Главные вкладки

    "День славянской письменности и культуры"
    методическая разработка (3 класс) на тему

    Якушенкова Екатерина Сергеевна

     

    24 мая - День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности. Россия традиционно отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник после многих десятилетий забвения был возрожден в нашей стране в 1986 году, а в 1991 году ему был придан статус государственного.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл den_slav._pismennosti.docx27.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    День славянской письменности и культуры

    Цели и задачи:         

    • познакомить учащихся с историей создания славянской азбуки, с историей русского алфавита;
    • показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, создателей азбуки;
    • развивать у учащихся интерес к родной истории, к родному языку;
    • воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности;
    • способствовать развитию у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторических событий, умения прослеживать связь истории и современности; 
    • развивать у учащихся умения анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, иллюстрация, схема, аудиовизуальный ряд).

    Обеспечение урока:

    • Иллюстрации к уроку (презентация)
    • Мультимедийное оборудование.

    Урок

    Здравствуйте.

    Проанализируйте высказывание русского писателя и историографа Николая Михайловича Карамзина. « История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывает человеку новый мир – особенно в наше время, при нынешних успехах разума».

            Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии?

    Главной темой нашего разговора будет разговор о письменности.

    Можете ли вы дать определение этому понятию?

    Письменность — знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных (речевой информации и др. элементов смысла безотносительно к их языковой форме) на расстоянии и придания этим данным вневременного характера. Письменность — одна из форм существования человеческого языка.

    Возвращаясь к высказыванию Н.М. Карамзина, ответьте на вопросы:

    Согласны ли вы с его мнением? Актуально ли оно сегодня?

    Почему Язык и письменность являются едва ли не самыми важными культурообразующими факторами?

    Если у народа отнять право или возможность говорить на родном языке, то это будет самым тяжким ударом по его родной культуре. Если у человека отнять книги на родном языке, то он лишится самых важных сокровищ своей культуры.

    В тот момент, когда впервые было высечено, нацарапано имя вождя или бога, или племени - мы никогда не узнаем точно, - тогда началась история. Времена, когда не существовало письменности, так и называются - доисторическими.

    Мифы всех цивилизаций рассказывают о божественном происхождении письменности - ее ценность люди понимали всегда. И сама возможность писать и читать долгое время оставалась уделом избранных, прежде всего жречества и государственных чиновников. Иначе и быть не могло, ведь, чтобы овладеть грамотой, требовалось запомнить и научиться изображать тысячи сложных знаков - иероглифов.

    Мы знаем, кто придумал электродвигатель, радио, компьютер. Но эти изобретения, изменившие жизнь человечества, никогда не состоялись бы, если бы в древности кто-то, чьих имен мы не знаем, не изобрел письменность. 

    Вы все знаете о существовании жанра устного народного творчества – пословицы. Пословица — краткое образное выражение с назидательным смыслом, а ней заключена народная мудрость.

    Как вы понимаете такое выражение “Начать с азов”, “Аз да буки - вот и все науки”, “Не суйтесь, буки, наперёд азов”.

    Вспомните пословицы, в которых отражено отношение людей к знанию, слову. Объясните их смысл.

    • Без букв, и грамматики не учатся математике
    • Велико ли перо, а большие книги пишет
    • Грамота не болезнь, годы не уносит
    • Древо и учитель познаются по плоду
    • Знание лучше богатства
    • Корень учения горек, да плод его сладок
    • Кто не учен, тот глуп
    • Не пером пишут, а умом
    • Хорошая книга — лучший друг
    • Ученый сын старше неученого отца
    • Уменье везде найдет примененье
    • Почитай учителя как родителя
    • С книгой поведешься — ума наберешься
    • Я – последняя буква в алфавите, и т.д.

    24 мая - День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности. Россия традиционно отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник после многих десятилетий забвения был возрожден в нашей стране в 1986 году, а в 1991 году ему был придан статус государственного.

    У славянской письменности совершенно удивительное происхождение. Благодаря целому ряду исторических свидетельств нам известно о начале славянской письменности и о ее создателях — святых Кирилле и Мефодии.

    Еще в старые времена славянские народы праздновали память святых братьев Кирилла и Мефодия, однако позже празднование было забыто под влиянием различных исторических и политических обстоятельств. В начале девятнадцатого века происходило возрождением славянских народностей, и вместе с этим обновилась и память славянских первоучителей. И в 1863 году на Руси было принято постановление о праздновании памяти святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю).

    Славянская письменность была создана в IX веке, около 862 года.

    Братья Кирилл и Мефодий выросли в знатной семье, жившей в греческом городе Солуни. Мефодий был старшим из семи братьев, Константин – самым младшим. Мефодий был в военном звании и являлся правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку.

    Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви IV века – Григория Богослова. Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого ученого Фотия, будущего Константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Константин учился у лучших учителей Константинополя и в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, получив за свой ум и выдающиеся познания прозвание Философ. Постигал он также философию, риторику, математику, астрономию и музыку. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь на гору Олимп к Мефодию, брату своему, – рассказывает его жизнеописание, чтобы беспрестанно творить молитву и заниматься благочестивыми размышлениями.

    Однако не удавалось Константину подолгу проводить время в уединении. Как лучшего проповедника веры, защитника Православия его часто посылали в соседние страны для участия в диспутах. Поездки эти были весьма успешными для Константина. Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым.

    Вся жизнь Константина была наполнена частыми трудными, тяжкими испытаниями и напряженной работой. Это подорвало его силы, и в 42 года он сильно заболел. Незадолго перед кончиной он принял монашество с именем Кирилл и тихо скончался в 869 году. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы Римского поддержки в главном своем деле – распространении славянской письменности. Перед смертью Кирилл говорил брату: “Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору”. Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело – перевод на славянский язык Священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа. Преемником себе он оставил лучшего из своих учеников, архиепископа Горазда, и около двухсот обученных им священников – славян.

    О начале славянской письменности узнаем мы из главной русской летописи – “Повести временных лет”. Там говорится о том, как однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: “Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их”. Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Константина и Мефодия, и “уговорил их царь и послал их в славянскую землю... Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие”.

    Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. “И рады были славяне, что услышали о величии Божием на своем языке”.

    С принятием христианства на Русь пришла и славянская азбука. И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте. Явились в Русской земле учителя из Болгарии – продолжатели дела Кирилла и Мефодия.

    Новый алфавит получил название «кириллица» по монашескому имени Константина. Славянская азбука была составлена на основе греческой, существенно изменив ее, чтобы передать славянскую звуковую систему. Были созданы две азбуки – глаголица и кириллица. Изначально существовало твердое убеждение, что только три языка являются достойными для богослужения и написания церковных книг (древнееврейский, греческий и латинский). Папа римский после представления братьями нового алфавита утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

    Азбука - совершенно уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. Азбука отличается от других алфавитов не только практически совершенным воплощением принципа однозначности графического отображения: один звук - одна буква. В Азбуке, и только в ней, есть содержание.

    До наших дней дошло так называемое азбучное Послание. Текст составлен и названий букв славянского алфавита. Название каждой буквы несет определенный смысл.

    Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо - укъ фъретъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти!

    Задание № 1.

    Детям было предложено в качестве закрепления разгадать кроссворд:

    По вертикали:
    1. Столица Древней Руси.  (Киев)
    3. Название города в Македонии, где родились святые братья Константин и Мефодий — просветители славян. (Солунь)
    5. Совокупность букв русского языка. (Азбука)
    6. Имя константинопольского патриарха во времена жизни святых братьев Константина и Мефодия. (Фотий)
    8. Глава области в Византийской империи во времена жизни святых братьев. (Стратиг)
    9. Что означает греческое слово «софия »? (Мудрость)
    По горизонтали:
    2. Вид живописи по сырой штукатурке. (Фреска)
    4. Писчий материал, который использовали во времена святых Кирилла и Мефодия. (Пергамен)
    6. Как звали Константина в народе? (Философ)
    7. Какое имя было у святого Кирилла до принятия монашества? (Константин)
    9. Как звали византийского императора, который отправил Константина на проповедь к славянам? (Михаил)
    10. Имя князя, при котором Русь приняла крещение.  (Владимир)
    11. Свод правил (Канон).

    1

    4

    5

    2

    3

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    Задание № 2.

    Также в качестве закрепления детям было предложено составить и нарисовать плакат:

     « 24 мая – День славянской письменности» (фото прилагаются)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация проекта "День славянской письменности и культуры"

    Презентация проекта по теме "День славянской письменности и культуры" представлено в форме интегрированного праздника - концерта, в программу которого включены презентации групповых мини - проектов....

    ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

    Расширить знания о письменности, познакомить с первыми создателями славянской письменности....

    День славянской письменности и культуры

    Мероприятие ко Дню славянской письмености...

    День славянской письменности и культуры. Выпускной праздник в 4 классе.

    Выпускной праздник в 4 классе посвящён Дню славянской письменности и культуры....

    Тематическое воспитательное мероприятие «День славянской письменности и культуры»

    Культура - это то, что оправдывает существование народа и нации, это святыня нации, которую он собирает и сохраняет.Знание родной культуры неизбежно повлечет любовь к ней, научит ценить ее. В наше вре...

    Серия родительских собраний в детском саду и начальной школе на день славянской письменности и культуры: «Те, кто читает, всегда будут править теми, кто смотрит телевизор»

    Серия родительских собраний  в детском саду и начальной школе  Организация учебного процесса.     Название работы: «Те, кто читает, всегда будут править теми, кто см...