки спешит новая гостья.

Веди.

Меня зовут Веди. Я всё про всех знаю, про всё ведаю. Поведаю я вам историю праздника Троица.

   Слайд № 23.

   Издавна на Руси праздновали замечательный праздник – Великую Троицу. Праздник начинали с четверга.

В этот день девушки шли в лес завивать берёзку.

 

 Но сам праздник отмечался в воскресенье. Эта неделя считалась прощальной с весной и встреча с летом. Прославляли зеленеющую землю, берёзку.

     Слайд № 24.

 Берёзку украшали яркими разноцветными лентами, цветами, ходили с ней по полю, распевали песни, а потом бросали её в рожь, чтобы берёзка дала силу полю. Под берёзой  в роще ставили столы с угощением. Потом девушки завивали берёзу. На концах отдельных ветвей берёзы, не отламывая их, сплетали венки.

    Слайд № 25.

  На этих венках потом гадали, что ждёт каждого в году. Бросали венок в речку, если венок пристанет к берегу, то девушка замуж не выйдет, чей уплывёт – выйдет, потонет – жди беды.

Затем молодёжь пела песни,

    Слайд № 26.

водила хороводы.

    Слайд № 27.

Группа девочек  подготовила к празднику русский народный танец «Во поле берёзка стояла».

Встречайте их.

Дети исполняют танец «Во поле берёза стояла».

Ведущий.

Продолжим знакомство со славянской азбукой.

    Слайд № 28.

Глаголь. 

- Здравствуйте! Я буква «Глаголь».

Ведущий.

- Какое у тебя красивое имя! А что оно означает?

Глаголь.

Глаголить – значит говорить. Но, прежде чем говорить, надо хорошенько… подумать. В народе говорили: «Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь».  

Добро.

Добрый день! Меня зовут «Добро».

Ведущий.

Какое у тебя доброе имя!

Звучит  фонограмма песни «Если добрый ты…». Дети читают стихи.

Добро.

   Доброта – лучшая черта характера человека.

   Добрым быть совсем не просто,

   Не зависит доброта от роста,

   Не зависит доброта от цвета,  

   Доброта не пряник, не конфета.

Ученик.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Ученик.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Ученики поют последний куплет песни.

Ведущий.

К нам из азбуки спешит новая гостья!

Музыка.

Люди. 

Я буква «Люди».

Люди вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите.

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить.

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям подарить.

Дети исполняют песню «Вот что значит настоящий верный друг».

Ведущий.

- Знакомьтесь с новой буквой.

Мыслите.

Здравствуйте! Меня зовут «Мыслите».

Ведущий.

Какая мудрая буква к нам явилась!

Мыслите.

Я принесла вам загадки. Отгадайте их.

1) Семя плоско,
   Поле гладко,
   Кто умеет,
   Тот и сеет,
   Семя не всходит,
   А плод приносит.

          (Бумага и написанные на ней слова.)

    Слайд № 29.

На чём же писали раньше?

Писали раньше палочкой на белой бересте, иглой на пальмовых листьях, на глиняных табличках, на дощечках, покрытых воском и даже на медных листах.

   Есть такое растение – папирус. Славен он тем, что на нём писали первые книги.

Писали наши предки на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока не становилась жёлтой или белой.

2) Носила меня мать,
  Уронила меня мать,
  Подняли меня люди,
  Понесли в торг торговать,
  Отрезали мне голову, стал я пить
  И ясно говорить.

                   (Гусиное перо).

     Слайд № 30.

Чем  писали на пергаменте?

Обычно книги наши предки писали гусиными перьями, очень редко лебедиными, а в одной рукописи упоминается перо павье – павлинье.

Гусиные перья подвергали особой обработке: втыкали на короткое время в песок или золу, а затем соскабливали ненужные перепонки.

Для письма использовались чернила, изготовленные из чернильных орешков (галлов) – особых наростов на листьях дуба, повреждённых насекомыми-вредителями.

3)Не куст, а с листочками.

   Не рубашка, а сшита,
  Не человек, а рассказывает.
                                   
(Книга).

     Слайд №  31.

Какие первые книги были на Руси?

     В старину книги писались от руки. Работа подвигалась медленно. На изготовление одной – единственной рукописи – книги уходило иногда пять – семь лет. Писец должен был обладать четким и красивым почерком. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась.

Подбирались тщательно чернила, писали даже растворенным золотом или серебром. Начальную строку новой главы выделяли красными чернилами, отсюда и пошло выражение – начать с красной строки.

Переписанные листы украшали рисунками, одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей. На обложках помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застежки. В старину любили говорить: «Книжное слово в жемчугах ходит». Такая книга стоила больших денег.  

Ведущий. 
Мудрецам давно известно:
Там, где умным мыслям тесно,
Нет ни зависти, ни скуки.
Мастера там на все руки.
Шить, варить и рисовать,
Звонко петь и танцевать.

Ученик.

Два прихлопа, два притопа,
С каблука и на носок -
Сказки русские танцуют,
Выше нос и руки в бок!
Разгадайте-ка загадку:
Что за танец, что за стиль?
Развеселый, как трехрядка,
Называется: (кадриль).

Танец «Кадриль».

Ведущий.
Есть буквы шипящие,
Есть буквы свистящие,
И только одна из них –

Буква рычащая.

Рцы. Здравствуйте! Я - буква "Рцы".

Недаром я собой горжусь,

Ведь - я начало слова "Русь".

Давайте поиграем с вами в русскую народную игру «Бояре».

Игра «Бояре». (Мальчики строятся в одну линию, а девочки – напротив. Сначала все мальчики шагают на девочек, притопывают,  возвращаются обратно, затем девочки).

Мальчики: – Бояре, а мы к вам пришли,

                      Молодые, а мы к вам пришли.

Девочки:  -   Бояре, а зачем вы к нам пришли,

                      Молодые, а зачем вы к нам пришли?

Мальчики: – Бояре, мы невесту выбирать!

Девочки:  -   Бояре, а какая вам мила?    

Мальчики: – Бояре, а вот эта нам мила.  

Девочки:  -   Бояре, она дурочка у нас.

Мальчики: – Бояре, мы ей пряничка дадим.

Девочки:  -   Бояре, у ней зубки болят.

Мальчики: – Бояре, мы ей плёточки дадим.

Девочки:  -   Бояре, она плёточки боится.

Мальчики: – Бояре, мы вам выкуп дадим.  

Девочки:  -   Бояре, забирайте её тогда.

Мальчики: – Бояре, мы теперь родня!    

Ведущий. 

Спасибо буква Рцы за очень интересную игру.  

         Слайд №  32.       

Ученик.

Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости.

       

Спасибо святым братьям         Слайд №  33.       

 Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Солунские братья - гордость всего славянского мира.

Ведь благодаря им мы узнали жемчужины народной мудрости.

Ведущий.  43 буквы-сестрицы смотрят на вас с этого старинного свитка и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз. А теперь, кириллицы, встречайте современную русскую азбуку.

Звучит музыка.

Дети выносят плакат с изображением алфавита. 

Слайд №  34.   

Песня «Алфавит».     

Ученик.
Буква к букве - будет слово,
Слово к слову - речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.

Ученик.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит -
Все: Наш славянский алфавит!

Ведущий.
Русь талантами богата,
Русь талантами сильна.
Если будут петь ребята, -
Значит, будет жить она.

Танец  «Берега России».

Заключительное слово педагога.

Слайд №  35.   

Установилась традиция каждый год назначать российский город, который становится центром праздника.

В этом году центром празднований выбран город Тверь.

 На владимирской земле широко отмечается День славянской письменности и культуры. К этому празднику приурочены выставки, концерты, фестивали и другие культурные мероприятия.

   Надеемся, что наш праздник «День славянской письменности и культуры» оставил самые приятные впечатления в сердцах всех участников и гостей, позволил еще раз приобщиться к богатейшему духовному и культурному наследию славянских народов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

Расширить знания о письменности, познакомить с первыми создателями славянской письменности....

Сценарий праздника «Путешествие в страну букв», посвященный Дню славянской письменности и культуры.

Ознакомление детей с праздником славянской письменности, со святыми Кириллом и Мефодием...

"День славянской письменности и культуры"

24 мая - День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности. Россия традиционно отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник после многи...

Славянская письменность и культура 4 класс

Данный урок направлен на формирование потребности к изучению родного языка у школьников;развитие коммуникативных, языковых, лингвистических и культуроведческих компетенций;воспитание грамотных граждан...

Презентация к дню славянской письменности и культуры

Презентация к 24 мая, Дню славянской письменности и культуры....

Презентация "День славянской письменности и культуры"

Цель: познакомить учащихся с историей создания славянской азбуки.Задачи:воспитание и развитие у учащихся патриотизма, уважения к истории нашей Родины, гражданственности; мировоззренческих убеждений;ра...